Уплата и принятие к вычету НДС налоговыми агентами
При заключении договора аренды с ГУПом или МУПом, арендодателем по которому выступает не сам собственник госимущества, а его балансодержатель, то есть государственное или муниципальное унитарное предприятие, у которого арендуемое имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении, арендодатель должен сам перечислить в бюджет НДС с арендной платы и выставить арендатору счет-фактуру с выделенной в нем суммой НДС. Значит, в данной ситуации арендатор не является налоговым агентом по НДС и обязан только перечислить арендодателю всю сумму арендной платы, включая этот налог. Арендодатель самостоятельно уплачивает в бюджет НДС с арендной платы даже в том случае, когда арендатор вносит эту плату не на счет арендодателя - балансодержателя госимущества, а непосредственно в бюджет или на специально открытый для этих целей счет в органах казначейства. Обязанности налогового агента возникают только при аренде государственного имущества, если заключенный договор не является договором аренды, то нормы ст. 161 НК РФ не применяются. Например, организация заключает договор на аренду рекламного места на здании, находящемся в государственной (муниципальной) собственности.
Контролируемая сделка и посреднический договор
Согласно ст. 105.14 НК РФ контролируемыми сделками по общему правилу признаются сделки между взаимозависимыми лицами - к примеру, если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%, если в двух организациях один и тот же генеральный директор (единоличный исполнительный орган) или один и тот же учредитель с долей более 25% и т.д. Впрочем, нужно заметить, что эти правила в 2012 и 2013 гг. не применяются к сделкам с плательщиками ЕНВД и ЕСХН. Сделки с этими лицами, совершаемые через посредника, могут быть признаны контролируемыми только с 1 января 2014 г. Одним из условий признания сделки между российскими взаимозависимыми лицами контролируемой является превышение суммы доходов по всем сделкам, совершенным между этими лицами за текущий календарный год (т.е. суммы цен сделок за год), критической величины, которая в 2012 г. составляет 3 млрд руб., в 2013 г. будет составлять 2 млрд руб., а с 2014 г. - 1 млрд руб. Отсюда возникает частный вопрос: когда именно должен признаваться доход по сделкам, которые могут быть признаны контролируемыми, если эти сделки совершаются через посредника (агента, комиссионера)?
Предприятие – налоговый агент: налоговый учет НДФЛ
Необходимость организации и ведения налогового учета прямо установлена гл. 25 НК РФ. Отдельными статьями данной главы определены общие требования к организации и ведению налогового учета. По общему правилу необходимость организации и ведения налогового учета возникает тогда, когда данные бухгалтерского учета не могут быть непосредственно (без дополнительных корректировок) использованы для определения налоговой базы и установления задолженности по налогу, подлежащему уплате в бюджет. Требования, установленные для организации и ведения налогового учета нормами гл. 25 НК РФ, являются универсальными. В том случае, когда отдельные виды доходов облагаются по разным налоговым ставкам, при организации налогового учета целесообразно провести группировку налогоплательщиков и получаемых ими доходов в разрезе применяемых налоговых ставок. При определении налоговой базы по НДФЛ, удерживаемому с доходов работников организации, необходимость корректировки данных бухгалтерского учета и, следовательно, необходимость ведения дополнительного налогового учета может возникать в следующих случаях.
Налоговый учет расходов на организацию семинара
Проведение семинаров - это вид предпринимательской деятельности, который получил широкое распространение в последнее десятилетие. Бесконечные изменения в законодательстве дают организациям возможность заработать на консультационных услугах в виде однодневных и многодневных семинаров. Посещают семинары и бухгалтеры, и кадровики, и юристы, и менеджеры. Однако до сих пор вопрос о признании расходов для целей налогообложения, которые организация несет в связи с проведением семинара, остается открытым. Вот и на этот раз организация обратилась в Минфин России с подобным вопросом, описав те расходы, которые она несет в связи с проведением семинаров. К сожалению, в своем Письме от 16.10.2012 N 03-03-06/1/551 специалисты Минфина России не дали какого-то конкретного ответа. Они написали, что налогоплательщику придется самостоятельно разбираться, по какой статье следует учитывать те или иные расходы. То есть самостоятельно определять, к какому виду расходов относятся те или иные затраты - к рекламным расходам, к представительским или к иным расходам. И только после того, как налогоплательщиком будет найдено основание для признания того или иного расхода, он должен использовать специальные нормы, установленные гл. 25 НК РФ для соответствующего расхода.
ЕНВД: разъяснения Президиума ВАС РФ
Не так давно, а именно 6 сентября 2012 г., на своем сайте www.arbitr.ru Президиум ВАС РФ поместил Информационное письмо, в котором обобщена практика рассмотрения подведомственными судами дел, связанных с применением налогоплательщиками положений специального налогового режима ЕНВД. С 1 января 2013 г. переход на ЕНВД становится добровольным. Но проверки "вмененной" деятельности на соответствие действующим нормам за прошедшие периоды еще будут проводиться. Поэтому актуальность рассматриваемого Информационного письма сохранится. Возможно, кому-то информация Президиума ВАС РФ будет полезна в текущей деятельности, а кому-то поможет исправить ранее допущенные ошибки.
Общепринятая система налогообложения является базовой по отношению к остальным. УСН, ЕНВД и ЕСХН относятся к специальным налоговым режимам, введение которых связано с определенными отраслями производства и видами деятельности. При этом "упрощенка" является более распространенным среди специальных налоговых режимов, используемых предприятиями малого бизнеса, поскольку на данный специальный налоговый режим переводится налогоплательщик, а не конкретный вид деятельности. Как видим, с начала следующего года организации и индивидуальные предприниматели могут самостоятельно выбрать какой-то один из приведенных специальных налоговых режимов при условии соответствия требованиям, предъявляемым к налогоплательщику соответствующими главами НК РФ. Перед тем как принять окончательное решение, логично определить преимущества и недостатки каждой системы налогообложения. Поскольку применение ЕСХН все же связано с видами деятельности несколько специфическими, то остановимся на сравнении ЕНВД и УСН.
Как смягчить налоговую ответственность
Статья 111 НК РФ определяет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, причем список указанных обстоятельств является открытым. Например, признаются обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, следующие обстоятельства. Во-первых, совершение деяния вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания). Судебная практика относит к непреодолимым обстоятельствам и случаи изъятия документов правоохранительными органами без составления подробной описи изымаемых документов. Во-вторых, совершение деяния налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния.
Доначисление налога: примеры из судебной практики
Право налоговых органов проверять правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами установлено пп. 1 п. 2 ст. 40 НК РФ. В то же время доначисление налоговым органом налога и пени по сделке между взаимозависимыми лицами возможно лишь при наличии доказательств того, что цена, примененная сторонами по сделке, отклонялась от рыночной цены более чем на 20%. Само по себе наличие основания для контроля за ценами, даже если товар был реализован по различным ценам, отклоняющимся более чем на 20%, - это еще не нарушение ст. 40 НК РФ. Налоговые органы должны еще доказать отклонение цен по таким конкретным сделкам от рыночных на идентичные (однородные) товары (работы, услуги), на что неоднократно указывали арбитражные суды.
Сам допрос может проводить любое должностное лицо налогового органа, а не только "ваш" налоговый инспектор или инспектор, проводивший налоговую проверку. Перед началом допроса налоговый инспектор изучает документ, удостоверяющий личность допрашиваемого, выясняет, возможно ли проведение допроса в отношении данного свидетеля. Если налоговый инспектор не убедился в том, что вы не относитесь к категории лиц, которые освобождены от дачи показаний, и не сделал соответствующую отметку в протоколе, то данные показания не могут служить доказательством в суде. Далее налоговый инспектор выясняет, владеет ли свидетель русским языком, и если нет, то решает вопрос о привлечении переводчика.
Упрощенная система налогообложения имеет ряд присущих только ей особенностей. Ни общая система налогообложения, ни другие специальные налоговые режимы не предоставляют налогоплательщику права на выбор объекта налогообложения. Таковым при "упрощенке" могут быть доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Фискалы в свое время пояснили, что на данный специальный налоговый режим переводится налогоплательщик, а не конкретный вид деятельности. Поэтому при применении "упрощенки" выбранный налогоплательщиком объект налогообложения распространяется на всю его деятельность, без разделения по видам. Применение одновременно двух объектов налогообложения по УСН гл. 26.2 НК РФ не предусмотрено. За десятилетие действия гл. 26.2 НК РФ произошла эволюция в части возможности смены объекта налогообложения.