В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее - Основные направления налоговой политики), одобренных Правительством РФ 25.05.2009, были рассмотрены приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики в перспективе 2010 - 2012 гг. Как и ранее, главный приоритет - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося налогового бремени.
Относительно транспортного налога были обрисованы следующие перспективы. В целях повышения налоговой автономии органов власти субъектов РФ, а также создания возможностей для повышения доходов региональных бюджетов предполагалось с 2010 г. внести в гл. 28 НК РФ следующие изменения:
- предоставить органам власти субъектов РФ право устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства, а также от его экологического класса;
- увеличить средние ставки транспортного налога, установленные ст. 361 НК РФ, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов РФ уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз. Такой порядок позволит региональным властям при желании не повышать налоговую нагрузку на владельцев транспортных средств либо увеличить ставки транспортного налога на отдельные категории с целью пополнения бюджетных доходов.
Помимо решения задач в области бюджетного планирования, основные направления налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории РФ. Несмотря на то что этот документ не является нормативно-правовым актом, он представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.
Исходя из определенных Правительством РФ ориентиров в области налоговой политики и непосредственно дальнейшего развития транспортного налога были приняты законодательные акты, реализующие данные положения:
- Федеральный закон от 28.11.2009 N 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ);
- Федеральный закон от 28.11.2009 N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ);
- Федеральный закон от 27.12.2009 N 368-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 368-ФЗ).
Рассмотрим, какие же изменения по вопросам исчисления и уплаты транспортного налога были внесены.
Федеральный закон N 282-ФЗ
Изменения, внесенные данным Законом, затронули ст. 361 "Налоговые ставки" НК РФ. Если раньше законами субъектов РФ налоговые ставки, установленные на федеральном уровне в гл. 28 НК РФ, могли быть увеличены (уменьшены) не более чем в пять раз, после внесенных изменений увеличение (уменьшение) может достигать десяти раз.
По-новому сформулирован и п. 3 ст. 361 НК РФ: слова "срока полезного использования транспортных средств" заменены словами "количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса". Кроме этого, данный пункт дополнен новым абзацем: количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
Эти изменения вступили в силу с 1 января 2010 г.
По мнению финансистов, представленному в Письме от 20.01.2010 N 03-05-06-03/04, Федеральный закон N 282-ФЗ не влечет автоматического увеличения ставок транспортного налога, установленных законами субъектов РФ, а расширяет диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по установлению налоговых ставок.
В соответствии с гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ транспортный налог является региональным налогом, который вводится в действие законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ самостоятельно принимают решения об установлении на подведомственной им территории конкретных размеров налоговых ставок, увеличивая или уменьшая их относительно ставок, указанных в ст. 361 НК РФ. Следовательно, согласно мнению Минфина и действующему законодательству по вопросу установления конкретных ставок транспортного налога нужно обращаться в законодательные (представительные) органы власти соответствующих субъектов РФ.
Федеральный закон N 283-ФЗ
Новшества внесены в ст. 363 "Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу" НК РФ. В новой формулировке абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ звучит так: при этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 363.1 НК РФ налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками, за исключением тех, кто применяет специальные налоговые режимы, установленные гл. 26.1 и 26.2 НК РФ, в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Напомним, что налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год, а отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются I квартал, II квартал, III квартал.
Таким образом, налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу равными долями по месту нахождения транспортных средств по истечении каждого отчетного периода в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.
С 1 января 2010 г. срок для уплаты авансовых платежей по транспортному налогу не может быть установлен законом субъектов РФ ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а именно ранее 30 апреля, 31 июля и 31 октября соответствующего года. До 1 января 2010 г. такого ограничения в п. 1 ст. 363 НК РФ не содержалось.
Также внесены изменения в п. 3 ст. 363 НК РФ - они затрагивают интересы налогоплательщиков - физических лиц. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2010 г.
Федеральный закон N 368-ФЗ
Федеральный закон N 368-ФЗ вносит изменения в том числе в гл. 28 НК РФ. И хотя интересы аптечных организаций новшества не затрагивают, мы их приведем, чтобы знать, о чем идет речь.
Изменения, внесенные данным Законом, также применяются с 1 января 2010 г. Они касаются интересов индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют пассажирские и грузовые перевозки. Теперь в пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ четко прописано, что не являются объектом обложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. Внесенные изменения уравняли организации и индивидуальных предпринимателей в данном вопросе.
Госпошлина за действия, связанные с регистрацией транспортных средств
С 29 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 374-ФЗ). Этот Закон не связан с порядком исчисления и уплаты транспортного налога. Но при разговоре о транспортном налоге обойти его вниманием нельзя: он устанавливает новые - повышенные - размеры госпошлины за действия, связанные с регистрацией транспортных средств, и непосредственно затрагивает интересы их владельцев. Итак, изменения внесены в ст. 333.33 "Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий" НК РФ. Сравним наиболее распространенные из них с действующими ранее положениями.
Юридически значимое действие |
Госпошлина |
Госпошлина |
Выдача государственных регистрационных знаков |
400 руб. |
1500 руб. |
Выдача государственных регистрационных знаков |
200 руб. |
1000 руб. |
Выдача паспорта транспортного средства, в том |
100 руб. |
500 руб. |
Выдача свидетельства о регистрации |
100 руб. |
300 руб. |
Внесение изменений в выданный ранее паспорт |
20 руб. |
200 руб. |
Выдача государственных регистрационных знаков |
400 руб. |
1000 руб. |
Выдача государственных регистрационных знаков |
200 руб. |
500 руб. |
Выдача государственных регистрационных знаков |
50 руб. |
100 руб. |
Выдача талона о прохождении государственного |
30 руб. |
300 руб. |
|
Посмотрев на приведенную таблицу, каждый сможет заметить не просто увеличение размера госпошлины, а увеличение в разы. Если налогоплательщик не понял, чем вызвано такое увеличение, Минфин ему все доходчиво объясняет в Письме от 20.01.2010 N 03-05-06-03/04. Увеличение размеров государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств обусловлено тем, что кроме государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств на основании Постановления Правительства РФ от 08.04.1992 N 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации" взималась плата за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции, а также прием экзаменов. В оплату указанной продукции включались свободная отпускная цена изготовителя продукции (с НДС), затраты по ее транспортировке и хранению, а также специальный сбор, связанный с осуществлением этой деятельности органами внутренних дел, величина которого не должна была превышать 1% годового МРОТ.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 01.03.2007 по делу N 326-О-П признал, что по буквальному смыслу закона выдача водительского удостоверения приравнена к юридически значимым действиям, следовательно, рассматривается законодателем как охватывающая не только действие по передаче документа заинтересованному лицу, но и по его изготовлению. Дифференциация размера государственной пошлины за выдачу водительского удостоверения в зависимости от того, из каких расходных материалов оно изготавливается, означает, что затраты на изготовление водительского удостоверения учтены законодателем при определении размера государственной пошлины. Государственные органы не вправе требовать от граждан уплаты каких-либо иных платежей за выдачу водительских удостоверений кроме государственной пошлины, установленной НК РФ.
В связи с указанным документом и отменой платы за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции возникла необходимость в компенсации затрат, касающихся изготовления вышеназванной продукции. Таким образом, эти затраты были учтены при определении установленных Федеральным законом N 374-ФЗ размеров государственной пошлины за совершение действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств.