Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес как никогда ранее масштабные изменения в систему специальных налоговых режимов. С 2013 г. не только вводится новая, давно ожидаемая патентная система налогообложения, но и коренным образом меняются правила применения других спецрежимов: УСН, ЕНВД, ЕСХН.
Переход на УСН уже с 2013 г. будет носить уведомительный характер. При этом организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, должны будут уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Это правило вступает в силу с 1 октября 2012 г., следовательно, уже в текущем году те, кто желает начать применять УСН с 2013 г., могут размышлять над своим решением не до конца ноября, а до конца года.
В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации отражают в нем также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
Получения уведомления от ИФНС о праве применения УСН не предполагается. Обратная связь будет только в случае отказа в применении режима.
Изменения коснулись и оформления права на применение УСН вновь созданной организацией (вновь зарегистрированным ИП).
Согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ такие лица вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими УСН, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Обратите внимание! Данная норма действует только с 1 января 2013 г., поэтому новым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, желающим сразу применять УСН при регистрации в 2012 г., нужно придерживаться нынешнего правила и подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе.
В 2013 г. изменится еще одно правило: организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть плательщиками единого налога на вмененный доход, будут иметь право на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД (п. 2 ст. 346.13 в новой редакции).
Налогоплательщики, не поставившие ИФНС в известность о своем желании применять УСН в установленные сроки, не вправе применять этот спецрежим (пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
В дальнейшем ежегодно представлять уведомления о применении УСН в налоговый орган не потребуется: если по итогам налогового периода не было допущено никаких несоответствий условиям применения упрощенной системы налогообложения, налогоплательщик вправе продолжать ее применять в следующем налоговом периоде (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).
Новый Закон вносит ясность в будущее УСН с точки зрения предельной величины доходов, позволяющих налогоплательщикам переходить на этот спецрежим и оставаться на нем.
Уже с 1 октября 2012 г. действует новая редакция п. 2 ст. 346.12 НК РФ, согласно которой организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн руб.
Эта величина будет актуальна только для тех, кто хочет применять УСН с 2013 г., потому что в дальнейшем она будет ежегодно расти, умножаясь на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
В Налоговом кодексе появляется определение понятия "коэффициент-дефлятор". В силу п. 2 ст. 11 НК РФ под ним подразумевается коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав НК РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы будет устанавливать Минэкономразвития России и публиковать их в "Российской газете" не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы.
Годовой доход налогоплательщика, применяющего УСН, определяемый в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, не должен превышать 60 млн руб. Причем эту величину также ежегодно, начиная с 2014 г., будут индексировать на коэффициент-дефлятор (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Дополнительно оговорено, что в случае одновременного применения УСН и новой патентной системы налогообложения при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения названного ограничения дохода учитываются доходы по этим специальным налоговым режимам.
Изменено также ограничение на переход и применение УСН, касающееся стоимости внеоборотных активов: с 2013 г. не должна переходить 100-миллионный барьер остаточная стоимость только основных средств, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете. Нематериальные активы в расчет больше не идут (пп. 16 п. 3 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Налогоплательщик по-прежнему может менять объект налогообложения, уведомляя об этом ИФНС, но теперь это можно делать до 31 декабря, а не до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предполагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения. Таковы обновленные положения п. 2 ст. 346.14 НК РФ, причем вступают в силу они с 1 октября 2012 г., поэтому имеют значение уже при принятии соответствующего решения о выборе объекта налогообложения на 2013 г.
Начиная с 2013 г. при учете доходов и расходов необходимо принять во внимание следующее нововведение: переоценка имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в т.ч. по валютным счетам в банках, в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Банком России, не производится, доходы и расходы от указанной переоценки не определяются и не учитываются (пп. 34 п. 1 ст. 346.16, п. 5 ст. 346.17 НК РФ).
Существенное изменение ожидает тех налогоплательщиков, которые остановили свой выбор на объекте "доходы". В 2013 г. они получат возможность уменьшать сумму налога (авансовых платежей по налогу) к уплате на ряд новых видов своих затрат (абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ заменен п. 3.1 ст. 346.21).
Сегодня налог (авансовый платеж) уменьшается на суммы:
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ;
- выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.
В 2013 г. в список войдут суммы:
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством РФ;
- выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ;
- платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ. Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством РФ размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ.
При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) по-прежнему не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50%.
В части взносов, уплачиваемых за себя исходя из стоимости страхового года, ИП, имеющие наемных работников, как сейчас, так и в 2013 г. будут уменьшать сумму налога (авансовых платежей по налогу) на всю величину уплаченных страховых взносов в ПФР и ФФОМС, в т.ч. если сумма взносов превысит 50% суммы налога (авансовых платежей по налогу). Это объясняется тем, что в части взносов, уплачиваемых за себя, ИП рассматривается как предприниматель, не производящий выплаты физическим лицам, и в этом отношении применяется абз. 6 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ. В Налоговом кодексе используется понятие "индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам" в том значении, которое придано ему пп. 2 п. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, т.к. иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. У таких предпринимателей, как и сейчас, доля налога (авансового платежа по налогу), на которую он может быть уменьшен, не будет ограничена в будущем. Если сумма уплаченных взносов равна или превышает сумму налога (авансового платежа по налогу), налог (авансовый платеж по налогу) не уплачивается (см. Письма Минфина России от 30.03.2012 N 03-11-11/105, от 13.02.2012 N 03-11-11/42).
Наконец, новым Законом с 2013 г. изменен порядок действий налогоплательщика при утрате права на применение УСН или при прекращении деятельности, в отношении которой применялась такая система.
Желая усилить и сделать более оперативным контроль за уплатой налога, законодатель со следующего года обязывает налогоплательщика, утратившего право на применение УСН, представить налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором он перешел на иной налоговый режим (п. 3 ст. 346.23 НК РФ в новой редакции).
При этом налог, подлежащий уплате по результатам досрочно завершившегося налогового периода, должен быть внесен в бюджет не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации (п. 7 ст. 346.21 НК РФ).
В настоящее время особых правил для подачи декларации и уплаты налога нет, и налогоплательщик, ничего не нарушая, может представить декларацию и уплатить итоговый налог в общеустановленные сроки, т.е. организация - не позднее 31 марта года, следующего за годом утраты права на применение УСН, а ИП - не позднее 30 апреля следующего года, даже если потерял право на применение УСН со II квартала. Другими словами, момент отчета и уплаты налога может быть иногда отложен даже на год.
Новым Законом также определено, что в случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности (в ст. 346.13 введен п. 8). Такой налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения означенной деятельности (п. 2 ст. 346.23 НК РФ). В эти же сроки он обязан уплатить налог по итогам досрочно окончившегося для него налогового периода (п. 7 ст. 346.21 НК РФ). Эти обязанности также лягут на плечи налогоплательщика с 2013 г.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН на основе патента, главным новшеством становится отмена этого права (ст. 346.25.1 НК РФ с 2013 г. признается утратившей силу).
Взамен патентной "упрощенки" вводится патентная система налогообложения.
Пункт 3 ст. 8 комментируемого Закона разъясняет судьбу патентов, находящихся на руках у ИП в настоящее время.
Со дня официального опубликования Федерального закона патенты, предусмотренные ст. 346.25.1 НК РФ, могут быть выданы индивидуальным предпринимателям на срок по 31 декабря 2012 г. включительно. Патенты, выданные до дня официального опубликования комментируемого Закона, со сроком действия, истекающим после 1 января 2013 г., действуют по 31 декабря 2012 г. включительно. Стоимость патента в этом случае подлежит пересчету в соответствии с фактической продолжительностью действия патента, зачету (возврату) в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Что же будет представлять собой новая патентная система налогообложения?
Она выделена из гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ в самостоятельный специальный налоговый режим.
В обновленном НК РФ ей будет посвящена новая глава - 26.5.
Патентная система налогообложения предназначена для предпринимателей, осуществляющих определенные виды деятельности и имеющих до 15 наемных работников (п. 5 ст. 346.43).
Переход на нее и отказ от спецрежима являются добровольными.
Патентная система у ИП может сочетаться с другими налоговыми режимами (ст. 346.43 НК РФ).
Применение патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:
- налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения);
- налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения).
Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате:
- при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения;
- при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
- при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.
Иные налоги индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, уплачивают в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также исполняют обязанности налоговых агентов.
Социальные страховые взносы за своих работников предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, будут уплачивать по тому же тарифу как применяющие УСН. Соответствующие дополнения внесены в ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
За себя предприниматель будет по-прежнему уплачивать взносы в Пенсионный фонд РФ и ФФОМС исходя из стоимости страхового года.
Еще одной льготой для ИП на патенте станет освобождение от применения ККМ (но только при осуществлении патентных видов деятельности) при наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт. Покупателю по его требованию должен выдаваться документ (товарный чек, квитанция и т.п.), подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в редакции комментируемого Закона).
Тем не менее от соблюдения порядка ведения кассовых операций предприниматели не освобождаются. В частности, они обязаны соблюдать лимит расчетов наличными в сделках с юридическими лицами и другими ИП, не превышая в рамках одного договора сумму 100 тыс. руб., установленную Указанием Банка России от 20.06.2007 N 1843-У (ред. от 28.04.2008) "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя".
Индивидуальный предприниматель также обязан вести кассовую книгу и соблюдать нормы Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П.
Будучи установленной НК РФ, патентная система вводится в действие в соответствии с законами субъектов РФ и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации о введении с 1 января 2013 г. на территории соответствующего субъекта Российской Федерации патентной системы налогообложения должны быть приняты и опубликованы не позднее 1 декабря 2012 г. Индивидуальные предприниматели, планирующие применять патентную систему налогообложения с 1 января 2013 г., должны подать заявления о получении патента не позднее 20 декабря 2012 г. в порядке, предусмотренном ст. 346.45 НК РФ. Об этом их уведомляет п. 2 ст. 8 комментируемого Закона.
Налоговый орган откажет в выдаче патента, если в заявлении о получении патента срок действия патента составляет менее одного месяца или более 12 месяцев либо вид предпринимательской деятельности не указан в п. 2 ст. 346.43 НК РФ.
Претендовать на приобретение патента (патентов) могут предприниматели, занятые одним или несколькими видами деятельности из числа следующих:
1) ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;
2) ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;
3) парикмахерские и косметические услуги;
4) химическая чистка, крашение и услуги прачечных;
5) изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;
6) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;
7) ремонт мебели;
8) услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;
9) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
10) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;
11) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;
12) ремонт жилья и других построек;
13) услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ;
14) услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла;
15) услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;
16) услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;
17) услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома;
18) ветеринарные услуги;
19) сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
20) изготовление изделий народных художественных промыслов;
21) прочие услуги производственного характера (услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса, в том числе по помолу зерна, обдирке круп, переработке маслосемян, изготовлению и копчению колбас, переработке картофеля, переработке давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу, выделке шкур животных, расчесу шерсти, стрижке домашних животных, ремонту и изготовлению бондарной посуды и гончарных изделий, защите садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней; изготовление валяной обуви; изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика; граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике; изготовление и ремонт деревянных лодок; ремонт игрушек; ремонт туристского снаряжения и инвентаря; услуги по вспашке огородов и распиловке дров; услуги по ремонту и изготовлению очковой оптики; изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества; переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы; зарядка газовых баллончиков для сифонов, замена элементов питания в электронных часах и других приборах);
22) производство и реставрация ковров и ковровых изделий;
23) ремонт ювелирных изделий, бижутерии;
24) чеканка и гравировка ювелирных изделий;
25) монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск, перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск;
26) услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;
27) услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления;
28) проведение занятий по физической культуре и спорту;
29) услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
30) услуги платных туалетов;
31) услуги поваров по изготовлению блюд на дому;
32) оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом;
33) оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом;
34) услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);
35) услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы);
36) услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;
37) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
38) занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;
39) осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию;
40) услуги по прокату;
41) экскурсионные услуги;
42) обрядовые услуги;
43) ритуальные услуги;
44) услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров;
45) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
46) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;
47) услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.
Пункт 6 ст. 346.43 исключает применение патентной системы по перечисленным видам деятельности, когда они осуществляются в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.
Порядок и условия начала и прекращения применения патентной системы налогообложения установлены ст. 346.45 НК РФ.
Для начала предпринимателю необходимо приобрести в налоговом органе патент (патенты на разные виды деятельности), действующий (действующие) на территории одного субъекта РФ - того, который в нем указан. Индивидуальный предприниматель, получивший патент в одном субъекте Российской Федерации, вправе получить патент в другом субъекте Российской Федерации.
Пункт 4 ст. 346.45 содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче патента предпринимателю.
Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до 12 месяцев включительно в пределах календарного года.
По каждому виду деятельности законами субъектов РФ будут установлены размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. При этом минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может быть меньше 100 тыс. руб., а его максимальный размер не может превышать 1 млн руб. (п. 7 ст. 346.43). В отдельных случаях границы "коридора" могут быть сужены или расширены - это остается на усмотрение законодателей субъектов РФ, которые будут руководствоваться правилами п. 8 ст. 346.43 НК РФ.
Ежегодно минимальный и максимальный размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год. Индексация будет производиться начиная с 2014 г. Стоимость патента будет определяться как произведение потенциально возможного дохода и налоговой ставки 6% (ст. 346.50 НК РФ).
Заплатить налог ИП должен по месту постановки на учет в налоговом органе:
1) если патент получен на срок до шести месяцев - в размере полной суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента;
2) если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года:
- в размере одной трети суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента;
- в размере двух третей суммы налога в срок не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода.
Налоговый учет предприниматель будет вести отдельно по каждому патенту в порядке ст. 346.53 НК РФ в Книге учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения. Доходы предпринимателя отражаются в Книге кассовым методом. Книга учета доходов ведется отдельно по каждому полученному патенту.
Подача налоговой декларации при применении патентной системы налогообложения не предусмотрена.
Пункт 6 ст. 346.45 НК РФ указывает случаи, когда ИП утрачивает право на применение патентной системы налогообложения и считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент:
1) если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн руб. Если налогоплательщик применяет одновременно патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации учитываются доходы по обоим специальным налоговым режимам;
2) если в течение налогового периода численность работников (в т.ч. по договорам гражданско-правового характера) превысила 15 человек;
3) если налогоплательщиком не был уплачен налог в сроки, установленные п. 2 ст. 346.51 НК РФ.
ИП обязан сам заявить в налоговый орган об утрате права на применение патентной системы налогообложения. Вновь перейти на патентную систему налогообложения по этому же виду предпринимательской деятельности можно не ранее чем со следующего календарного года (п. 8 ст. 346.45 НК РФ).
Переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с 2013 г. станет добровольным (п. 1 ст. 346.28 НК РФ в новой редакции), и данный налоговый режим по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения будет с 2018 г. отменен (так заявлено в п. 1.3 Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов).
Условия применения ЕНВД (теперь уже на добровольной основе) почти не меняются. Только средняя (а не среднесписочная, как в настоящее время) численность сотрудников для перехода на этот спецрежим за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек (п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом органе в порядке, установленном п. п. 2 и 3 ст. 346.28 НК РФ. Датой постановки на учет в качестве плательщика единого налога будет считаться дата начала применения ЕНВД, указанная в заявлении о постановке на учет в качестве плательщика единого налога.
По новым правилам налогоплательщик, прекращающий применение ЕНВД по любому из предусмотренных гл. 26.3 оснований, должен подать заявление в ИФНС о снятии с учета в качестве плательщика единого налога в течение пяти дней с момента соответствующего события. Датой снятия с учета считается указанная в заявлении дата прекращения предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, или дата перехода на иной режим налогообложения, или дата начала налогового периода, с которого налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения по основаниям, установленным п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ, соответственно.
Особо оговаривается, что при нарушении срока представления плательщиком единого налога заявления о снятии его с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, снятие с учета этого налогоплательщика и направление ему уведомления о снятии его с учета в качестве плательщика единого налога осуществляются не ранее последнего дня месяца, в котором представлено указанное заявление. Датой снятия с учета в данном случае является последний день месяца, в котором представлено заявление о снятии с учета.
Эти детали включены в НК РФ в связи с тем, что с 2013 г. на основании п. 10 ст. 346.29 размер вмененного дохода будет рассчитываться за квартал начала и окончания применения ЕНВД не исходя из полных месяцев, а по дням - начиная с даты постановки на учет и до даты снятия с учета.
Законодатель изменил (увеличил) базовую доходность только по одному виду предпринимательской деятельности - оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, если площадь земельного участка не превышает 10 кв. м. До 2013 г. показатель базовой доходности в данном случае составляет 5000 руб., а начиная с 2013 г. - 10 000 руб. (п. 3 ст. 346.29).
Изменятся и правила уплаты налога.
Сейчас сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50% (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).
В новом изложении этот пункт и добавленный в статью п. 2.1 позволят налогоплательщикам при уплате уменьшать сумму налога, исчисленную за налоговый период, на сумму:
1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам;
2) расходов по выплате в соответствии с законодательством РФ пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ, в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ;
3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ. Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму единого налога, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ.
Указанные страховые платежи (взносы) и пособия будут уменьшать сумму единого налога, исчисленную за налоговый период, в случае их уплаты в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог.
При этом сумма единого налога по-прежнему не может быть уменьшена более чем на 50%. Индивидуальным предпринимателям, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, будет позволено уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Иначе говоря, для них доля вычета не будет ограничиваться 50% величины налога.
С 2013 г. переход на ЕСХН производится налогоплательщиками в уведомительном порядке. При этом уведомление можно будет подать не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога. Уведомление подается в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства ИП.
В настоящее время ст. 346.3 НК РФ предусматривает, что для перехода на уплату ЕСХН нужно представить заявление в ИФНС в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году перехода на спецрежим.
По своему содержанию уведомление, о котором идет речь в новой редакции п. 1 ст. 346.3 НК РФ, не отличается от упомянутого выше заявления.
Зато для вновь созданной организации и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя порядок перехода на уплату ЕСХН изменился существенно. В силу новой редакции п. 2 ст. 346.3 НК РФ уведомить о желании применять специальный налоговый режим с момента регистрации экономический субъект сможет с 2013 г. уже не в течение пяти дней с даты постановки на учет в налоговом органе, а в тридцатидневный срок.
В дальнейшем без ежегодных уведомлений налогоплательщики имеют право продолжать применять ЕСХН в следующем налоговом периоде в случае:
1) если у вновь созданной организации или вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, в первом налоговом периоде отсутствовали доходы, учитываемые при определении налоговой базы;
2) если в текущем налоговом периоде налогоплательщиком не было допущено нарушения ограничений и (или) несоответствия требованиям, установленным п. п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ.
Такой порядок установлен новым п. 4.1 ст. 346.3 НК РФ.
Статья также дополнена п. 9, определяющим, что в случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.
Такому налогоплательщику вменяется в обязанность представить налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению им прекращена предпринимательская деятельность в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя (п. 2 ст. 346.10 в редакции, действующей с 2013 г.), и уплатить налог за досрочно завершившийся налоговый период не позднее сроков подачи декларации (п. 5 ст. 346.9 НК РФ).
В части порядка учета доходов и расходов определено, что начиная с 2013 г. налогоплательщики не производят переоценку имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, в связи с изменением официального курса иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленного Банком России. Доходы и расходы от указанной переоценки не определяются и не учитываются (пп. 30 п. 2, п. 5.1 ст. 346.5 НК РФ).
Восполнен также пробел в законодательстве, касающийся ситуации возврата аванса (предоплаты), ранее полученного налогоплательщиком в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав. Применяя кассовый метод учета, налогоплательщик включает полученный аванс в доход, а затем при возврате может уменьшить на эту сумму доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат. Теперь об этом прямо сказано в пп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ. Этот подход и ранее не оспаривался контролирующими органами (см. Письма ФНС России от 01.11.2010 N ШС-37-3/14612@, Минфина России от 15.10.2010 N 03-11-09/88), однако теперь он появляется непосредственно в НК РФ.
Сентябрь 2012 г.