При представлении в налоговый орган декларации по налогу на прибыль следует руководствоваться положениями Налогового кодекса, Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, регламентов работы налоговых органов. При этом нужно учитывать официальные разъяснения финансового и налогового ведомств, а также сложившуюся арбитражную практику.
Что понимается под несвоевременной подачей декларации? Когда может идти речь о представлении декларации по неустановленной форме или формату? Нужно ли подавать нулевую декларацию? На что обратить внимание при подаче в налоговый орган уточненной декларации? Когда в вышеуказанных случаях возникают налоговые риски и как их снизить? Обо всем этом вы узнаете, прочитав данную статью.
Декларация по налогу на прибыль представляется в налоговый орган на бумажном носителе либо в электронном виде вместе с документами, которые согласно НК РФ должны к ней прилагаться (п. 3 ст. 80 НК РФ). В электронном виде декларацию нужно представлять:
- если среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
- если у вновь созданной организации (в том числе при реорганизации) численность работников превышает 100 человек;
- если организация признается крупнейшим налогоплательщиком.
В остальных случаях организация имеет право выбора, в каком виде представлять декларацию.
На бумажном носителе декларация может представляться лично, через представителя или направляться по почте с описью вложения, а в электронном виде она направляется по телекоммуникационным каналам связи (п. 4 ст. 80 НК РФ).
В п. п. 2.2 и 3.2 Регламента принятия и ввода данных указано, что дата представления налоговой декларации определяется так. Когда она представлена:
- лично или через представителя - это дата ее фактического представления;
- по почте - дата отправки почтового отправления с описью вложения. Отправителю почтовое отделение выдает квитанцию (пп. "б" п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи);
- по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) - дата отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи (п. 5 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по ТКС).
На титульном листе декларации по налогу на прибыль есть поле, в котором работник налогового органа указывает код, отражающий способ представления декларации. Из Приложения 1 к Порядку заполнения декларации по налогу на прибыль следует, что она может быть подана:
- на бумажном носителе (лично или по почте);
- на бумажном носителе с использованием штрих-кода (лично или по почте);
- на бумажном носителе с дублированием на съемном носителе (лично или по почте);
- на съемном носителе с ЭЦП (лично или по почте);
- по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП.
Таким образом, декларация может быть направлена в электронном виде не только по ТКС, но и на съемном носителе либо на бумажном носителе с дублированием на съемном носителе. Статья 80 НК РФ не содержит прямого указания, что в электронном виде декларация представляется только по ТКС, но косвенно позволяет прийти к такому выводу: в п. 4 ст. 80 НК РФ сказано, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан проставить по просьбе налогоплательщика отметку о принятии и дату ее получения при получении декларации на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации по ТКС. В пользу этого вывода говорит и п. 2.5 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, в котором указано, что она представляется в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по ТКС.
Позиция финансистов по данному вопросу изложена в Письме от 10.03.2009 N 03-02-07/1-119. Налогоплательщик поинтересовался, вправе ли организация представлять в налоговый орган декларацию в электронном виде на магнитном носителе (дискете) с одновременной ее подачей на бумажном носителе без использования ТКС? Минфин ответил, что обязанность представления налоговых деклараций в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде исполняется передачей соответствующих данных по ТКС.
В то же время согласно Формату представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00) данные налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде представляются в виде текстовых файлов в кодировке DOS, передающихся на магнитном носителе (дискете) или по каналам связи. Суды, учитывая данное положение, указывают, что действующим законодательством о налогах и сборах не установлен способ, посредством которого декларация в электронном виде может быть направлена в налоговый орган. Поэтому признают правомерным представление декларации в электронном виде как по ТКС, так и на дискете (см., например, Постановления ФАС ПО от 22.07.2008 N А55-15020/07, от 17.07.2008 N А55-17524/2007).
Многие налогоплательщики представляют декларации в последний день срока их подачи. Нередко этот день является нерабочим. Для такой ситуации п. 2.4 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль уточняет (на основании п. 7 ст. 6.1 НК РФ), что срок представления декларации, приходящийся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносится на первый рабочий день после выходного или праздничного дня. Из п. 8 ст. 6.1 НК РФ следует, что по почте и ТКС декларация может быть отправлена до 24 часов последнего дня установленного срока.
Представив декларацию по налогу на прибыль по истечении установленного срока, организация может быть привлечена к налоговой ответственности, ее операции по счетам в банке приостановлены, а должностное лицо организации привлечено к административной ответственности.
Примечание. За несвоевременное представление налоговой декларации предусмотрена не только налоговая, но и административная ответственность в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц, в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
Статья 119 НК РФ предусматривает для налогоплательщика ответственность за непредставление им декларации:
- в течение 180 дней по истечении установленного законодательством срока - в виде взыскания штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% и не менее 100 руб. (п. 1);
- в течение более 180 дней по истечении установленного срока ее представления - в виде взыскания штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2).
В случае непредставления организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока ее представления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может принять решение о приостановлении операций по счетам такого налогоплательщика в банке (п. 3 ст. 76 НК РФ). Это решение может быть отменено решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления организацией декларации.
Согласно п. 4 разд. 2 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по ТКС датой представления декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
На практике возможна ситуация, когда налогоплательщик своевременно отправил декларацию, а налоговый орган ее не получил. Подобный случай был рассмотрен ФАС ВСО в Постановлении от 27.01.2009 N А19-6809/08-50-Ф02-6810/08. Арбитражным судом установлено, что налоговая декларация в электронном виде представлена своевременно. Это подтверждается ответом на запрос специализированного оператора связи, экспертизой отправки отчетов и "Подтверждением оператора", согласно которому 24.07.2007 в 10:38:47 зафиксирована отправка сообщения, имеющего идентификатор. Суд сделал следующий вывод: так как налогоплательщиком исполнена обязанность по представлению в установленный срок налоговой декларации, факт ее неполучения налоговой инспекцией (отсутствие у налогоплательщика квитанций налоговой инспекции о приеме налоговой декларации, протоколов входного контроля) не может быть основанием для применения ст. 119 НК РФ.
Когда исчисленная за налоговый период сумма налога равна нулю, у бухгалтера иногда возникает вопрос о том, стоит ли представлять в налоговый орган нулевую декларацию по налогу на прибыль.
Общее правило, прописанное в п. 1 ст. 80 НК РФ, указывает, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. И Налоговый кодекс не содержит исключений для случая, когда декларация "нулевая". Также напомним: п. 1 ст. 289 НК РФ говорит о том, что декларация представляется налогоплательщиком независимо от наличия у него обязанности по уплате налога и авансовых платежей, особенностей исчисления и уплаты налога. Таким образом, организация обязана представлять "нулевую" декларацию по налогу на прибыль, причем своевременно. Аналогичный вывод сделал ФАС МО в Постановлении от 12.12.2008 N КА-А41/11653-08.
Примечание. Организация обязана представлять "нулевую" декларацию по налогу на прибыль.
Предположим, что организация, которая состоит на учете в налоговом органе по месту своего нахождения в качестве плательщика налога на прибыль, осуществляет через свои обособленные подразделения, расположенные на другой территории, деятельность, в отношении которой уплачивает ЕНВД. Возможна ситуация, когда в течение года данная организация осуществляет деятельность только по месту нахождения обособленных подразделений, то есть подпадающую под уплату ЕНВД, следовательно, в течение налогового периода не осуществляет деятельность, в отношении которой уплачивается налог на прибыль. Подобный случай рассмотрен в Письме УФНС по г. Москве от 14.07.2008 N 18-11/066220@, и сделан вывод, что в таком налоговом периоде налогоплательщик не обязан подавать "нулевые" декларации по налогу на прибыль в налоговый орган как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленных подразделений. Организация должна письменно уведомить налоговую инспекцию по месту своего нахождения о том, что за отчетный (налоговый) период не осуществляла иной деятельности, кроме облагаемой ЕНВД.
Напомним, что налогоплательщик представляет в налоговый орган налоговую декларацию по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ).
Согласно пп. 3 п. 133 Административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию налоговая декларация не принимается у налогоплательщика (его представителя) при ее представлении не по установленной форме (формату). Если декларация была представлена налогоплательщиком лично или через представителя, согласно п. 134 должностное лицо налогового органа в устной форме информирует налогоплательщика (его представителя) о том, что налоговая декларация не принята, с указанием причины. А если декларация была представлена по почте либо по ТКС, налогоплательщика (его представителя) информируют о непринятии декларации уведомлением, отправленным по почте в виде заказного письма.
Отметим, что за представление декларации не по установленной форме НК РФ не предусматривает санкций. Инспекция отказывает в принятии декларации, которая представлена по устаревшей форме либо на бумажном носителе (если должна быть представлена в электронном виде), и предлагает налогоплательщику представить ее по установленной форме (установленным способом). Если повторно декларация по налогу на прибыль была представлена по истечении сроков, определенных для ее представления, то налоговые инспекции иногда применяют ст. 119 НК РФ, полагая, что датой отправки декларации считается дата повторного представления.
В данном случае интересны разъяснения Минфина в Письме от 07.11.2008 N 03-02-07/1-456, в котором сказано, что в случае отказа в приеме налоговой декларации на основании ее несоответствия установленной форме (формату) она не признается представленной в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в установленном законодательством порядке. Непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок является налоговым правонарушением, совершение которого влечет привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ.
В Письме внимание обращено на положительную для налогоплательщиков арбитражную практику, согласно которой, если по результатам налоговой проверки установлено, что налоговая декларация по налогу на прибыль, представленная по отмененной форме, содержала те же сведения, необходимые для исчисления и уплаты налога, что и налоговая декларация, представленная по установленной форме (формату), вопрос о привлечении налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ может быть разрешен в его пользу.
Если первоначально организация представила декларацию по налогу на прибыль на бумажном носителе по устаревшей форме, то суды поддерживают налогоплательщика, учитывая следующее:
- декларация по старой форме представлена налогоплательщиком в установленные сроки, ее форма не является произвольной;
- форма декларации, представленной повторно, практически идентична устаревшей форме. Сведения, указанные в новой декларации, полностью соответствуют сведениям, указанным в первоначальной декларации, и не изменились.
Судьи отмечают и то, что ст. 119 НК РФ предусматривает ответственность только за несвоевременное представление налоговой декларации, а декларация по устаревшей форме была представлена своевременно.
Отметим, что Президиум ВАС создал положительную правоприменительную практику по данному вопросу. В Постановлении от 03.02.2009 N 11482/08 он рассмотрел случай, когда организация, на которую возложена обязанность представлять декларацию по налогу на прибыль в электронном виде, подала ее в установленные сроки на бумажном носителе, а позднее, по истечении установленного срока, представила ее в электронном виде. Суд отметил, что ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за определенный состав правонарушения - непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок, а нарушение порядка и формы представления налоговой декларации не образует состава правонарушения, указанного в этой статье. Нарушение порядка и формы представления налоговой декларации не может приравниваться к ее непредставлению. Суд также обратил внимание на то, что декларация была представлена на бумажном носителе по утвержденной форме и в установленный срок. Аналогичное мнение высказал ФАС МО в Постановлении от 20.01.2009 N КА-А40/11260-08 для случая представления декларации по налогу на прибыль в установленный срок не в электронном виде, а на бумажном носителе.
Ниже мы приведем некоторые случаи представления декларации не по установленной форме (формату).
Декларация может быть представлена организацией по неустановленной форме (формату) по вине налогового органа. Подобная ситуация рассмотрена в Письме Минфина России от 12.12.2006 N 03-02-07/1-339. Разъяснено, что в случаях возникновения у налогоплательщиков затруднений при передаче в налоговые органы налоговых деклараций в электронном виде по ТКС по причине отсутствия технической возможности налоговых органов обеспечить их прием, отсутствия утвержденных форматов и т.п. рекомендуется налоговым органам принимать представленные налоговые декларации на бумажном носителе. В таких ситуациях отсутствует основание для привлечения налогоплательщиков к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, ст. 15.5 КоАП РФ, а также для принятия решений о приостановлении операций этих налогоплательщиков по их счетам в банках.
Подача в налоговый орган декларации, в которой отсутствует один из листов, подлежащих заполнению, не может служить поводом для применения ст. 119 НК РФ. Такой подход применил ФАС УО в Постановлении от 14.04.2009 N Ф09-2116/09-С3, указав, что отсутствие в представленной налогоплательщиком декларации по налогу на прибыль листа 02 "Расчет налога на прибыль" не признается непредставлением декларации.
Рекомендуем налогоплательщикам обращать внимание на форму и формат представления налоговой декларации, чтобы избежать претензий налоговиков, иначе придется обращаться в суд.
В случае представления уточненной декларации по налогу на прибыль в титульном листе по строке "Номер корректировки" указывается, например, "1--", "2--" и т.д.
Причины представления уточненной налоговой декларации приведены в п. 1 ст. 80 НК РФ. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Уточненная декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
Хотя из п. 1 ст. 80 НК РФ следует, что при представлении уточненной декларации не может быть применена ст. 119 НК РФ, налоговые инспекции иногда привлекают налогоплательщика к ответственности по этой статье. Свою правоту можно доказать в судебном порядке.
Приведем примеры из арбитражной практики, когда суды поддержали налогоплательщиков:
- ст. 119 НК РФ не содержит указания на возможность ее применения к уточненным декларациям, поскольку таковые могут представляться после истечения срока представления основной декларации (Постановление ФАС ПО от 11.12.2008 N А72-1911/2008);
- ст. 119 НК РФ не применяется в случае, когда организация представила в установленные сроки декларацию по налогу на прибыль за отчетные периоды, а затем (ввиду того что вместо разд. 00101 был заполнен разд. 00102) по истечении сроков, установленных для подачи декларации, представила уточненные декларации с указанием тех же сведений и дат, но с заполнением разд. 00101 (Постановление ФАС ВСО от 14.02.2007 N А33-13284/06-Ф02-245/07).