Когда одна организация совершает с другой крупную сделку, то для налогового органа это означает, что покупатель получит право на значительную сумму вычета по НДС. К сожалению, практика налоговых органов такова, что ответственность за действия продавца возлагается на покупателя. Наиболее распространенной проблемой является неосмотрительность налогоплательщика, то есть вступление в отношения с контрагентом, добросовестность которого не проверена.
Налоговый кодекс РФ не содержит указаний на то, как именно может быть доказано проявление должной осмотрительности. Поэтому налоговики и чиновники из Минфина по-своему понимают и объясняют, какие меры должна предпринять компания, чтобы не оказаться в числе неосмотрительных. Например, в соответствии с Письмом Минфина России от 10 апреля 2009 г. N 03-02-07/1-177 с этой целью предлагается собрать следующую информацию о контрагенте:
1) копию свидетельства о постановке компании-партнера на налоговый учет;
2) выписку из ЕГРЮЛ;
3) доверенности и иные документы, подтверждающие полномочия представителя;
4) документы из официальных источников о деятельности контрагента.
Критерии, которые безоговорочно свидетельствуют об осмотрительности, как и необходимость ее проявлять, остаются чаще всего на усмотрение суда. Спорным в решении инспекции, как правило, является отказ в признании обоснованности налоговой выгоды. Оценивая перспективы судебного разрешения спора, следует принять во внимание положения п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 об оценке обоснованности налоговой выгоды. Иначе говоря, экономия на налогах может быть признана необоснованной, если будет доказано, что компания действовала без должной осмотрительности и осторожности и не могла не знать о нарушениях контрагента.
Судебная практика подтверждает эту позицию. Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 25 января 2010 г. по делу N А43-19037/2009 решение налогового органа признано недействительным в части доначисления налога на прибыль и НДС, поскольку первичные документы налогоплательщика подтверждают реальность осуществления им хозяйственных операций и несения расходов по приобретению товара. Когда же таких доказательств у налогоплательщика нет, то, как указано в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 16 февраля 2010 г. по делу N А27-6067/2009, подписанные не уполномоченными лицами первичные документы свидетельствуют о нереальности хозяйственных операций и о неподтвержденности понесенных расходов. Таким образом, основное внимание уделяется формальной стороне дела, а конкретнее - тому факту, есть ли сам товар и документы на него.
Примечание. Налогоплательщикам, осознавшим неблагонадежность контрагентов и желающим снизить налоговые риски, ФНС рекомендует исключить сомнительные операции, подать уточненные декларации за прошлые периоды и доплатить налоги.
Важно, что суды внимательно относятся к обязанностям налогоплательщиков в этой сфере и не признают обязательными действия, выходящие за пределы компетенции и возможностей компаний. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16 февраля 2010 г. по делу N А52-1389/2009 суд признал, что проверка того, значится в живых должностное лицо организации-поставщика или нет, выходит за пределы должной осмотрительности компании. А в Постановлении ФАС Центрального округа от 20 января 2010 г. по делу N А35-675/2008-С10 суд сделал вывод, что факт налогового правонарушения контрагентом по сделке (он не прошел перерегистрацию) сам по себе не является основанием для применения к налогоплательщику мер налоговой ответственности. Это не может быть поводом для непринятия понесенных расходов и не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды.
Налогоплательщикам, осознавшим неблагонадежность контрагентов и желающим снизить налоговые риски, ФНС рекомендует исключить сомнительные операции, подать уточненные декларации за прошлые периоды и доплатить налоги. Зная о таком подходе, многие компании придают особое значение проверке благонадежности потенциального контрагента. При этом вся работа, как правило, выполняется бухгалтерией компании, иногда подключается и финансовый отдел. А на самом деле часть работы можно отдать в другие подразделения.
Например, юридический отдел может выполнять следующие функции:
- получение заверенных копий учредительных документов, выписок из них. Ведь при заключении договора необходимо ознакомиться с Уставом и свидетельством о регистрации и постановке на налоговый учет. Для представителя контрагента - юридического лица, подписывающего договор, необходимо также представить паспорт и документ, наделяющий его такими полномочиями, директору - "Решение о назначении", иному доверенному лицу - доверенность;
- получение выписок из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). При этом следует учесть, что на внесение изменений в реестр достаточно пяти рабочих дней, то есть выписки должны быть "свежими";
- уточнение полномочий и подписи лица, визирующего документы от имени главбуха, при наличии такового в штате контрагента;
- получение и проверка копии лицензии, т.к. именно она подтверждает право контрагента на осуществление деятельности, которая является предметом договора. В случае отсутствия лицензии компания не сможет учитывать вычеты при расчете НДС и расходы по налогу на прибыль;
- получение справки от контрагента о том, что у него имеется достаточно производственных возможностей, необходимых для исполнения своих обязательств по сделке. Необходимые объекты могут законным образом находиться во владении не только на праве собственности, но и на праве аренды. То же относится и к численности персонала работника, особенно занятого в непосредственном исполнении заключенной сделки. Это совершенно не означает, что нельзя привлекать третьих лиц для исполнения обязательств по договору, но с позиций подтверждения перед налоговой своей осмотрительности и осторожности такая справочка неизбежно докажет, что налогоплательщик узнал о реальных возможностях исполнения контракта.
Примечание. Налоговый кодекс РФ не содержит указаний на то, как именно может быть доказано проявление должной осмотрительности. Налоговики и чиновники из Минфина по-своему понимают и объясняют, какие меры должна предпринять компания.
Перечислим, какой вид контроля все-таки лучше оставить за сотрудниками бухгалтерии:
- получение копии бухгалтерского баланса за последний отчетный период - год или квартал,
- если удастся, то и получение декларации по НДС, да еще с отметкой налоговой. Если контрагент такие документы не дал (имея на это полное право), то можно попытаться запросить их в налоговой инспекции, куда он сдавал отчетность. На подобный запрос, даже оставшийся без ответа, теперь принято ссылаться как на доказательство своей осмотрительности. Так, из материалов дела ФАС Западно-Сибирского округа от 5 марта 2008 г. N Ф04-1408/2008(1506-А45-34) очевидно, что фискальные органы напрасно пытались доказать неосмотрительность акционерного общества. Неоднократно компания обращалась в налоговые органы с просьбой оказать содействие в проверке добросовестности своих контрагентов. На запросы налогоплательщика налоговыми органами было либо отказано со ссылкой на ст. 102 НК РФ, либо указано, что все поименованные лица состоят на налоговом учете, зарегистрированы в установленном порядке и являются плательщиками НДС.
Менеджеры по закупкам и прочие ответственные за поставки лица вполне могут собрать информацию о коммерческой деятельности компании: рекламные листовки, коммерческие предложения, каталоги. Особое значение придается письменным рекомендациям от других партнеров или из солидных учреждений, для которых этот контрагент ранее выполнял работы или услуги. Не повредят и распечатки с официальных сайтов.
Довольно увесистое "досье" можно, разумеется, хранить в бухгалтерии, но лучше аккумулировать все сведения у юристов. "Досье" стоит заводить, если и не на каждого, то как минимум на всех крупных поставщиков и подрядчиков.
Будет весьма полезным делом хотя бы раз в квартал оформлять юридическую справку о судебных делах с участием этого контрагента. Кроме запросов в адрес самого клиента, можно воспользоваться данными справочно-правовых систем, а также информацией с общедоступных сайтов арбитражных судов. Приобщая туда же ежеквартальные акты сверок, можно вменить юристам в обязанность отслеживать своевременность исполнения обязательств и взыскания договорных санкций. Такая информация позволит выстраивать отношения с контрагентами более взвешенно (например, вовремя отказать в предоставлении аванса нерадивому исполнителю, или предоставить льготные условия аккуратному поставщику). Но главное, что материалы "досье" станут хорошим подспорьем в случае суда с налоговой.
При отсутствии какого-то из перечисленных выше документов или при слишком большом количестве поставщиков можно поступить и вовсе простым способом - отправить запрос в налоговую инспекцию, где зарегистрирован контрагент, с просьбой дать информацию о нем.
Итак, по крупным сделкам стоит собрать "досье" на контрагента и внимательно проверить первичные документы. Распыляться не стоит, ведь затраты на проверки могут превысить суммы налоговых вычетов. И даже проверяя каждого, нельзя быть уверенным в том, что не придется отстаивать истину в судах.
Примечание. Критерии проявления неосмотрительности
Как неосмотрительность расценивается налоговыми органами бездействие компании-налогоплательщика в следующих случаях (Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@):
- если не состоялся личный контакт руководства компании при обсуждении условий сделок и подписании договоров;
- отсутствует документальное подтверждение полномочий руководителя или представителя компании-контрагента, копии документа, удостоверяющего его личность;
- нет информации о фактическом местонахождении контрагента, его складских, производственных или торговых площадях;
- не собрана информация, свидетельствующая о получении сведений о контрагенте (реклама в СМИ, рекомендации партнеров или других лиц, сайт в Интернете и т.п.);
- отсутствует информация о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ, например, на официальном сайте ФНС России.