Налоговым периодом налога на добавленную стоимость является квартал.
В настоящее время в РФ применяются три налоговые ставки по НДС: 0%, 10% и 18%.
1. НДС определяется по налоговой ставке 0% при реализации:
- товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы подтверждающих документов;
- услуг по международной перевозке товаров (перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ);
- работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
- услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории РФ (ввозимого на территорию РФ), а также услуг по транспортировке (организации транспортировки) трубопроводным транспортом ввозимого природного газа для переработки на территории РФ;
- услуг, оказываемых организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью по передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети электрической энергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы РФ в электроэнергетические системы иностранных государств;
- работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу РФ, в товаросопроводительных документах которых указаны пункт отправления и (или) пункт назначения, находящиеся за пределами территории РФ;
- работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
- услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ;
- работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории РФ из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузке (перевалке) на морские суда, суда смешанного (река - море) плавания или иные виды транспорта;
- работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию РФ до таможенного органа в месте убытия с территории РФ;
- услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
- товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;
- драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центробанку РФ, банкам;
- товаров (работ, услуг) для пользования иностранными дипломатическими представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, - в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок либо если такая норма предусмотрена в международном договоре РФ;
- припасов, вывезенных с территории РФ. В целях настоящей статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река - море) плавания;
- выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с территории РФ продуктов переработки на территории РФ, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг);
- построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы соответствующих документов.
Согласно нормам ст. 165 НК РФ, для использования ставки 0% необходимо данное право подтвердить.
При реализации товаров для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы необходимо представить следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы РФ. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии представляется выписка из контракта, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ, иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ, иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;
5) в случае если товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, представляются:
- контракт (копия контракта), заключенный с резидентом особой экономической зоны;
- копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны;
- выписка банка (копия выписки) и копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки;
- таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа.
При реализации товаров через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору в налоговые органы также представляются:
1) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом;
2) контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт или поставку припасов по поручению налогоплательщика, с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы РФ;
3) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.
Документы (их копии) представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.
Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), то операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам 10 или 18%.
Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0%, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику.
НДС определяется по налоговой ставке 10% при реализации:
1. Продовольственных товаров:
- скота и птицы в живом весе;
- мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных);
- молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);
- яйца и яйцепродуктов;
- масла растительного;
- маргарина;
- сахара, включая сахар-сырец;
- соли;
- зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;
- маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);
- хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);
- крупы;
- муки;
- макаронных изделий;
- рыбы живой (за исключением ценных пород);
- море- и рыбопродуктов (за исключением деликатесных);
- продуктов детского и диабетического питания;
- овощей (включая картофель).
2. Товаров для детей:
- трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп;
- швейных изделий;
- обуви (за исключением спортивной);
- кроватей детских;
- матрацев детских;
- колясок;
- тетрадей школьных;
- игрушек;
- пластилина;
- пеналов;
- счетных палочек;
- счет школьных;
- дневников школьных;
- тетрадей для рисования;
- альбомов для рисования;
- альбомов для черчения;
- папок для тетрадей;
- обложек для учебников, дневников, тетрадей;
- касс цифр и букв;
- подгузников.
3. Периодических печатных изданий, кроме изданий рекламного или эротического характера; книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера.
4. Медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
- лекарственных средств, включая субстанции, в т.ч. внутриаптечного изготовления;
- изделий медицинского назначения.
НДС по ставке 18% во всех случаях, не указанных выше.
Применение расчетного метода при исчислении НДС.
При определении суммы НДС расчетным методом сумма налога определяется процентным отношением налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки, - 10/110, 18/118
Расчетный метод исчисления налога на добавленную стоимость используется в следующих случаях:
1. При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ.
Налоговая база увеличивается на суммы:
- полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);
- полученные в виде процента (дисконта) по полученным облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Центробанка РФ, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента;
- полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения.
Данные положения не применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также в отношении товаров (работ, услуг), местом реализации которых не является территория РФ.
В налоговую базу не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
2. При получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
3. При передаче имущественных прав, предусмотренных п. п. 2 - 4 ст. 155 НК РФ.
При уступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению НДС, или при переходе указанного требования к другому лицу налоговая база определяется в порядке, предусмотренном ст. 154 НК.
Налоговая база при уступке новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или при прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования.
При передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места налоговая база определяется как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на приобретение указанных прав.
При приобретении денежного требования у третьих лиц налоговая база определяется как сумма превышения суммы доходов, полученных от должника и (или) при последующей уступке, над суммой расходов на приобретение указанного требования.
При передаче прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав налоговая база определяется в порядке, установленном ст. 154 НК.
4. При удержании налога налоговыми агентами в соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 161 НК РФ.
При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации с учетом налога.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации.
Данная налоговая база определяется налоговыми агентами - организациями и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в налоговых органах, приобретающими на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога.
При предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При реализации на территории РФ конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из рыночной цены реализуемого имущества (ценностей), с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
При реализации на территории РФ товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.
В случае если в течение 10 лет с момента регистрации судна в Российском международном реестре судов оно исключено из реестра, кроме исключения вследствие признания судна погибшим, пропавшим без вести, конструктивно погибшим, утратившим качества судна в результате перестройки или любых других изменений, или если в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога. При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно на момент исключения его из реестра судов.
Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке 18% соответствующую сумму налога, удержать ее у налогоплательщика и перечислить в бюджет.
5. При реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом, и при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 154 НК РФ.
Налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из рыночных цен, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.
При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога, передаче при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется в аналогичном порядке.
При реализации имущества налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
При реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.
При реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья налоговая база определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога.
При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку по истечении установленного договором срока по указанной цене), финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из рыночных цен, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
При реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, залоговые цены данной тары не включаются в налоговую базу, если указанная тара подлежит возврату продавцу.
6. В иных случаях, когда в соответствии с Налоговым кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом.
Если ставка НДС одна, то налоговая база общая. Следует суммарно определять налоговую базу по всем операциям, которые облагаются по одной ставке (абз. 4 п. 1 ст. 153 НК).
Пример. В течение месяца организация, осуществляющая оптовую торговлю, реализовала 300 микроволновых печей по цене 5 тыс. руб. за штуку (без учета НДС). Кроме того, организация поставила своим покупателям 100 холодильников по цене 12 тыс. руб. за штуку (без учета НДС). Рассчитать сумму НДС, подлежащую к уплате (без учета налоговых вычетов).
Поскольку все товары облагаются по одной ставке НДС в размере 18% (п. 1 ст. 164 НК РФ), рассчитаем налоговую базу суммарно по всем осуществленным операциям:
(5000 руб. x 300) + (12 000 руб. x 100) = 1 500 000 руб. + 1 200 000 руб. = 2 700 000 руб.
Рассчитаем суммарный НДС, подлежащий уплате:
2 700 000 руб. x 18% = 486 000 руб.
Пример. Оптовая организация в течение месяца реализовала:
- 40 шуб по цене 100 000 руб. за шубу (без учета НДС);
- 25 000 мужских галстуков по цене 500 руб. за галстук (без учета НДС).
Кроме того, организация оказала своим клиентам услуги по подбору кадров на общую сумму 85 000 руб. (без учета НДС).
Рассчитаем сумму НДС, подлежащую к уплате:
1. Определим налоговую базу:
(40 x 100 000) + (25 000 x 500) + 85 000 = 5 335 000 руб.
2. Рассчитаем сумму НДС:
5 335 000 руб. x 18% = 960 300 руб.
Рассмотрим ситуацию, когда налогоплательщик реализует товары (работы, услуги), облагаемые по разным ставкам. В этом случае следует отдельно определять налоговые базы по каждому виду товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых облагаются по разным ставкам (абз. 4 п. 1 ст. 153 НК).
Пример. Организация реализовала в налоговом периоде (без учета НДС):
- 2 автомобиля по цене 12 000 тыс. руб. за штуку;
- 80 моторных лодок по цене 14 000 за штуку;
- 100 тонн макаронных изделий по цене 10 000 за тонну;
- 10 экскаваторов по цене 250 000 руб. за каждый (на экспорт).
Рассчитаем сумму НДС, подлежащую к уплате.
Автомобили и моторные лодки облагаются по ставке 18%; макароны - 10%; экскаваторы - 0%. Налоговая база определяется следующим образом:
1. Рассчитываем налоговую базу:
- по операциям, облагаемым по ставке 18%:
(12 000 руб. x 2) + (14 000 руб. x 80 руб.) = 24 000 руб. + 1 120 000 руб. = 1 144 000 руб.;
- по операциям, облагаемым по ставке 10%:
10 000 руб. x 100 = 1 000 000 руб.;
- по операциям, облагаемым по ставке 0%:
250 000 руб. x 10 = 2 500 000 руб.
2. Рассчитаем суммарный НДС, подлежащий уплате:
(1 144 000 руб. x 18%) + (1 000 000 руб. x 10%) + (2 500 000 руб. x 0%) = 205 920 руб. + 100 000 руб. + 0 руб. = 305 920 руб.
Пример. Оптовое предприятие реализовало в налоговом периоде (без учета НДС) 50 принтеров по цене 4000 руб. за штуку. Рассчитаем, какова будет окончательная цена реализованного товара за единицу с учетом НДС:
4000 руб. x 18% = 720 руб.
Следовательно, окончательная цена каждого сканера с учетом НДС составит 4000 руб. + 720 руб. = 4720 руб.