Как известно, если вы в своих действиях руководствовались официальным разъяснением Минфина, адресованным:
(или) неопределенному кругу лиц;
(или) лично вам,
то в случае придирок со стороны налоговиков это может избавить вас от пеней и штрафов (Пункт 8 ст. 75, п. 2 ст. 109, пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 111 НК РФ).
Налоговые органы тоже должны учитывать разъяснения Минфина по применению налогового законодательства (Подпункт 5 п. 1 ст. 32 НК РФ), но не все подряд, а только адресованные непосредственно им либо неопределенному кругу лиц. Как правило, ФНС России направляет такие письма "вниз", сопровождая их словами: "Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков". Однако на деле проверяющие активно используют в работе и те письма финансового ведомства, в которых дается ответ на конкретный вопрос налогоплательщика.
И случается так, что налоговики по итогам проверки, к примеру, доначисляют вам на внушительную сумму налоги плюс пени и, возможно, штраф, ссылаясь на то, что так им велит Минфин, и потрясая соответствующим письмом. При этом вы не согласны с предъявленными претензиями, считаете их незаконными и полны решимости отстаивать свою точку зрения. Давайте посмотрим, как надо действовать в такой ситуации и что делать не рекомендуется.
Вариант 1. Предпочтительный. Оспаривать решение налогового органа, вынесенное по итогам проверки
Поскольку налоговики вынесли решение, руководствуясь письмом Минфина, надо попробовать побороться с ними, что называется, их же оружием. То есть другим письмом, в котором высказана принципиально иная, выгодная вам точка зрения.
Для этого можно:
(или) получить персональный ответ из Минфина, направив туда свой запрос. Но учтите, что ожидание ответа может затянуться на 2 - 3 месяца (Пункт 3 ст. 34.2 НК РФ), то есть вы получите ответ уже после того, как будет вынесено решение по проверке. Более того, не факт, что ответ вас обрадует;
(или) поискать в справочно-правовых базах другие письма с нужной вам позицией. Если вы найдете такое письмо, то необходимо, чтобы:
- в нем разъяснялся порядок налогообложения спорной операции либо какого-то объекта, действовавший в том налоговом периоде, который проверяется;
- ситуация, описанная в письме, была сходной с вашей.
Удручает одно: даже если вам повезет найти "выгодное" письмо, отвечающее всем этим требованиям, то оспорить решение по проверке в досудебном порядке (в вышестоящих налоговых органах) удастся едва ли. Особенно если "плохое" письмо налоговикам спустили сверху в качестве руководства к действию.
Однако в суде вы смело можете заявлять, что раз имеется письмо с иной позицией, значит:
- позиция Минфина России по рассматриваемому вопросу противоречива;
- следовательно, норма НК РФ сформулирована нечетко, содержит неясности;
- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах должны толковаться в вашу пользу (Пункт 7 ст. 3 НК РФ).
Но даже если вы не найдете подходящего для себя разъяснения - это еще не повод опустить руки и смириться с налоговыми доначислениями, пенями и штрафами. Если вы на 100% уверены, что по существу все сделали правильно и действия налоговиков незаконны, все равно попытайтесь оспорить решение по налоговой проверке, основанное на минфиновском письме. Особенно если это письмо представляет собой ответ на вопрос конкретного налогоплательщика. Суды нередко отменяют эти решения, предварительно, конечно, убедившись в правоте налогоплательщика. При этом они говорят, что такие письма:
- не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц;
- носят информационно-разъяснительный характер;
- и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами налогового законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.
Вариант 2. Нежелательный и муторный. Признавать недействующим "плохое" письмо Минфина целиком или в части
Этот вариант сопряжен с целым рядом неудобств.
Во-первых, с заявлением о признании недействующим письма Минфина или отдельных его пунктов нужно обращаться в Высший Арбитражный Суд РФ. Именно он рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (Пункт 1 ч. 2 ст. 34 АПК РФ). Забегая вперед, скажем, что если ваше заявление все-таки будет принято к рассмотрению, а вы находитесь не в Москве и при этом хотите участвовать в судебных заседаниях, то вам или вашему представителю придется приезжать для этого в Москву.
Во-вторых, для того чтобы ваше заявление приняли, высшие судьи должны усмотреть в оспариваемом письме признаки нормативного акта, а именно:
- письмо содержит правовую норму (правило поведения);
- затрагивает интересы неопределенного круга лиц - налогоплательщиков, возлагая на них дополнительные обязанности, не предусмотренные налоговым законодательством;
- рассчитано на многократное применение.
Если ничего такого судьи не усмотрят, ваше заявление вам просто вернут в связи с неподсудностью дела ВАС РФ (Пункт 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ) и вы останетесь у разбитого корыта. Но это полбеды.
Самая большая опасность заключается в следующем. Если ВАС РФ признает письмо Минфина нормативным актом, но при этом сочтет, что он не противоречит НК РФ и оснований для его отмены нет, то письмо станет обязательным для исполнения всеми, кого оно касается. Тем самым вы не только пострадаете сами, но и окажете медвежью услугу другим налогоплательщикам. Налоговики смогут на вполне законных основаниях ссылаться на "плохое" письмо в своих решениях по проверкам. А другие налогоплательщики уже не смогут обратиться в ВАС РФ с требованием о признании этого письма недействительным (Часть 7 ст. 194 АПК РФ).
Наглядный тому пример - Решение ВАС РФ от 26.01.2009 N 16758/08, признавшее нормативным актом Письмо Минфина России от 30.07.2008 N 03-11-02/85. Это Письмо, по сути, обязало всех упрощенцев не позднее 31 марта (крайний срок сдачи годовой декларации (Пункт 1 ст. 346.23 НК РФ)) представлять в ИФНС для заверения бумажный вариант Книги учета доходов и расходов которая велась в электронном виде.
Однако может случиться и так: ВАС РФ решит, что оспариваемое письмо Минфина является нормативным актом и оно не соответствует НК РФ. Вроде бы повод возрадоваться... Однако к тому моменту, как вы получите на руки "победное" решение ВАС РФ, могут истечь все мыслимые сроки для обращения в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения инспекции (Часть 4 ст. 198 АПК РФ).
* * *
Как видите, из двух вариантов защиты своих интересов первый куда более привлекательный - и себе поможете, и другим не навредите.
Но если уж в вас так сильно желание доказать неправоту позиции Минфина, выраженной в "плохом" письме, то хотя бы затевайте два процесса параллельно:
- подавайте в ВАС РФ заявление о признании недействующим письма Минфина или отдельных его пунктов;
- оспаривайте решение налогового органа, вынесенное по итогам проверки.
И если паче чаяния ВАС РФ примет ваше заявление к рассмотрению, то второй судебный процесс по оспариванию решения, если он уже начнется, должен будет быть приостановлен до тех пор, пока ВАС РФ не вынесет свое решение и оно не вступит в законную силу (Пункт 1 ч. 1 ст. 143, п. 1 ст. 145 АПК РФ).