Чем грозит бизнесу использование оффшоров? Ведь санкции за ведение хозяйственной деятельности через компанию, расположенную в оффшорной зоне, нет и быть не может.
Для того чтобы разобраться в этой проблеме, необходимо вернуться к "хиту" последнего десятилетия - концепции деловой цели, сформулированной в Постановлении Пленума ВАС N 53.
Проблема состоит в том, что перечисленные выше причины использования оффшоров не несут в себе экономической, деловой цели в российском понимании этого термина.
Защита от рейдерства, особенно если "покушения" еще не было, а ситуация прогнозировалась на будущее, не может быть самостоятельной деловой целью. Сохранение капитала - аналогично. Кроме того, очень сложно будет объяснить российским чиновникам и судьям, почему бизнесмен сохраняет капитал за границей, а не в той стране, где его компания ведет деятельность непосредственно, и от рейдерства спасается не путем обращения в прокуратуру, а через оффшор. Никто же не будет озвучивать версию о политической нестабильности, часто меняющемся законодательстве и прочие нелицеприятные факты.
Налоговая оптимизация и налоговое планирование тоже не могут быть самостоятельным объектом деловой цели. Об этом в Постановлении N 53 сказано прямо. В этом документе отсутствие в хозяйственной деятельности налогоплательщика деловой цели определено как злоупотребление налогоплательщиком своими правами при формальном соблюдении законодательства и вопреки интересам других участников налоговых правоотношений, т.е. государства. Если выразить эту мысль проще, то это когда налогоплательщик не может ответить на вопрос "зачем?". Зачем он закупил сто пар валенок, если его офис располагается в Сочи? зачем фирме ежедневная закупка канцелярских принадлежностей? зачем нужна оффшорная компания, через которую идет основанная деятельность, но тем не менее у нее нет ни офиса, ни сотрудников, только директор?
По мнению многих специалистов, в ближайшие годы налоговые органы будут часто пользоваться возможностями, которые дало Постановление N 53. Если раньше чиновники были вынуждены пытаться признавать сделки недействительными или апеллировать к ст. 40 НК РФ, то теперь им достаточно обратить внимание суда на косвенные признаки необоснованности налоговой выгодны, полученной налогоплательщиком: неритмичность платежей, отсутствие корреспонденции и т.д.
Подводя итог, необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением N 53 налогоплательщик не должен стремиться к наиболее выгодному для государства налогообложению, но совершаемые им сделки должны носить характер реальной экономической деятельности, т.е. его действия должны преследовать цель получения реального экономического эффекта не виде налоговой выгоды. Следовательно, если применять эти правила к использованию оффшоров при ведении бизнеса, то можно сделать следующие выводы:
- само по себе существование оффшорной компании и ведение через нее хозяйственной деятельности - законно;
- если эта компания не существует фактически, только номинально, а смысл ее создания состоял в желании не платить налоги, исходя из практики российские чиновники смогут доказать отсутствие деловой цели с высокой вероятностью.