С началом октября пошел отсчет двухмесячного срока, отведенного на подачу в инспекцию заявления о переходе с 1 января 2012 г. на упрощенную систему налогообложения. Может, конечно, оно и носит лишь уведомительный характер, но...
Порядок перехода на УСН, установленный Налоговым кодексом, предусматривает, что фирмы и предприниматели, претендующие на блага данного спецрежима, обязаны заявить о своем намерении применять его в ИФНС по месту учета. При этом уже действующие налогоплательщики должны сделать это как раз в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего тому, в котором намечено знакомство с "упрощенкой" (п. 1 ст. 346.13 НК). Рекомендованная форма соответствующего заявления утверждена Приказом ФНС России от 13 апреля 2010 г. N ММВ-7-3/182@ (далее - Заявление N 26.2-1). Но уведомить налоговиков о своем желании перейти на УСН можно и в произвольной форме (Постановление Президиума ВАС РФ от 7 октября 2008 г. N 6159/08). Разве что следует учитывать, что указания о своем намерении применять УСН в данном случае недостаточно. Потребуются и иные сведения.
Ведь, как известно, переход на УСН доступен далеко не всем желающим. Главой 26.2 установлен целый ряд ограничений на применение спецрежима. Так, не вправе рассчитывать на блага спецрежима те компании, в учредительных документах которых указано на наличие филиалов и представительств, кроме того, участники соглашений о разделе продукции и многие другие. Конечно, декларировать в заявлении соответствие каждому из таких ограничений нет нужды, однако данные о соблюдении отдельных из них все же придется указать. Речь идет об ограничениях по показателям хозяйственной деятельности: по доходам, среднесписочной численности работника, а также остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (амортизируемого имущества).
Итак, п. 2.1 ст. 346.12 Налогового кодекса предусмотрено, что организация вправе перейти со следующего года на упрощенную систему налогообложения лишь при условии, что ее доходы за 9 месяцев предшествующего года не превышают определенного лимита. Для применения УСН с 2012 г. их величина не должна составлять более 45 млн руб. Примечательно, что на индивидуальных предпринимателей данное требование не распространяется. Подтверждают это в том числе и представители Минфина России в Письме от 11 декабря 2008 г. N 03-11-05/296. Организациям же придется отчитаться по доходам за 9 месяцев года в заявлении о переходе на УСН.
Помимо этого им придется указать в нем среднюю численность работников за тот же период. Предпринимателей же в данном случае опять обошли стороной. Впрочем, по прямому указанию главного налогового закона отражать подобные сведения в документе должны лишь организации.
Обратите внимание! Даже если по итогам 9 месяцев года, предшествующего переходу на спецрежим, средняя численность работников превышает сто человек, это еще не повод отказаться от планов по смене режима налогообложения. Главное, до начала следующего года привести данный показатель в соответствие с требованиями гл. 26.2 Налогового кодекса (Письма Минфина России от 1 декабря 2009 г. N 03-11-06/2/254, от 25 ноября 2009 г. N 03-11-06/2/248).
Ну и, наконец, в заявлении должны быть отражены сведения об остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (амортизируемого имущества) по состоянию на 1 октября года, предшествующего применению УСН. Дело в том, что если данный показатель превысит лимит в 100 млн руб., то о переходе на спецрежим можно забыть (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК). И снова соответствующую информацию в заявлении обязаны указывать лишь организации. Ограничения по показателям хозяйственной деятельности актуальны для ИП в целях применения УСН, но не при переходе на спецрежим.
По идее в заявлении налогоплательщик также должен определиться с объектом налогообложения - "доходы" или "доходы за вычетом расходов". Однако по большому счету окончательное решение на этот счет можно отсрочить почти до конца года. Главное успеть внести корректировки до 20 декабря года, предшествующего переходу на "упрощенку" (п. 1 ст. 346.13 НК).
На сегодняшний день при подаче заявления о переходе на УСН налогоплательщику не стоит ожидать от инспекции ответа на него. Как утверждают и сами налоговики, и представители Минфина России, у ревизоров просто нет для этого оснований (Письма ФНС России от 21 сентября 2009 г. N ШС-22-3/730@, от 4 августа 2010 г. N ШС-17-3/847, Минфина России от 16 мая 2011 г. N 03-11-06/2/75). Налоговики не уполномочены разрешать либо запрещать налогоплательщику переходить на "упрощенку", указывают чиновники.
Так что если в последующем налогоплательщику потребуется (а оно потребуется обязательно) подтверждение факта применения УСН, то о его получении придется позаботиться отдельно, подав соответствующий запрос в инспекцию (п. 39 Административного регламента ФНС России, утвержденного Приказом Минфина России от 18 января 2008 г. N 9н, Письмо ФНС России от 4 декабря 2009 г. N ШС-22-3/915@). В ответ, причем в срок, не превышающий 30 дней, налоговики должны выдать информационное письмо с указанием даты перехода налогоплательщика на УСН, а также с подтверждением факта представления им "упрощенных" налоговых деклараций. Его форма утверждена Приказом ФНС России от 13 апреля 2010 г. N ММВ-7-3/182@. Впрочем, как указали эксперты Минфина России в Письме от 16 мая 2011 г. N 03-11-06/2/75, копия титульного листа декларации по единому налогу уже сама по себе является свидетельством применения УСН.
Так или иначе, но если уж на подачу заявления о переходе на УСН налоговики никак не реагируют, а тем более не могут разрешать либо запрещать налогоплательщику переходить на "упрощенку", то зачем такое заявление нужно? И что произойдет, если требование о его представлении проигнорировать либо исполнить с нарушением установленного срока?
С одной стороны, заявление о переходе на УСН действительно носит лишь уведомительный характер. Однако, по мнению судей, данное обстоятельство позволяет применять УСН и без подачи такового или в случае представления его с нарушением срока только вновь созданным организациям или только что зарегистрированным предпринимателям (Определения ВАС РФ от 10 сентября 2009 г. N ВАС-8804/09, от 21 июля 2008 г. N 8705/08, от 17 июля 2008 г. N 9104/08, от 24 апреля 2008 г. N 5626/08). Однако к действующим налогоплательщикам, решившим сменить спецрежим, арбитры не столь благосклонны. Налоговый кодекс, указывают они, действительно устанавливает добровольный характер перехода на УСН, но лишь в том смысле, что налогоплательщик вправе выбирать между нею и общей системой налогообложения. Однако возможность осуществлять переход на спецрежим произвольно, без соблюдения правил, установленных гл. 26.2 Кодекса, хозяйствующим субъектам никто не предоставлял (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 31 июля 2008 г. N Ф08-4328/2008, от 26 марта 2007 г. N Ф08-1188/2007-510А, ФАС Уральского округа от 14 ноября 2006 г. N Ф09-10000/06-С1).