Переход налогоплательщиков на УСН осуществляется в заявительном порядке. Организации подают заявление по ф. 26.2-1 в налоговый орган по месту своего нахождения, а индивидуальные предприниматели по месту жительства. Заявление подается в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН.
В заявлении налогоплательщики сообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года, средней численности работников, стоимости основных средств и нематериальных активов. Есть и исключения из данного правила, предусмотренные для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Они вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет.
Казалось бы, ситуация простейшая, сроки ясны, и не должно возникать никаких проблем. Однако практика показывает, что с учетом приобретения популярности УСН судебные разбирательства по данному вопросу приобретают массовый характер. Рассмотрим существующие проблемы подробнее.
Обязательность подачи заявления. По мнению сотрудников налоговых органов, заявление нужно подавать обязательно. Действительно, а как еще налоговый орган узнает о том, что налогоплательщик решил применять УСН?
Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Постановлении от 31.07.2008 N Ф08-4328/2008 определил, что если заявление не подано, то применение УСН будет необоснованным. Аналогичный вывод сделал и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 14.09.2009 по делу N А42-7838/2008.
Однако есть решения судов, в которых высказано противоположное мнение. Тот же ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 01.09.2009 по делу N А32-5160/2008-4/129-2009-29/15 посчитал заявлением о применении данной системы налогообложения первую декларацию по УСН, поданную в налоговый орган за I квартал отчетного года.
Федеральный Арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 29.12.2008 N КА-А41/12325-08 руководствовался иной логикой. Суд указал, что поскольку переход на УСН при соблюдении установленных ст. ст. 346.11 - 346.13 НК РФ условий осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, то отсутствие заявления налогоплательщика о переходе на эту систему налогообложения, при совершении иных действий, свидетельствующих о применении данной системы с момента государственной регистрации, не влечет запрета в применении спорной системы налогообложения и доначисления налогов, подлежащих уплате по общей системе налогообложения.
Также суд принял во внимание положения п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, неясности и противоречия в актах законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, поскольку правовые последствия неподачи налогоплательщиком в налоговый орган заявления о возможности применения УСН Налоговым кодексом РФ не определены.
Приведенные доводы могут помочь в случае судебных разбирательств. Однако, на наш взгляд, целесообразно подать заявление и избежать судебных разбирательств.
Форма заявления о переходе на УСН утверждена Приказом ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@. Формально налогоплательщики имеют право не применять разработанную налоговиками форму заявления. В Информационном письме УМНС России по г. Москве от 16.09.2003 указано, что подача организацией заявления о переходе на УСН в произвольной форме не может служить основанием для отказа налоговым органом в праве на применение данного налогового режима.
Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 09.11.2004 N А42-5179/04-28 указал, что незаконен отказ налогового органа в применении УСН налогоплательщиком в связи с тем, что представленное им заявление о переходе на эту систему налогообложения было составлено не по утвержденной форме. Дело в том, что Приказ МНС России, которым была утверждена форма данного заявления, носил для налогоплательщиков рекомендательный характер.
Тем не менее полагаем, что следует использовать установленную форму заявления, не вступая в ненужные споры с налоговыми органами. В заявлении о переходе на УСН важно указать все существенные условия, выполнение которых необходимо для перехода на упрощенную систему, - величину дохода за 9 месяцев, среднесписочную численность, стоимость амортизируемого имущества, а также выбранный объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов).
Сроки представления заявления. Налоговые органы, с одной стороны, подчеркивают, что заявление о переходе на УСН носит уведомительный характер, и налоговое законодательство не предусматривает принятия налоговым органом каких-либо решений по нему. С другой стороны, налоговики рассуждают о направлении налогоплательщикам уведомлений о невозможности рассмотрения заявлений по причине нарушения сроков их подачи (Письмо ФНС России от 21.09.2009 N ШС-22-3/730@).
Решения арбитражных судов по этому вопросу не однозначны.
Так, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 26.03.2007 N Ф08-1188/2007-510А признается правота налогового органа, который отказал налогоплательщику в праве применения УСН по причине пропуска установленных законодательством сроков.
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 17.07.2009 N Ф03-3432/2009 содержится вывод, что нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления, установленного абз. 1 п. 1 ст. 346.13 НК РФ, само по себе не лишает его права на применение УСН. Поясним, что суд рассматривал ситуацию, когда заявление было подано повторно с опозданием по причине устранения организацией факторов, мешающих переходу на УСН.
Высший Арбитражный Суд РФ указал в Определении от 13.07.2010 N ВАС-8567/10, что подача заявления по истечении пяти дней с момента постановки на учет в налоговом органе не может служить основанием для отказа в выборе специального режима налогообложения.
Федеральный Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 06.09.2007 N Ф04-5773/2007(37478-А70-29) исходил из того, что гл. 26.2 НК РФ не предусмотрено право налогового органа на запрет или разрешение применения налогоплательщиком УСН, не установлено, что предусмотренный ст. 346.13 НК РФ срок является пресекательным. Заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, добровольный характер, т.е. не зависит от решения налогового органа и не связано с ним. Следовательно, пропуск пятидневного срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения не может служить основанием для отказа заявителю в выборе специального режима налогообложения.
Поясним, что речь идет о первичной подаче заявления налогоплательщиком с нарушением установленного срока.
Аналогичные выводы содержатся и в Постановлениях ФАС Московского округа от 27.08.2009 N КА-А40/6972-09, ФАС Поволжского округа от 21.07.2009 по делу N А06-7002/2008, ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2010 по делу N А66-9342/2008 и др.
Во избежание судебных разбирательств контроль соблюдения срока подачи заявления, на наш взгляд, представляется актуальным. Следует помнить, что в случаях, когда последний день срока попадает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Если налоговые органы забывают об этом, то напоминать о существовании данной нормы приходится уже арбитражным судам. Так, ФАС Центрального округа (Постановление от 23.04.2004 N А62-3449/2003) рассмотрел следующую ситуацию: налогоплательщик 30 ноября направил заявление о переходе на УСН, которое получено ИМНС 2 декабря, т.е. в первый рабочий день, следующий за выходным днем. В соответствии со ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока попадает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Суд определил, что никаких препятствий для применения налогоплательщиком УСН нет, а у налоговых органов отсутствовали законные основания для отказа в переходе на упрощенную систему налогообложения со ссылкой на положения п. 1 ст. 346.13 НК РФ.
Случается и так, что налогоплательщик не нарушает сроков, но все равно опаздывает с подачей заявления. ФАС Московского округа (Постановление от 11.11.2009 N КА-А40/11741-09) рассмотрел такую ситуацию: регистрирующий орган допустил ошибку при регистрации и первично выдал неверные документы. Заявление о переходе на УСН было подано налогоплательщиком в пятидневный срок с момента повторной выдачи уже правильных документов. Суд поддержал позицию налогоплательщика и его право применять УСН.
Подача заявления о переходе на УСН одновременно с документами на регистрацию хозяйствующего субъекта. Нередки ситуации, когда налоговый орган не принимает документы на регистрацию и уведомление о переходе на УСН одновременно, мотивируя это тем, что до момента регистрации налогоплательщик не обладает правоспособностью, не имеет ИНН и ОГРН.
Арбитражные суды (например, ФАС Московского округа в Постановлении от 27.01.2009 N КА-А40/13301-08) приходят к выводу, что налоговое законодательство не содержит каких-либо ограничений в части подачи заявления о применении УСН одновременно с комплектом документов на регистрацию юридического лица.
Повторная подача заявления о переходе на УСН. Многие налогоплательщики-организации меняют свои места нахождения, а налогоплательщики - физические лица - места жительства. При этом им не нужно подавать повторные заявления о переходе на УСН в налоговую инспекцию по новому месту учета, положения гл. 26.2 НК РФ этого не требуют. Такие разъяснения в отношении юридических и физических лиц дают контролирующие органы (Письма Минфина России от 22.04.2010 N 03-11-11/111, ФНС России от 07.04.2010 N 3-2-07/20, УФНС России по г. Москве от 16.03.2010 N 20-14/2/028385@).
Повторно подавать заявление на очередной налоговый год также не нужно. Налогоплательщик будет считаться работающим по "упрощенке" до момента подачи им заявления о переводе на общий режим налогообложения.
Пример 1. Общество с ограниченной ответственностью в 2011 г. применяет УСН. Критерии, установленные законодательством для возможности работы по упрощенной системе, не нарушаются. Подавать заявление о переходе на УСН в конце 2011 г. на 2012 г. данному налогоплательщику не следует.
Ранее налоговый орган предоставлял уведомление о праве применения упрощенной системы налогообложения, получив которое налогоплательщик спокойно мог платить единый налог. В настоящее время ситуация такова: ФНС России в Письме от 04.12.2009 N ШС-22-3/915@ разъяснила, что положения гл. 26.2 НК РФ не предусматривают принятия налоговым органом каких-либо решений по поданному налогоплательщиком заявлению. Поэтому у налогового органа нет оснований для направления налогоплательщику уведомлений о возможности или невозможности применения УСН.
Как налогоплательщику понять, перешел он на УСН или у налогового органа есть какие-то претензии, на основании которых он считает организацию по-прежнему работающей на общей системе налогообложения?
В этом случае нужно обратить внимание на Письмо ФНС России от 04.12.2009 N ШС-22-3/915@, в котором говорится следующее. Если в налоговую инспекцию поступает письменное обращение налогоплательщика с просьбой подтвердить факт применения им УСН, то в соответствии с п. 39 Административного регламента ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков (утв. Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н), налоговому органу следует в произвольной форме в общеустановленные сроки письменно проинформировать налогоплательщика, что на основании представленного им заявления он применяет УСН (с начала года либо с даты постановки на учет в налоговом органе).
Если налогоплательщик получил из налоговой инспекции уведомление о невозможности применения УСН, он, по мнению ФАС Центрального округа, может не обращать на него внимания (Постановление от 21.05.2010 по делу N А54-5512/2009).
Суд вынес следующее решение: в удовлетворении заявления о признании недействительным уведомления налогового органа о невозможности применения УСН отказать, поскольку уведомление налогового органа не нарушает прав заявителя ввиду того, что не препятствует налогоплательщику в ходе его деятельности применять УСН.
С формальной точки зрения вроде бы все верно, однако получается, налогоплательщик будет считать налоги по-своему (по УСН), а налоговая инспекция по-своему (по общей системе налогообложения), и выяснить, кто из них прав, они смогут лишь после того, как налоговый орган доначислит налоги и насчитает штрафы и пени. Формальная правота налогоплательщика может обернуться для него рисками в отношении ведения судебных разбирательств по начисленным суммам.
Отказ постфактум. Как показывает практика, наличие письменного уведомления налогового органа о праве применения УСН не всегда ограждает налогоплательщика от последующих претензий проверяющих. В некоторых случаях налоговые органы заявляют о необоснованности применения системы налогообложения, ранее ими же разрешенной к применению. В этом случае следует отстаивать свою правоту в суде.
Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, рассматривая такой иск (Постановление от 12.03.2009 N А33-1275/08-Ф02-874/09), принял во внимание следующие факты:
- предприниматель с момента регистрации в этом качестве представлял в налоговую инспекцию декларации по единому налогу;
- доказательств того, что предприниматель на протяжении ряда лет относился к налогоплательщикам, не имеющим право на применение УСН, налоговой инспекцией не представлено;
- материалами дела подтверждается получение предпринимателем уведомления налоговой инспекции о возможности применения УСН.
Отказ в связи с несоответствием налогоплательщика законодательно установленным критериям. Случается, что налоговый орган ошибочно дает разрешение на право применения УСН, несмотря на то что хозяйствующий субъект не имеет законных оснований применять данную систему налогообложения. Налогоплательщик, добросовестно заблуждаясь, применяет УСН. Но по прошествии какого-то, зачастую длительного, времени налоговый орган вдруг обнаруживает, что выдал разрешение ошибочно и требует уплатить налоги по общей системе налогообложения с огромными штрафами.
К таким ситуациям у судов нет единого подхода.
Например, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 17.07.2008 по делу N А57-210/08-33 признал требования налоговой инспекции необоснованными, поскольку в данном случае действия самого налогового органа привели к применению УСН налогоплательщиком.
Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 07.05.2010 по делу N А42-8932/2009 исходил из обратного. Суд указал, что в силу установленного Налоговым кодексом РФ запрета организация не вправе была применять УСН в спорном периоде. Право на применение УСН связано с соответствием налогоплательщика требованиям, указанным в ст. 346.12 НК РФ, а не с фактом направления уведомления налоговой инспекцией. Кроме того, уведомление налогового органа о переходе на УСН не носит характер разъяснения по вопросам применения налогового законодательства.
Отказ по основаниям, не предусмотренным законодательно. Изначально оговорим, что налоговый орган не вправе отказать в переходе на УСН по основаниям иным, чем предусмотренные гл. 26.2 НК РФ.
Представим ситуацию: предприятие решило перейти на УСН и подало соответствующее заявление в налоговый орган 15 февраля, а 3 марта получило отказ налогового органа по своему заявлению. Мотивом отказа послужило наличие за ним задолженности перед бюджетом по НДФЛ в сумме 6 руб.
В данной ситуации налоговый орган был не вправе по данному основанию отказывать в переходе на упрощенную систему, поскольку это не предусмотрено гл. 26.2 НК РФ.
Налогоплательщик, подавая заявление о переходе на "упрощенку", должен оценить выполнение всех законодательно установленных критериев. Если в заявлении были указаны неверные данные и по каким-то причинам работники налогового органа, не установив этого факта, выдали уведомление о возможности применения УСН, то в дальнейшем налогоплательщик не застрахован от неприятностей.
Пример 2. Предприятие подало в налоговый орган заявление о переходе с 1 января 2011 г. на УСН. В последующем, при проведении мероприятий налогового контроля, было установлено, что предприятие не имело права переходить на УСН, поскольку среднесписочная численность работников на 1 октября 2010 г. и в последующие периоды составляла 189 человек.
На основании установленных фактов налоговые обязательства такого налогоплательщика (включая уплату пени и штрафов) подлежат пересчету с начала года, в котором налогоплательщик перешел на УСН.
Критерий I - величина доходов. В соответствии с п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на упрощенную систему, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн руб. Предельная величина доходов определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.
Поясним, что доходы, рассчитанные налогоплательщиком по результатам осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД, не могут служить критерием в целях ограничения размера доходов от реализации, полученных от деятельности, которая облагается единым налогом при УСН (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.04.2010 по делу N А27-17222/2008).
Важно обратить внимание на то, что в Налоговом кодексе РФ четко определено, что доходы, которые сравнивают с лимитом, нужно брать за девять месяцев, а не за год (п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ).
Пример 3. Компания планировала с 2011 г. перейти на УСН, при этом по итогам работы за 9 месяцев 2010 г. организация имела следующие доходы: облагаемые ЕНВД - 44 млн руб., облагаемые по общей системе налогообложения - 2 млн руб. Предприятие получило право перейти на УСН, поскольку доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ (2 млн руб.), не превышали установленный лимит.
Критерий II - численность работников. В силу пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не имеют право применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.
Работники, откомандированные на другое предприятие без сохранения за ними заработной платы, не подлежат включению в расчет средней численности и, следовательно, не должны учитываться при определении возможности применения УСН (Постановление ФАС Поволжского округа от 04.09.2008 по делу N А57-7058/07).
Несмотря на то что заявление подается до 30 ноября года, предшествующего году перехода на УСН, данные о численности могут указываться плановые с учетом приведения количества работников в соответствие с требованиями Налогового кодекса РФ. Например, если средняя численность работников налогоплательщика за 9 месяцев отчетного года превышает 100 человек, то в случае ее приведения в соответствие с требованиями пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ до 1 января следующего года (года перехода на УСН) организация сможет применять УСН с очередного года (Письмо Минфина России от 01.12.2009 N 03-11-06/2/254, Постановление ФАС Поволжского округа от 12.07.2005 N А12-36913/04-С51).
С нашей точки зрения, приведение в соответствие численности персонала не должно быть бездумным. Контролирующие органы могут счесть, что единственная цель сокращения штатов - получение налоговой выгоды.
Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 13.03.2009 N ВАС-17643/08 не согласился с налогоплательщиком, посчитав, что тот не доказал получение экономического эффекта от мер по увольнению персонала с привлечением его по договорам аутсорсинга, и не опроверг того, что главная цель увольнения работников - получение дохода исключительно за счет налоговой выгоды от применения УСН при отсутствии прав на это.
В отличие от методологии определения показателя доходов, принимаемого для оценки возможности перехода на УСН, согласно которому доходы по "вмененке" не принимаются во внимание, ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов определяются исходя из всех осуществляемых видов деятельности.
Пример 4. Компания занимается торговлей, облагаемой ЕНВД, и оказанием услуг. Руководство предприятия хотело бы перейти на УСН. Однако средняя численность работников, занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД, составляет 68 человек, а оказанием услуг - 52 человека. Поскольку общая средняя численность превышает 100 человек, независимо от количества работников, занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД, предприятие не может перейти на УСН.
Критерий III - лимит стоимости основных средств и нематериальных активов. Организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с российским законодательством о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб., не смогут перейти на УСН.
Учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Формулировки Налогового кодекса РФ таковы, что данное ограничение относится только к юридическим лицам. Стало быть, индивидуальные предприниматели могут перейти на УСН и применять ее независимо от того, какова остаточная стоимость их основных средств и нематериальных активов (Письмо Минфина России от 11.12.2008 N 03-11-05/296).
Критерий IV - доля участия других организаций. Согласно пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.
Минфин России в Письме от 29.01.2010 N 03-11-06/2/10 разъяснил, что данный показатель на момент подачи заявления не должен безусловно отвечать законодательно закрепленным критериям. Главное, чтобы норматив выполнялся к моменту перехода на УСН.
Осуществление облагаемой ЕНВД деятельности не препятствует переходу на УСН в отношении операций, не подпадающих под обложение единым налогом на вмененный доход. На наш взгляд, даже плательщикам ЕНВД, которые не собираются осуществлять деятельность, не подпадающую под обложение налогом на вмененный доход, целесообразно подать заявление о переходе на УСН.
Поясним свою точку зрения. Перечень видов деятельности, подпадающих под обложение ЕНВД, достаточно узок, а рыночная конкуренция диктует необходимость постоянного расширения спектра оказываемых услуг. И вполне может случиться, что налогоплательщик, еще сегодня ведущий деятельность, облагаемую ЕНВД, завтра захочет начать другой вид бизнеса, уже не подпадающий под обложение единым налогом на вмененный доход. Это не говоря уже о возможности в ходе развития бизнеса превышения лимитов, установленных законодательством для применения ЕНВД.
Предположим, предприятие в течение нескольких лет оказывало бытовые услуги физическим лицам и уплачивало ЕНВД. Однако в феврале 2011 г. было развернуто новое выгодное направление бизнеса - предприятие начало оказывать услуги юридическим лицам по безналичному расчету, и те уже нельзя было отнести к бытовым. Возникла необходимость применения иной, отличной от обложения ЕНВД, системы налогообложения. Перейти на УСН в феврале налогоплательщик не мог и вынужден в течение года применять общую систему налогообложения, которая на его взгляд не оптимальна в отношении налоговой нагрузки.
А теперь рассмотрим, будут ли последствия перехода на УСН, если деятельность по данному режиму пока не ведется. Поскольку нет соответствующих доходов, не возникает и никаких дополнительных налоговых платежей. Правда, дополнительной заботой в связи с применением УСН является подача "нулевой" налоговой декларации. Однако представляется такая декларация всего один раз в год, что, на наш взгляд, не влечет существенного увеличения трудозатрат.
Переход на уплату ЕНВД при работе на УСН. В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 346.28 НК РФ организации или индивидуальные предприниматели, подлежащие постановке на учет в качестве плательщиков единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, заявление о постановке на учет в качестве плательщика единого налога. Формы заявлений утверждены Приказом ФНС России от 14.01.2009 N ММ-7-6/5@.
Постановка на учет плательщика ЕНВД осуществляется:
- по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в следующем абзаце);
- по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети, размещения рекламы на транспортных средствах.
Постановка на учет в качестве плательщика единого налога на вмененный доход физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, нескольких внутригородских территориях Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет.
В отличие от УСН уплата ЕНВД - это безусловная обязанность, а не право налогоплательщика. Поэтому, даже если организация или индивидуальный предприниматель по каким-то причинам не подадут рассматриваемое заявление, то это не означает, что по тем видам деятельности, которые в соответствии с законодательством подлежат обложению ЕНВД, им не нужно исчислять и уплачивать данный налог.
В то же время работа с уплатой ЕНВД без постановки на учет приведет к штрафу. Ведь в силу п. 2 ст. 116 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.
Если налогоплательщик все же попал в неприятную ситуацию, то будет актуальным поискать смягчающие обстоятельства. Например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 01.06.2010 по делу N А05-21408/2009, установив факт осуществления предпринимателем деятельности, облагаемой ЕНВД, без постановки на налоговый учет, признал обоснованным привлечение ИФНС предпринимателя к ответственности. Однако, расценив в качестве смягчающих ответственность обстоятельств незначительность допущенной просрочки, материальное положение предпринимателя и несоразмерность взыскиваемой суммы последствиям нарушения обязательства, посчитал возможным снизить размер взыскиваемого инспекцией штрафа.
Как оформить переход на УСН и ЕНВД. В соответствующие сроки налогоплательщик подает заявление в налоговый орган.
Пример 5. Предприятие применяло общую систему налогообложения, однако решило с 1 января 2011 г. перейти на УСН, а также начать деятельность, подпадающую под ЕНВД. Поэтому 9 ноября 2010 г. предприятие подало в налоговый орган заявление по ф. 26.2-1 о переходе на УСН, а также заявление по ф. ЕНВД-1 о начале исполнения с 1 января 2011 г. обязанностей налогоплательщика ЕНВД.