Комментарий к поправкам в законодательство по страховым взносам. Комментарий к Федеральному закону от 03.12.2011 N 379-ФЗ
В 2012 г. по-прежнему надо сдавать отчетность в два фонда: Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
В форму расчета РСВ-1 ПФР до сих пор не было внесено каких-либо изменений, однако есть другие новшества, касающиеся отчетности по пенсионным взносам. Впервые при сдаче годовой отчетности в ПФР (срок ее сдачи - не позднее 15 февраля (Пункт 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ)) надо представить новые формы персонифицированной отчетности (Пункт 5 Постановления Правления ПФР от 24.03.2011 N 59п; п. 1 Постановления Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п):
- СЗВ-6-3 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица" - составляется на каждого застрахованного по итогам года. В ней отражаются ежемесячные выплаты, начисленные по трудовым и гражданско-правовым договорам. Отдельно надо указать выплаты, на которые начислены взносы на обязательное пенсионное страхование.
Как известно, средний заработок за 2 предыдущих года нужен при расчете пособий (к примеру, по временной нетрудоспособности). Если работник проработал в организации (у предпринимателя) менее 2 лет, то нужны сведения о заработке от предыдущего работодателя. Однако если он уже прекратил свою деятельность, обращаться за подтверждением среднего заработка работнику нужно в Пенсионный фонд (Часть 7 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). Но раньше и Пенсионный фонд не мог помочь - просто потому, что у него таких сведений не было. Теперь все должно наладиться: страхователи будут сдавать отчетность о заработке каждого сотрудника, эти сведения попадут в систему персонифицированного учета, и у Пенсионного фонда будет возможность отвечать на запросы о заработке по существу;
- АДВ-6-4 "Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица" (форма, сопровождающая пачку документов по форме СЗВ-6-3).
Поэтому, прежде чем отправлять отчетность в электронном виде, обновите свои отчетно-проверочные программы.
Для справки
Персонифицированная отчетность за 2011 г. включает в себя формы АДВ-6-2, СЗВ-6-2, АДВ-6-3, СЗВ-6-1, а также новые годовые формы СЗВ-6-3 и АДВ-6-4.
(!) Появилась новая годовая форма расчета РВ-3 ПФР, которую также надо применять уже с отчетности за 2011 г. (Приказ Минздравсоцразвития России от 03.11.2011 N 1322н). Срок ее сдачи - до 1 февраля 2012 г. То есть последний день (если строго придерживаться буквы закона) - 31 января 2012 г. Но она потребуется довольно узкому кругу организаций:
- тем, кто использует труд летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (Статья 4.1 Федерального закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации");
- организациям угольной промышленности (Пункт 2 ст. 7 Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности"). Для их работников с 2011 г. предоставляется обязательное дополнительное социальное обеспечение - именно с этим и связано появление новой формы РВ-3 ПФР (в которой учтены новые страхователи).
Увеличен минимальный штраф за нарушение срока представления расчета по взносам
Норма об ответственности за просрочку со сдачей отчетности (расчетов по форме РСВ-1 ПФР, РСВ-2 ПФР, формы-4 ФСС) изложена в новой редакции. Законодатели уточнили, с какой суммы надо считать штраф за просрочку с представлением отчетности. Ранее, как вы, наверное, помните, формулировка была расплывчатая. Штраф рассчитывался от суммы, подлежащей уплате (доплате) на основе расчета (Часть 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ (ред., действ. до 01.01.2012)). Меж тем отчетность во внебюджетные фонды составляется нарастающим итогом с начала года. И можно было сделать вывод, что штраф надо считать исходя из начисленных взносов в целом за период, прошедший с начала года. Поэтому, чтобы пояснить, как же инспекторы внебюджетных фондов должны считать штрафы, и Минздравсоцразвитию, и Фонду социального страхования потребовалось выпускать в 2010 - 2011 гг. разъяснения (Письмо Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 N 507-19; Письмо ФСС РФ от 15.07.2010 N 02-03-10/05-5910).
Теперь одним спорным моментом стало меньше. В ст. 46 Закона N 212-ФЗ сейчас сказано, что "штраф взыскивается в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние 3 месяца отчетного (расчетного) периода...". Таким образом, при расчете штрафа надо учитывать только те взносы, которые были начислены в последнем квартале отчетного/расчетного периода (Часть 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ).
Хотелось бы верить, что по-прежнему за несвоевременную сдачу отчетности в ФСС база для начисления штрафов будет рассчитываться по формуле (Письмо Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 N 507-19; Письмо ФСС РФ от 15.07.2010 N 02-03-10/05-5910):
Минимальный штраф за просрочку с отчетностью независимо от периода просрочки (хотя бы 1 день) в каждый фонд теперь равен 1000 руб. Как вы помните, раньше такой штраф при просрочке до 180 дней был 100 руб. (Часть 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ (ред., действ. до 01.01.2012)), а свыше - 1000 руб. (Часть 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ (ред., действ. до 01.01.2012)). Теперь же все едино: минимальный штраф одинаков во всех случаях. И его придется заплатить даже в случае, когда сумма взносов к уплате по расчету равна нулю.
А максимальный штраф равен 30% от начисленных за последний квартал взносов. И теперь даже если просрочка в сдаче отчетности составит более 180 дней (или года, или 2 лет), то максимальный штраф - 30% от взносов за последний квартал.
Итак, штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР или в ФСС будет рассчитываться теперь по формуле:
Появился штраф за сдачу бумажной отчетности вместо электронной
Этот штраф небольшой - 200 руб. (Часть 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ). Он такой же, как штраф за сдачу налоговой декларации на бумаге вместо электронной формы (Статья 119.1 НК РФ). И он также предусмотрен для тех страхователей, которые обязаны сдавать отчетность именно в электронном виде, то есть для тех, у кого среднесписочная численность за предшествующий год превышает 50 человек (Часть 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Чтобы рассчитать эту среднесписочную численность, надо учесть не только тех, кто работает по трудовым договорам, но и всех остальных застрахованных (в том числе тех, с кем заключен гражданско-правовой договор).
Напомним, что персонифицированную отчетность в ПФР надо сдавать в электронном виде, если вы подаете сведения на 50 и более застрахованных лиц (в том числе работавших у вас по договорам гражданско-правового характера) (Пункт 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете..."). Показатель среднесписочной численности никак в данном случае не учитывается. Например, если вы представляете индивидуальные сведения на 51 человека, а среднесписочная численность за предыдущий год у вас 35 человек, то сдавать персонифицированную отчетность нужно в электронном виде. А значит, и расчет по форме РСВ-2 ПФР специалисты фонда захотят видеть не в бумажном виде, а в электронном. Ведь персонифицированную отчетность и РСВ-2 ПФР надо сдавать исключительно одновременно (Пункт 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Так что если в такой ситуации вы захотите сдать отчетность все-таки на бумаге, придется или постараться убедить инспекторов принять ее, или направить ее по почте. А вот штрафа за некорректный формат сдачи отчетности в подобной ситуации быть не должно:
- требования Закона N 212-ФЗ вы не нарушили - форму РСВ-2 ПФР можно сдавать на бумаге, если среднесписочная численность за предыдущий год не превысила 50 человек (Часть 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ);
- штрафа за сдачу бумажной персонифицированной отчетности вместо электронной в Законе N 27-ФЗ до сих пор нет.
Новый штраф за просрочку сообщения об открытии/закрытии банковского счета
Как известно, об открытии (закрытии) счетов в банке надо сообщить в ПФР и ФСС в течение 7 рабочих дней со дня открытия (закрытия) счета (Часть 6 ст. 4, п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ). Но это правило касается только счетов, открытых по договору банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства страхователя (к примеру, организации или предпринимателя) (Часть 6 ст. 2 Закона N 212-ФЗ; п. 1 ст. 845 ГК РФ). О депозитных, ссудных и транзитных валютных счетах во внебюджетные фонды сообщать не нужно (Письмо Минздравсоцразвития России от 21.05.2010 N 1274-19).
Оштрафовать за несвоевременное сообщение сведений о банковском счете могли и ранее, но по другой норме и на другую сумму.
Штраф |
Был |
Стал |
Для организации |
50 руб. (как за |
5000 руб. (такой же, |
Для руководителя |
От 1000 до 2000 руб. (взимается через суд) |
|
Для |
От 1000 до 2000 руб. |
5000 руб. |
|
Штраф за непредставление "контрольных" документов вырос
С 2012 г. штраф за непредставление или несвоевременное представление в ПФР или ФСС документов, истребованных фондом при проверке, вырос в четыре раза - теперь он равен 200 руб. за каждый документ (Статья 48 Закона N 212-ФЗ).
Теперь вы можете общаться с фондами дистанционно: документы могут приходить из ПФР или ФСС по почте или по Интернету. Это касается (Часть 7 ст. 22, ч. 1 ст. 37, ч. 4 ст. 38, ч. 13 ст. 39 Закона N 212-ФЗ):
- требования о представлении документов;
- принятого по итогам проверки решения (о привлечении к ответственности или об отказе в этом, о взыскании);
- требования об уплате недоимки;
- акта проверки.
То есть любой из этих документов может быть:
(или) передан вам лично под расписку;
(или) направлен по почте заказным письмом;
(или) передан в электронном виде.
Есть в таком нововведении и определенный минус. Раньше фонд мог отправить документы заказным письмом, только если их нельзя было вручить лично или отправить письмом с уведомлением о вручении. Теперь же сотрудникам внебюджетных фондов будет проще, а вот страхователям нужно стараться вовремя получать почту. Лучше проверять ее как минимум один раз в неделю. Ведь даже если вы не прочли документ, высланный вам по почте, он будет считаться полученным вами через определенное время (через 6 дней с даты отправки или на 6-й день - Закон N 212-ФЗ устанавливает несколько разные сроки в зависимости от вида документа).
Вы также можете теперь представлять требуемые документы в Пенсионный фонд или Фонд социального страхования (Части 2, 2.1 ст. 37 Закона N 212-ФЗ) не только по почте заказным письмом (обратите внимание - описи вложения Закон N 212-ФЗ не требует, но с ней все-таки будет надежнее), но и в электронном виде - по правилам, установленным для электронного документооборота проверяющим внебюджетным фондом (ПФР или ФСС). Разумеется, это нововведение реально заработает, когда фонды такие правила утвердят.
* * *
Как видим, изменений в отчетности по страховым взносам пока немного. Но то, что новые формы будут в недалеком будущем, - ясно уже сейчас. Так что будьте внимательны. Перед тем, как отправить отчетность по взносам во внебюджетный фонд, проверьте, не обновились ли требования к ней.
Январь 2012 г.