Работодатели, осуществляющие начисления выплат и вознаграждений физическим лицам, с этих доходов должны исчислять страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Правоотношения в части данного вида обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно ст. 3 Закона N 125-ФЗ страховым взносом на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признается обязательный платеж, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории РФ и нанимающая граждан РФ) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страховщиком же признается Фонд социального страхования РФ.
В указанный Закон N 125-ФЗ в конце прошлого года были внесены изменения Федеральным законом от 08.12.2010 N 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Законодатель с начала текущего года дополнил Закон N 125-ФЗ двумя новыми статьями - 20.1 и 20.2 (п. 6 ст. 1 Закона N 348-ФЗ).
Статьей 20.1 определен объект обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страхование на "травматизм"). Таковым являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных лиц (п. 1 ст. 20.1):
- в рамках трудовых отношений и
- гражданско-правовых договоров, если условиями договора предусмотрена обязанность страхователя уплачивать страховщику страховые взносы.
Отметим, что приведенный объект практически идентичен объекту обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды для плательщиков-работодателей, осуществляющих выплаты и вознаграждения физическим лицам (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"), который, в свою очередь, был уточнен с начала текущего года Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 2 ст. 1).
Базой для начисления страховых взносов являются выплаты и вознаграждения, за исключением выплат, предусмотренных ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ (п. 2 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Примечание. При расчете базы для начисления страховых взносов на "травматизм" выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров - и соответствующая сумма акцизов (п. 3 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).
До начала текущего года ни объект обложения страховыми взносами, ни база для исчисления не были прописаны ни в одном нормативном правовом документе, касающемся страхования на "травматизм". Порядок исчисления страхователями рассматриваемых взносов был установлен Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184). Страховые взносы надлежало исчислить (п. 3 Правил):
- с начисленной по всем основаниям оплаты труда (дохода) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем;
- с суммы вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствующих случаях.
Сумму оплаты труда (дохода), получаемую в иностранной валюте, предлагалось пересчитывать в рубли по курсу Банка России на день получения.
Напомним, что оплатой труда работника (заработной платой) согласно ст. 129 ТК РФ признаются вознаграждение за труд (вознаграждение зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы), а также компенсационные и стимулирующие выплаты. К компенсационным выплатам при этом отнесены доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу:
- в условиях, отклоняющихся от нормальных;
- в особых климатических условиях и
- на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, -
а также иные выплаты компенсационного характера.
К стимулирующим выплатам отнесены доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
Второй же введенной статьей, 20.2, определены доходы, не подлежащие обложению страховыми взносами. Содержащиеся в этой статье выплаты и вознаграждения полностью совпадают с перечнем доходов, на которые не производится начисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды согласно ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Ранее же страховые взносы на "травматизм" не начислялись на доходы, приведенные в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765) (п. 4 упомянутых Правил). При этом ФСС РФ считал его исчерпывающим и не подлежащим расширительному толкованию (Письмо ФСС РФ от 10.10.2007 N 02-13/07-9665).
Напомним, что база для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для плательщиков-работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Следовательно, внесенные дополнения привели к унификации объекта обложения и базы для начисления страховых взносов по указанным видам обязательного социального страхования, подлежащих уплате в Фонд социального страхования РФ.
Однако отличия в порядке исчисления базы страховых взносов и самих взносов по указанным видам страхования все же остались.
Так, исчисленная нарастающим итогом с начала расчетного периода база для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении каждого физического лица в текущем году устанавливается в сумме, не превышающей 463 000 руб. С превышающих указанную величину сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица страховые взносы не взимаются (п. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). В части же начисления страховых взносов на "травматизм" ограничения по величине базы законодатель не установил.
В базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ, не включаются вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (пп. 2 п. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Страховые взносы на "травматизм", как было сказано выше, могут начисляться на вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, если это предусмотрено договором.
Страховые взносы на "травматизм" в 2011 г. исчисляются страхователями по тарифам и в порядке, установленных Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (ст. 1 Федерального закона от 08.12.2010 N 331-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов").
Примечание. Страховые взносы на "травматизм" в отличие от взносов в государственные фонды (исчисляемых исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (п. 3 ст. 15 Закона N 212-ФЗ)) работодатель рассчитывает ежемесячно, исходя из начислений, осуществленных в этом месяце в рамках трудовых отношений, и страхового тарифа, который установлен страхователю.
При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в течение последних пяти лет, - это 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 0,2 до 8,5% в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска. Хотя в Законе N 179-ФЗ и упомянуто, что исчисление надлежит производить к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, но в связи с появлением объекта обложения страховой тариф необходимо применять ко всем начислениям, осуществленным в рамках трудовых отношений.
Напомним, что Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 18.12.2006 N 857.
Пример 1. Организация занимается производством бумаги. За май начисления в рамках трудовых отношений, включаемые в налоговую базу по исчислению страховых взносов на "травматизм", составили 2 567 600 руб. Выплат по гражданско-правовым договорам, условия которых предусматривают уплату страховых взносов, не было.
Производство бумаги, согласно Классификации видов деятельности, отнесено к VI классу профессионального риска, которому соответствует страховой тариф в размере 0,7%. Исходя из этого исчисленная страхователем сумма страховых взносов на "травматизм" за май составила 17 971,80 руб. (2 567 400 руб. x 0,7%).
Состояние охраны труда у работодателя и сумма расходов на обеспечение по страхованию дают возможность страхователю претендовать на скидку к страховому тарифу. Скидки или надбавки к страховому тарифу устанавливаются территориальным отделением ФСС РФ, в котором находится на учете страхователь. Их размер при этом не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующего класса профессионального риска (п. 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ, п. 2 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.2001 N 652).
Для определения размеров скидки и надбавки ФСС РФ в соответствии с поручениями, указанными в Правилах о скидках и надбавках, в свое время были выпущены:
- Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. Постановлением от 05.02.2002 N 11) и
- Порядок представления страхователями сведений для установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. Постановлением от 22.03.2002 N 32).
Размер скидки и надбавки рассчитывается территориальным отделением ФСС РФ исходя из:
- отношения суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
- количества страховых случаев у страхователя на 1000 работающих;
- количества дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай.
Скидка или надбавка устанавливается страховщиком в случае, если указанные выше показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности страхователя.
Примечание. Условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении скидки являются:
- осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее чем трех лет с момента его государственной регистрации;
- своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
- отсутствие задолженности по страховым взносам.
Для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователю не позднее 15 мая текущего календарного года надлежало представить в территориальное отделение фонда по месту своей регистрации сведения, необходимые для установления скидки. В комплект необходимых документов входят:
- заявление об установлении скидки (приведено в Приложении к Порядку);
- сведения о прохождении работниками обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров по состоянию на 31 декабря предшествующего года;
- сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда и протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, составленные в соответствии с Приложениями N N 7 и 9 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569).
Установление скидок и надбавок оформляется приказами страховщика. Территориальное отделение фонда в течение 10 дней со дня принятия решения об установлении скидки или надбавки направляет страхователю уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (приведено в Приложении N 3 к Порядку организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации юридических лиц в качестве страхователей на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, утв. Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27). В уведомлении указывается месяц, с которого изменяется размер страховых взносов.
Примечание. Решение об установлении скидки страхователю принимается территориальным отделением фонда не позднее одного месяца с даты регистрации заявления. Страхователь же при этом имеет право участвовать в установлении ему страховщиком скидок и надбавок.
При установлении скидки величина страховых взносов определяется по формуле:
СВ = БН x (СТ - С),
где СВ - размер страхового взноса; БН - база для начисления страховых взносов; СТ - страховой тариф, установленный страхователю; С - скидка к страховому тарифу.
В этом случае тариф с учетом скидки используется с начала календарного года.
Пример 2. Несколько изменим условие примера 1: организация в апреле подала в территориальное отделение ФСС РФ необходимые документы для установления скидки к страховому тарифу. 19 мая страховщиком выдано уведомление о размере страховых взносов, в котором указана скидка к тарифу в размере 20%. Величина базы для исчисления страховых взносов за первые четыре месяца текущего года составила 10 398 200 руб.
С учетом предоставленной скидки исчисленная сумма страховых взносов на "травматизм" за май - 14 377,44 руб. (2 567 400 руб. x (0,7% - 0,7% x 20%)).
Поскольку при установлении скидки тариф с ее учетом используется с начала календарного года, то страхователь вправе осуществить пересчет ранее начисленных сумм страховых взносов на "травматизм". За январь - апрель им было начислено 72 773,40 руб. (10 398 200 руб. x 0,7%). С учетом установленной скидки ему за указанный период надлежало перечислить в бюджет фонда 58 229,92 руб. (10 398 200 руб. x (0,7% - 0,7% x 20%)). Следовательно, у страхователя возникла переплата по страховым взносам за указанные месяцы в сумме 14 543,48 руб. (72 773,40 - 58 229,92). И она несколько превосходит сумму страховых взносов, подлежащую перечислению за май (14 543,48 > 14 377,44). Поэтому страхователю за этот месяц в фонд перечислять ничего не следует. Оставшуюся же часть переплаты, 166,04 руб. (14 543,48 - 14 377,44), ему надлежит учесть при перечислении страховых взносов за июнь. При оформлении расчета по форме 4-ФСС за I полугодие 2011 г. (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 156н) в разд. II "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения" в таблице 7 по строке 2 "Начислено страховых взносов" в подстроке "на начало отчетного периода" указывается пересчитанная с учетом установленной скидки сумма страховых взносов за первый квартал.
Решение об отказе в установлении скидки направляется страхователю страховщиком в письменной форме в 10-дневный срок со дня принятия соответствующего решения.
В этом случае для определения искомого значения страховых взносов можно воспользоваться следующим выражением:
СВ = БН x (СТ + Н),
где Н - надбавка к страховому тарифу.
Пример 3. Несколько изменим данные примера 1: организации 21 апреля территориальным отделением ФСС РФ страхователю вручено уведомление, в котором приведен размер установленной надбавки к страховому тарифу - 25%.
Поскольку надбавка установлена фондом в апреле, то тариф страховых взносов с учетом надбавки страхователю надлежит использовать при начислении страховых взносов за май. Следовательно, за этот месяц им будет начислено 22 593,12 руб. (2 567 400 руб. x (0,7% + 0,7% x 25%)). Чисто арифметический результат перемножения дает значение 22 464,75 руб. При перемножении же размер страхового тарифа с учетом надбавки учитывается с двумя десятичными знаками после запятой, то есть 0,88% (0,875% (0,7 + 0,7 x 25)).
При установлении надбавки к страховому тарифу пересчет начисленных страховых взносов за период с начала года по месяц установления ее фондом не производится.
Примечание. Надбавка страхователю устанавливается территориальным отделением фонда не позднее 30 апреля текущего календарного года. При этом в уведомлении, направляемом страхователю, в качестве месяца, с которого работодатель обязан применять страховой тариф с учетом надбавки, указывается месяц, следующий за месяцем ее установления.
При оформлении расчета по форме 4-ФСС за I полугодие 2011 г. в таблице 6 разд. II по подстроке "апрель" заполняется графа 6, в которой указывается тариф страховых взносов в соответствии с классом профессионального риска - 0,7%. Эта же величина повторяется и в графе 10. По подстрокам "май" и "июнь" помимо указания в графе 6 тарифа 0,7% страхователю надлежит заполнить графы 8 и 9 таблицы. В графе 8 указывается дата установление надбавки - 21.04.2011, в графе 9 - ее процент - 25, в графе же 10 по обеим подстрокам приводится размер страхового тарифа с учетом надбавки - 0,88%.
Страхователю, не согласившемуся с правильностью установления ему скидки или надбавки, следует обращаться в согласительную комиссию, состоящую из представителей сторон, или в суд (п. 8 Правил о скидках и надбавках).
Страховые взносы на "травматизм" исчисляются, как было сказано выше, исходя из общих начислений, осуществленных в рамках трудовых отношений за месяц, и страхового тарифа, который установлен страхователю. Однако если в организациях любых организационно-правовых форм работают инвалиды I, II или III группы, то расчет взносов по вознаграждениям в их пользу производится отдельно. К таким выплатам согласно ст. 2 Закона N 179-ФЗ применяется пониженный страховой тариф - 60% от установленного страхователю тарифа.
Пример 4. Организация занимается производством швейных ниток. В организации трудятся 24 работника, двое из них являются инвалидами III группы.
Данному виду деятельности присвоен XV класс профессионального риска, которому соответствует страховой тариф в размере 1,7%. Исходя из этого при исчислении страховых взносов на "травматизм":
- к доходам, выплачиваемым работникам-инвалидам, работодателем применяется тариф 1,02% (1,7 x 60%);
- к начислениям же остальных 22 работников используется установленный для указанного класса профессионального риска тариф 1,7%.
Работодатели:
- общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов, -
при исчислении страховых взносов на "травматизм" к начислениям, осуществленным в пользу всех физических лиц, используют также пониженный страховой тариф - 60% от установленного тарифа.
При использовании пониженного тарифа работодатели должны иметь соответствующие подтверждающие документы. В части инвалидов это справка, выданная государственной службой медико-социальной экспертизы, или ее копия, заверенная этой службой.
С 1 апреля 2011 г. указанной службой выдается новая форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н), ранее же использовалась форма справки, утвержденная Постановлением Минтруда России от 30.03.2004 N 41.
В большинстве случаев страхователю надлежит перечислить в фонд всю сумму начисленных страховых взносов. Однако если страхователь выплачивает застрахованному лицу обеспечение по страхованию, то перечислению подлежит сумма, равная разнице между начисленными страховыми взносами и суммой расходов на выплату указанного обеспечения (п. 7 ст. 15 Закона N 125-ФЗ, п. п. 5, 10 Правил начисления, учета и расходования средств). Страхователь при наступлении страхового случая (несчастном случае на производстве или получении работником профзаболевания) обязан выплатить застрахованному лицу (п. 7 ст. 15 Закона N 125-ФЗ, п. 9 Правил начисления, учета и расходования средств):
- пособие по временной нетрудоспособности;
- отпускные в связи с дополнительным отпуском на период санаторно-курортного лечения и проезда к месту такого лечения, если путевка работнику выдана территориальным отделением ФСС РФ.
Напомним, что пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством РФ о пособиях по временной нетрудоспособности (ст. 9 Закона N 125-ФЗ).
В текущем году пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году ее наступления (за 2009 и 2010 гг.), в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности при этом определяется путем деления суммы начисленного заработка за указанные два календарных года на 730 (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Если размер выплаченного работникам страхового обеспечения будет больше, чем начисленная сумма страховых взносов на "травматизм" за месяц, то страхователь вправе не осуществлять перечисление денежных средств в фонд. Сумму же страхового обеспечения, которая не покрыта взносами, он может возместить из территориального отделения ФСС РФ (абз. 3 п. 10 Правил начисления, учета и расходования средств).
Пример 5. Организацией, занимающейся производством офисного оборудования, в июне 2011 г. выплачено работнику пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в сумме 29 786,60 руб. В этом месяце величина базы для исчисления страховых взносов на "травматизм" составила 1 935 600 руб. Скидок и надбавок к страховому тарифу у организации нет.
Указанному виду деятельности присвоен V класс профессионального риска, которому соответствует страховой тариф в размере 0,6%. За июнь организацией начислено страховых взносов на "травматизм" 11 613,60 руб. (1 935 600 руб. x 0,6%). Эту сумму она вправе уменьшить на величину выплаченного страхового обеспечения - 29 786,60 руб. Поскольку уплате подлежит минус 18 173,00 руб. (11 613,60 - 29 786,60), то за этот месяц в фонд денежные средства не перечисляются.
Часть выплаченного пособия по временной нетрудоспособности, которая не покрыта за счет страховых взносов (18 173 руб.), организация может возместить из территориального отделения ФСС РФ.
Поскольку для рассматриваемого вида обязательного социального страхования не существует утвержденного перечня документов, представляемых в фонд для возмещения выплаченного страхового возмещения, то можно обратиться к Перечню документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н), используемого при выплате страхового возмещения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Страхователю согласно указанному Перечню предлагается представить:
- письменное заявление страхователя с указанием сумм необходимых средств на выплату страхового обеспечения;
- расчет по форме 4-ФСС;
- копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по страховому возмещению документов - листка нетрудоспособности, заполненного в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия.
Отметим, что если страховщик выявит нарушения при выплате работникам страхового обеспечения, то фонд сумму обеспечения не учтет в уменьшение причитающихся к уплате страховых взносов. И тогда в этой части взносов у страхователя возникнет недоимка. А это, в свою очередь, повлечет как доначисление страховых взносов, так и начисление пеней (абз. 9 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ, абз. 2 п. 10 Правил начисления, учета и расходования средств).
В частности, распространенной причиной отказа в зачете могут быть нарушения в оформлении документов. Поэтому необходимо соблюдать порядок проведения расследования несчастных случаев и профзаболеваний, оформлять их результаты документально, следить за правильным заполнением листка нетрудоспособности и иных документов, которые представит работник.
Еще одной статьей расходов, на которую может быть уменьшена исчисленная сумма страховых взносов, являются средства, направляемые страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер. Объем таких средств в текущем году не может превышать 20% суммы страховых взносов, начисленной страхователем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения, произведенных им в этот период (пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов").
Правительство РФ Постановлением от 31.12.2010 N 1232 поручило Минздравсоцразвития России утвердить порядок финансового обеспечения в 2011 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Для того чтобы воспользоваться предоставляемым правом, страхователю надлежит обратиться до 1 августа с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальное отделение фонда. При этом им представлялся пакет документов, предусмотренных п. 4 Правил финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 11.02.2011 N 101н), в том числе:
- план финансового обеспечения в текущем календарном году предупредительных мер;
- копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения или об отказе в финансовом обеспечении принималось данным отделением в части страхователей, у которых сумма страховых взносов на "травматизм", начисленных за предшествующий год, составляла до 6 000 000 руб. включительно, в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов (п. 6 Правил обеспечения).
Страхователь в этом случае обязан вести в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в территориальное отделение фонда отчет об их использовании (формы для отчетности доведены Письмом ФСС РФ от 11.07.2006 N 02-18/06-7050) (п. 10 Правил обеспечения).
Страховые взносы на "травматизм" уплачиваются в бюджет ФСС РФ. Поэтому в платежном поручении указываются реквизиты того филиала фонда, в котором состоит на учете страхователь. Код бюджетной классификации для перечисления взносов в 2011 г. остался прежним - 393 1 02 02050 07 1000 160 (Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 190н). При перечислении начисленной суммы пеней указывается КБК 393 1 02 02050 07 2000 160.
Сроки уплаты страховых взносов зависят от того, на какие выплаты они начисляются. Уплатить взносы, исчисленные (п. 4 ст. 22 Закона N 125-ФЗ, п. 6 Правил начисления, учета и расходования средств):
- с оплаты труда по трудовым договорам, необходимо в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц;
- вознаграждения по гражданско-правовым договорам - в срок, установленный страховщиком.
Датой уплаты страховых взносов считается (абз. 2 п. 2 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ):
- день предъявления в банк платежного поручения о перечислении взносов при наличии достаточного денежного остатка на счете страхователя;
- день внесения в банк, кассу местного органа власти или организацию федеральной почтовой связи денежной суммы страховых взносов при уплате их наличными денежными средствами.
Как видим, срок уплаты страховых взносов на "травматизм" не зависит от фактической даты выплаты зарплаты. Поэтому если в силу каких-либо причин выплата зарплаты задерживается, то суммы начисленных взносов все же надлежит уплатить в ФСС РФ в день, установленный для получения в банке средств на выплату (перечисление) зарплаты за истекший месяц.
При нарушении срока уплаты страховых взносов фондом начисляются пени за каждый календарный день просрочки. Пени исчисляются со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, по день их фактической уплаты (взыскания) включительно. Пени начисляются в процентах от недоимки. Процентная ставка при этом составляет 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на момент образования недоимки. Если ставка рефинансирования в период задержки платежа меняется, новая ставка применяется со дня, следующего за днем ее изменения (п. 4 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ).
В бухгалтерском учете страховые взносы отражают на счете 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", субсчет 69-1 "Расчеты по социальному страхованию" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Поскольку на данном субсчете отражаются также и суммы страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, направляемые в ФСС РФ, то к этому субсчету открываются субсчета второго порядка:
- 69-1-1 "Расчеты с ФСС РФ по взносам на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и
- 69-1-2 "Расчеты с ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний".
Использование субсчетов второго порядка необходимо закрепить в учетной политике.
Начисление страховых взносов на "травматизм" и их перечисление отражаются следующими записями:
Дебет 20, 26, 44 Кредит 69-1-2
- начислены страховые взносы на "травматизм";
Дебет 69-1-2 Кредит 51
- перечислены страховые взносы.
В общем случае страховые взносы включаются в себестоимость продукции, работ, услуг (п. 2 ст. 22 Закона N 125-ФЗ). Поэтому они учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Надбавки же Закон N 125-ФЗ предписывает не включать в себестоимость, если, по данным бухгалтерского учета страхователя, у него есть прибыль. Если последовать этому, то страхователю надлежит считать раздельно страховые взносы, исчисленные по тарифу, и взносы, начисленные с установленной надбавки к страховому тарифу.
И лишь при отсутствии прибыли сумму страховых взносов в части надбавки можно отнести на себестоимость (абз. 2 п. 2 ст. 22 Закона N 125-ФЗ).
Такой подход несколько противоречит правилам бухгалтерского учета. Согласно п. 8 ПБУ 10/99 к расходам по обычным видам деятельности относятся в том числе и отчисления на социальные нужды. Поскольку надбавка является частью страхового взноса (абз. 12 ст. 3 Закона N 125-ФЗ), а не штрафной санкцией или пенями, то ее все же логично включать вместе с основной суммой взноса в указанные расходы.
В то же время указанная норма Закона N 125-ФЗ официально не отменена, а следовательно, продолжает действовать. Не стоит забывать, что помимо Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", которым устанавливаются единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит и из других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства РФ (ст. 3 Закона N 129-ФЗ).
И все же, на наш взгляд, надбавку к страховым взносам следует учитывать, как и сумму взносов, начисленную по основному страховому тарифу, установленному работодателю, в расходах по обычным видам деятельности.
В целях налогообложения прибыли взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ).
За неуплату (неполную уплату) страховых взносов на "травматизм" организации и физические лица - страхователи могут привлекаться к ответственности. Территориальные отделения ФСС РФ привлекают страхователей к ответственности в порядке, установленном НК РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения (абз. 8 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ).
Ответственность наступает, если взносы не были уплачены из-за занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления взносов или других неправомерных действий (бездействия). Размер штрафа в этом случае - 20% от причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Однако, если такое нарушение совершено умышленно, сумма штрафа будет вдвое больше - 40% от суммы страховых взносов, причитающейся к уплате (абз. 5 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ).
По мнению судей ФАС Уральского округа, ответственность за неполную уплату страховых взносов не наступает, если неуплата суммы страховых взносов произошла из-за отказа территориального отделения ФСС РФ в зачете расходов на выплату работникам страхового обеспечения. Такие расходы, на взгляд судей, не являются неуплаченной суммой страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов, и, следовательно, на них не может быть начислен штраф (Постановление ФАС Уральского округа от 02.07.2008 N Ф09-4689/08-С1).
Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4-ФСС) надлежит представлять в территориальное отделение фонда ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за соответствующим кварталом (абз. 2 п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ).
Непредставление страхователем в установленный срок отчетности страховщику в течение 180 дней после его истечения влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
Непредставление страхователем установленной отчетности страховщику в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока представления такой отчетности влечет взыскание штрафа в размере 30% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, и дополнительно по 10% от указанной суммы за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб.
В заключение отметим, что в приведенном Постановлении ФАС Уральского округа N Ф09-4689/08-С1 судьи констатировали, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются физическими лицами, по существу представляют собой оплату их труда. И, следовательно, не со всех них надлежало исчислять страховые взносы.
Использование же законодателем во введенном объекте обложения страховыми взносами понятия "в рамках трудовых отношений" приводит к тому, что не подлежащими обложению страховыми взносами на "травматизм" с начала текущего года становятся лишь доходы, приведенные в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ.