Комментарий к Федеральным законам: - от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; - от 28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
В конце прошлого года законодательство о страховых взносах существенно поменялось, в том числе благодаря двум комментируемым Законам:
- от 08.12.2010 N 339-ФЗ;
- от 28.12.2010 N 432-ФЗ.
Первым из указанных документов изменены и дополнены пять глав Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Кроме того, Закон N 339-ФЗ внес уточнения в ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", касающиеся порядка и сроков представления отчетности по этому виду учета. И еще Закон N 339-ФЗ сохранил льготные тарифы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для СМИ до 2014 г. включительно. Соответствующие поправки внесены как в Закон N 212-ФЗ (ст. 58), так и в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ст. 33) (далее - Закон N 167-ФЗ).
Вторым из комментируемых Законов, N 432-ФЗ, также установлены льготные (по сравнению со всеми остальными страхователями) тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН). Правда, не для всех, а лишь для тех, кто осуществляет деятельность в производственной и социальной сферах. Перечень таких видов деятельности установлен дополнительно введенными нормами: п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ и пп. 8 п. 4 ст. 33 Закона N 167-ФЗ. Страхователи, работающие в "избранных" видах деятельности, будут применять пониженные тарифы в течение текущего и следующего годов.
Вновь введенной в гл. 2 Закона N 212-ФЗ ст. 5.1 закреплено право плательщиков взносов участвовать в отношениях с внебюджетными фондами по вопросам, связанным с законодательством о страховых взносах, через законного или уполномоченного представителя.
Необходимость выполнения другим лицом (представителем) разного рода действий, обусловленных законодательством о взносах, может возникнуть в различных обстоятельствах (например, ввиду болезни, занятости, командировки руководителя или гражданина).
При этом участие представителя не лишает плательщика права на личное участие в таких правоотношениях.
Законный представитель плательщика взносов наделяется соответствующими полномочиями на основании закона или учредительных документов, уполномоченный - в силу документа, выданного в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.
Правовые отношения между представителем и представляемым, а также оформление их полномочий регламентируются гл. 10 ГК РФ.
Согласно ст. 182 ГК РФ полномочия могут иметь различные правовые основания и могут быть основаны, прежде всего, на доверенности, на указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления либо явствовать из обстановки, в которой действует представитель.
Согласно п. 4 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ законным представителем плательщика-организации признается лицо, уполномоченное представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. В качестве законного представителя юридического лица выступает его исполнительный орган (коллегиальный (глава дирекции, правления), единоличный (генеральный директор, председатель кооператива и пр.)) (ст. ст. 53, 91, 103, 110 ГК РФ).
Законным представителем плательщика-гражданина признается лицо, выступающее в качестве такового в соответствии с гражданским законодательством РФ. В частности, ст. ст. 26, 28, 29 ГК РФ закреплено, что законными представителями физического лица (малолетнего, несовершеннолетнего, лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства) являются его родители, усыновители, опекуны, попечители, которые осуществляют представительство этого лица на основании закона.
Уполномоченным представителем плательщика взносов может быть как гражданин, так и организация.
Уполномоченный представитель может представлять интересы плательщика взносов в отношениях как с органами контроля за их уплатой (ПФР, ФСС РФ и ФОМС), так и с иными участниками отношений, регулируемых законодательством о страховых взносах (например, банками).
Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Законом N 212-ФЗ и иными федеральными законами (п. 3 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ). Подтверждающим документом является законно выданная доверенность.
Доверенность - это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу (ст. 185 ГК РФ).
Уполномоченный представитель плательщика-гражданина действует на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, в соответствии с ГК РФ.
По общему правилу выдаваемые доверенности не требуют нотариального удостоверения, за исключением тех, которые выдаются на совершение сделок, требующих нотариальной формы.
В соответствии с п. 3 ст. 185 ГК РФ к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:
- доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
- доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, - также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;
- доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
- доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.
При оформлении доверенности на уполномоченного представителя в ней указывают:
- дату и место ее составления;
- сведения о лице, выдавшем доверенность (полное наименование, ИНН, место нахождения организации или фамилию, имя, отчество, паспортные данные и адрес физического лица);
- сведения о лице, которому выдается доверенность (полное наименование, место нахождения организации или фамилию, имя, отчество, паспортные данные и адрес физического лица);
- перечень полномочий, которыми наделяется представитель в отношениях с внебюджетными фондами (право подписывать, представлять отчетность и вносить в нее изменения, получать документы в фондах, представлять документы по учету банковских счетов, представлять заявления и запросы на проведение сверки расчетов, подписывать акт сверки и т.п.);
- срок действия доверенности.
Пунктом 10 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ установлен запрет на выполнение полномочий представителя плательщика взносов должностными лицами налоговых инспекций, таможенных органов, органов внутренних дел, судьями, следователями и прокурорами.
Оглядываясь назад, отметим, что в прежней редакции п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ было сказано, что организации и индивидуальные предприниматели облагают страховыми взносами денежные выплаты и неденежные вознаграждения физическим лицам:
- по трудовым договорам;
- по гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским и лицензионным договорам (за исключением той части взносов, которая подлежит перечислению в ФСС РФ).
Из буквального толкования этой нормы следовало, что объект обложения страховыми взносами возникает, если выплата предусмотрена именно в трудовом договоре. Выплаты, производимые на основании других документов (например, коллективного договора или соглашения), используемых в отношениях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, в этом пункте не упоминались. Поэтому отдельные эксперты считали, что на выплаты и вознаграждения, осуществленные по таким документам (конечно, если на них отсутствовала ссылка в трудовом договоре), взносы не должны были начисляться.
Но Минздравсоцразвития России (как лицо, уполномоченное официально толковать положения Закона N 212-ФЗ) в 2010 г. не раз разъясняло, что согласно рассматриваемой норме к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений. Исключение составляют лишь те суммы, которые перечислены в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Такие разъяснения содержали, в частности, Письма Минздравсоцразвития России от 23.03.2010 N 647-19, от 16.03.2010 N 589-19, от 28.10.2010 N 30-19/11437 и др.
А что же представляет собой существо трудовых отношений?
Согласно ст. 15 ТК РФ под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
С учетом этого взносы должны начисляться на все выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений.
Чтобы в дальнейшем исключить возможность неосторожной игры словами, чреватую нежелательными последствиями, при принятии Закона N 339-ФЗ законодатель поддержал позицию Минздравсоцразвития, заменив в п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ слова "по трудовым договорам" словами "в рамках трудовых отношений".
Таким образом, все выплаты, производимые работнику согласно коллективному договору, соглашению, отныне безоговорочно подлежат обложению взносами.
Пример 1. Организация на период перевода работника на работу в филиал в другую местность обеспечивает его арендованным жильем, что предусмотрено условиями коллективного договора с данным работником. Организация оплачивает за работника стоимость найма такого жилья. Оплата жилья является частью оплаты труда работника, выплачиваемой в натуральной форме.
Оплата найма жилья работнику, переехавшему в другую местность, не подпадает под действие пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, поскольку данной нормой предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами только сумм возмещения расходов работника по переезду в другую местность. Следовательно, со стоимости права пользования квартирой организация исчисляет страховые взносы.
Следующая поправка внесена Законом N 339-ФЗ в пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ. К числу исключений из необлагаемых выплат отнесены компенсации за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников.
Напомним, что часть компенсаций, которые до 2010 г. были освобождены от обложения ЕСН, с 2010 г. попали под обложение взносами. К числу таковых были отнесены компенсации за неиспользованный отпуск. Обязанность выплачивать увольняемому работнику компенсацию за все неиспользованные дни отпуска установлена ст. 127 ТК РФ. Такая выплата облагается взносами, так как относится к исключению, указанному в пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9.
А компенсация за часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, предусмотрена ст. 126 ТК РФ. Ее работодатель вправе выплачивать согласно ст. 126 ТК РФ по письменному заявлению работника. Такая компенсация связана с выполнением работником своих трудовых обязанностей, поэтому включается в базу для начисления взносов. Чтобы не возникало сомнений, законодатель внес соответствующее дополнение в пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ и квалифицировал эту выплату как облагаемую взносами.
Пример 2. Сотрудник организации (1960 г. р.) принят на работу 1 февраля 2008 г. Согласно трудовому договору работник работает в условиях ненормированного дня, и за такие условия работы ему полагается ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 5 дней. В связи с производственными трудностями до 2011 г. сотруднику очередные отпуска не предоставлялись. В феврале сотрудник подал заявление с просьбой о выплате денежной компенсации за рабочие периоды с 1 февраля 2008 г. по 1 февраля 2011 г. в количестве 15 дней (5 дн. x 3). Работодатель удовлетворил просьбу сотрудника. Оклад сотрудника составляет 30 000 руб. Никаких других выплат работник не получал. В декабре 2010 г. сотрудник болел 5 дней (с 6 по 10 декабря). Оплата пособия по временной нетрудоспособности составила 4931,51 руб. Оплата за отработанное время составила 23 478,26 руб. (30 000 руб. : 23 дн. x 18 дн.). Организация применяет общую систему налогообложения и не относится к числу страхователей, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов.
Средний заработок для расчета компенсации за неиспользованный отпуск определяется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922). Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска при определении среднего заработка используется среднедневной заработок.
Среднедневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4). Декабрь 2010 г. отработан сотрудником не полностью. Поэтому в этом месяце количество календарных дней рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,4) на количество календарных дней этого месяца (31) и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце (26).
Среднедневной заработок сотрудника составит 1015,57 руб. ((30 000 руб. x 11 + 23 478,26) : (29,4 x 11 + 29,4 : 31 x 26)).
Компенсация за дополнительный отпуск составит 15 233,5 руб. (1015,57 руб. x 15 дн.).
Сумма компенсации подлежит обложению страховыми взносами по ставке 34%. Сумма взносов с этой выплаты составит 5179,39 руб. (15 233,5 x 34%), в том числе:
- в ПФР (26%) - 3960,71 руб. (15 233,5 x 26%) - на страховую часть пенсии;
- ФСС РФ (2,9%) - 441,77 руб. (15 233,5 x 2,9%);
- ФФОМС (3,1%) - 472,24 (15 233,5 x 2,9%);
- ТФОМС (2,0%) - 304,67 руб. (15 233,5 x 2,0%).
Плательщики, которые не производят выплаты гражданам, определяют размер взносов исходя из стоимости страхового года. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона N 212-ФЗ такая стоимость равна произведению МРОТ (установленного на начало финансового года) и тарифа в соответствующий фонд. При этом полученная сумма умножается на 12.
Эта категория плательщиков не платит взносы в ФСС РФ, но может добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию и уплачивать за себя взносы в ФСС РФ.
С 1 января 2009 г. МРОТ составляет 4330 руб. в месяц. В 2011 г. стоимость страхового года для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов равна:
- в ПФР - 13 509,6 руб. (4330 руб. x 26% x 12);
- ФФОМС - 1610,76 руб. (4330 руб. x 3,1% x 12);
- ТФОМС - 1039,2 руб. (4330 руб. x 2% x 12).
Общая сумма взносов равна 16 159,56 руб.
Для сравнения: в 2009 г. стоимость страхового года составляла 7274,4 руб., в 2010 г. - 12 002,76 руб.
Законом N 339-ФЗ ст. 14 Закона 212-ФЗ дополнена п. 4.1, который отныне определяет порядок расчетов "индивидуалов" с ПФР и ФОМС при прекращении ими деятельности.
Если такие плательщики прекращают предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой.
Пример 3. Индивидуальный предприниматель перестал работать с 1 марта 2011 г. Эта дата зафиксирована записью в ЕГРИП. В этом случае размер страховых взносов, подлежащих уплате за 2011 г., составит 2693,26 руб. (16 159,56 руб. : 12 x 2), в том числе:
- в ПФР - 2251,6 руб. (13 509,6 руб. : 12 x 2);
- ФФОМС - 268,46 руб. (1610,76 руб. : 12 x 2);
- ТФОМС - 173,2 руб. (1039,2 руб. : 12 x 2).
За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Пример 4. Воспользуемся условиями примера 3, частично изменив их. Скажем, предприниматель прекратил осуществлять свою деятельность 11 марта 2011 г. В этом случае за неполный март сумма взносов составит 477,83 руб. (4330 : 31 дн. x 11 дн. x 31,1%), в том числе:
- в ПФР - 399,48 руб. (4330 : 31 дн. x 11 дн. x 26%);
- ФФОМС - 47,63 руб. (4330 : 31 дн. x 11 дн. x 3,1%);
- ТФОМС - 30,72 руб. (4330 : 31 дн. x 11 дн. x 2,0%).
Таким образом, в связи с прекращением деятельности общий платеж предпринимателя по страховым взносам за неполный расчетный период 2011 г. составит 3171,09 руб. (2693,26 + 477,83).
Согласно другой поправке, внесенной в ст. 16 Закона N 212-ФЗ, прекратившие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода граждане обязаны представить в ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам. Расчет нужно составлять за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности. Представить расчет в ПФР необходимо в 12-дневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Напомним, что прежняя норма была несколько расплывчата: расчет требовалось представлять до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности.
Обязанность уплатить страховые взносы, исчисленные в связи с прекращением деятельности физическим лицом на основании представляемых расчетов, должна быть исполнена не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета. Если расчет не будет представлен в течение указанных 12 дней, то срок уплаты страховых взносов будет считаться наступившим по истечении 30 календарных дней с даты внесения в ЕГРИП записи о прекращении деятельности.
Окончание примера 4. Допустим, что предприниматель, прекративший деятельность 11 марта 2011 г., не представил расчет по взносам в ПФР. В этом случае сроком уплаты будет считаться 9 апреля 2011 г. Но этот день приходится на субботу. Стало быть, днем окончания срока будет считаться 11 апреля 2011 г. После этой даты ПФР начнет начислять пени.
Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 4 Закона N 212-ФЗ).
Сумму ежемесячного платежа в ФСС РФ плательщики уменьшают на сумму расходов по обязательному социальному страхованию, осуществленных организацией (ч. 2 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). К соцстраховским расходам относятся: пособие по временной нетрудоспособности (кроме пособия, связанного с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием), пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года, социальное пособие на погребение.
Эти виды страхового обеспечения финансируются за счет средств ФСС РФ.
Законом N 339-ФЗ ст. 15 Закона N 212-ФЗ дополнена положением (п. 2.1), уточняющим, что плательщик страховых взносов вправе зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения над суммой начисленных страховых взносов. Но сделать это можно в пределах расчетного периода - календарного года.
Выплаты включаются в расчетную базу по страховым взносам на день начисления вознаграждений в пользу сотрудника (п. 1 ст. 11 Закона N 212-ФЗ). В таком же порядке засчитываются и выплаты социальных пособий (вне зависимости от даты фактической выплаты пособий).
Поправки, внесенные в п. 9 ст. 15, уточняют сроки представления отчетности по взносам.
С 1 января 2011 г. отчитываться в ПФР по взносам необходимо не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Это означает, что последними датами сдачи отчетности в 2011 г. являются 15 февраля, 16 мая, 15 августа и 15 ноября.
Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Вместе с расчетами по взносам с 2011 г. ежеквартально надо сдавать и сведения по персонифицированному учету. Формы:
- СЗВ-6-1 "Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица";
- СЗВ-6-2 "Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц";
- АДВ-6-3 "Опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР";
- АДВ-6-2 "Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР"
(утв. Постановлением Правления ПФР от 07.07.2010 N 166п) - за отчетные периоды 2011 г. необходимо будет представить не позднее 16 мая, 15 августа, 15 ноября 2011 г. и 15 февраля 2012 г. (за 2011 г.).
В 2010 г. такие сведения представлялись раз в полугодие, а ранее - один раз в год. Представление сведений персонифицированного учета более одного раза в год вызвано необходимостью чаще обновлять и пополнять сведения о пенсионных правах граждан, включая накопительную составляющую их будущей трудовой пенсии. Это, в свою очередь, будет влиять на полноту данных о пенсионных правах застрахованных лиц, учитываемых при назначении им пенсии.
Статья 18 Закона N 212-ФЗ дополнена порядком уплаты взносов гражданами в случае отсутствия банка. Закон N 339-ФЗ установил, что в такой ситуации гражданин может уплатить взносы через кассу местной администрации и через почтовое отделение.
В обязанности этих органов вменены:
- бесплатный прием денег в счет уплаты страховых взносов и их перечисление в ПФР, ФОМС и ФСС на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому плательщику страховых взносов;
- учет принятых средств по каждому плательщику взносов;
- выдача при приеме денег подтверждающих платеж квитанций;
- представление во внебюджетные фонды (должностным лицам) по их запросам документов, подтверждающих прием взносов от граждан и их перечисление.
Принятые от граждан местной администрацией или почтой деньги в уплату взносов должны быть внесены этими структурами в банк в течение пяти дней со дня приема средств. Продление срока предусмотрено только на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. В этом случае срок продлевается до устранения таких обстоятельств. За неисполнение или ненадлежащее исполнение перечисленных обязанностей местная администрация и почтовое отделение несут ответственность в соответствии с законодательством.
Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком:
- со дня предъявления в банк поручения на перечисление с банковского счета плательщика взносов в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) (при наличии на счете в банке достаточного денежного остатка на день платежа);
- со дня отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению денег в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;
- со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в почтовое отделение наличных денег для их перечисления в бюджет внебюджетного фонда;
- со дня вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с Законом N 212-ФЗ решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов.
Поручение на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется плательщиком страховых взносов в соответствии с правилами заполнения поручений. В настоящее время Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ утверждены Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н. Описание полей платежного поручения содержится в Приложении 4 к Положению Банка России о безналичных расчетах в РФ (утв. Банком России от 03.10.2002 N 2-П).
О том, что плательщики взносов при перечислении платежей должны пользоваться этими документами, говорится в Письмах ПФР от 08.12.2009 N 30/187 и от 29.01.2010 N 30-18/871. На эти же регламентирующие документы ссылался и ФСС РФ (Письмо от 15.01.2010 N 02-13/08-13157).
Но эти правила после замены ЕСН страховыми взносами требуют доработки. В связи с чем не исключены ошибки при оформлении платежного поручения.
Дополнительно введенным п. 8 в ст. 18 Закона N 212-ФЗ установлен порядок уточнения платежа в случае обнаружения ошибки, допущенной при оформлении поручения, но не повлекшей неперечисления взносов (пеней, штрафов) в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда.
В такой ситуации плательщик взносов может подать в ПФР, ФОМС или ФСС заявление и уточнить основание, тип и принадлежность платежа, отчетный (расчетный) период или статус плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие уплату страховых взносов.
Фонд может предложить плательщику провести сверку расчетов. Результаты такой сверки должны быть оформлены актом.
Также фонд может затребовать у банка бумажную копию платежного поручения на перечисление взносов плательщиком. Банк обязан представить такой документ в течение пяти дней со дня получения требования.
Этот документ, а также заявление и акт сверки (если она проводилась) являются основанием для принятия фондом решения об уточнении платежа. Одновременно фонд осуществляет пересчет пеней, которые были начислены за период со дня фактической уплаты взносов до дня принятия решения об уточнении платежа. О принятом решении фонд должен сообщить плательщику в течение пяти дней после принятия такого решения.
Статья 58 Закона N 212-ФЗ устанавливает пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на переходный период 2011 - 2014 гг.
Поправки, внесенные Законом N 339-ФЗ, расширяют круг плательщиков, уплачивающих страховые взносы в ПФР и ФФОМС по пониженным тарифам.
К числу "избранных" категорий отнесены:
- организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, выпуск и издание средств массовой информации, в том числе в электронном виде;
- хозяйственные общества, созданные бюджетными научными и образовательными учреждениями в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности, применяющие УСН.
Для СМИ установлены ограничения по видам деятельности. Льготы касаются тех плательщиков, основным видом экономической деятельности которых является:
- деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
- издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.
Как обычно, пониженные тарифы не распространяются на средства массовой информации, специализирующиеся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера.
Установление пониженных тарифов страховых взносов введено в целях создания экономических стимулов, необходимых для деятельности российских средств массовой информации, повышения заинтересованности в создании бюджетными научными и образовательными учреждениями малых инновационных предприятий и создания дополнительных рабочих мест.
Для указанных плательщиков сохраняется совокупный тариф страховых взносов в 2011 г. в размере 26%, в том числе в ПФР - 20,0%, ФСС РФ - 2,9%, ФФОМС - 1,1%, ТФОМС - 2,0%.
В последующие годы тарифы будут постепенно повышаться:
- в 2012 г. - до 27%, в том числе в ПФР - 20,8%, ФСС РФ - 2,9%, ФФОМС - 3,3%;
- в 2013 г. - до 28%, в том числе в ПФР - 21,6%, ФСС РФ - 2,9%, ФФОМС - 3,5%;
- в 2014 г. - до 30%, в том числе в ПФР - 23,2%, ФСС РФ - 2,9%, ФФОМС - 3,9%;
- и переходом к общеустановленному тарифу в размере 34% с 2015 г.
Изменениями, внесенными в ст. 33 Закона N 167-ФЗ, установлено распределение пониженного размера тарифа, зачисляемого в бюджет ПФР, на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
В течение 2011 - 2014 гг. для страхователей, указанных в пп. 7 п. 4 указанной статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов в ПФР:
Категория застрахованных |
Тарифы (%) по годам |
|||||||
на страховую часть |
на накопительную часть |
|||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Для лиц 1966 года рождения |
20,0 |
20,8 |
21,6 |
23,2 |
- |
- |
- |
- |
Для лиц 1967 года рождения |
14,0 |
14,8 |
15,6 |
17,2 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
|
Законом N 432-ФЗ пониженные тарифы установлены для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (согласно ОКВЭД) является:
- производство пищевых продуктов;
- производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
- текстильное и швейное производство;
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
- обработка древесины и производство изделий из дерева;
- химическое производство;
- производство резиновых и пластмассовых изделий;
- производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
- производство готовых металлических изделий;
- производство машин и оборудования;
- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
- производство транспортных средств и оборудования;
- производство мебели;
- производство спортивных товаров;
- производство игр и игрушек;
- научные исследования и разработки;
- обработка вторичного сырья;
- строительство;
- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
- удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
- вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;
- предоставление персональных услуг;
- производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
- производство музыкальных инструментов;
- производство различной продукции, не включенной в другие группировки;
- деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в п. п. 5 и 6 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
К числу плательщиков-"упрощенцев", на которых распространяются пониженные тарифы, относятся и организации соцсферы, основными видами деятельности которых, в частности, являются:
- образование;
- здравоохранение и предоставление социальных услуг;
- деятельность спортивных объектов;
- прочая деятельность в области спорта;
- деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
- деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
- деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
- деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.
Льготные тарифы установлены с целью поддержать и создать экономические стимулы, необходимые для деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, осуществляющих деятельность в указанных сферах.
В течение 2011 - 2012 гг. перечисленные плательщики будут применять пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с переходом на общую шкалу в 2013 г.
Для перечисленных лиц установлен совокупный тариф страховых взносов в размере 26%, в том числе в ПФР - 18,0%, ФСС РФ - 2,9%, ФФОМС - 3,1% (в 2012 г. - 5,1%), ТФОМС - 2,0% (в 2012 г. - 0%). Начисление взносов осуществляется в пределах базовой суммы годового заработка (в 2011 г. - 463 000 руб.).
В течение 2011 - 2012 гг. для перечисленных страхователей применяются следующие тарифы страховых взносов в ПФР:
Категория застрахованных |
Тарифы (%) по годам |
|||
на страховую часть |
на накопительную часть |
|||
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
|
Для лиц 1966 года рождения |
18,0 |
18,0 |
- |
- |
Для лиц 1967 года рождения |
12,0 |
12,0 |
6,0 |
6,0 |
|