Комментарий к Федеральному закону от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"
После подписания Президентом РФ Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон N 379-ФЗ) можно сказать, что нас постигла очередная реформа социального страхования.
Как поется в известной песне: "Хлоп! Глаза на лоб полезли - лоб становится кременным!". Вот и у нас похожее состояние от непрекращающихся метаний Правительства РФ по поводу сбора средств в обязательные страховые фонды. И уже не поймешь, чего эти действия законодателя и Кабинета министров вызывают больше: страха, истеричного смеха или неподдельного интереса?
Закон N 379-ФЗ расширяет круг льготных страхователей, имеющих право на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, изменяются размеры самих тарифов.
Закон N 379-ФЗ вносит коррективы в целый ряд нормативных документов, в частности в Федеральные законы:
- от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ);
- от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ);
- от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Перемена мест слагаемых
Отныне тариф страховых взносов будет делиться не только на страховую и накопительную части трудовой пенсии, но и на солидарную и индивидуальную части.
Определения этих понятий даны в новой редакции ст. 3 Закона N 167-ФЗ.
Солидарная часть тарифа страховых взносов - это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете ПФР денежных средств в целях:
- выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии;
- выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
- в иных целях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.
Напомним, что о базовом размере трудовой пенсии говорится в ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Грубо говоря, солидарная часть тарифа - это выплаты в "общий котел".
Индивидуальная часть тарифа страховых взносов - это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.
Работа "на того парня"
Самое интересное новшество, связанное с солидарностью пенсионного страхования, содержится в новой ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ.
Теперь для обычных, производящих выплаты физическим лицам, страхователей, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ, на период 2012 - 2013 гг. установлен дополнительный страховой тариф.
Для выплат в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов установлен общий страховой тариф отчислений в ПФР в размере 22%.
А вот если выплаты превысят эту величину, то возникает еще один, дополнительный, тариф в размере 10%, который весь относится к солидарной части отчислений в ПФР.
Напомним, что с 1 января 2011 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов была установлена в размере 463 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933) (в 2010 г. базовая сумма составляла 415 000 руб.).
В общем, из крайности в крайность. Раньше доходы, превысившие предельную величину, не облагались взносами вообще, теперь будут облагаться дополнительными взносами, причем, грубо говоря, в пользу третьих лиц.
Как установлено Постановлением Правительства РФ от 24.11.2011 N 974, в 2012 г. базовая величина выплат с учетом роста средней заработной платы в РФ (коэффициент 1,1048) составляет 512 000 руб. (463 000 руб. x 1,1048).
Соответствующие изменения внесены и в ст. 6 Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
А вот эту новацию можно назвать довольно хитроумной: одним выстрелом "убиваются" сразу два толстых, аппетитных "зайца".
Изменился п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ. Теперь застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории России, и иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.
Иначе говоря, отчисления в ПФР теперь нужно производить и с выплат гастарбайтерам.
Напомним, что в Законе о правовом положении иностранных граждан в РФ все иностранцы в России разделены на три категории:
- временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
- временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
- постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
Как теперь указано в ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ, иностранцы, постоянно проживающие в России, в вопросе начисления страховых взносов в ПФР фактически приравниваются к ее гражданам.
А для временно проживающих и временно пребывающих, заключивших трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, работодатели должны уплачивать страховые взносы по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных иностранцев.
Что же теперь, получается, что гастарбайтерам нужно будет выплачивать пенсию?
Строго формально - да. Но нам эта ситуация видится следующим образом.
Во-первых, привлекательность легальных гастарбайтеров для работодателей резко понизится, так как стоимость их содержания возрастет. Это плюс в регулировании миграции.
Во-вторых, огромное количество гастарбайтеров своим трудом будут финансировать пенсии российским пенсионерам.
В-третьих, не секрет, что большая часть гастарбайтеров - это весьма молодые люди, которым до пенсии еще очень далеко. Как говорится, к тому времени, когда России нужно будет выплачивать им пенсии, еще могут произойти "две войны и три революции". А вот подключить их к пополнению бюджета ПФР можно уже сейчас.
Что же касается социального страхования и медицинского обслуживания, то тут ничего не изменилось.
Как сказано в Законе N 212-ФЗ (пп. 15 п. 1 ст. 9), не облагаются обязательными страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ.
В этот подпункт добавлены слова "кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования". А вот это и означает начисление страховых взносов в ПФР на основании Закона N 167-ФЗ.
Ну вот электронный документооборот добрался и до социального страхования.
Так, п. 6 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) теперь предусмотрено, что решение о взыскании недоимки, пеней и штрафов может быть передано плательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы, порядок и условия направления решения о взыскании в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются самими органами контроля за уплатой страховых взносов. Таким же образом может быть передано и требование об уплате недоимки, пеней и штрафов.
В электронном виде можно направить требование о предоставлении документов для проверки (ст. 37 Закона N 212-ФЗ). При этом и документы для проверки сам страхователь также может направить в фонд в электронном виде. Форматы, порядок и условия направления устанавливаются ПФР и ФСС РФ. В электронном виде можно отправить и акт проверки.
Таким образом, в идеальном варианте в фонд можно будет вообще не ходить.
Также и информация о случаях несоответствия деятельности некоммерческой организации (в том числе благотворительной) целям, предусмотренным ее учредительными документами, выявленных по результатам контроля, проводимого компетентным федеральным органом в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", предоставляется в фонды также в электронном виде.
Закон N 212-ФЗ пополнился ст. 58.2. Из нее следует, что в 2012 - 2013 гг. для плательщиков страховых взносов, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, совокупная ставка обязательных страховых взносов в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (512 000 руб.) будет равна 30%, в том числе:
- в ПФР - 22%;
- ФСС РФ - 2,9%;
- ФФОМС - 5,1%.
А с выплат, превышающих предельную величину, придется еще начислять дополнительные 10% в ПФР.
Пример. Предположим, что работник в 2012 г. получил доход в виде заработной платы в размере 700 000 руб.
С суммы в размере 512 000 руб. должно быть начислено взносов:
- в ПФР - 112 640 руб. (512 000 руб. x 22%);
- ФСС РФ - 14 848 руб. (512 000 руб. x 2,9%);
- ФФОМС - 26 112 руб. (512 000 руб. x 5,1%).
Кроме того, в ПФР дополнительно следует начислить взносы по ставке 10% в сумме 18 800 руб. ((700 000 руб. - 512 000 руб.) x 10%).
Итого общая сумма обязательных страховых взносов для данного работника составит 172 400 руб. (112 640 + 14 848 + 26 112 + 18 800).
На выпадающие доходы ПФР фонд будет получать трансферты из федерального бюджета.
Трансферт будет рассчитываться как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить плательщики страховых взносов в соответствии с тарифом, установленным в пп. 1 п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ (то есть 26%), и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими в соответствии с тарифами на 2012 - 2013 гг.
Соответствующие дополнения в Закон N 167-ФЗ внесены новой ст. 33.1.
Напомним, что согласно пп. 8 п. 4 ст. 33 Закона N 167-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций и предпринимателей, применяющих УСН. Но не для всех, а для тех, у кого основным видом экономической деятельности является деятельность из приведенного в этом подпункте перечня.
Теперь этот перечень скорректирован и дополнен несколькими категориями плательщиков.
Во-первых, "вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность" заменена "транспортом и связью".
От редакции. Гарантией применения пониженного страхового тарифа является правильно определенный страхователем код ОКВЭД, который устанавливается в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2007) (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, введен в действие на период до 1 января 2013 г. без отмены Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001). В указанном Классификаторе отсутствует такой вид деятельности, как вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность, которая была указана в перечне до внесения изменений Законом N 379-ФЗ. В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и т.п.
Законодатель решил устранить недочет и привести Закон N 167-ФЗ в соответствие с действующей Единой системой классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. По этой причине и была осуществлена замена.
В качестве документов, подтверждающих право на применение пониженных страховых тарифов для этой категории страхователей, служат, в частности:
- учредительные документы;
- информационное письмо о включении организации в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО), в котором указан код ОКВЭД.
Во-вторых, добавились две категории страхователей, осуществляющих такие виды деятельности, как:
- розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (код ОКВЭД 52.32);
- производство гнутых стальных профилей (код ОКВЭД 27.33), производство стальной проволоки (код ОКВЭД 27.34).
Но это не все. Пункт 4 ст. 33 Закона N 167-ФЗ пополнился новыми подпунктами (то есть новыми льготниками).
В их числе указаны, во-первых, аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающие ЕНВД, а также предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие ЕНВД. Льготные тарифы применяются в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Во-вторых, некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта (за исключением профессионального).
В-третьих, благотворительные организации, применяющие УСН.
Для всех указанных льготников, включая тех, которые перечислены в Законе N 167-ФЗ (пп. 8 п. 4 ст. 33), установлен тариф страхового взноса в ПФР в размере 20%, причем 4% - это солидарная часть тарифа.
Соответствующие дополнения внесены и в пп. 8 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. От уплаты взносов в ФСС РФ и ФФОМС данная группа плательщиков в текущем и следующем году освобождена, поскольку тариф в указанные фонды на этот период для них установлен 0%.
В состав льготников были включены организации, оказывающие инжиниринговые услуги.
К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги.
Для них установлен практически общий страховой тариф в размере 30%. Отличие заключается в том, что при превышении исчисленного нарастающим итогом с начала года дохода застрахованного лица 512 000 руб. страховые взносы в ПФР, относимые на солидарную часть, не начисляются.
Забота о руководстве
Согласно новой редакции п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ к застрахованным лицам относятся лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками или учредителями, членами организаций, собственниками их имущества.
И действительно, этим людям тоже нужна пенсия.
Также они включены в состав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании п. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ.
Необходимые изменения внесены и в ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Забота об авторах
Уточнена формулировка норм в части такой категории застрахованных, как авторы.
Теперь к застрахованным лицам относятся авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Данное новшество нашло свое выражение и в п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются также выплаты и иные вознаграждения по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования таких произведений, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений.
Но это еще не все.
В ст. 12 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" был добавлен п. 3.
Перечисленным выше лицам, если они получали в календарном году указанные выше доходы и если общая сумма уплаченных страховых взносов в ПФР с выплат и иных вознаграждений, полученных по таким договорам, в течение данного календарного года составила не менее стоимости страхового года, определяемой в соответствии с Законом N 212-ФЗ, в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году, в котором уплачены страховые взносы в ПФР по данным договорам.
В случае если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составит менее стоимости страхового года, то в страховой стаж будет засчитываться период в месяцах продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее календарного месяца, то есть 30 дней.
Статья 46 Закона N 212-ФЗ была полностью переписана.
Согласно старым правилам если плательщик не представлял своевременно расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, то он должен был уплатить штраф в размере 5% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
Если же просрочка в представлении отчета превышала 180 календарных дней, то виновник должен был также уплатить те же 30%, но еще и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб.
По новым правилам различия наказания в зависимости от срока просрочки отменяются.
Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.
Добавлены еще два нарушения и наказание за них.
Во-первых, несоблюдение порядка представления расчета в электронном виде влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.
Во-вторых (в новой ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ), нарушение плательщиком страховых взносов срока представления в орган контроля за уплатой взносов информации об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Кроме того, отказ или непредставление в установленный срок плательщиком взносов в орган контроля документов, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, или иных документов, необходимых для контроля, теперь влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. (вместо прежних 50 руб.) за каждый непредставленный документ.
Кстати, отметим, что согласно пп. 13 п. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ работники фондов получили право определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, которые не производят выплаты физическим лицам, в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем - исходя из стоимости страхового года.
Декабрь 2011 г.