Комментарий к Приказу ФНС России от 14.12.2011 N ММВ-7-8/923@ "Об утверждении Порядка списания признанных безнадежными к взысканию недоимки по налогам (сборам) (в том числе отмененным), образовавшейся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам, числящейся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года, и Перечня документов, при наличии которых принимается решение о признании недоимки по налогам (сборам) (в том числе отмененным), образовавшейся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам, числящейся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года, безнадежными к взысканию и об их списании" и Письму ФНС России от 07.12.2011 N ЯК-3-8/4040@ "О списании задолженности физических лиц по транспортному налогу
Незадолго до истечения срока полномочий отечественные депутаты объявили для налогоплательщиков - физических лиц "великую амнистию". Решение о ней было закреплено в ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (комментарий к документу опубликован в "720 часов", N 1, 2012).
Примечание. Прощение долгов, возникших более трех лет назад, автор сравнил с "великой амнистией". Но заметим, что сама налоговая служба просила не путать проводимую работу по "обнулению" безнадежных долгов с налоговой амнистией. Для налоговых инспекций это скорее "работа над ошибками", которые возникли как по вине самих налоговиков, так и в значительной степени из-за неточных сведений, предоставленных государственными регистрирующими органами. К примеру, большая часть списываемых безнадежных долгов приходится на транспортный налог. Сумма этого налога, подлежащая уплате налогоплательщиками-гражданами, исчисляется налоговыми инспекциями на основании сведений, которые им предоставляют органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ (п. 1 ст. 362 НК РФ). Это и подразделения ГИБДД, и органы Гостехнадзора, и военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Эти регистрирующие органы обязаны сообщать в налоговые инспекции по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых эти транспортные средства зарегистрированы. Сведения предоставляются по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также за предыдущий календарный год обо всех произошедших в нем изменениях. О зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах транспортных средствах, а также о лицах, на которых они зарегистрированы, сообщения должны направляться в течение 10 дней после осуществления указанных процедур. Но жизнь быстротечна, и порой документы госорганов не успевают за изменениями, происходящими в ней. Вот и возникают налоги, начисленные на машины, которых у граждан уже и нет. Аналогичные ситуации характерны и для налога на имущество физических лиц, земельного налога. Если регистрирующие органы ошиблись (а, со слов руководителей ФНС, при исчислении транспортного налога такие ошибки составляют 97%), то налоговая инспекция самостоятельно исправить ошибку не вправе. Юристы налоговых инспекций осуществляют процедуры по взысканию "ошибочных" долгов, подавая исковые заявления в суды общей юрисдикции. Либо проводится рутинная работа по поиску причин ошибок, за которыми стоят порой незначительные суммы. Проводимая акция по списанию безнадежных долгов должна избавить налоговых инспекторов от не приносящих результатов рутинных обязанностей.
А как же быть с недобросовестными налогоплательщиками, действительно уклоняющимися от обязанности уплачивать налоги? Если дела о недоимках таких штрафников уже были рассмотрены в суде и по ним вынесены судебные приказы, то такие долги будут взысканы в общеустановленном порядке.
В комментируемом Письме ФНС России от 07.12.2011 N ЯК-3-8/4040@, посвященном списанию задолженности по транспортному налогу, со ссылкой на Закон N 330-ФЗ указано, что признаются безнадежными к взысканию:
- недоимки по налогам (сборам) (в том числе отмененным), образовавшиеся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 г.;
- задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку;
- задолженности по штрафам, числящиеся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 г.
Однако "прощению" подлежит только задолженность рядовых граждан. На физических лиц, занимающихся предпринимательством или частной практикой, эта акция не распространяется.
Простить, оказывается, можно только ту задолженность, в отношении которой налоговики и так утратили возможность взыскания в связи с:
- истечением установленного срока направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа;
- истечением срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) - физического лица;
- истечением срока для предъявления к исполнению исполнительного документа.
Напомним, что согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Если недоимка была выявлена в результате налоговой проверки, то требование об уплате должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Эти правила применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.
Исходя из ст. 48 НК РФ, налоговики в отношении налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, при неисполнении им требования об уплате налога не вправе принудительно изъять у него имущество. Налоговая инспекция должна обратиться с исковым заявлением о взыскании налога за счет имущества данного лица в суд общей юрисдикции. Сделать это необходимо в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, бюджет прощает налогоплательщикам те долги, которые он и так не может взыскать. Гораздо больше эта операция похожа на очистку баз данных налоговых органов от ненужной информации.
Примечание. По данным ФНС России, в ходе акции должно быть списано безнадежных долгов примерно на сумму 33 млрд руб., что составляет около 1% от всех налогов, собираемых в РФ. Из этой суммы на долю транспортного налога приходится примерно 18 млрд руб.
Налогоплательщикам, попавшим в число тех, за которыми значится "безнадега", делать ничего не нужно. Налоговики все сделают сами.
От редакции. В ст. 59 НК РФ указаны случаи, при которых недоимка по налогам и сборам, задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными к взысканию. Эти случаи касаются как федеральных, так и региональных и местных налогов и сборов. Дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам могут быть установлены законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также Перечень документов, подтверждающих обстоятельства их признания безнадежными, утверждает ФНС России (п. 5 ст. 59 НК РФ). Исключение составляют налоги, пени, штрафы, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза: порядок списания безнадежной задолженности по ним утверждает ФТС России.
Порядок списания безнадежных долгов, конкретизирующий всю эту работу, утвержден Приказом ФНС России от 14.12.2011 N ММВ-7-8/923@ (далее - Порядок списания).
Сначала в налоговых инспекциях составят реестр указанной недоимки.
Примечание. Реестр должен составляться по каждому из оснований невозможности взыскания долга (истечение установленного срока направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа; истечение срока подачи заявления в суд; истечение срока для предъявления к исполнению исполнительного документа). Рекомендуемая форма реестра приведена в Приложении N 1 к Порядку списания. В числе сведений, которые рекомендуется отразить в реестре, указаны фамилия, имя, отчество налогоплательщика, его ИНН, адрес места жительства, срок уплаты налога, КБК, ОКАТО, суммы недоимки, а также суммы задолженности по пеням и штрафам.
Затем налоговая инспекция должна составить заключение о невозможности взыскания долга и о причинах этого, после чего вынести решение о списании долгов.
Вот и все.
Март 2012 г.