Земельный налог уплачивается на основании одноименной гл. 31 НК РФ. Налог является местным, обязательным к уплате на территориях муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении земельного налога в соответствии с указанной главой. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и порядок их применения.
Уплачивают налог организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Организации и граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые, согласно Земельному кодексу Российской Федерации, федеральным законам, не могут находиться в частной собственности.
Иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, следует иметь в виду, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
Юридические лица, за исключением указанных ранее, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 г.
С 1 января 2013 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях будет дополнен ст. 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность. При этом право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации не допускается. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.
Налогоплательщики воспринимают норму гл. 31 НК РФ об уплате земельного налога в отношении земельных участков, находящихся на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, в буквальном смысле. Они считают, что если права на земельные участки не зарегистрированы, не получен правоустанавливающий документ на земельный участок, то налогоплательщиками земельного налога они не являются.
Ранее земельные участки предоставлялись налогоплательщикам, а права на них не регистрировались. Регистрация прав на земельные участки началась с 1998 г.
Вместе с тем Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ предусмотрена уплата земельного налога юридическими и физическими лицами и индивидуальными предпринимателями и в том случае, если права на земельные участки у этих лиц не зарегистрированы. Организации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, признаются налогоплательщиками на основании решений органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков. Поэтому за предоставленный на основании акта, изданного органами государственной власти, в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок должен уплачиваться земельный налог в общеустановленном порядке.
Факт отсутствия государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога. Данное положение распространяется на земельные участки, предоставленные до 1998 г.
В отношении земельных участков, предоставленных после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", т.е. после 1998 г., земельный налог уплачивается на основании документов на земельные участки о праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения.
Налогоплательщиками земельного налога признаются управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (п. 1 ст. 388 НК РФ). Данная норма, в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 N 308-ФЗ "О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", введена в действие с 1 января 2011 г.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки на срок не более чем один год и определенному кругу лиц, поименованному в Земельном кодексе Российской Федерации.
Налоговая база для исчисления налога определяется как кадастровая стоимость земельного участка. В отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований, налоговая база определяется по каждому муниципальному образованию. При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования, определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле участка.
По земельным участкам, находящимся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности, а по участкам, находящимся в общей совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков в равных долях.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, которыми определен порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения.
Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Росреестром и его территориальными органами. Для проведения этих работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.
Кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования, проводится не реже одного раза в пять лет.
По землям городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений кадастровая оценка осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен. Если речь идет о государственной кадастровой оценке сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда, то кадастровая оценка осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода. По иным категориям земель вне черты поселений кадастровая оценка осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства, сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах зон.
Результаты кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению органов Росреестра утверждают результаты кадастровой оценки земель.
Методические указания по кадастровой оценке земель и нормативные документы, необходимые для проведения кадастровой оценки, разрабатываются и утверждаются Минэкономразвития России по согласованию с органами исполнительной власти.
Если возникают споры при проведении государственной кадастровой оценки земель, то они рассматриваются в судебном порядке.
Все организации, а также индивидуальные предприниматели в отношении земель, используемых в предпринимательской деятельности, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении каждого участка как его кадастровую стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что территориальные органы Росреестра бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика.
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц. Сведения предоставляются посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Сведения могут предоставляться в виде копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости, а также кадастровой выписки об объекте недвижимости или кадастрового паспорта объекта недвижимости, а могут - в виде кадастрового плана территории.
Для сведения: кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости. Если в соответствии с кадастровыми сведениями объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются, прекратил свое существование, то в этом случае кадастровая выписка о таком объекте содержит кадастровые сведения о прекращении существования этого объекта.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости является выпиской из государственного кадастра недвижимости, содержащей уникальные характеристики объекта недвижимости.
Кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала, он составлен на картографической основе, в котором в графической и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.
Орган кадастрового учета имеет право по запросу любого лица предоставлять полученную на основе кадастровых сведений информацию, в том аналитическую информацию. Такая информация размещается в сети Интернет на официальном сайте органа кадастрового учета и официальном сайте органа нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, за исключением кадастровых планов территорий, предоставляются в течение пяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета запроса, а сведения в виде кадастровых планов территорий предоставляются в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения запроса.
Если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения, то орган кадастрового учета выдает решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений. Решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжаловано в судебном порядке.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка и кадастровом номере земельного участка предоставляются бесплатно по запросам любых лиц в том виде, который определил орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Для того чтобы исчислить земельный налог и предъявить его к уплате, необходимы сведения о кадастровой стоимости земельных участков и их правообладателях, предоставляемые в налоговые органы территориальными органами Росреестра.
В некоторых случаях по земельному участку отсутствует его кадастровая стоимость. В таких ситуациях налоговый орган направляет запрос в орган Росреестра о предоставлении сведений о кадастровой стоимости конкретного земельного участка. Запрос в территориальные органы Росреестра также направляется, если по данным налогоплательщика-организации в соответствии с представленными правовыми актами, правообладателем которого он является, имеются в налоговом органе другие сведения, отличные от предоставленных налогоплательщиком.
Кадастровая стоимость земельного участка может изменяться как по истечении налогового периода, так и в течение налогового периода.
Если кадастровая стоимость земельного участка изменяется в течение налогового периода в результате технической ошибки или решения судебного органа, то в этом текущем налоговом периоде применяется измененная кадастровая стоимость. Если кадастровая стоимость изменяется в результате изменения категории участка, его разрешенного использования, то измененная стоимость применяется в следующем налоговом периоде.
Если по решению органа Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды, то в этом случае производится перерасчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды. Если исправление технической ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка и осуществлено по решению суда, то это является основанием для осуществления перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды.
В случае отсутствия кадастровой стоимости земельного участка применяется его нормативная цена. Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам.
Органы местного самоуправления могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную нормативную цену земли, но не более чем на 25%. Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
По вопросу применения кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной стоимости по итогам рассмотрения споров в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и внесенной в государственный кадастр недвижимости, необходимо иметь в виду следующее.
На основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ).
Если кадастровая стоимость, определенная по итогам рассмотрения споров в комиссии в размере рыночной стоимости, установлена на дату принятия решения комиссии в текущем налоговом периоде, то данная кадастровая стоимость должна применяться при исчислении налога в следующем налоговом периоде, а если по решению комиссии кадастровая стоимость определяется на 1 января года, являющегося налоговым периодом, то измененная кадастровая стоимость должна применяться в текущем налоговом периоде.
При исчислении земельного налога применяются налоговые ставки. Ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом федеральным законодателем установлены максимальные ставки налога. Так, по землям сельскохозяйственного назначения, а также занятым жилищным фондом, землям, предоставленным для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства установлена максимальная ставка в размере 0,3%. В отношении других земель максимальная ставка установлена в размере 1,5%.
Устанавливая налоговые ставки, органы муниципальных образований могут дифференцировать ставки в названных ранее пределах в зависимости от категорий земель или разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, величина налоговой нагрузки определяется налоговой ставкой, устанавливаемой органами муниципальных образований.
Например, земельный участок, используемый организацией, отнесен к землям сельскохозяйственного назначения и расположен на территории муниципального образования, представительные органы власти которого установили налоговую ставку в отношении указанных земель в размере 0,3%. Орган муниципального образования пересмотрел решение об установлении ставок по земельному налогу в сторону снижения налоговой ставки. Учитывая, что представительные органы муниципальных образований вправе дифференцировать налоговые ставки, вопрос о снижении ставок земельного налога может быть решен представительными органами соответствующих муниципальных образований. По вопросам, связанным с установлением конкретных налоговых ставок для исчисления земельного налога, в том числе и со снижением ставок, следует обращаться в представительный орган муниципального образования, на территории которого располагается земельный участок.
Финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах (ст. 34.2 НК РФ).
Земельный налог является местным налогом (ст. 15 НК РФ). В связи с этим по вопросу применения установленных нормативными правовыми актами муниципальных образований налоговых ставок по земельному налогу налогоплательщику следует обращаться в финансовые органы муниципальных образований по месту нахождения земельного участка.
По вопросу применения ставки в отношении участков из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования необходимо иметь в виду следующее. Согласно п. 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с п. п. 2.2 - 2.5 Методических указаний.
По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земли, для которого указанное значение наибольшее.
Исключение составляют земельные участки в составе земель населенных пунктов, одним из видов разрешенного использования которых является жилая застройка. Для указанных земельных участков кадастровая стоимость определяется в соответствии с п. 2.2 Методических указаний.
В случае если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, то его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого это значение является наибольшим.
В соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости включаются сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В связи с этим при исчислении земельного налога в отношении земельного участка, принадлежащего одному налогоплательщику, из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования земельного участка, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.
При исчислении суммы земельного налога и авансовых платежей необходимо учитывать положения ст. 396 НК РФ.
Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода, которым является календарный год. За налоговый период сумма налога рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки, соответствующей категории участка (разрешенному использованию земельного участка).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разность между суммой налога, исчисленной по истечении налогового периода, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Суммы авансовых платежей по земельному налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода исчисляются как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Исчисление земельного налога производится с учетом количества полных месяцев владения земельным участком в течение налогового периода. При этом если возникновение (прекращение) у налогоплательщика права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло в течение налогового периода до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав (п. 7 ст. 396 НК РФ).
Расчет земельного налога производится с учетом коэффициента Кв, который применяется для исчисления земельного налога в случае правообладания земельным участком в течение неполного налогового периода.
Коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Значение коэффициента Кв применяется в расчете земельного налога в десятичных дробях с точностью до десятитысячных долей.
Если права на приобретенный (предоставленный) участок зарегистрированы, например, 12 ноября текущего года, то коэффициент Кв определяется следующим образом:
Кв = 2 месяца : 12 месяцев = 0,1667.
Если права на приобретенный (предоставленный) участок зарегистрированы, например, 17 ноября текущего года, то коэффициент Кв определяется следующим образом:
Кв = 1 месяца : 12 месяцев = 0,0834.
В случае если право на земельный участок прекращено до 15-го числа месяца, то налогоплательщик должен уплатить земельный налог за период с 1 января до 1-го числа месяца прекращения права.
Если право на земельный участок прекращено после 15-го числа месяца, то налогоплательщик должен уплатить земельный налог с 1 января до 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения права на земельный участок.
Принимая во внимание положения п. 7 ст. 396 НК РФ, следует иметь в виду, что если прекращение соответствующих прав на земельный участок произошло 15 июля 2012 г., то расчет земельного налога должен производиться за шесть месяцев 2012 г. (январь - июнь).
В том случае, если земельный участок, находящийся в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении), использовался организацией в течение всего налогового периода, то коэффициент Кв будет равен 1.
Июль 2012 г.