Уже неоднократно бухгалтерские издания публиковали рекомендуемую долю вычетов по налогу на добавленную стоимость в зависимости от вида деятельности предприятия и региона, в котором оно расположено. Сам факт нарушения пропорции не может служить основанием для того, чтобы декларация не была принята, но может стать побудительным мотивом к проведению камеральной проверки. И вот тут-то у налоговиков возникает повод отказать фирме в вычете, тем самым доначислив налог к доплате. Остановимся подробнее на причинах такого доначисления.
Наиболее распространенный случай, когда отказывают в принятии НДС к вычету, это сомнения налоговиков в добропорядочности контрагента и отсутствие у налогового органа информации о нем. Однако в этом случае судебные инстанции занимают сторону налогоплательщика: отсутствие сведений о контрагенте не может являться основанием для отказа в возмещении налога. В качестве доказательства можно привести, например, Постановление ФАС Московского округа от 12 сентября 2008 г. N КА-А40/8634-08 по делу N А40-58726/07-108-356, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 марта 2008 г. N Ф08-1347/2008-494А по делу N А53-12379/2007-С6-47, Постановление ФАС Поволжского округа от 1 февраля 2008 г. по делу N А65-6673/2007.
При решении вопроса о применении налоговых вычетов учитываются результаты встречных проверок налоговым органом, а именно: достоверность, комплектность и непротиворечивость представленных документов, данные проверки предприятий-поставщиков с целью установления факта выполнения безусловной обязанности поставщиков уплатить НДС в бюджет в денежной форме.
Поэтому налогоплательщику во избежание возможных возражений со стороны налогового органа необходимо провести предварительные мероприятия по подготовке к заключению сделки:
- обратиться за выпиской из ЕГРЮЛ в налоговую инспекцию, либо запросить копию выписки из ЕГРЮЛ у самой организации, либо обратиться в коммерческое информационное агентство (например, в справочную службу юридических лиц), которое на основании договора с ФНС имеет доступ к данным, содержащимся в реестре юридических лиц;
- запросить у контрагента следующие копии: свидетельства о регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на налоговый учет, учредительных документов и др.;
- проверить сведения о руководителе и организации на сайте ФНС, проверить сведения об организации по "черным спискам" регионального УФНС.
Кроме того, не будет лишним проявить достаточную осмотрительность при заключении сделки, в частности удостовериться в наличии надлежащих полномочий у лиц, действовавших от имени поставщика, идентифицировать лицо, подписавшее документы от имени генерального директора.
Согласно Определению ВАС РФ от 27 апреля 2009 г. N ВАС-2635/09 в праве на вычет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг), может быть отказано лишь в делах с признаками "карусельного мошенничества" с названным налогом, когда на основании объективных факторов установлено, что товар поставлялся лицу (налогоплательщику), которое знало или должно было знать о том, что, покупая товар, оно участвует в сделке, связанной с обманным избежанием уплаты НДС.
Арбитражные суды подчеркивают, что подобные действия налоговых инспекций нарушают права налогоплательщика и не соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах, которые не связывают право компании на возмещение НДС с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками, которые являются самостоятельными налогоплательщиками (Постановления ФАС Московского округа от 9 августа 2006 г. N КА-А40/7202-06, от 21 июня 2006 г., 28 июня 2006 г. N КА-А40/5506-06, от 22 июня 2006 г. N КА-А41/5626-06, от 24 февраля 2005 г. N КА-А40/581-05, от 18 января 2005 г., 13 января 2005 г. N КА-А40/12797-04, от 24 декабря 2004 г. N КА-А41/11949-04, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 мая 2003 г. N А56-30305/02 и др.). Таким образом, если при камеральной проверке в вычете отказывают по причине недобросовестности вашего поставщика, надо оспаривать решение, собрав доказательства осмотрительности в заключении сделки.
Другим наиболее распространенным поводом для отказов является некорректное оформление первичной документации. Вопрос касается порядка заполнения счетов-фактур при оказании услуг. Как известно, в реквизиты счетов-фактур включены такие пункты, как наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, однако в рассматриваемом случае эти строки поставщиком не заполнены. Поэтому в строках 3 "Грузоотправитель и его адрес" и 4 "Грузополучатель и его адрес" счета-фактуры, выставленного в связи с оказанием услуг, нужно проставить прочерки. Такое упущение не может служить основанием для отказа в вычете предъявленных сумм НДС.
Еще одно разъяснение актуально для налогоплательщиков, заключивших договоры на выполнение работ. По общему правилу в графе 1 "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права" дается описание выполненных работ. Если в данной графе счета-фактуры делается запись "Выполнены работы по договору подряда от... (проставляется дата) N... (указывается номер)", такой документ не считается основанием для принятия к вычету сумм НДС, поскольку такая запись неверна - она не соответствует описанию фактически выполненных работ.
Что касается счетов-фактур, в которых присутствуют дополнительные реквизиты для лиц, уполномоченных их подписывать на основании распорядительного документа или доверенности (имеется в виду, например, должность подписанта), по мнению Минфина, такие бумаги нельзя рассматривать как составленные с нарушением требований НК РФ. Данная позиция отражена в Письмах Минфина России, в них ведомство разъяснило некоторые спорные вопросы, возникающие при составлении счетов-фактур (Письма от 25 февраля 2009 г. N 03-07-14/26, от 6 февраля 2009 г. N 03-07-09/04, от 22 января 2009 г. N N 03-07-09/02 и 03-07-09/03).
Отдельные незначительные нарушения в оформлении "первички" могут свидетельствовать о нарушении правил бухучета, но не являются основанием для отказа в применении вычетов НДС. Так решил Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 22 ноября 2010 г. N КА-А40/14471-10. В рассматриваемом деле инспекция отказала ООО "Маштранссервис-М" в возмещении НДС из-за нескольких недочетов в оформлении счетов-фактур и накладных. В частности, копии книг продаж компания представила не в полном объеме, притом они были не пронумерованы, не прошнурованы и не скреплены печатью. Кроме того, в товарной накладной не были заполнены код ОКПО, дата отпуска товара и некоторые другие реквизиты. Однако суд счел, что накладная в совокупности со счетами-фактурами позволяет достоверно установить факт поставки товара, его цену и количество, а нарушение правил бухучета, в частности недочеты в первичных документах, не может быть поводом для отказа в вычетах НДС.
Это означает, что не всегда ошибки в заполнении счетов-фактур будут носить фатальный характер. Но все же, поскольку счет-фактура является первичным документом для принятия НДС к вычету, следует быть внимательными, работая с этим документом.
Еще одним распространенным поводом для отказа в возврате НДС является договор, не прошедший государственную регистрацию. По такому договору деньги контрагенту были, очевидно, перечислены, но сам договор в установленном порядке не был при этом зарегистрирован. Налоговики ссылаются на положения ГК: договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ). Иными словами, пока договор длительной аренды не зарегистрирован, он не будет считаться заключенным. А раз договор не заключен, то о вычете не может быть и речи. Однако и в этой ситуации следует побороться: принять к вычету "входной" НДС в данной ситуации можно (разумеется, если при этом выполнены все прочие условия для вычета, оговоренные в Налоговом кодексе РФ).
Ведь гражданским законодательством не предусмотрено, что отсутствие надлежащей регистрации делает договор аренды недействительным. Таким образом, законодательное закрепление обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество определяет только права и обязанности сторон по договору и имеет цели, не связанные с вопросами налогообложения. Кодекс не ставит право арендатора на вычет "входного" НДС в зависимость от факта государственной регистрации договора аренды. Таким образом, если необходимые для вычета условия соблюдены (услуга оказана и отражена в учете арендатора, есть счет-фактура от арендодателя, объект используется в облагаемой НДС деятельности), то, несмотря на отсутствие госрегистрации договора, арендатор имеет право принять к вычету "входной" НДС.
Есть примеры судебных решений, где судьи пришли к аналогичному выводу (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2005 г. N А55-1586/05-51).
При наличии у налогоплательщика операций, как облагаемых, так и не облагаемых "добавленным" налогом или облагаемых по разным ставкам, на налогоплательщика возлагается обязанность организовать раздельный учет. Вся его методика должна быть прописана в учетной политике организации. Отсутствие раздельного учета "входного" НДС обернется для налогоплательщика потерями. Компании придется восстановить принятые к вычету суммы "входного" налога (п. 4 ст. 170 НК РФ). Принимать "входной" налог к вычету можно только в том случае, если приобретенное имущество используется в облагаемых НДС операциях. В противном случае налог следует учитывать в стоимости приобретений.
Отсутствие раздельного учета "входного" НДС обернется для налогоплательщика несомненными потерями. Компании придется восстановить принятые к вычету суммы "входного" налога (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Принимать "входной" налог к вычету можно только в том случае, если приобретенное имущество используется в облагаемых НДС операциях. Если этого нет, налог следует учитывать в стоимости приобретений.
Разделить суммы "входного" НДС можно двумя способами. Во-первых, если очевидно, в какой операции используется покупка и метод прямого счета. В противном случае (и это во-вторых) "входной" налог надо распределять пропорционально выручке по облагаемым операциям в общей выручке компании. Таким образом, если у предприятия с незначительной долей операций, освобожденных от обложения НДС, будут составлены обосновывающие применение "правила 5 процентов" бухгалтерские справки, то отказа в вычете налога по причине отсутствия раздельного учета можно избежать.
Наконец камеральная проверка прошла. В вычете отказано. Все ли потеряно? Нет!
Если в ходе камеральной налоговой проверки проверяющими выявлены ошибки в налоговой декларации и противоречия в сведениях, неточности, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. Нарушение инспекторами этой нормы ст. 88 НК РФ - повод для отмены санкций, предъявленных по результатам проверки (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 4 декабря 2007 г. по делу N А55-2852/07).
Налоговый кодекс не лишает налогоплательщика права на применение налоговых вычетов и на возмещение НДС после устранения нарушений, допущенных поставщиками при составлении и выставлении счетов-фактур на приобретенные покупателем товары (работы, услуги).
Обнаружив в сданной налоговой декларации ошибки, налогоплательщик может представить уточненную декларацию, даже если в этот момент инспекция проводит камеральную проверку на основании первичной декларации. В Письме от 13 февраля 2008 г. N 03-02-07/1-61 Минфин России разъяснил, какая из деклараций должна быть рассмотрена в такой ситуации. При подаче уточненной декларации по НДС камеральная проверка первичной декларации прекращается. Однако если "уточненка" представлена после обнаружения в первичной декларации нарушений, инспекция должна завершить проверку первичной декларации и вынести решение по ее результатам.