Материальные расходы регулируются ст. 254 НК РФ. При этом на практике налоговые органы оспаривают правомерность учета при определении налоговой базы почти каждого вида затрат, указанных в данной статье.
При применении пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ следует учитывать, что если материалы являются сырьем, то, соответственно, к затратам на них применяются нормы НК РФ, предусмотренные для учета материальных расходов, в частности расходов на приобретение сырья.
Управление ФНС России по г. Москве в Письме от 29.04.2008 N 16-10/041540@ разъяснило порядок учета для целей исчисления налога на прибыль расходов в виде стоимости приобретенных материалов. По мнению налоговых органов, порядок учета материалов для целей налогообложения закрепляется налогоплательщиком в учетной политике на текущий налоговый период и зависит от выбранного метода учета материалов.
В Письме от 25.01.2008 N 20-12/005977 Управление ФНС России по г. Москве разъяснило порядок определения для целей исчисления налога на прибыль стоимости прямых материальных расходов в виде сырья и (или) материалов, используемых при производстве продукции (товаров).
На основании п. 2 ст. 318 НК РФ прямые расходы относятся к затратам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ.
ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 05.06.2008 по делу N А56-26772/2007) рассмотрел спор между налогоплательщиком и налоговым органом по вопросу учета материальных расходов. В ходе проверки налоговый орган установил, что в нарушение положений п. 1 ст. 318 НК РФ налогоплательщик неправомерно отнес к косвенным расходам стоимость драгоценных камней, приобретенных для производства ювелирных изделий, и в полном объеме включил их в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль за 2004 - 2005 гг. Данное нарушение повлекло занижение объекта, подлежащего обложению налогом на прибыль.
По мнению налогового органа, драгоценные камни - необходимый компонент для производства ювелирных изделий и в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 318 НК РФ расходы на их приобретение являются прямыми.
Суд указал, что по смыслу ст. 254 НК РФ эти расходы относятся к косвенным, поскольку драгоценные камни не считаются приобретенным материалом, образующим основу или служащим необходимым компонентом изготавливаемых изделий. Значительное количество ювелирных изделий изготавливается без использования драгоценных камней. Ограненные камни нельзя признать необходимым компонентом изготавливаемых изделий, так как они используются в ювелирных изделиях только в качестве вставок (полуфабрикатов), не подвергаются дополнительной обработке, поэтому в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы на огранку также не отвечают критерию прямых расходов.
ФАС Московского округа (Постановление от 31.01.2008 N КА-А40/54-08) установил, что налогоплательщик обязался изготовить и провести монтаж и пусконаладку уникального оборудования. По договору работы считались выполненными после полного их завершения. По мнению налогового органа, потери агрегатов, деталей и узлов, ставших негодными во время пусконаладки, на основании пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ относятся к прямым расходам, которые не могут быть признаны до момента окончания работ. Суд посчитал этот довод ошибочным, поскольку узлы и детали, пришедшие в негодность при пусконаладочных работах, не относятся к материальным расходам, поименованным в пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ. Данные расходы должны квалифицироваться как потери от брака в соответствии с пп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ. Такие расходы на основании ст. 318 НК РФ относятся к косвенным, в отношении которых не установлены ограничения списания в зависимости от реализации продукции, работ, услуг в отчетном периоде.
ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 30.12.2008 по делу N А28-4947/2008-130/29 указал, что согласно пп. 1, 4 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным затратам относятся: затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); затраты на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика.
Так, затраты на приобретение горюче-смазочных материалов в целях налогообложения прибыли не отнесены к прямым расходам, поскольку в рассмотренном случае в учетной политике налогоплательщик самостоятельно не установил особого порядка распределения затрат на прямые и косвенные и не определил перечень прямых затрат, принимаемых в целях налогообложения. Следовательно, указанные расходы являются косвенными.
Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ.
Исходя из изложенного, суд сделал вывод, что спорные затраты подлежали учету в периоде их осуществления, поэтому у налогоплательщика отсутствовали основания для уменьшения налоговой базы в следующем году на данные затраты.
ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 14.01.2010 по делу N А56-20453/2008) установил, что, по мнению налогового органа, затраты на приобретение технической документации к оборудованию относятся к затратам на приобретение самого оборудования. Следовательно, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ данные затраты относятся к материальным расходам как расходы на приобретение материалов и сырья, поэтому в силу п. 2 ст. 272 НК РФ для целей налогообложения датой осуществления расходов на приобретение оборудования и технической документации является дата передачи их в производство. Поскольку приобретенная по договору продукция не была передана в производство, налоговый орган полагает, что налогоплательщик преждевременно отнес расходы на приобретение документации в состав расходов по налогу на прибыль организации.
Суд указал, что техническая документация является самостоятельным предметом поставки по договору и может быть использована отдельно от поставленного оборудования, поэтому ее стоимость может быть отнесена к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, независимо от передачи основного оборудования в производство.
Спорные затраты также могут быть отнесены к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, независимо от передачи основного оборудования в производство.
При рассмотренных обстоятельствах затраты на приобретение технической (эксплуатационной) документации правомерно отнесены налогоплательщиком в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, датой осуществления которых при исчислении налогооблагаемой прибыли по методу начисления, используемому в спорный период налогоплательщиком, может быть признана в силу пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для проведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.
НК РФ не уточняет, какие именно расходы относятся к затратам на хозяйственные нужды, которые можно учесть при налогообложении прибыли согласно пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Как указывает Минфин России в Письмах от 01.09.2006 N 03-11-04/2/182, от 11.04.2007 N 03-03-06/1/229, расходы на приобретение хозяйственных товаров и бытовой химии (туалетной бумаги, одноразовых бумажных полотенец, салфеток, туалетного мыла, губок для посуды, чистящих средств и т.д.) относятся к расходам на хозяйственные нужды.
ФАС Московского округа (Постановление от 25.12.2006, 27.12.2006 N КА-А40/12681-06) признал правомерным учет в целях налогообложения расходов на чистящие, моющие и иные аналогичные средства, которые приобретались с целью соблюдения установленных санитарно-гигиенических требований и содержания помещений в надлежащем состоянии.
В Постановлении от 14.05.2010 N КА-А40/3565-10 ФАС Московского округа разъяснил вопрос об учете для целей налогообложения прибыли затрат на бумажные пакеты.
Суд указал, что пакеты представляют собой упаковку товаров (книжной и канцелярской продукции), реализуемых налогоплательщиком, и использовались исключительно при выдаче оплаченной продукции.
Упаковка продаваемых товаров в пакеты предусматривается стандартами работы персонала магазина при обслуживании покупателей, утвержденными приказом генерального директора.
Таким образом, право на упаковку товаров в пакеты покупатель получает только в случае их приобретения.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся расходы на приобретение материалов, используемых для упаковки произведенных и (или) реализуемых товаров.
Исходя из этого, суд пришел к выводу о правомерном отнесении на расходы при исчислении налога на прибыль и принятии к вычету затрат на приобретение бумажных пакетов.
Много вопросов возникает по поводу учета в целях налогообложения расходов на специальную и форменную одежду.
Прежде всего следует отличать эти два вида одежды.
Специальная одежда предназначена для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Форменная одежда показывает принадлежность работника к конкретной организации, поэтому выполнена в единой цветовой гамме и содержит товарный знак или логотип фирмы, ее символику. Причем товарный знак (логотип, символика) должен быть нанесен непосредственно на одежду, а не на значок, галстук, косынку или жилет (Письмо Минфина России от 01.11.2005 N 03-03-04/2/99).
Расходы на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты указаны в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, а затраты на приобретение форменной одежды - в п. 5 ст. 255 НК РФ.
Правила обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (Письмо Минфина России от 16.03.2011 N 03-03-06/1/143).
Таким образом, если опасные условия труда подтверждены аттестацией рабочих мест, а специальная одежда и иные средства индивидуальной защиты выдаются работникам по нормам, предусмотренным действующим законодательством, или по повышенным нормам, которые улучшают защиту работников по сравнению с типовыми нормами, то расходы на выдачу таких средств индивидуальной защиты могут быть учтены в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли.
Например, с 1 июля 2002 г. был введен в действие ОСТ 10 286-2001 "Санитарная одежда для работников АПК. Нормы обеспечения. Правила применения и эксплуатации" (далее - ОСТ 10 286-2001). Этот Стандарт распространяется на санитарную одежду, обувь и санитарные принадлежности для работников организаций и предприятий, занимающихся в том числе производством пищевых продуктов и напитков. ОСТ 10 286-2001 является обязательным для исполнения на предприятиях и в организациях, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, выпуском и реализацией пищевых продуктов, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, вида деятельности и ведомственной принадлежности.
Пункт 3.1 ОСТ 10 286-2001 определяет, что законы РФ и нормативные документы, в которых изложены требования по обеспечению работников предприятий специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, распространяют свое действие и на выдачу санитарной одежды, обуви и санитарных принадлежностей.
Работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатно выдаются сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, включая санитарную одежду, обувь и санитарные принадлежности (п. 3.2 ОСТ 10 286-2001).
Приобретение санитарной одежды, обуви и санитарных принадлежностей и обеспечение ими работников, в соответствии с требованиями охраны труда, производятся за счет средств работодателя (п. 3.5 ОСТ 10 286-2001).
Таким образом, санитарную одежду, применение которой работниками организации предусмотрено ОСТ 10 286-2001, в целях налогообложения прибыли следует рассматривать как специальную одежду.
Согласно п. 4.5 ОСТ 10 286-2001 санитарная одежда должна быть изготовлена из тканей, выдерживающих многократную стирку и обезвреживание, или материалов одноразового применения.
Учитывая изложенное, если использование одноразовой санитарной одежды (средств индивидуальной защиты, таких как бахилы, шапочки, фартуки, перчатки) предусмотрено ОСТ 10 286-2001, то организация может учитывать расходы по ее приобретению при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе материальных расходов.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 21.07.2010 N 03-03-06/1/467.
Судебная практика показывает, что затраты, связанные со стоимостью форменной одежды работников, признаются расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, в случае если обязанность работодателя по оплате расходов на приобретение такой одежды зафиксирована в трудовом или коллективном договоре и только если форменная одежда передается в собственность работника (Постановления ФАС Поволжского округа от 26.07.2006 по делу N А55-31040/05-3, ФАС Московского округа от 05.03.2005, 04.03.2005 N КА-А41/1387-05, ФАС Уральского округа от 07.06.2006 N Ф09-4680/06-С7).
Минфин России в Письме от 23.04.2007 N 03-04-06-01/128 разъясняет, что расходы, связанные с приобретением специальной одежды, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе материальных расходов в полной сумме по мере передачи ее в пользование работникам в соответствии с нормами бесплатной выдачи специальной одежды, установленными на предприятии.
Налоговые органы придерживаются иного подхода по данному вопросу. Так, Управление ФНС России по г. Москве в Письмах от 22.03.2005 N 20-12/19398, от 15.01.2009 N 19-12/001813 указывает, что расходы организации, занимающейся ремонтно-строительной деятельностью, на приобретение спецодежды (форменной одежды) для рабочих строительных специальностей, поименованных в названных выше нормативных документах, в пределах, определенных типовыми нормами, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Следует отметить, что данная норма содержит открытый перечень имущества, которое можно отнести к материальным расходам. Следовательно, в каждой конкретной ситуации у налогоплательщика есть возможность доказать, что затраты на приобретение имущества, соответствующие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, учитываются в составе материальных расходов.
Такая ситуация характерна, например, для расходов на приобретение запасных частей, необходимых для ремонта основных средств.
Суды указывают, что подобное имущество учитывается в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2006 по делу N А05-17287/2005-31 и от 04.05.2006 по делу N А26-3346/2005-210).
Минфин России в Письме от 08.06.2010 N 03-03-06/1/394 разъясняет, что при учете расходов, связанных с содержанием арендуемых зданий и сооружений, следует принимать во внимание, что согласно п. 22 Информационного письма ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 заключенное арендатором и арендодателем соглашение, устанавливающее порядок участия арендатора в расходах на потребленную электроэнергию, не может быть квалифицировано как договор энергоснабжения.
В этом Письме отмечено, что арендодатель сам получал электроэнергию в качестве абонента, а арендатор пользовался получаемой арендодателем электроэнергией в связи с арендой помещения. Все это, по мнению ВАС РФ, позволяет утверждать, что соответствующее соглашение фактически устанавливает порядок определения расходов арендатора на электроэнергию в арендованном помещении и является частью договора аренды.
С учетом изложенного расходы арендатора на потребляемую электроэнергию и другие коммунальные платежи, услуги связи могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как составная часть платы за аренду помещения в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ или по самостоятельному основанию в соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Позиция, согласно которой затраты арендатора на потребляемую энергию относятся к материальным расходам, в настоящее время не применяется.
ФАС Московского округа в Постановлении от 27.04.2010 N КА-А40/2005-10 признал обоснованной позицию налогового органа. По его мнению, затраты на бутылки, клей, этикетки, крышки для укупорки являются материальными затратами, указанным в пп. 4 п. 1 ст. 254 НК РФ, поэтому обоснованно отнесены налоговым органом к прямым расходам. Ссылаясь на Государственные стандарты Российской Федерации Р 51149-98 "Продукты винодельческой промышленности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение" и Р 52194-2003 "Водки и водки особые. Изделия ликеро-водочные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение", суд пришел к выводу, что бутылки, этикетки, клей, крышки для укупорки являются изделиями, необходимыми для упаковки продукции, и входят в состав технических требований для приготовления алкогольной продукции.
Судебно-арбитражная практика показывает, что при разрешении аналогичных споров отсутствует единообразие в толковании и применении судами пп. 4 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Точку в спорах по данному вопросу поставил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 02.11.2010 N 8617/10, указав, что технологический процесс изготовления спиртосодержащей продукции включает в себя следующие стадии: приемка спирта, подготовка воды, приготовление водно-спиртового раствора, фильтрование, обработка активным углем, фильтрование водки, внесение ингредиентов и корректирование крепости, контрольное фильтрование перед разливом, разлив, маркировка и хранение готовой продукции. Вина, водки и прочие спиртные напитки выпускаются разлитыми в стеклянные бутылки с нанесенной маркировкой, снабженные колпачками (пробками) соответствующих типов.
Готовый вид продукция принимает в результате последовательного прохождения стадий производства, на каждой из которых товар дополняется необходимыми составляющими деталями. В готовом виде продукция представляет собой стеклянную бутылку, содержащую соответствующий напиток, с нанесенной на ней маркировкой (этикеткой), снабженную колпачком или пробкой определенных типов.
Таким образом, затраты на приобретение материалов, используемых для производства указанной продукции, относятся к прямым расходам, поименованным в пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ.
При применении пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ следует иметь в виду следующее.
В Письме Минфина России от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61 разъяснено, что нормами ст. 254 НК РФ не предусмотрено ограничений по учету расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль.
В то же время расходы должны соответствовать критериям, указанным в ст. 252 НК РФ, в частности, должны быть обоснованны. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями, введенными в действие Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р.
В соответствии с п. 6 Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом не утверждены нормы расхода топлив, руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.
Таким образом, при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик может учитывать указанные выше Методические рекомендации.
Финансовое ведомство считает, что до принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, налогоплательщик может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.
ФНС России в Письме от 16.07.2010 N ШС-37-3/6848 разъясняет, что формы первичной документации для учета работы автомобильного транспорта утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Установленные формы первичных учетных документов для учета работы транспортных средств (N ЭСМ-2 "Путевой лист строительной машины", N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", N 3 спец. "Путевой лист специального автомобиля", N 4-С "Путевой лист грузового автомобиля" и др.) содержат строки для всей информации, необходимой для идентификации перевозки и определения ее параметров, в том числе и показателей спидометра.
Показатели спидометра используются для определения (подтверждения) пробега автомобиля, который по совокупности с данными о потреблении топлива напрямую определяет расчетную величину израсходованного топлива.
Стоимость топлива, использованного в отчетном периоде для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, согласно пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе материальных расходов.
В случаях если показания спидометра в конкретном периоде времени не могут достоверно отражать фактический пробег автомобиля (например, в результате выхода спидометра из строя), то данное обстоятельство должно быть задокументировано и соответствующим образом отражено в поле "Показания спидометра" соответствующей формы путевого листа.
При этом фактический пробег автомобиля может быть подтвержден иными документами, в частности, объективно (результаты измерений) отражающими расстояние, которое было преодолено автомобилем с неисправным спидометром. Для признания таких документов первичными для принятия их данных в целях налогового учета они должны иметь обязательные реквизиты, установленные ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Факты начала использования приборов после их ремонта также требуют документирования с отражением начального значения показателя спидометра.
Управление ФНС России по г. Москве в Письме от 07.07.2008 N 20-12/064123.2 указало, что Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте.
Формы путевых листов, предусмотренные Постановлением N 78, в обязательном порядке применяются специализированными и автотранспортными организациями.
Остальные организации могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных материалов (ГСМ), в которых должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Кроме того, самостоятельно разработанная форма путевого листа в обязательном порядке должна содержать также информацию о месте следования автомобиля. Такие данные необходимы при использовании сотрудниками организации личного автомобиля в служебных целях.
Путевой лист, не содержащий в составе реквизитов информации о месте следования автомобиля, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение ГСМ.
При этом первичные документы составляются так, чтобы можно было судить об обоснованности произведенных расходов на приобретение ГСМ.
Данный порядок не зависит от того, какие автотранспортные средства (собственные или арендованные) использует налогоплательщик в своей производственной деятельности.
Если организация использует самостоятельно разработанную форму путевого листа, она должна быть приведена в учетной политике.
При применении пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ надо иметь в виду, что затраты на доставку товаров до покупателя поставщик вправе учесть в составе расходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
В Письме от 17.11.2006 N 03-03-04/1/770 Минфин России разъясняет, что в случае если организация осуществляет поставку покупателям товаров собственного производства и включает согласно условиям договора поставки стоимость доставки в цену товара, то расходы по оплате услуг транспортных организаций, которые непосредственно осуществляют перевозку (доставку) данных товаров, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль и уменьшают полученные налогоплательщиком доходы в общем порядке.
Аналогичный вывод сделан и в Постановлении ФАС Уральского округа от 21.09.2009 N Ф09-6413/08-С3.
Минфин России в Письме от 22.09.2010 N 03-03-06/1/605 указывает, что расходы, понесенные в связи с доставкой транспортной компанией информационных материалов, полученных налогоплательщиком безвозмездно во время участия в выставке, могут быть включены в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
При применении пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ следует учитывать, что согласно Письму Минфина России от 07.05.2007 N 03-03-06/1/265 к материальным расходам в целях налогообложения прибыли относится только плата за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонента в пределах нормативов водоотведения по качеству сточных вод.
Однако ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 23.05.2007 N Ф04-2900/2007(34141-А03-25), Ф04-2900/2007(34476-А03-25) пришел к выводу, что существенным условием договора энергоснабжения, заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, являются платежи за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Как следует из материалов дела, между обществом и учреждением был заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, в п. 4.5 которого предусмотрена плата общества за сброс сточных вод и загрязняющих веществ с превышением лимитов водоотведения.
К материальным расходам согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ относятся расходы на приобретение услуг сторонних организаций по очистке сточных вод, в связи с чем спорная сумма, как указано судом, является платой за услуги, оказанные сторонней организацией, по приему и очистке сточных вод, и законом прямо предусмотрена возможность отнесения этих расходов к уменьшающим налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 25.06.2007 по делу N А56-51992/2005 указал, что налоговый орган неверно отнес понесенные обществом расходы за превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод и за превышение предельно допустимого сброса по качеству сточных вод к платежам, указанным в п. 4 ст. 270 НК РФ, поскольку в рассматриваемом случае имела место оплата за сверхнормативный сброс на основании договора, заключенного между двумя коммерческими организациями (см. также Постановление ФАС Уральского округа от 20.03.2007 N Ф09-1788/07-С3).