Ни для кого не секрет, что позиция контролирующих органов по вопросам налогообложения нередко идет вразрез с арбитражной практикой. Как результат, при доначислении тех или иных налогов предприятие идет в суд и выигрывает дело.
Чтобы исключить подобные факты, а также избежать потерь бюджета, связанных с уплатой налоговыми органами процентов, начисленных в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ, и расходов по уплате государственной пошлины при рассмотрении указанных дел в суде, налоговым органам уже достаточно давно (Письмо ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@) было рекомендовано учитывать сложившуюся в регионе судебно-арбитражную практику по аналогичным вопросам и схожим обстоятельствам.
Данный вопрос получил развитие в Приказе ФНС России от 09.02.2011 N ММВ-7-7/147@: начальникам инспекций предписано обеспечить контроль за представлением интересов государства при рассмотрении споров с участием налоговых органов. А именно - при принятии решения о направлении апелляционных, кассационных жалоб и заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора учитывать сложившуюся устойчивую судебную практику, в частности постановления Президиума и Пленума ВАС РФ, а также информационные письма ВАС РФ, акты иных судов, изданные по соответствующему вопросу с учетом аналогичной аргументации.
И вот не так давно, чтобы ни у кого "на местах" не осталось никаких сомнений, а также для удобства восприятия ФНС России Письмом от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@ направила для использования в работе обзор постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам, вынесенных за период с 2010 г. по первое полугодие 2011 г. включительно. Как говорится, теперь уж точно должны считаться. Остановимся на некоторых из имеющихся судебных актах.
Экспорт нефтепродуктов
Постановление от 20.04.2010 N 17977/09
Если контрагенты налогоплательщика в связи со спецификой таможенного оформления экспорта нефтепродуктов не располагали и не могли располагать транспортными и товаросопроводительными документами, в силу чего не претендовали на применение налоговой ставки 0% и обоснованно указывали в счетах-фактурах налоговую ставку 18%, то налогоплательщик, руководствуясь ст. ст. 171 и 172 НК РФ, правомерно включал в налоговые вычеты суммы уплаченного НДС по ставке 18%.
Доказать право на льготу должен налогоплательщик
Постановление от 08.06.2010 N 1650/10
В соответствии с пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождается от обложения НДС реализация на территории РФ работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.
Обоснование права на применение льготы по НДС в силу пп. 3 п. 1 ст. 23 и п. 4 ст. 149 НК РФ лежит на налогоплательщике: он обязан в установленном порядке вести учет своих доходов (расходов), объектов налогообложения, а также раздельный учет операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения.
Передача имущества в качестве вклада в простое товарищество
Постановление от 22.06.2010 N 2196/10
Налоговый кодекс не устанавливает для налогоплательщика, заключившего договор о совместной деятельности (договор простого товарищества), обязанности по восстановлению НДС, ранее предъявленного к вычету по факту приобретения не завершенных строительством объектов недвижимости, в связи с последующей передачей этих объектов в качестве вклада по договору простого товарищества.
К рассматриваемой ситуации неприменимы положения ст. ст. 39 и 146 НК РФ, поскольку круг лиц, на которых возложена обязанность по восстановлению ранее заявленного к вычету налога, установлен ст. 170 НК РФ и не подлежит расширительному толкованию.
То обстоятельство, что согласно п. 3 ст. 39 НК РФ вклады по договору простого товарищества не признаются реализацией, свидетельствует лишь, что такая передача не образует объекта обложения НДС. При этом операции, осуществляемые по договору простого товарищества, признаются объектом обложения НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ, а исчисление и уплата этого налога, включая применение налоговых вычетов, производятся участником товарищества в порядке, предусмотренном ст. 174.1 НК РФ.
Обмен имуществом на праве оперативного управления
Постановление от 21.09.2010 N 5812/10
При обмене транспортных средств, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, не происходит реализации товара по смыслу ст. ст. 39 и 146 НК РФ.
Строительство для продажи
Постановление от 23.11.2010 N 3309/10
При строительстве объектов с целью их последующей продажи строительные работы не могут быть квалифицированы как выполняемые для собственного потребления, а объект обложения налогом на добавленную стоимость возникает при реализации построенного объекта. Если указанная цель строительства доказана, то не имеет правового значения, осуществлялось ли его финансирование третьими лицами и были ли заключены соответствующие договоры, предполагающие отчуждение построенных объектов.
Бесплатный уголь для населения
Постановление от 23.11.2010 N 9202/10
Поскольку деятельность общества связана с процессом добычи и реализации угля (операция, облагаемая НДС), законом ему вменена обязанность обеспечивать пайковым углем определенные категории лиц, включая тех, которые не состояли и не состоят с ним в трудовых отношениях и непосредственно не участвуют в производственном процессе.
Поскольку приобретение пайкового угля от усмотрения общества не зависит, операции по его приобретению должны признаваться связанными с осуществлением обществом налогооблагаемых операций. Следовательно, НДС, предъявленный к оплате поставщиками такого угля, может быть заявлен обществом к налоговому вычету согласно п. 2 ст. 171 НК РФ.
Право на вычет без декларации недействительно
Постановление от 26.04.2011 N 23/11
Применение вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер (вычеты декларируются в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях) и может быть реализовано только при соблюдении установленных в гл. 21 НК РФ условий.
Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода НДС. Наличие документов, обусловливающих применение вычетов по НДС, не заменяет их декларирования.
О процедурах принятия решения о возмещении (об отказе в возмещении) НДС
Постановления от 20.04.2010 N 162/10, от 12.04.2011 N 14883/10
Решение о возмещении или об отказе в возмещении НДС из бюджета принимается одновременно с решением о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки. При этом положения п. 3 ст. 176 НК РФ не предусматривают самостоятельной процедуры принятия решения о возмещении или об отказе в возмещении НДС, а соотносятся со ст. 101 НК РФ.
Таким образом, нормы, направленные на обеспечение участия налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, действуют и при разрешении вопросов, связанных с возмещением указанного налога.
Если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 176 НК РФ), то по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм. Составление акта в этом случае законом не предусмотрено.
Ликвидация объектов основных средств
Постановление от 20.04.2010 N 17969/09
Использование объекта основных средств в хозяйственной деятельности носит комплексный характер и включает в себя установку, эксплуатацию, а при возникновении производственной необходимости - ликвидацию основного средства. Как следует из материалов дела, здания дробильно-сортировочного завода относились к основным средствам, имели производственное назначение, их эксплуатация была направлена на получение продукции, реализуемой обществом.
При таких обстоятельствах общество вправе было заявить в налоговой декларации вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных по счетам-фактурам поставщику работ по ликвидации объекта основных средств.
Прощенный долг - в расходы
Постановление от 08.06.2010 N 17462/09
Налогоплательщик, принимавший меры к взысканию задолженности в судебном порядке и урегулированию взаимных требований путем достижения мирового соглашения, заключенного на условии в том числе прощения долга, не может быть поставлен в худшее положение по сравнению с налогоплательщиком, не принимавшим указанных мер и сохраняющим в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ право на учет суммы непогашенной задолженности в составе внереализационных расходов в момент истечения срока исковой давности.
Таким образом, названные положения при применении метода начисления предоставляют возможность налогоплательщику - кредитору по денежному обязательству скорректировать сумму дохода, ранее учтенного для целей налогообложения, путем включения суммы непогашенной задолженности в состав внереализационных расходов.
Классифицируем расходы самостоятельно
Постановление от 23.11.2010 N 6029/10
Согласно п. 4 ст. 252 НК РФ в случае если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
На основании указанной нормы общество правомерно отразило понесенные затраты как текущие расходы, связанные с освоением природных ресурсов, в налоговых регистрах и декларациях по налогу на прибыль за тот отчетный период, в котором они произведены, поскольку квалифицировало их в качестве расходов на приобретение геологической и иной информации у третьих лиц, на доразведку участков месторождения, находящихся в пределах предоставленного горного или земельного отвода (ст. ст. 261 и 325 НК РФ), а не расходов на НИОКР.
Передача имущества ФГУП собственнику
Постановление от 30.11.2010 N 9167/10
Статьей 270 НК РФ определены расходы, не учитываемые в целях обложения налогом на прибыль, к числу которых, в частности, отнесены затраты в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и затраты, связанные с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Однако в рассматриваемом случае безвозмездная передача отсутствовала, поскольку со стороны ФГУП не было волеизъявления о передаче имущества собственнику, а все действия произведены во исполнение акта государственного органа. При этом оценка законности Распоряжений Правительства РФ об изъятии у федеральных государственных унитарных предприятий находящихся в их управлении долей и акций не имеет правового значения для вывода о наличии либо отсутствии оснований для признания налогоплательщиками указанных расходов (убытка) в целях обложения налогом на прибыль.
Налог для ФГУП с виртуальных доходов
Постановление от 25.01.2011 N 11473/10
На балансе ФГУП числилось имущество, которое предприятие сдавало в аренду. Деньги перечислялись на счет Федерального казначейства. Суд пришел к выводу, что действия собственника имущества предприятия, направленные на получение не части прибыли, а всего дохода от аренды имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, не изменяют установленной гл. 25 НК РФ обязанности предприятия по учету для целей налогообложения арендной платы в качестве дохода, формирующего налоговую базу по налогу на прибыль.
Иное толкование законодательства о налогах и сборах означало бы нарушение закрепленного п. 1 ст. 3 НК РФ принципа всеобщности и равенства налогообложения.
Единовременная пенсионная надбавка директору
Постановление от 01.03.2011 N 13018/10
В соответствии с п. 25 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда.
Принимая во внимание данное указание закона и то, что произведенная обществом выплата директору единовременной надбавки к пенсии по старости аналогична по своему содержанию расходам, поименованным в п. 25 ст. 270 НК РФ, суд пришел к выводу о неправомерном отнесении обществом спорной суммы к расходам, учитываемым при определении налогооблагаемой прибыли.
Компенсация льготного проезда - доход предприятия
Постановление от 17.03.2011 N 13489/10
Средства, получаемые организацией от публично-правового образования в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Однако поскольку в рассматриваемом случае между предприятием и РФ отсутствовало соглашение, регулирующее вопросы, связанные с расчетом размера не полученного предприятием дохода, подлежащего возмещению за счет средств федерального бюджета, определение размера возмещения произведено предприятием расчетным путем. Реализация основанного на таком расчете требования о возмещении неполученного дохода ввиду его оспаривания РФ осуществлялась предприятием в судебном порядке (имеет место быть вступивший в силу судебный акт).
С учетом названных обстоятельств Президиумом ВАС РФ был сделан вывод о необходимости учета спорной суммы дохода при расчете налога на прибыль и применении подхода, закрепленного в пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, согласно которому при возмещении убытков моментом признания доходов является дата признания должником либо вступления в законную силу решения суда.
Льготное налогообложение иностранных организаций
Постановление от 28.12.2010 N 9999/10
При рассмотрении споров, связанных с исчислением и удержанием налога с доходов, полученных иностранными организациями от источников в РФ, возник вопрос о подтверждении постоянного местонахождения иностранной организации в том государстве, с которой РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения.
Подпунктом 4 п. 2 ст. 310 НК РФ установлено, что исчисление и удержание суммы налога не производятся в случае выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.
ВАС РФ пришел к выводу, что информации о регистрации компаний недостаточно для приобретения ими статуса лиц с постоянным местопребыванием в целях избежания двойного налогообложения, поскольку данная информация не свидетельствует о том, что эти лица также являются налоговыми резидентами данных иностранных государств.
Следовательно, действия инспекции по начислению пеней и привлечению общества к налоговой ответственности на основании ст. 123 НК РФ являются правомерными.
Общехозяйственные расходы на доставку полезных ископаемых уменьшают НДПИ
Постановление от 18.05.2011 N 1109/11
Критерием отнесения затрат к расходам, уменьшающим налоговую базу по НДПИ, является цель их осуществления - обеспечение доставки полезного ископаемого до потребителя. Следовательно, поскольку доставка полезного ископаемого связана с необходимостью учета таких операций и управления ими, поддержания в надлежащем состоянии территории, на которой осуществляются погрузка и разгрузка, учет общехозяйственных расходов в составе расходов по доставке полезного ископаемого не противоречит п. 3 ст. 340 НК РФ.
Ограничительное толкование данного пункта привело бы к нарушению принципа равного положения всех налогоплательщиков перед налоговым законом и равного подхода по отношению к налогоплательщикам, осуществляющим доставку полезного ископаемого до потребителя самостоятельно, и налогоплательщикам, привлекающим перевозчиков, стоимость услуг которых складывается из всех расходов, включая общехозяйственные.
Спецрежим по умолчанию
Постановление от 15.06.2010 N 563/10
Исчисляя и уплачивая ЕСХН, представляя налоговую отчетность по нему, общество своими действиями подтвердило волеизъявление продолжать использовать специальный налоговый режим. Инспекция же как орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, будучи осведомленной о реорганизации предприятия, по сути, одобрила действия общества.
Таким образом, неподача обществом после его регистрации письменного заявления о намерении уплачивать единый сельскохозяйственный налог в данном случае не могла служить основанием для привлечения его к налоговой ответственности и перерасчета его налоговых обязательств по общей системе налогообложения.
Ремонт с заменой запчастей
Постановление от 22.06.2010 N 14630/09
Сам по себе факт использования при осуществлении ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств запасных частей и дополнительного оборудования, принадлежащих обществу, не может служить безусловным основанием для квалификации такой деятельности как торговой.
Доказательства предъявления обществом к оплате стоимости агрегатов, не использованных при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, в материалах дела отсутствуют, то есть общество осуществляло реализацию запасных частей и дополнительного оборудования для автомобилей в рамках деятельности по оказанию услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств и обоснованно применяло специальный налоговый режим - систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.
Объект стационарной торговли в неположенном месте
Постановление от 15.02.2011 N 12364/10
Из протокола осмотра, представленного в материалы дела, следует, что арендуемая предпринимателем комната находилась в не предназначенном для торговли административном здании, в котором расположены служебные помещения.
Однако использование арендованного помещения должно соответствовать деятельности налогоплательщика, в отношении которой с учетом абз. 12 ст. 346.27 НК РФ подлежит применению специальный налоговый режим в виде ЕНВД.
При названных обстоятельствах арендуемое предпринимателем офисное помещение не является объектом стационарной торговой сети. Как следствие, деятельность по продаже строительных материалов, осуществлявшаяся предпринимателем с использованием указанного объекта, не является деятельностью, в отношении которой подлежит применению специальный налоговый режим в виде ЕНВД.
Доход в натуральной форме
Постановление от 21.12.2010 N 10659/10
В результате передачи предпринимателем зерна комбинату в счет оплаты стоимости оказанных услуг, а также погашения задолженности за оказанные ранее услуги и поставленные товары у него возник доход от реализации товаров, размер которого правомерно определен инспекцией на основе стоимости зерна, отраженной в счетах-фактурах, выставленных предпринимателем комбинату.
Арбитры подчеркнули, что доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам (п. 4 ст. 346.18 НК РФ).
Расчетный метод определения налогов
Постановление от 22.06.2010 N 5/10
Общество не обеспечило сохранности документов бухгалтерского учета и не опровергло правильности расчета суммы налогов, произведенного инспекцией, поэтому последняя воспользовалась своим правом на применение расчетного метода (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).
При данном методе начисления налогов их достоверное исчисление невозможно по объективным причинам. Налоги могут быть исчислены достоверно только при надлежащем оформлении учета доходов и расходов, в то время как применение расчетного метода предполагает исчисление налогов с той или иной степенью вероятности.
Истребование документов в рамках камеральной проверки
Постановление от 26.04.2011 N 17393/10
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено указанной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено законом (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Добытые с нарушением закона доказательства не могут использоваться при вынесении решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).
Выемка документов
Постановление от 26.04.2011 N 18120/10
Согласно п. 8 ст. 94 НК РФ одним из случаев, позволяющих произвести изъятие документов, является недостаточность имеющихся в распоряжении инспекции копий документов (например, при необходимости проведения почерковедческой экспертизы).
Рассмотрение материалов налоговой проверки
Постановление от 29.09.2010 N 4903/10
То обстоятельство, что в рассмотрении материалов проверки заместителем начальника инспекции принимали участие представители общества, правового значения не имеет, поскольку по результатам данного рассмотрения никакого решения принято не было, а в рассмотрении материалов проверки начальником инспекции, по результатам которого было принято решение, представители общества не участвовали.
Таким образом, в настоящем деле имеет место несоблюдение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которое привело к нарушению прав общества, выразившемуся в лишении его возможности дать пояснения относительно выводов проверяющих и материалов налоговой проверки непосредственно лицу, которое вынесло решение. На основании изложенного решение инспекции признано недействительным.
Рассмотрение дополнительных материалов налоговой проверки
Постановление от 13.01.2011 N 10519/10
Участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.
Поскольку общество о времени и месте рассмотрения результатов дополнительных мероприятий налогового контроля извещено не было и фактически было лишено возможности представить свои пояснения и возражения с учетом данных результатов, это является безусловным основанием для отмены решения инспекции.
Отягчающие обстоятельства: считаем срок правильно
Постановление от 25.05.2010 N 1400/10
Если до совершения правонарушения, ставшего основанием для принятия инспекцией решения о привлечении к налоговой ответственности, налогоплательщик не был привлечен к ответственности за аналогичное противоправное деяние, как этого требует п. 2 ст. 112 НК РФ, у инспекции не имеется правовых оснований для взыскания с налогоплательщика сумм налоговых санкций, увеличенных на 100%.
При этом согласно пп. 1 п. 2 и п. 8 ст. 45 НК РФ взыскание с учреждения задолженности по налогам, пеням и штрафам осуществляется в судебном порядке. Исходя из указанного положения налогоплательщик считается привлекавшимся к налоговой ответственности за аналогичное правонарушение в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда о применении налоговой санкции.
Не забыли сообщить про счет?
Постановления от 20.07.2010 N 3018/10, от 21.09.2010 N 2942/10
Пунктом 1 ст. 118 НК РФ предусмотрено привлечение к налоговой ответственности за нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке.
Однако семидневный срок, предусмотренный п. 2 ст. 23 НК РФ для направления в налоговый орган письменного сообщения об открытии в банке расчетного счета, не может начать исчисляться ранее получения организацией или индивидуальным предпринимателем сообщения банка об открытии данного счета.
Кстати, в этот же срок необходимо сообщить об открытии счета для проведения операций, совершаемых с использованием расчетных (дебетовых) карт.
Несвоевременная "уточненка"
Постановление от 26.04.2011 N 11185/10
Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по этому налогу за данный период, при условии что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
В настоящем деле уточненные налоговые декларации представлены после истечения срока подачи налоговых деклараций и уплаты налогов, в период проведения выездной налоговой проверки; до подачи уточненных налоговых деклараций суммы пеней, приходящихся на дополнительно исчисленные суммы налогов, уплачены не были. Следовательно, условия для освобождения от налоговой ответственности отсутствуют.
В то же время этот факт может быть учтен в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность.
Об обязательности досудебного урегулирования споров
Постановление от 24.05.2011 N 18421/10
Пунктом 5 ст. 101.2 и п. 1 ст. 138 НК РФ установлен обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган решений, принимаемых по результатам налоговых проверок. В силу этого решение налогового органа может быть обжаловано в суд только после рассмотрения вышестоящим налоговым органом соответствующей жалобы налогоплательщика и проверки его доводов и обстоятельств.
Апелляционное обжалование
Постановление от 21.09.2010 N 4292/10
Положения ст. 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ, регулирующие порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом.
Об ограниченном праве налоговиков на обращение в суд
Постановление от 11.05.2010 N 17832/09
В п. 2 ст. 45 и п. 3 ст. 46 НК РФ представлен исчерпывающий перечень случаев обращения налогового органа в суд.
Признание недействительным постановления инспекции о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика препятствует удовлетворению ее требования о взыскании налога в судебном порядке.
Вывод судов, что налоговые органы имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по налоговым обязательствам не только в случае пропуска срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ, но и в других случаях нарушения порядка внесудебного взыскания налогов, предусмотренного ст. ст. 46 и 47 НК РФ, не основан на нормах действующего законодательства.
О разумности расходов на представителя
Постановление от 25.05.2010 N 100/10
При рассмотрении арбитражными судами споров, связанных с требованиями налогоплательщиков о взыскании с инспекции судебных расходов, понесенных в связи с участием представителя в представлении интересов налогоплательщика в суде, возник вопрос о разумности размера расходов.
Возражая против заявленного предпринимателем требования, инспекция не представила суду доказательств чрезмерности понесенных предпринимателем расходов.
При отсутствии таких доказательств суд вправе по собственной инициативе возместить расходы в разумных, по его мнению, пределах лишь в том случае, если заявленные требования превышают разумные пределы.
Поскольку данных, позволяющих прийти к подобному выводу, не было, утверждение суда кассационной инстанции о неразумности заявленных предпринимателем к возмещению сумм нельзя признать основанным на материалах дела.
Досудебные убытки
Постановление от 29.03.2011 N 13923/10
Если услуги фирмы, привлеченной обществом для оценки правомерности налоговых претензий и наличия оснований для их оспаривания, оказаны налогоплательщику на досудебной стадии, расходы по их оплате не относятся к категории судебных и не подлежат возмещению в рамках дела об оспаривании решения инспекции.
* * *
Итак, мы повторили уроки, которые нам преподали высшие арбитры. И, поскольку правила игры не только уточнены, но и доведены до проверяющих, надеемся, впредь нам удастся избегать никому не нужных конфликтов.