Основной целью планирования налога на доходы физических лиц являются разработка четкой кадровой политики предприятия и планирование налогообложения и рисков. Также целями планирования являются оптимизация налогообложения и прогнозирование.
В целом планирование проходит следующие этапы:
1) планирование численности работников;
2) планирование численности работников, доходы которых облагаются по ставке 13% годовых;
3) планирование численности работников, доходы которых облагаются по ставке 35%;
4) планирование сумм налогов.
Пример
Количес- |
Количес- |
Количес- |
Фонд |
Сумма |
Сумма |
Общая |
|
|
|
|
|
|
|
Самым важным фактором, влияющим на уровень налогового планирования, является информационное обеспечение деятельности.
Информационное обеспечение деятельности может быть достигнуто следующими путями:
мониторинг нормативно-правовой базы и изменений в законодательстве;
анализ разъяснений Минфина России, налоговых инспекций.
В основу информационного обеспечения должен быть положен принцип оперативности. Разработанная предприятием налоговая политика должна своевременно корректироваться с учетом действующего законодательства. Более того, в основу информационного обеспечения должна быть заложена концепция постоянного мониторинга законодательства. В том числе мониторингу должны подвергаться основные виды хозяйственной деятельности.
Некоторые компании игнорируют значимость контрольных мероприятий, вместе с тем именно контрольные мероприятия позволяют оценить эффективность налогового планирования. Среди контрольных мероприятий можно назвать следующие:
контроль за своевременностью и правильностью исполнения налоговых обязательств;
исследование причин невыполнения обязательств.
К прогнозным мероприятиям можно отнести:
составление годовых прогнозов налоговых обязательств организации;
исследование причин неуплаты налогов, несвоевременной уплаты налогов, штрафов и пени;
планирование налоговых обязательств при осуществлении сделок;
планирование финансовых результатов организации;
прогноз возможных рисков, причин отклонений показателей деятельности организации.
К рискам относятся рискованные сделки, отклонения, связанные с увеличением или уменьшением прибыли, в том числе количества прибыльных сделок, увеличение затрат, например затрат на оплату персонала, проведение капитального ремонта, открытие новых направлений деятельности. На планирование результатов деятельности также могут оказывать влияние схемы финансовых, документарных и товарно-материальных потоков. В связи с этим при осуществлении планирования требуется особое рассмотрение "узких мест" с точки зрения налоговых последствий, в том числе рассмотрение судебной практики.
Применительно к налогу на доходы физических лиц к рискованным мероприятиям относятся:
прием сотрудников, не обладающих полным комплектом документов, необходимых при приеме на работу;
прием значительного числа иностранной рабочей силы;
значительное число гражданско-правовых договоров.
Минимизировать риски позволит наличие локальных нормативных актов, закрепляющих порядок ведения учета, внутреннего документооборота и использования льгот. Локальные нормативные акты будут служить в качестве доказательственной базы при проведении налоговых проверок, а также позволят систематизировать ведение учета на предприятии, усилить контроль со стороны руководства. Особенно это касается больших предприятий, имеющих разветвленную филиальную и представительскую сеть.
Налоговые риски.
Следует отметить следующие правовые риски по различным категориям налоговых нарушений, которые необходимо учитывать при осуществлении планирования налогов.
1. Задержка в перечислении НДФЛ.
Задержка с перечислением НДФЛ говорит о ненадлежащем исполнении обязанности налогового агента. Подобные нарушения, в частности, признали судьи ФАС Поволжского округа в Постановлении от 11 октября 2006 г. N А12-33216/05-С3. Есть и другие судебные решения в пользу налоговых органов, выносящие решения о штрафах налоговых агентов за несвоевременный расчет с бюджетом (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 апреля 2005 г. N А43-4707/2003-31-182). При этом существует и прямо противоположная позиция, которая представлена, например, в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 июля 2008 г. N А33-9185/07-Ф02-2808/08 по делу N А33-9185/07, ФАС Уральского округа от 11 марта 2008 г. N Ф09-1210/08-С2 по делу N А76-8227/07. Она основана на том, что ст. 123 Кодекса предусматривает ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, а отнюдь не за нарушение сроков по уплате налога. Иначе говоря, если организация перечислила НДФЛ в бюджет, то она по факту исполнила свою обязанность. Следовательно, состав правонарушения по ст. 123 Кодекса попросту отсутствует.
2. Вынужденный прогул.
Минфин России в своем письме от 17 сентября 2009 г. N 03-04-06-01/236 поясняет особенности исполнения организацией обязанностей налогового агента при выплате дохода в виде заработной платы за время вынужденного прогула, взысканной с организации на основании решения суда.
В письме отмечается, что в этом случае организация, производящая выплаты работнику в виде заработной платы за время вынужденного прогула, подлежащей налогообложению НДФЛ, признается налоговым агентом, который обязан удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
3. Налоговые вычеты больше доходов.
В ситуации, когда сумма налоговых вычетов в целом за год оказывается больше суммы доходов за тот же налоговый период, налоговая база принимается равной нулю, но разница между данными величинами на следующий год уже не переносится.
Подобную точку зрения Минфин высказывал и ранее, в частности в письме от 22 января 2007 г. N 03-04-06-01/12. Однако, как ни парадоксально, судьи с подобной позицией соглашаются далеко не всегда. Примером тому могут служить Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 апреля 2007 г. N А19-19632/06-Ф02-1816/07, от 28 февраля 2007 г. N А69-2980/05-2(11)-Ф02-724/07 по делу N А69-2980/05-2(11), ФАС Волго-Вятского округа от 29 января 2007 г. N А31-11712/2005-19.
4. Уплата НДФЛ обособленными подразделениями.
Особенности уплаты НДФЛ обособленными подразделениями состоят в следующем. Пунктом 7 ст. 226 Налогового кодекса на налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм НДФЛ как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого обособленного подразделения, независимо от того, выделено или не выделено подразделение на отдельный баланс.
Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащей налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Вышеизложенный порядок применяется независимо от того, когда созданы структурные подразделения организации.
На основании вышеизложенного исчисленный и удержанный НДФЛ с доходов работников структурных подразделений подлежит перечислению в бюджет по местонахождению этого структурного подразделения.
5. Добровольное медицинское страхование.
Согласно п. 3 ст. 213 НК РФ, включая в социальный пакет медицинскую страховку, компания не будет удерживать НДФЛ с суммы, которая перечисляется страховой компании, поскольку данная выплата не входит в совокупный годовой доход работника. НДФЛ не удерживается также при выплате сотруднику страхового возмещения, полученного от страховой компании (подп. 3 п. 1 ст. 213 НК РФ). Кроме того, на эти суммы не начисляются ЕСН и взносы в Пенсионный фонд. При этом нужно выполнить одно условие: договор на добровольное медицинское страхование сотрудника компании должен быть заключен на срок не менее года (подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Сумма, уплаченная страховой компании, будет уменьшать налог на прибыль, если компания в трудовых (коллективном) договорах указывает, что ее сотрудникам предоставляется медицинская страховка (п. 16 ст. 255 НК РФ). Однако, даже прописав такое условие в коллективном договоре, компания может столкнуться с риском непризнания страховых премий по договорам добровольного медицинского страхования сотрудников при смене застрахованных лиц в течение года. Как правило, в условиях договоров на добровольное медицинское страхование предусматривается, что по согласованию сторон могут вноситься изменения в списки застрахованных сотрудников компании (например, если один из сотрудников увольняется или компания принимает на работу нового сотрудника). Налоговые органы, увидев, что в течение года произошли изменения в списке застрахованных, могут не принять расходы по добровольному медицинскому страхованию уволенных сотрудников компании для целей уменьшения налогооблагаемой базы, так как в данном случае договор страхования таких сотрудников будет длиться менее года.
6. Компенсация расходов за пользование мобильной связью.
В настоящее время многие компании компенсируют своим сотрудникам расходы на оплату услуг мобильной связи, используемых в служебных целях. Компенсировать такие расходы компания может в соответствии со ст. 188 ТК РФ, согласно которой конкретную сумму данных расходов следует указывать в соглашении между сотрудником и компанией. Это означает, что с суммы компенсации расходов на мобильную связь не нужно удерживать НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ) и начислять ЕСН (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Важно отметить, что и Налоговый кодекс РФ не устанавливает каких-либо ограничений для таких компенсаций, соответственно любой их объем можно учесть в составе прочих расходов для целей налогообложения прибыли (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
7. Оплата питания.
Оплату стоимости питания компания может либо полностью взять на себя, либо существенно доплачивать за своих сотрудников, либо предоставлять им питание по символической цене. Бесплатное питание или питание по льготным ценам должно быть предусмотрено трудовым или коллективным договором (п. 25 ст. 270 НК РФ). В противном случае компания не сможет уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на такие расходы, за исключением ситуации, когда отдельным категориям работников бесплатное или льготное питание положено на основании закона (письмо УМНС России по г. Москве от 13 марта 2003 г. N 26-08/13973 "О налоге на прибыль организаций").
В любом случае, если компания организует для своих сотрудников питание по льготным ценам или бесплатно, возникает налогооблагаемая база по НДФЛ, так как компания полностью или частично оплачивает услуги по предоставлению питания сотрудникам (п. 1 ст. 210 НК РФ). Причем в налоговую базу включается полная стоимость обедов с учетом НДС (п. 1 ст. 211 НК РФ), а датой возникновения дохода для сотрудника компании в данном случае будет дата получения дохода в натуральной форме (ст. 223 НК РФ).
Основной проблемой в данной ситуации является правильное определение величины налоговой базы по НДФЛ исходя из уровня рыночных цен (п. 1 ст. 211 НК РФ), иначе налоговые органы смогут пересчитать используемые цены, доначислив налоги и пени (ст. 40 НК РФ).
На практике для компании определить рыночную стоимость обедов - весьма непростая задача, так как очень сложно найти сопоставимые рыночные цены. Как вариант - компания может использовать показатель своих расходов на предоставленное работнику питание. Величина дохода сотрудника, частично оплачивающего свое питание, будет определяться как разность между расходами, компенсируемыми компанией, и самостоятельно оплаченной суммой. Величина расходов, приходящихся на одного сотрудника, может быть получена путем деления всех расходов на питание на количество сотрудников, обедающих в офисе.