Комментарий к проекту федерального закона N 499566-5 о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ в третьем чтении
Начало лета ознаменовалось активизацией законотворческой деятельности. В этих условиях не избежал поправок и Налоговый кодекс РФ - пожалуй, наиболее часто меняющийся нормативно-правовой акт. Так, существенные изменения в него должен внести проект закона N 499566-5, который уже был принят Государственной Думой в третьем чтении 6 июня 2012 г.
Главной новацией рассматриваемого законопроекта является выделение в отдельную главу НК РФ под N 26.5 патентной системы налогообложения, которая на данный момент является составной частью гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения".
Рассмотрим более детально положения новой главы НК РФ. Во-первых, как и в действующей редакции Налогового кодекса, патентная система налогообложения распространяется только на индивидуальных предпринимателей и может применяться ими наряду с иными режимами налогообложения. Кроме того, патентная система вводится в действие законами субъектов РФ, т.е. отдельно в каждом регионе.
В новой гл. 26.5 НК РФ приводится перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Важным нововведением является распространение патентной системы в отношении:
- розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли;
- розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети.
В действующей редакции НК РФ при осуществлении розничной торговли применение патентной системы не допускается. Таким образом, распространение патентной системы на самый широкий сегмент предпринимательской деятельности - розничную торговлю - подтверждает намерение Минфина России постепенно отменить ЕНВД и заменить "вмененку" на патентную систему.
При этом в гл. 26.5 НК РФ дается определение розничной торговли, сходное с приведенным в гл. 26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Так, под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в т.ч. за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров; продуктов питания и напитков, в т.ч. алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без таких упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания; газа; грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов; товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в т.ч. в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети); передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления). Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, также относится к розничной торговле.
Кроме того, в новой главе НК РФ, посвященной патентной системе налогообложения, даются понятия стационарной торговой сети, площади торгового зала, площади зала обслуживания посетителей, развозной и разносной торговли, аналогичные определениям гл. 26.3 НК РФ. Например, стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - это торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны. В свою очередь, площадь торгового зала - это часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целом перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система, состоит из 47 позиций. Приведем наиболее актуальные виды деятельности, подпадающие под патентную систему:
- ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;
- парикмахерские и косметические услуги;
- ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;
- ремонт мебели;
- услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;
- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
- оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;
- оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;
- ремонт жилья и других построек;
- услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла;
- ветеринарные услуги;
- сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
- прочие услуги производственного характера (услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса, в т.ч. по помолу зерна, переработке маслосемян, изготовлению и копчению колбас, переработке картофеля; защите садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней; изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика; услуги по ремонту и изготовлению очковой оптики; изготовление и печатание визитных карточек и др.);
- услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;
- услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);
- услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы);
- занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;
- ритуальные услуги;
- услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м по каждому объекту организации общественного питания. При этом под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Как и в действующей редакции НК РФ, индивидуальный предприниматель при применении патентной системы налогообложения вправе привлекать наемных работников, в т.ч. по договорам гражданско-правового характера.
Однако по новым правилам средняя численность наемных работников не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем, в отличие от существующей нормы не более пяти человек.
Как и ранее, региональные органы власти своими законами будут устанавливать размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. При этом по новым правилам устанавливается минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, который не может быть меньше 100 тыс. руб., а также его максимальный размер, который не может превышать 1 млн руб. Следует отметить, что указанные минимальный и максимальный размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.
В гл. 26.5 НК РФ отдельно прописываются права субъектов РФ, которые могут существенно корректировать порядок применения патентной системы налогообложения. В частности, регионы вправе:
- в целях установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности дифференцировать эти виды предпринимательской деятельности, если такая дифференциация предусмотрена Общероссийским классификатором услуг населению или Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
- устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, не указанных в гл. 26.5 НК РФ, в отношении которых применяется патентная система налогообложения;
- устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, розничная торговля, услуги общественного питания. Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода может быть установлен также в зависимости от количества обособленных объектов (площадей).
Кроме того, регионы вправе увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода:
- не более чем в три раза по следующим видам предпринимательской деятельности: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования; оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом; оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов водным транспортом; занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности; обрядовые услуги; ритуальные услуги;
- не более чем в пять раз - по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, осуществляемым на территории города с численностью населения более одного миллиона человек;
- не более чем в десять раз - по таким видам предпринимательской деятельности, как сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, розничная торговля, услуги общественного питания.
В новой главе Налогового кодекса сохраняется положение о том, что применение патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система) и налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система). Кроме того, индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС.
Важно подчеркнуть, что перейти на патентную систему налогообложения могут только индивидуальные предприниматели. При этом переход на патентную систему или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно.
Рассмотрим новый порядок перехода на патентную систему. Так, документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого введена патентная система.
Патент выдается индивидуальному предпринимателю налоговым органом по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет. Патент действует только на территории того субъекта РФ, который указан в патенте. При этом предприниматель, получивший патент в одном регионе, вправе также получить патент и в другом субъекте РФ.
Сам патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от 1 до 12 месяцев включительно в пределах календарного года. В свою очередь налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент в случае:
- если с начала календарного года доходы предпринимателя от реализации по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн руб.;
- если в течение налогового периода средняя численность наемных работников предпринимателя превысила 15 человек;
- если предпринимателем не был уплачен налог в установленные НК РФ сроки.
Объектом налогообложения при применении патентной системы признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта РФ. Налоговым периодом признается календарный год. При этом, если патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент.
Налоговая ставка сохраняется на текущем уровне в размере 6% от потенциального дохода. Отметим, что в случае получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее 12 месяцев налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода на 12 месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.
В новой гл. 26.5 НК РФ скорректированы сроки уплаты налога. Так, если индивидуальным предпринимателем получен патент на срок до шести месяцев, то он производит уплату налога в размере полной суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента. Если же патент получен на срок от шести месяцев до календарного года, то оплата налога осуществляется в размере одной трети суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента и в размере двух третей суммы налога в срок не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода. Таким образом, в новой редакции НК РФ появилась градация сроков уплаты налога в зависимости от сроков действия патента. Кроме того, при годовом патенте две трети суммы налога уплачиваются до окончания срока действия самого патента в отличие от действующего положения, когда оплата производится не позднее 25 календарных дней со дня окончания действия патента.
Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляется, данная норма сохраняется в действующей редакции НК РФ.
Налогоплательщики, применяющие патентную систему налогообложения, ведут учет доходов от реализации в книге учета доходов индивидуального предпринимателя. При этом указанная книга учета доходов ведется отдельно по каждому полученному патенту. Датой получения дохода признается день:
- выплаты дохода, в т.ч. перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, - при получении дохода в денежной форме;
- передачи дохода в натуральной форме - при получении дохода в натуральной форме;
- получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом.
Таким образом, доходы при патентной системе признаются по кассовому методу аналогично правилам, установленным для УСН. Если же индивидуальный предприниматель применяет патентную систему налогообложения и осуществляет иные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых им применяется иной режим налогообложения, то он обязан вести учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в соответствии с порядком, установленным в рамках соответствующего режима налогообложения, т.е. обязан вести раздельный учет.
Само введение в действие патентной системы налогообложения планируется произвести с 1 января 2013 г. В этих условиях региональные органы власти должны уже в 2012 г. принять законы о введении патентной системы налогообложения с 1 января 2013 г. на территории соответствующего субъекта РФ и опубликовать эти документы не позднее 1 декабря 2012 г. В свою очередь индивидуальные предприниматели, планирующие применять патентную систему налогообложения с 1 января 2013 г., должны подать заявления о получении патента не позднее 20 декабря 2012 г.
Отдельно законодатель отмечает, что коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги), устанавливается на 2013 г. в целях гл. 26.2 и 26.5 НК РФ в размере, равном 1. Помимо определения параметров новой гл. 26.5 "Патентная система налогообложения" НК РФ рассматриваемый законопроект вносит некоторые поправки в действующую редакцию НК РФ, в частности уточняет порядок перехода на ЕСХН. Так, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога со следующего календарного года, должны уведомить об этом налоговый орган не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на его уплату. В действующей редакции НК РФ заявления подаются в период с 20 октября по 20 декабря.
В свою очередь, вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются плательщиками ЕСХН с даты постановки их на учет в налоговом органе. По существующему порядку заявление о переходе на уплату ЕСХН необходимо подать в пятидневный срок с даты постановки на учет.
Организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в сроки, установленные НК РФ, не признаются плательщиками ЕСХН.
В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялся единый сельскохозяйственный налог, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган в срок не позднее 15 дней со дня ее прекращения.
Определенные коррективы вносятся и в гл. 26.2 НК РФ, посвященную упрощенной системе налогообложения. Так, теперь официально закрепляется порог доходов по итогам девяти месяцев в 45 млн руб., который нельзя превышать при переходе на УСН. При этом указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая ее право на переход на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН. В действующей редакции НК РФ налогоплательщики подают заявление о переходе на УСН в период с 1 октября по 30 ноября.
По новым правилам в уведомлении о переходе на УСН указывается выбранный объект налогообложения. Организации также указывают в уведомлении остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве.
В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет.
В текущей редакции НК РФ налогоплательщики должны подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет.
Официально устанавливается также ограничение в размере полученных доходов в течение календарного года (налогового периода) в 60 млн руб. для применения УСН.
В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.
Кроме того, уточнен срок уведомления налогового органа об изменении объекта налогообложения при применении УСН, в новой редакции НК РФ налогоплательщик должен проинформировать налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором он предполагает изменить объект налогообложения, в настоящий момент установлена дата до 20 декабря.
Важнейшей поправкой в гл. 26.2 НК РФ является уточнение порядка уменьшения суммы налога при использовании в качестве объекта налогообложения доходов организации.
Так, по новым правилам налогоплательщики на УСН, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных в данном налоговом (отчетном) периоде;
- расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
- платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ. Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством РФ размера пособия по временной нетрудоспособности за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ.
При этом, как и раньше, сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50%.
В свою очередь индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
В новой редакции НК РФ уточняются и сроки представления деклараций. Так, налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения. Налогоплательщик также представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения в соответствии с правилами гл. 26.2 НК РФ.
Ряд поправок коснулся и гл. 26.3 НК РФ. Главным новшеством является то, что с 2013 г. организации и индивидуальные предприниматели будут переходить на уплату ЕНВД добровольно. Сегодня переход является обязательным, если ЕНВД установлен на территории муниципального района. Плательщики ЕНВД также вправе будут перейти на иной режим налогообложения, предусмотренный НК РФ, со следующего календарного года.
В новой редакции НК РФ снятие с учета плательщика ЕНВД при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом, при переходе на иной режим налогообложения осуществляется на основании заявления, представленного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, или со дня перехода на иной режим налогообложения, либо с последнего дня месяца налогового периода, в котором допущены нарушения требований, установленных для применения ЕНВД.
Датой снятия с учета налогоплательщика единого налога в указанных случаях считается указанная в заявлении дата прекращения предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом, или дата перехода на иной режим налогообложения, либо дата начала налогового периода, с которого налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения.
Кроме того, повышается базовая доходность с 5000 до 10 000 руб. в месяц с каждого земельного участка, переданного во временное владение и (или) пользование при оказании услуг по передаче во временное владение и (или) пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, если площадь земельного участка не превышает 10 кв. м.
Уточнен и порядок расчета единого налога. Так, по новым правилам размер вмененного дохода за квартал, в течение которого произведена постановка организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД, рассчитывается начиная с даты постановки организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве плательщика единого налога. В свою очередь, размер вмененного дохода за квартал, в течение которого произведено снятие налогоплательщика с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, рассчитывается с первого дня налогового периода до даты снятия с учета в налоговом органе, указанной в уведомлении налогового органа о снятии организации или индивидуального предпринимателя с учета в качестве налогоплательщика единого налога.
Если постановка организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД или их снятие с указанного учета произведены не с первого дня календарного месяца, размер вмененного дохода за данный месяц рассчитывается исходя из фактического количества дней осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности по следующей формуле:
ВД = (БД x ФП) / КД x КД1,
где ВД - сумма вмененного дохода за месяц; БД - базовая доходность,
скорректированная на коэффициенты К1 и К2; ФП - величина физического
показателя; КД - количество календарных дней в месяце; КД1 – фактическое количество дней осуществления предпринимательской деятельности в месяце в
качестве плательщика ЕНВД.
Как и в гл. 26.2, в гл. 26.3 НК РФ уточнен порядок уменьшения суммы единого налога на сумму страховых взносов. С нового года сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму:
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных в данном налоговом периоде при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам;
- расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ, в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями;
- платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ. Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму единого налога, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством РФ размера пособия по временной нетрудоспособности за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ.
При этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50%. В свою очередь индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
В итоге следует отметить, что принятый Госдумой в третьем чтении проект закона N 499566-5 вносит значительные правки в порядок применения специальных режимов налогообложения. В первую очередь это выделение в отдельный режим налогообложения патентной системы налогообложения, а также перевод на добровольный порядок применения ЕНВД, уточнение параметров применения и уплаты УСН и ЕСХН.
Содержание принятого Закона подтверждает вектор общей налоговой политики государства, направленной на постепенную отмену ЕНВД. Возможно, перед окончательным подписанием в рассмотренный законопроект будут внесены поправки, однако, скорее всего, они будут носить технический характер.
В результате к новой патентной системе нужно готовиться уже сейчас как отдельным предпринимателям, так и законодательным органам субъектов РФ, которым необходимо будет принять в своих регионах до конца года новую систему налогообложения.
Сентябрь 2012 г.