Комментарий к Письму Минфина России от 08.08.2012 N 03-11-10/33 «О порядке применения патентной системы налогообложения»
Патентная система налогообложения (гл. 26.5 НК РФ, вводимая Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ), которая с 1 января 2013 г. заменит применяемую индивидуальными предпринимателями в настоящее время "упрощенку" на основе патента, еще не начала применяться, но уже вызывает множество вопросов. Субъекты РФ должны опубликовать законы о ее введении не позднее 1 декабря 2012 г. А если этот срок будет нарушен, то в данном регионе в 2013 г. патентная система действовать не начнет и предпринимателям придется платить налоги по общепринятой системе налогообложения или применять другие спецрежимы (ЕНВД, УСН).
Одним из наиболее актуальных является вопрос о дифференциации "патентного" дохода, который и был рассмотрен Минфином России в Письме от 08.08.2012 N 03-11-10/33.
В соответствии с п. 8 ст. 346.43 НК РФ субъектам РФ предоставлено право дифференцировать размер потенциального возможного к получению предпринимателем годового дохода - и тем самым по сути регулировать размер "патентного" налога.
Во-первых, разрешается дифференцировать виды предпринимательской деятельности, подпадающие под патентную систему и перечисленные в п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Однако делать это можно только в том случае, если такая дифференциация предусмотрена:
Во-вторых, размер потенциального дохода может быть поставлен в зависимость от средней численности наемных работников или количества транспортных средств. А еще от количества обособленных объектов (площадей), если осуществляются следующие виды предпринимательской деятельности:
А вот, например, возможность дифференциации дохода в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности гл. 26.5 НК РФ не предусмотрена, а потому регионы не вправе вводить такие градации. На это обращалось внимание как в комментируемом Письме, так и в чуть более поздних Письмах Минфина России - от 13.08.2012 N 03-11-10/37 и от 20.08.2012 N 03-11-10/39.
Патентная система, согласно пп. 10 и 11 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, может применяться в отношении оказания:
Субъекты РФ могут дифференцировать размер потенциально возможного годового дохода с учетом подразделения данных видов услуг согласно ОКВЭД на две категории.
Первая - это деятельность автомобильного грузового транспорта, которая подразделяется на две разновидности:
А вторая - это автотранспортные услуги по подчиняющейся расписанию перевозке пассажиров автомобильным транспортом, подразделяющиеся:
Во вторую категорию попадает и деятельность такси (код 60.22).
А вот дифференцировать автотранспортные услуги в зависимости от грузоподъемности транспортного средства или от количества посадочных мест субъекты РФ не имеют права, ведь такая дифференциация в ОКВЭД не предусмотрена.
Как уже отмечалось, при осуществлении деятельности, предусмотренной пп. 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ (это сдача предпринимателем в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности), субъекты РФ вправе дифференцировать размер потенциального дохода в зависимости от количества или площадей обособленных объектов.
Кроме того, по правилам ОКУН данные услуги подразделяются:
Значит, при утверждении размера потенциально возможного дохода по данному виду предпринимательской деятельности субъекты РФ могут дифференцировать его одновременно по всем указанным основаниям - в зависимости как от количества или площадей объектов, так и от вида объекта (жилой или нежилой фонд).
Аналогичные разъяснения были даны также в Письме Минфина России от 15.08.2012 N 03-11-10/39.
Помимо вопросов, рассмотренных в комментируемом Письме и других вышеперечисленных Письмах, возникают и другие проблемы, которые также освещались в августовских Письмах.
К примеру, в Письме Минфина России от 14.08.2012 N 03-11-09/64 подчеркивалось, что перечень объектов стационарной торговой сети носит закрытый характер. Поэтому предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемая через объекты розничной торговли, не включенные в данный перечень (это торговые центры, торговые комплексы, нежилые помещения, арендуемые для осуществления торговли в административных, промышленных и учебных зданиях, и т.п.), должна облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения (то есть ЕНВД, УСН или общего режима).
А в уже упоминавшемся Письме Минфина России N 03-11-10/37 обращалось внимание на то, что в перечне переводимых на патентную систему видов деятельности (п. 2 ст. 346.43 НК РФ) не предусмотрены услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей. А это значит, что предприниматели, имеющие подобные объекты общепита (например, палатку или ларек), не смогут перейти на патентную систему и должны будут уплачивать налоги по другому режиму (опять же по ЕНВД, УСН или общей системе налогообложения).
Октябрь 2012 г.