Если раньше антиоффшорные мероприятия были скорее внутренним делом каждой отдельной страны, то в последние годы они принимают глобальный характер. Следует уточнить, что речь в данном случае идет о борьбе не с оффшорными компаниями или странами как таковыми, а с негативными явлениями, возникающими при их использовании. Исторически сложилось, что первым обвинением, выдвинутым со стороны мирового сообщества против оффшорных юрисдикций, было обвинение в нечестной налоговой конкуренции. Затем к нему добавились обвинения в содействии преступности, криминалу, отмыванию денег, а после трагических событий в США 11 сентября 2001 г. - в финансировании терроризма. Именно в этих двух основных направлениях осуществляется антиоффшорное регулирование, каждое из этих направлений осуществляется разными средствами и разными органами и преследует различные цели. Так, первая линия разрабатывается при ведущей роли Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), вторая - Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и Государственного департамента США.
Устанавливая нулевые или символические ставки налогов, оффшорные страны занимаются так называемым налоговым демпингом, "переманивая" финансовые ресурсы из других государств. Вышеуказанные организации видят в этом разрушение налоговой базы этих государств, поощрение уклонения и ухода от налогов. Бремя налогообложения переносится на менее мобильные объекты налогообложения (потребление, труд, недвижимость). Следовательно, происходит искажение структуры экономических стимулов неоффшорных экономик, причем нередко налогообложение менее мобильных факторов является исключительно фискально направленным, не несущим в себе регулятивной функции и причиняющим вред экономике страны. С этой точки зрения пользователей оффшорных схем, живущих в государствах с высоким налогообложением, можно назвать иждивенцами, так как они пользуются социальными благами, оплаченными налогоплательщиками этих стран, но свой налоговый вклад вносить в это не стремятся. А сами оффшорные зоны - тоже своего рода "иждивенцы" мировой экономики, пользующиеся общественным богатством, создаваемым другими государствами.
С точки зрения самих оффшорных юрисдикций, т.е. государств, предоставляющих налоговые льготы, ситуация видится несколько иначе. Каждая страна имеет свои уникальные условия - одна богата природными ресурсами, другая - рабочей силой и научным потенциалом, третья - житница плодородной земли. В большинстве же оффшорных юрисдикций чуть ли не единственным "национальным ресурсом" является именно возможность привлечения международных инвесторов с помощью устанавливаемых правительством привилегий, таких как низкие налоговые ставки, создание для них благоприятного инвестиционного климата в целом, включая инфраструктуру, коммуникации, персонал, простоту регистрации, сохранение тайны и др. Таким образом, можно сделать вывод о "нечестной" конкуренции. Перемещение финансового бизнеса в оффшорные юрисдикции представляется столь же закономерным процессом, как и перемещение производства, скажем, бытовой электроники из США и Европы - в Китай и Малайзию. Следовательно, здесь речь идет о конфликте интересов двух разных групп государств, а не о "нечестной" конкуренции.
В качестве теоретического обоснования данного спора можно положить концепцию "локационной конкуренции" (locational competition). В рамках этой концепции признается, что правительства различных государств конкурируют между собой за привлечение мобильных факторов производства, прежде всего за научный фактор, технологии производства и капитал. Инструментами достижения поставленной цели являются главным образом налоговая политика и развитие инфраструктуры в широком смысле этого слова, включая систему образования и эффективную защиту интеллектуальной собственности. Если государство оказывается успешным в привлечении мобильных факторов производства и не допускает их последующего оттока или бегства, это ведет к росту национального благосостояния и последующему развитию немобильных факторов производства.
Таким образом, с позиции подхода локационной конкуренции существование оффшорных юрисдикций представляется закономерным и обоснованным элементом национальной политики малых государств с неразвитой производственной инфраструктурой, отсутствием природных ресурсов и земель и с недостаточными трудовыми ресурсами. Обвинения промышленно развитых стран в "налоговом демпинге", в таком случае, представляются недостаточно обоснованными, так как даже при высоком уровне налогообложения капитал не будет эмигрировать из страны, предоставляющей адекватную инфраструктуру, экономическую и политическую стабильность и необходимое качество трудовых ресурсов, особенно если развитие этих факторов осуществляется за счет собираемых справедливых (пусть и не маленьких) налогов.
Это утверждение наглядно подтверждается тем обстоятельством, что во многих государствах даже введение самого широкого спектра налоговых и прочих льгот и привилегий для иностранных компаний и физических лиц не вызывает существенного притока капиталов. В частности, в Египте филиалы иностранных фирм полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль, а на Филиппинах и в Тунисе действуют максимально упрощенные процедуры регистрации иностранных компаний. Вместе с тем отсутствие политической и экономической стабильности, развитой инфраструктуры, устойчивой валютно-финансовой и банковской системы и квалифицированной рабочей силы не позволяет этим странам стать центрами регистрации международных организаций.
Следует также помнить, что в "налоговых гаванях" капиталы только "базируются", а реально вкладываются и функционируют в тех же промышленно развитых западных странах. Туда же переводятся и доходы с этих капиталов.
Главную роль в противодействии нечестной налоговой конкуренции играет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Созданная как форум по выработке эффективных социально-экономических стратегий в последние годы эта организация существенно расширила сферу своего влияния. Сотрудничая со всеми государствами, а также с неправительственными организациями и объединениями, ОЭСР способствует на глобальном уровне развитию обмена информацией и всестороннего международного сотрудничества.
Сегодня в эту организацию входят 34 государства - это практически все крупнейшие промышленно развитые страны. Впервые ОЭСР всерьез заинтересовалась данной проблемой в 1996 г., а уже в 1998 г. вышел доклад "Недобросовестная налоговая конкуренция" (Harmful Tax Competition: An Emerging Global Issue), где были сформулированы как критерии для определения того, какую налоговую практику государства можно считать "недобросовестной", так и указаны методы противодействия ей. В указанном докладе в качестве вредоносных рассматривались не только безналоговые юрисдикции, но также и некоторые преференциальные налоговые режимы некоторых стран, в том числе и стран - членов ОЭСР.
Практически сразу же возник раскол в рядах самой ОЭСР, так как Люксембург и Швейцария отказались признать основные положения этого доклада. Эти государства, признавая существование такой проблемы, сочли доклад поверхностным и искусственно сфокусированным на проблемах налоговой конкуренции именно в области финансового капитала. Этот факт, в общем-то, закономерен, поскольку эти государства (в числе прочих) известны как предоставляющие те самые "вредоносные преференциальные налоговые режимы", отмеченные в докладе.
Условия признания страны вредоносным налоговым "убежищем" со времени выхода вышеуказанного доклада подверглись некоторому пересмотру (в сторону смягчения) и на сегодняшний день включают следующие условия:
1) нулевые или номинальные ставки налогообложения;
2) строгая секретность и отсутствие эффективного обмена информацией (с налоговыми и иными органами других государств);
3) недостаточная прозрачность в действиях государственных органов по применению законов и установленных правил;
4) отсутствие требования действительности транзакций. Здесь имеются в виду операции, не ведущие к возникновению добавленной стоимости на территории государства или юрисдикции регистрации компании, осуществляющей эти транзакции.
Относительно методов борьбы с вредоносной практикой следует отметить, что сама ОЭСР не имеет никаких полномочий на применение санкций. Это остается компетенцией государств-участников, а ОЭСР лишь предоставляет им свои рекомендации. Эти рекомендации разделяются на три основных вида.
1. Рекомендации по формированию внутреннего законодательства.
2. Рекомендации относительно международных налоговых договоров - включение в соглашения об избежании двойного налогообложения стран - участниц ОЭСР положений по обмену сведениями и взаимодействию налоговых органов, а также положений, исключающих использование договора оффшорными компаниями; отказ от заключения договоров со странами, уличенными во вредоносной нечестной налоговой конкуренции, и др.
3. Рекомендации относительно развития международного сотрудничества.
Указанный в третьем разделе доклада список налоговых убежищ был подготовлен к 2000 г. и представлен в отдельном докладе, носящем название "К глобальному налоговому сотрудничеству". В этом докладе подчеркивалось, что список носит технический характер, где просто перечисляются государства, формально удовлетворяющие условиям для отнесения к "налоговой гавани", в то же время о мерах и санкциях речь в нем не шла, а все перечисленные в списке страны призывались к сотрудничеству. В частности, им предлагалось сделать формальное заявление о принятии основных принципов доклада 1998 г. и дать обязательство в течение определенного срока изменить свое законодательство и налоговую практику таким образом, чтобы исключить вредоносную нечестную налоговую конкуренцию. В этом же докладе был представлен и список преференциальных налоговых режимов (общим количеством 47), также являющихся, по мнению авторов доклада, вредоносными, но при этом предоставляемых самими странами - участницами ОЭСР. Как выяснилось, такие режимы (зачастую несколько разных режимов в рамках одного государства) имеются в 21 стране из 34 участников организации ОЭСР.
Следует отметить, что оффшорные зоны в целом проявили готовность к переговорам в этой сфере. Еще до выхода доклада 2000 г. шесть стран (Бермудские острова, Каймановы острова, Кипр, Мальта, Маврикий и Республика Сан-Марино) заявили о согласии с условиями ОЭСР и готовности скорректировать нужным образом свое законодательство. В виде поощрения они не были включены даже в технический список налоговых гаваней, хотя формально таковыми были. В целом же это был практически полный список существующих оффшорных юрисдикций, включавший 35 стран и территорий. Сегодня большая часть стран, включенных в технический список, уже подала требуемые заявления. Еще три страны (Тонга, Барбадос, Мальдивские острова) были исключены из списка самой ОЭСР после более детального рассмотрения их законодательства о налогах и сборах. Остальные юрисдикции - Андорра, Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Монако, Маршалловы острова, Науру - вошли в опубликованный 18 апреля 2002 г. окончательный список налоговых убежищ, отказывающихся от сотрудничества. На сегодняшний день из этого списка исключены все страны. Последними из него вышли Андорра, Лихтенштейн и Монако в мае 2009 г.
Вместе с тем реакция государств на требования, выдвинутые ОЭСР, оказалась не столь однозначной. Так, в марте 2001 г. была создана Международная организация по налогам и инвестициям (International Tax & Investment Organization - ITIO), включающая в настоящее время 13 малых развивающихся государств, в основном Карибского региона. Эта организация занята в первую очередь именно противостоянием инициативе и мерам ОЭСР. Акцент при этом делается на то, что ОЭСР проводит политику "двойных стандартов", требуя от других стран того, что не выполняют ее собственные страны-члены. Например, справедливо указывается, что у такого члена ОЭСР, как Португалия, имеется своя собственная оффшорная юрисдикция на острове Мадейра. Если к ней не будут применяться столь же суровые требования, как и к другим зонам, это вполне может привести к перетеканию капиталов на Мадейру, что будет способствовать обогащению и без того не бедствующего "элитного клуба" ОЭСР за счет малых развивающихся государств. Кроме того, некоторые из поданных государствами "заявлений о сотрудничестве" предполагают в качестве необходимого условия требование, чтобы не только все оффшорные юрисдикции, но и все страны ОЭСР официально обязались придерживаться тех же самых стандартов (так называемая оговорка Острова Мэн). В ином случае заявления могут быть отозваны или аннулированы.
Помимо того, инициатива ОЭСР оказалась без поддержки крупнейшей мировой державы - США, что связывают с приходом к власти Джорджа Буша-младшего и декларацией им политики снижения налоговой нагрузки. К тому же США и сами оказались в списке государств, замешанных во вредоносной нечестной налоговой конкуренции (преференциальный режим под названием "Корпорация по продажам за рубеж" - Foreign Sales Corporation, FSC). В результате было сделано заявление, в котором США расценивают рекомендации ОЭСР как попытку заставить страны с низким уровнем налогообложения увеличить этот уровень и в целом как вмешательство во внутреннюю налоговую политику других стран.
В этих условиях ОЭСР приходится проявлять гибкий подход. Как было отмечено ранее, исходные условия для определения налогового убежища были несколько смягчены.
Деловой газетой "Взгляд" в апреле 2009 г., после проведения форума "Большой двадцатки" + ОЭСР посвященного темам борьбы с международным финансовым кризисом и оффшорными схемами, по данным ОЭСР была подготовлена карта стран, "где проще всего скрываться от налогов". На ее основе страны были распределены по степени соблюдения "международных стандартов обмена налоговой информацией".
Список ОЭСР разделен на три части. Первая содержит страны, которые активно сотрудничают с организацией. Россия оказалась среди благонадежных стран. В так называемую серую часть списка попали около 40 государств. Черный список содержит четыре страны - Коста-Рика, Малайзия, Филиппины и Уругвай. Это значит, что их налоговое законодательство позволяет гражданам других стран уклоняться от уплаты налогов.
Наиболее быстро согласились на сотрудничество с ОЭСР именно те, кто попал в черный список. Это было вполне ожидаемо - значение этих стран в мировой экономике невелико, и обещанные санкции могли сделать их еще беднее, чем они есть сейчас. Скорее всего, их руководство надеется обменять свое быстрое согласие на помощь от ОЭСР.
Однако именно страны из серого списка будут возмущаться наиболее активно. Первым свое негодование высказал премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Далее Министерство финансов Швейцарии заявило, что ему непонятны критерии, по которым страны были внесены в список. Против Люксембурга в Европе давно ведется кампания для того, чтобы заставить его правительство ужесточить налоговое законодательство. Особенно усердствовала в этом Германия, поскольку именно ее граждане активно использовали этот налоговый оффшор. Люксембург согласился изменить свою налоговую политику, однако страна все равно попала в список, что и вызвало недоумение ее премьера.
Но Швейцария всегда пользовалась особым статусом. Эта страна старалась всегда вести свою собственную политику, чем охотно пользовались крупные бизнесмены и политики всего мира. В начале 2009 г. Швейцария заявила о своей готовности сотрудничать с ОЭСР, однако сейчас может и отказаться идти на уступки. Теоретически заставить страну изменить налоговое законодательство нельзя, а без Швейцарии борьба за повышение прозрачности международной финансовой системы невозможна.
В апреле 2009 г. Швейцария неожиданно заблокировала счет Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). С этого счета организация собиралась оплатить свои совместные проекты с "Большой двадцаткой". Так Швейцария, которая много лет славится своей удобной для иностранцев финансовой системой, мстит ОЭСР и G20 за включение страны в список налоговых оффшоров. Этот демарш может осложнить начатую "двадцаткой" борьбу за увеличение прозрачности мировой финансовой системы. Пока решения саммита не воплотились в конкретные действия мировых правительств. Например, Россия после G20 заняла выжидательную позицию.
Помимо ОЭСР, проблемами борьбы с нечестной налоговой конкуренцией активно занимается и Европейский союз. Так, Комиссией ЕС в 1997 г. был выпущен доклад о вредоносной налоговой конкуренции в ЕС, а в июле 2001 г. она (в рамках деятельности, очерченных этим докладом) начала расследование 11 корпоративных налоговых схем в восьми государствах ЕС на предмет их соответствия договору Европейского союза. Так, например, расследованию были подвергнуты два налоговых режима Гибралтара - компании типа Exempt и Qualifying. Гибралтар пытается оспорить правомерность самого этого расследования в судебном порядке (в Европейском суде), но до настоящего времени не добился положительного результата.
Кроме вредоносной нечестной налоговой конкуренции между государствами-участниками, ЕС борется и с "внешними врагами". В данном случае не столько с оффшорными юрисдикциями, сколько с США. В 1998 г. ЕС подал жалобу во Всемирную торговую организацию (ВТО) на режим "Корпорация по продажам за рубеж", введенный США для поощрения экспорта. Суть этого режима состоит в частичном освобождении от налогообложения прибыли, полученной от продаж на экспорт, что, по мнению ЕС, противоречит правилам ВТО. ВТО поддержала ЕС, и в 2000 г. США пришлось внести изменения в свое внутреннее законодательство. Вместе с тем эти поправки не удовлетворили ЕС, который вновь был поддержан ВТО (апелляционный совет, состоявшийся в январе 2002 г.). Это решение предоставило возможность введения ЕС санкций против США (в виде повышения таможенных тарифов и пошлин).
Несмотря на вышесказанное, США были и остаются одним из лидеров антиоффшорной борьбы. Еще в 1962 г. Конгрессом США были приняты поправки к законам, построенные на следующем принципе. При выполнении определенных условий иностранная компания (корпорация) считается "контролируемой" резидентами США. В этом случае каждый американский акционер такой компании обязан учесть в составе своих собственных налогооблагаемых доходов долю прибыли компании, соответствующую его доле в капитале компании, т.е. "консолидировать" прибыль зарубежных дочерних организаций, в том числе и зарегистрированных в оффшорах. При этом он обязан провести консолидацию даже в том случае, когда фактического распределения этого дохода акционерам не производилось и не выплачивалось. При этом, если контролируемая компания уплачивала налоги со своего дохода в стране регистрации, эта сумма при уплате налогов в США подлежала вычету.
Иначе говоря, под американским акционером имеется в виду лицо, прямо или косвенно (т.е. через трасты, номинальных владельцев или руководителей, родственников и т.д.) владеющее 10% голосующих акций корпорации или более, а "контролируемой" считается корпорация, если американские акционеры владеют более чем 50% голосующих акций или капитала. Акционер контролируемой иностранной корпорации обязан подавать соответствующую отчетность в налоговую службу и, разумеется, уплачивать причитающиеся с него налоги в соответствии с законодательством США. Неуплата налогов или даже просто неподача деклараций даже при отсутствии налогооблагаемых доходов влечет применение серьезных санкций. Следовательно, прямолинейное использование оффшорных компаний как средства экономии на налогах не дает в большинстве случаев никакого экономического эффекта при соблюдении норм законодательства.
Кроме того, в заключенных США международных договорах об избежании двойного налогообложения предусмотрены специальные механизмы, исключающие возможность их применения оффшорными фирмами.
21 июля 2010 г. Президент США Барак Обама подписал Закон о реформе финансового регулирования, которая станет масштабной и призвана не допустить повторения экономического кризиса.
Принятый законопроект объемом 2,3 тыс. страниц предполагает ликвидацию трех главных пробелов в нынешней финансовой системе: отсутствие общего контроля, отсутствие механизмов выявления организаций, ставящих под угрозу деятельность всей экономической системы страны, отсутствие механизма регулирования небанковских институтов.
Также реформа предполагает создание независимого Агентства по финансовой защите потребителей внутри Федеральной резервной системы, которое будет разрабатывать защищающие интересы потребителей правила и следить за их выполнением.
"Финансовая индустрия является центральной для способности нашей страны к росту, процветанию, конкурентоспособности и инновациям. Эта реформа послужит на пользу инновациям, а не повредит им, позволит добиться того, что все будут подчиняться одним и тем же правилам, что компании будут конкурировать между собой на основе качества и цен, а не уловок и хитростей. (...) Она предполагает ответственность и определенность для всех участников (...)", - сказал Обама на торжественной церемонии подписания закона.
Президент США отметил, что принятие законопроекта о реформе финрегулирования было сложным процессом. "Это было непростое испытание, мы преодолели агрессивное лоббирование и попытки меньшинства заблокировать перемены", - отметил Обама.
Стоит отметить, что в соответствии с реформой финансового регулирования внесенному 17 февраля 2007 г. в Конгресс США законопроекту "О предотвращении злоупотреблений налоговыми гаванями" (Bill S. 681 'Stop Tax Haven Abuse Act') может быть придан новый серьезный импульс. Данный законопроект имеет целью внесение целого ряда изменений и дополнений в положения Кодекса внутренних доходов США 1986 г.
Необходимо дополнить, что в Конгресс США сенатором Байроном Дорганом (Sen. Byron Dorgan) также вносился и более мягкий законопроект 25 января 2007 г. "О внесении изменений в Кодекс внутренних доходов в отношении контролируемых иностранных компаний в налоговых гаванях" (Bill S. 396 'To amend the Internal Revenue Code of 1986 to treat controlled foreign corporations established in tax havens as domestic corporations'), согласно которому определенные контролируемые иностранные компании (controlled foreign corporations), учрежденные и организованные в соответствии с законодательством государств - налоговых гаваней (по установленному списку), рассматривались бы как резидентные корпорации для налоговых целей.
Итак, основными положениями законопроекта S-681 являются:
- введение презумпции о том, что оффшорные корпорации, акции которых не торгуются публично, а также трасты контролируются налогоплательщиками США, которые их создали или которые им передали активы, в случае если налогоплательщик не сможет доказать иное;
- установление более суровых требований для налогоплательщиков США, использующих оффшорные юрисдикции;
- предоставление Казначейству США полномочий по осуществлению специальных мер против иностранных юрисдикций и финансовых институтов, которые препятствуют сбору налогов;
- установление обязанности финансовых институтов США информировать Службу внутренних доходов (подчиняется Казначейству) об открытии счетов или о создании структур в оффшорах для клиентов США;
- введение налогообложения оффшорных трастов, используемых для приобретения недвижимости, предметов искусства и ювелирных украшений для лиц США, и признание лиц, фактически получающих активы оффшорных трастов, бенефициарами;
- увеличение штрафа для пособников использования налоговых убежищ до 150% от полученных ими от такой деятельности доходов, а также до 1 млн долл. за нарушение законодательства США о ценных бумагах для корпоративных инсайдеров, скрывающих оффшорные структуры владения;
- установление запрета на патенты США для изобретений, созданных для снижения, избежания или получения отсрочки по уплате налоговых обязательств;
- установление требований к хедж-фондам и агентам по инкорпорации и созданию предприятий, аналогичных финансовым институтам США по противодействию легализации средств, полученных преступным путем;
- установление содержания понятия экономического существа, а также понятия такой доктрины для налоговых целей.
Данный акт по борьбе с оффшорами является в настоящее время наиболее прогрессивным в мире и одновременно и радикальным. Именно США являлись первым государством, которое ввело в свое законодательство механизм контролируемой иностранной компании.
Законодательство о контролируемых иностранных компаниях многих стран довольно жесткое и лишает смысла учреждение оффшорной компании. Законодательства других стран направлены на физических лиц, владеющих оффшорными компаниями, но более гибко подходят к компаниям (особенно - к крупным транснациональным компаниям). В связи с тем что во многих странах уклонение от уплаты налогов сегодня считается уголовным преступлением, а также в связи с улучшением обмена информацией между налоговыми органами, рисковать, не заявляя о наличии финансовых интересов за границей, становится все менее целесообразным.
Таким образом, хотя в настоящий момент и существуют упоминавшиеся временные разногласия между ОЭСР, ЕС и США, целесообразно констатировать, что рассмотренные выше антиоффшорные меры американских властей находятся в соответствии с рекомендациями, предоставленными ОЭСР, и носят глобальный характер.
Предлагаемые оффшорными зонами структуры нередко служат орудием преступников для отмывания добытых преступным путем денег, а также для финансирования их преступной деятельности, в том числе и террористической. В 1989 г. на встрече "Большой семерки" в Париже была создана Группа финансового противодействия отмыванию денег (Financial Action Task Force on Money Laundering - ФАТФ (FATF)). С тех пор именно эта межправительственная организация играет важнейшую роль во всемирной борьбе с отмыванием капиталов, добытых преступным путем. По ее образу и подобию были созданы несколько подобных региональных групп, объединяющих государства Южной Африки, Карибского региона, Азии, Европы. Ожидается создание таких же групп по странам Латинской Америки и Западной Африки.
Основной задачей ФАТФ является разработка и распространение политики противодействия легализации криминальных капиталов и финансированию преступной и террористической деятельности (как на национальном, так и на международном уровне). Эта группа ведет постоянные изучение и мониторинг техник отмывания денег, отслеживает общемировые тенденции в этой сфере, анализирует эффективность применяемых мер (как разработанных самой ФАТФ, так и создаваемых в отдельных странах). ФАТФ не имеет жесткой структуры, при этом один раз в пять лет происходит пересмотр целей и направлений деятельности, а также определяется необходимость собственно существования ФАТФ. Пленарные заседания проводятся три раза в год, кроме того, раз в два года группа проводит специальный форум по финансовым услугам. При необходимости детального изучения частных проблем могут создаваться специальные комиссии или рабочие группы.
В настоящее время ФАТФ объединяет 32 государства-участника, а также шесть государств - членов Совета по сотрудничеству Персидского залива (Gulf Co-operation Council) и Европейскую Комиссию. Территориально секретариат ФАТФ расположен в штаб-квартире ОЭСР в Париже, но сама организация является совершенно самостоятельной и ОЭСР не подведомственна. ФАТФ выработала так называемые 40 + 9 рекомендаций, которых должны придерживаться ее участники для предотвращения отмывания капиталов, полученных незаконно. Они подразделяются на три основных типа.
1. Рекомендации по формированию национального права. Основываясь на конвенциях ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ (Вена, 1988 г.) и о противодействии международной организованной преступности (Палермо, 2000 г.), рекомендуется включить отмывание денег в список уголовных преступлений; законодательно предусмотреть возможность конфискации собственности, полученной незаконным путем. Для этого компетентные органы власти должны осуществлять меры по выявлению, отслеживанию, оценке и аресту и конфискации такой собственности. Ответственность за отмывание денежных средств должны нести и компании, чьи сотрудники вовлечены в преступную деятельность, а не только сами сотрудники.
2. Рекомендации в части формирования финансовой системы. Предлагается предъявлять определенные требования к финансовым институтам в отношении идентификации их клиентов (банки должны следовать принципу "знай своего клиента", то есть знать подлинного бенефициара счета). Банкам и другим финансовым учреждениям следует прекратить открытие и закрыть все имеющиеся анонимные счета или счета, открытые на заведомо номинальных или фиктивных лиц. Также предлагается ужесточить требования в отношении хранения записей транзакций. Кроме того, банки должны сообщать властям о подозрительных операциях; обращать особое внимание на операции с государствами, не выполняющими данные рекомендации, и резидентами данных государств. При возникновении опасений о криминальном происхождении фондов полномочные лица банков должны незамедлительно сообщать о них в соответствующие органы, причем в таких ситуациях они освобождаются от ответственности за разглашение банковской тайны. Все транзакции, связанные с перевозкой через границу крупных сумм наличных денег, должны находиться под особым контролем. Государственным властям необходимо уделять должное внимание новым технологиям, особенно тем, которые ведут к анонимности финансовых транзакций.
3. Рекомендации в части совершенствования международного сотрудничества. Эти рекомендации касаются обмена сведениями; сотрудничества в расследовании дел по отмыванию капиталов, а также по конфискации отмытых капиталов и выдаче преступников.
В 2001 г. "черный список" ФАТФ был дважды пересмотрен. При этом был отмечен прогресс, достигнутый рядом государств, значащихся в списке, но тем не менее исключены из списка они не были. В 2003 г. из списка были исключены последние оффшорные юрисдикции - Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, в 2004 г. его покинули Египет и Украина, в феврале 2005 г. из него были исключены Острова Кука, Индонезия и Филиппины. В 2005 г. в нем оставались Мьянма, Нигерия и Науру. В 2006 г. и эти страны из списка были исключены, ФАТФ оставила за собой функцию контроля за соблюдением рекомендаций Мьянмой.
Из всех стран списка санкции официально были введены только против Науру, островного государства в Тихом океане, всемирно известного своими оффшорными банками. Хотя власти Науру и приняли по настоянию ФАТФ ряд нормативно-правовых актов против отмывания капиталов, но эти меры были признаны недостаточными, так как оффшорный банковский сектор по-прежнему регулировался недостаточно строго, и из списка ФАТФ эта страна была исключена только в конце 2005 г.
Следует отметить, что предложенные ФАТФ меры очень удачно дополняют рекомендации ОЭСР. Так, если ОЭСР делает акцент на изменении налоговой системы стран-участниц, делающем невыгодным использование методов налоговой оптимизации с использованием оффшоров, то ФАТФ добавляет к этому требования обеспечения прозрачности финансовых операций. В целом этим двум организациям удается затронуть две основные причины существования оффшорного бизнеса - стремление обеспечить конфиденциальность своей деятельности и желание клиентов сэкономить на налогах.
Кроме ФАТФ весьма активное участие в борьбе с использованием оффшорных компаний в противозаконных целях, прежде всего в сферах финансирования террористической деятельности, принимает Государственный департамент США. Причем в отличие от большинства международных организаций, чьи решения носят исключительно рекомендательный характер, у него есть действительные рычаги воздействия. Дело в том, что доллар США остается наиболее распространенным платежным средством в международных операциях, а большинство платежей в долларах США проходят через корреспондентские счета в банках США. Следовательно, такие расчеты могут быть заблокированы властями США. Соответственно, от американского законодательства и политики банков США в решающей степени зависит сама возможность использования в международных операциях оффшорных компаний, в том числе не имеющих никакого отношения к резидентам США, даже если сами по себе счета в долларах США этих компаний находятся в банках других государств.
За общее регулирование банковской деятельности в США отвечает Управление по контролю денежного обращения, именно оно контролирует исполнение финансовыми институтами соответствующего законодательства. Одними из важнейших нормативно-правовых актов по банковскому регулированию, связанных с отмыванием доходов, являются Закон о контроле за отмыванием денег и Закон о банковской тайне.
Закон о банковской тайне был принят в 1970 г., и его основной целью было предоставление государству возможности контроля транзакций практически по любым банковским счетам. Его основные задачи заключаются в следующем:
- совершенствование системы обнаружения и расследования уголовных, налоговых и банковских правонарушений;
- предотвращение отмывания капиталов и использования секретных счетов;
- формирование так называемого бумажного следа для возможности расследования крупных операций с наличностью (например, отчетность банков по таким транзакциям);
- введение гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за нарушение требований по подаче банками соответствующей отчетности.
Закон о контроле за отмыванием денег, принятый в 1986 г., определил статус отмывания капиталов как федеральное уголовное преступление. Одновременно его положения криминализировали три деяния, связанные с отмыванием через банки и иные финансовые институты.
1. Сознательное участие в операции на сумму более 10 тыс. долл. с активами, полученными в результате отмывания финансовых средств, заработанных незаконным путем.
2. Сознательное пособничество в отмывании денег, полученных незаконным путем.
3. Умышленное формирование и структурирование операций в целях избежания необходимости подавать отчетность в соответствии с Законом о банковской тайне.
В отличие от Управления по контролю денежного обращения, которое занимается вопросами общего банковского регулирования, деятельность Группы противодействия финансовым преступлениям (FinCEN) направлена именно на противодействие отмыванию капиталов. Эта группа была создана в 1990 г., после 11 сентября 2001 г. ее статус был повышен до ранга бюро в составе Казначейства (наравне с Федеральной налоговой службой, Таможенной службой и, собственно, самим Управлением по контролю денежного обращения и др.). В функции группы входят получение и анализ предоставляемой банками информации, имеющей отношение к отмыванию капиталов, а также координация работы всех государственных органов в данной сфере. Так, именно FinCEN публикует информацию о том, какие юрисдикции считаются "подозрительными". "Черный список" FinCEN по своему содержанию близок к списку ФАТФ, но не полностью с ним совпадает. В настоящее время после ряда изменений, последнее из которых датируется апрелем 2008 г., список FinCEN (FinCEN не формирует "список", а выпускает определенные инструкции относительно той или иной страны, которые впоследствии может отзывать) включает следующие страны и территории: Северная Корея, Нигерия, Бирма (Мьянма), Науру. Следует отметить, что в этот список попадала и Российская Федерация, которая была исключена из него в ноябре 2002 г. Кроме того, FinCEN применяла санкции против некоторых финансовых институтов и юрисдикций.
Следует отметить, что подобно списку ФАТФ этот список включает в себя и оффшорные юрисдикции, и неоффшорные.
Кроме всего вышесказанного и наряду с ним, существуют еще ограничения и запреты на операции с теми или иными странами и лицами, связанные с международными экономическими и торговыми санкциями. Такие санкции вводятся в действие отдельными нормативными правовыми актами, многие из них введены согласно резолюциям ООН. Осуществлением санкций занимается подразделение Казначейства под названием Управление по контролю зарубежных активов (OFAC), действующее на основе президентских полномочий военного времени и чрезвычайных ситуаций. Его цель - обнаружить и блокировать вражеские активы, оказавшиеся под контролем властей США.
В "черном списке" OFAC фигурируют страны и режимы, считающиеся террористическими, такие как Куба, Иран, Ирак, Северная Корея и т.д. (так называемые страны-изгои, страны - оси зла). Оффшорный бизнес деятельность этого Управления частично затрагивает, поскольку два из этих государств оказались оффшорными юрисдикциями (Черногория и Либерия).
* * *
В целом процесс разрешения конфликта между "налоговыми гаванями" и развитыми странами, международными организациями идет непросто, но наблюдаются положительные сдвиги в решении проблем безопасности и транспарентности операций и отчетности. Несомненно, у промышленно развитых стран гораздо больше возможностей для давления на своих оппонентов, но нельзя сказать, что аргументы оффшорных стран остаются совсем не услышанными - политика развитых стран нередко корректируется, принимая во внимание эти доводы.
С учетом постепенного внедрения международных стандартов финансовой отчетности в разных государствах, антитеррористической политики, унификации банковских процессов и требований к раскрытию информации партнерам, налоговым и таможенным органам, биржам и прочим финансовым агентам хозяйствующими субъектами в связи с их непрекращающейся интеграцией в международный рынок можно прогнозировать, что оффшорный бизнес на современном этапе будет становиться все более цивилизованным и открытым. И речь в настоящее время точно не идет о его исчезновении. Вместе с тем эти процессы и дальше будут подвергаться контролю со стороны международных регуляторов, и очень важно, чтобы сохранившаяся в некоторых областях борьбы с "нечестной" налоговой конкуренцией политика двойных стандартов уступила место прагматичности и взвешенности решений на мировом уровне, так как конкуренция, как бы это банально ни звучало, - двигатель прогресса.