Проблема оффшоров является камнем преткновения для взаимоотношений между многими холдинговыми структурами и государством. Каковы основные аспекты деятельности оффшорных компаний и взаимодействия оффшоров и холдингов на современном этапе?
Понятие "оффшор" не российского происхождения. В нашей стране оно используется только в последние 20 лет, то есть с момента появления рыночной экономики.
Обычно оффшорный бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая международной группой компаний, часть из которых располагается в оффшорных зонах (tax havens - налоговых убежищах, термин OECD, понятие "оффшор" организация не использует, но указанные понятия являются синонимами). оффшорная компания - это компания, которая не ведет деятельности в стране своей регистрации, а владелец этой компании - нерезидент.
Для того чтобы государство или его определенная территория были признаны оффшором, должны наличествовать некоторые признаки. Международная организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development - OECD) сформулировала четыре фактора (tax havens criteria), которые позволяют определить юрисдикцию как tax havens.
Первый фактор: в юрисдикции отсутствуют налоги, или они являются номинальными. Необходимо отметить, что, с точки зрения OECD, выявление в отношении государства или его территории первого фактора недостаточно, чтобы отнести его к оффшорам. Причина состоит в том, что каждая юрисдикция обладает свободой в отношении введения и взимания налогов на своей территории и не обязана руководствоваться в этом вопросе позицией ни международных организаций, ни мирового сообщества.
Второй фактор: недостаточная прозрачность. Под прозрачностью в данном случае следует понимать открытое и последовательное применение налогового законодательства ко всем налогоплательщикам, зарегистрированным на территории юрисдикции, а также наличие информации, необходимой налоговым органам для проведения мероприятий налогового контроля (например, данные бухгалтерского и налогового учета).
Третий фактор: намеренное создание препятствий путем издания законов или подзаконных актов для обмена информацией между государствами о налогоплательщиках. В этом случае OECD приветствует предоставление информации "по требованию". Разумеется, с учетом соблюдения права налогоплательщиков на налоговую тайну.
Четвертый фактор: отсутствие требований о ведении компанией реальной деятельности на территории государства или его отдельной территории. В данном случае OECD исходила из того, что, если страна не требует (или даже исключает такую возможность путем непредоставления налоговых льгот резидентам) вести деятельность на своей территории, значит, она хочет одним выстрелом убить двух зайцев: не создавать конкуренцию бизнесу внутри страны и привлечь инвестиции, направленные на извлечение налоговой выгоды и только.
Необходимо отметить, что, определив государство или его определенную территорию как оффшор, OECD делит их на две категории: которые придерживаются направления в сторону прозрачности и которые на сотрудничество не идут. Первых в данном случае большинство, особенное стремление стать "прозрачным и открытым" появилось у ряда стран с момента начала экономического кризиса. И судя по активности работы OECD, чью политику поддерживает большинство стран, как входящих в состав этой международной организации, так и "сочувствующих", в скором времени мировой бизнес останется без tax havens. Хорошо это или плохо - вопрос отдельный, который частично будет рассматриваться ниже.
Также необходимо отметить большое значение еще одной международной организации - Международной группы по борьбе с отмыванием доходов (Financial Action Task Force) - FATF.
Определение понятия "оффшор" появилось в российском законодательстве в связи со вступлением в силу Федерального закона от 16.05.2007 N 76-ФЗ "О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". В соответствии с этим законодательным актом оффшор - это государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций, кроме того, входящие в список, составленный Минфином России.
Обратите внимание, что с момента появления слова "оффшор" (англ. offshore - вне берега) в российском законодательстве оно "обрусело" и потеряло одну букву "ф".
Упомянутый "список Минфина" тоже не заставил себя ждать. На сегодняшний день этот "кондуит" существует в редакции Приказа Минфина России от 02.02.2009 N 10н и называется Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны). Список включает 42 государства и территории.
1. Ангилья.
2. Княжество Андорра.
3. Антигуа и Барбуда.
4. Аруба.
5. Содружество Багамы.
6. Королевство Бахрейн.
7. Белиз.
8. Бермуды.
9. Бруней-Даруссалам.
10. Республика Вануату.
11. Британские Виргинские острова.
12. Гибралтар.
13. Гренада.
14. Содружество Доминики.
15. Республика Кипр.
16. Китайская Народная Республика: Специальный административный район Гонконг (Сянган); Специальный административный район Макао (Аомынь).
17. Союз Коморы: остров Анжуан.
18. Республика Либерия.
19. Княжество Лихтенштейн.
20. Республика Маврикий.
21. Малайзия: остров Лабуан.
22. Мальдивская Республика.
23. Республика Мальта.
24. Республика Маршалловы Острова.
25. Княжество Монако.
26. Монтсеррат.
27. Республика Науру.
28. Нидерландские Антилы.
29. Республика Ниуэ.
30. Объединенные Арабские Эмираты.
31. Острова Кайман.
32. Острова Кука.
33. Острова Теркс и Кайкос.
34. Республика Палау.
35. Республика Панама.
36. Республика Самоа.
37. Республика Сан-Марино.
38. Сент-Винсент и Гренадины.
39. Сент-Китс и Невис.
40. Сент-Люсия.
41. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Остров Мэн; Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни).
42. Республика Сейшельские Острова.
Анализируя приведенное выше определение оффшора и сравнивая его с четырьмя факторами OECD, позволяющими считать государство или его определенную территорию tax havens, можно сделать вывод, что наши законодатели опять допустили ряд неточностей и пробелов.
Во-первых, непонятен термин "льготный налоговый режим". С чьей точки зрения он должен быть льготным? Если с позиции налогового законодательства РФ, то список стран должен содержать не 42 пункта, а больше. Кроме того, ст. 56 НК РФ под льготами по налогам и сборам понимает "предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере". То есть понятие налоговых льгот российскому законодательству знакомо и активно применяется.
Приведем пример. Маршалловы Острова предоставляют льготный налоговый режим для компаний, занятых в международном бизнесе (IBC), но при соблюдении двух условий. Первое: наличие на территории острова зарегистрированного агента. Второе: отсутствие экономической деятельности на территории острова. В случае выполнения указанных правил компании достаточно уплачивать ежегодный сбор, который включает оплату услуг агента и государственную пошлину. Доходы и активы компании налогами не облагаются. Надо сказать, что Маршалловы Острова - совершенно типичный, к тому же всем известный оффшор. Но, исходя из формулировки, которая содержится в ст. 284 НК РФ, ни чем не отличаются от России, которая также предоставляет льготы, вплоть до возможности не платить налог, некоторым категориям налогоплательщиков. В связи с этим стоит вспомнить первый из четырех факторов, сформулированных OECD: на территории юрисдикции налоги или отсутствуют, или являются номинальными. Согласитесь, что это ближе к сути понятия "оффшор", чем та, которая дана в НК РФ.
Во-вторых, неясно, что следует понимать под раскрытием информации при совершении финансовых операций. С какой периодичностью и кому должна раскрываться информация? Если речь идет о предоставлении информации по требованию, то фразу надо переформулировать, а если нет, то не ясно, что вообще имеется в виду, особенно учитывая существование налоговых, банковских, коммерческих и других тайн.
В-третьих, ст. 284 НК РФ говорит о том, что страна должна быть включена в "список Минфина". Следовательно, все рассмотренные нами выше признаки оффшоров не имеют значения, достаточно свериться с упомянутым выше Приказом и все. Но тогда зачем все-таки указано, что государство или его определенная территория должны иметь льготный режим налогообложения и не раскрывать всем желающим информацию, связанную с финансовыми операциями? Законодатель решил уточнить, по какому принципу Минфин формировал "черный список"? А какая, спрашивается, разница налогоплательщику? Или это намек на возможность оспаривать позицию Минфина на включение тех или иных государств и их территорий в указанный "список"?
Подводя итог, следует отметить, что для минимизации рисков оптимально руководствоваться позицией Минфина и, решив "обзавестись" иностранной компанией, выяснить, не входит ли она в список оффшоров.
Основных причин построения оффшорных схем можно назвать несколько.
Во-первых, это сохранение капитала. Распоряжение финансами через оффшорную компанию, где сам владелец денежных средств является, например, директором (а о том, что он еще и собственник, никто не узнает, неразглашение информации - это еще одна привлекательная особенность оффшоров), в определенной степени страхует от политической нестабильности и раскрытия информации о наличии банковских счетов за границей.
Во-вторых, очень важным моментом является оптимизация налогообложения. За счет использования оффшорных механизмов компания может существенно снизить налоговую базу. Собственно говоря, именно в этом состоит основная причина популярности оффшоров.
В-третьих, оффшоры являются важным элементом налогового планирования путем создания различных схем. Данные схемы могут решать вопрос оптимизации налоговых платежей в первую очередь, а могут быть созданы с иными целями - безопасность, необходимость выхода на международный рынок и т.д.
В-четвертых, использование оффшоров является эффективным способом защиты от рейдерства. Компанию, располагающуюся на территории иностранного государства, отобрать значительно сложнее, чем российскую. Например, если оффшорная компания является основным акционером российской, то организовать ей налоговые претензии или иные неприятности будет не так просто. Кроме того, иностранная компания может рассчитывать не только на российское правосудие, что во многом делает существование бизнеса, использующего оффшоры, более безопасным.
Перечислять причины, зачем оффшоры нужны бизнесу, можно и дальше. Но наряду с этим необходимо обратить внимание на то, что ни одному государству, не являющемуся tax havens, оффшоры не нужны. Например, 28 июля 2008 г. в Конгрессе США был заслушан доклад на тему "Угроза финансовой системе США со стороны Британских Виргинских островов". Для справки: население Британских Виргинских островов (BVI) составляет 30 тыс. человек, а бюджет от доходов вследствие оффшорной деятельности - 100 млн. долл. США. И тем не менее угроза для США.
Разумеется, дело не только в налогах, а в высокой криминализированности бизнеса, который ведется через оффшоры, его использование в антидемократических целях, направленность на финансирование терроризма и иную подрывную деятельность.
Россия наряду с другими странами начала бороться с оффшорными схемами, путем изменения налогового законодательства. И опять Россия пошла своим путем, не просто переписав чужие разработки, а внеся свои коррективы, которые, как уже было сказано, запутали ситуацию еще сильнее.
Но надо отметить и положительные моменты. Банк России совместно с такими международными организациями, как OECD и FATF добились серьезных уступок со стороны оффшорных зон по вопросам конфиденциальности информации и сформировали свои собственные списки подозрительных юрисдикций. Кроме того, в последнее время Россия серьезно участвует в борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, а именно: вступила в OECD, ратифицировала Страсбургскую конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, учредила Комитет по финансовому мониторингу (ФСФМ России), в дополнение к Федеральному закону от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" приняла ряд уточняющих подзаконных актов.