Одна из обязанностей налоговых агентов по НДФЛ, которыми являются российские организации, - правильное исчисление и удержание из доходов налогоплательщиков (полученных в результате трудовых или гражданско-правовых отношений с российской организацией) этого налога и своевременное перечисление его в бюджетную систему страны (ст. 226 НК РФ).
Помимо этого, ст. 230 НК РФ на налоговых агентов возложены также обязанности по ведению учета доходов (по форме 1-НДФЛ), выплачиваемых физическим лицам, и представлению сведений по форме 2-НДФЛ в налоговый орган.
В статье мы рассмотрим, как эти обязанности должны выполнять российские организации, имеющие обособленные подразделения.
Прежде чем рассматривать обязанности налогового агента, несколько слов скажем об идентифицирующих признаках обособленного подразделения.
Обособленным в силу п. 2 ст. 11 НК РФ признается подразделение, которое территориально отделено от организации и по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (Согласно ст. 209 ТК РФ рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (п. 1 ст. 11 НК РФ)). При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (Письмо Минфина России от 29.03.2010 N 03-04-06/53).
Из определения понятия "обособленное подразделение" следует, что в ситуации, когда между организацией и физическими лицами для осуществления деятельности вне места нахождения организации заключены исключительно гражданско-правовые договоры, оснований для постановки юридического лица на налоговый учет по месту осуществления этой деятельности не возникает.
Отсутствуют такие основания и в случае, когда по месту трудовой деятельности работников стационарные рабочие места не создаются. Данные выводы следуют из Письма Минфина России от 03.11.2009 N 03-02-07/1-493.
В Письме от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67 финансовое ведомство (со ссылкой на арбитражную практику) констатировало следующее. Под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. При этом форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения.
По мнению финансистов, для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации существенным условием является характер отношений между организацией и ее работниками.
Обращаем внимание, что деятельность работника-надомника, заключившего соответствующий трудовой договор с организацией-работодателем, может быть признана деятельностью обособленного подразделения данной организации. Об этом говорится в Письме ФНС России от 18.01.2011 N ПА-4-6/449. В случае возникновения затруднений с определением места постановки на налоговый учет такого подразделения налоговики, руководствуясь п. 9 ст. 83 НК РФ, советуют обратиться с пакетом документов либо в налоговый орган по месту нахождения организации, либо в налоговый орган по месту осуществления деятельности работника.
Следует отметить, что Минфин России в Письме от 24.05.2006 N 03-02-07/1-129 по данному вопросу высказал противоположную точку зрения.
Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.
Для подачи таких сообщений пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ отведены следующие сроки:
- один месяц - в случае создания обособленного подразделения российской организации;
- три дня - для внесения изменений в сведения (в том числе о смене местонахождения) об обособленном подразделении.
При наличии у организации нескольких обособленных подразделений в одном муниципальном образовании (а также в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам) постановка организации на налоговый учет может быть осуществлена по месту нахождения одного из них. Причем этот выбор организация, согласно п. 4 ст. 83 НК РФ, вправе сделать самостоятельно. Главное - уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения головной организации (Письмо Минфина России от 18.08.2010 N 03-01-15/7-183).
Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ организация, имеющая обособленные подразделения, обязана уплачивать НДФЛ, в том числе и по месту нахождения каждого из них. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы доходов физических лиц, полученных не только по трудовым договорам, но и по гражданско-правовым договорам (Письмо Минфина России от 29.03.2010 N 03-04-06/53).
В этой связи отметим некоторые нюансы. Если сотрудник организации в течение месяца работает в нескольких обособленных подразделениях, то НДФЛ с доходов такого сотрудника должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого такого обособленного подразделения с учетом фактически отработанного времени в каждом обособленном подразделении (Письмо Минфина России от 05.06.2009 N 03-04-06-01/128). По мнению финансового ведомства, аналогичным образом нужно поступить и в том случае, когда сотрудник в течение месяца работает и в головной организации, и в обособленном подразделении (Письмо от 29.03.2010 N 03-04-06/55).
Уплата НДФЛ производится в бюджет по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения организации независимо от того, имеет оно отдельный баланс и расчетный счет или нет (Письмо Минфина России N 03-04-06/55).
Примечание. Уплата НДФЛ производится в бюджет по месту учета обособленного подразделения независимо от выделения его на отдельный баланс и наличия расчетного счета.
Если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс и не имеет расчетного счета, эту обязанность исполняет головная организация. При наличии нескольких обособленных подразделений организация, вставшая на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого из них, перечисляет суммы НДФЛ в бюджет по месту учета каждого такого подразделения (Письма Минфина России от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295, от 01.07.2010 N 03-04-06/8-138).
Для этого она оформляет отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКАТО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ (Письма Минфина России от 03.07.2009 N 03-04-06-01/153, УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 N 20-15/3/068888).
Исключением является ситуация, когда несколько обособленных подразделений расположены в одном муниципальном образовании. В этом случае головная организация вправе перечислить налог с доходов работников этих подразделений одной платежкой (Письмо Минфина России N 03-04-06-01/153), поскольку исчисленный и удержанный НДФЛ с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании (либо в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге), перечисляется в бюджет по месту учета одного из них (Письмо Минфина России от 21.02.2011 N 03-04-06/3-37).
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, осуществляющие выплаты в пользу физических лиц, могут самостоятельно исполнить обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет (Письмо ФНС России от 17.04.2009 N 3-5-04/460@). В то же время столичные налоговики настаивают на том, что обязанность по уплате НДФЛ в любом случае должна исполнять только головная организация (Письмо от 20.05.2010 N 20-15/3/052927@).
Полагаем, что для надлежащего исполнения в данной ситуации обязанности, предусмотренной в п. 7 ст. 226 НК РФ, не имеет принципиального значения, с какого расчетного счета производится уплата налога, главное, чтобы он был перечислен в бюджет того региона, в котором находится обособленное подразделение.
Пожалуй, самой распространенной ошибкой, связанной с уплатой НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников обособленного подразделения, является перечисление этой суммы налога в бюджет по месту нахождения головной организации. Иными словами, когда в платежных поручениях вместо кода ОКАТО муниципального образования по месту учета обособленного подразделения налоговый агент указывает код ОКАТО по месту нахождения головной организации. При этом счет Федерального казначейства в платежных поручениях указывается верный.
Штраф. На практике указанное обстоятельство зачастую является основанием для привлечения налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ.
Примечание. Ответственность, предусмотренная ст. 123 НК РФ, наступает лишь в том случае, когда налоговый агент неправомерно не перечисляет либо перечисляет неполную сумму налога.
В то же время исполнение обязанности по уплате налога не ставится в зависимость от правильности указания кода ОКАТО в платежных документах (п. 4 ст. 45 НК РФ). При правильном указании счета Федерального казначейства сумма налога в любом случае поступает в бюджетную систему России (Постановление ФАС ЗСО от 23.06.2010 по делу N А27-14315/2009).
Из буквального толкования ст. 123 НК РФ следует, что ответственность, согласно данной норме, наступает лишь в том случае, когда налоговый агент неправомерно не перечисляет либо перечисляет неполную сумму налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Таким образом, указание в платежном поручении на перечисление налога, исчисленного с доходов сотрудников подразделения, кода ОКАТО муниципального образования по месту нахождения головной организации не приводит к неисполнению обязанности, установленной в п. 7 ст. 226 НК РФ. В этом случае нарушается лишь порядок перечисления НДФЛ (Постановление ФАС ЦО от 13.02.2009 по делу N А64-2317/08-26), поэтому основания для привлечения налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, отсутствуют. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.03.2009 N 14519/08.
Учитывая позицию высших арбитров, налоговый агент, скорее всего, сможет в судебном порядке оспорить действия налоговых органов, направленные на привлечение его к ответственности по ст. 123 НК РФ и наложение штрафных санкций (см. Постановления ФАС МО от 19.05.2010 N КА-А40/4516-10, от 13.10.2009 N КА-А40/10725-09). Еще раз обращаем внимание, что во всех перечисленных в этом разделе примерах из арбитражной практики налог был уплачен на верный счет Федерального казначейства.
Неправомерными в данной ситуации будут и требования налогового органа повторно уплатить сумму НДФЛ в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, поскольку в этом случае основания для предложения налоговому агенту уплатить налог за счет собственных средств отсутствуют (Постановление ФАС ЦО от 08.07.2010 по делу N А64-6646/09).
Примечание. В силу п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
Пени. В отношении вопроса о начислении пеней в ситуации, когда головная организация перечисляет НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников обособленных подразделений, по месту своего нахождения, нужно учитывать следующее.
Начисление пеней в силу п. 1 ст. 75 НК РФ возможно только в том случае, если у налогоплательщика имеется фактическая задолженность перед бюджетом.
По мнению ФНС России (Письмо от 31.10.2005 N 04-1-02/844@), если головная организация и обособленное подразделение находятся в одном субъекте РФ, то недоимка не возникает (ведь налог в этом случае зачисляется в один и тот же бюджет), значит, отсутствуют основания для начисления пеней в случае перечисления НДФЛ в полном объеме по месту нахождения головной организации (см. также Постановления ФАС СЗО от 20.10.2010 по делу N А66-15290/2009, ФАС МО от 19.05.2010 N КА-А40/4516-10).
В то же время существуют судебные решения, в которых сделаны прямо противоположные выводы, например в Постановлениях ФАС УО от 22.12.2010 N Ф09-10219/10-С2, ФАС ВСО от 10.09.2008 N А33-356/08-Ф02-3828/08. Причем после принятия последнего из названных Постановлений налоговый агент, не согласившись с начисленными штрафными санкциями, обжаловал решение ФАС ВСО, обратившись в Президиум ВАС РФ (упомянутое выше Постановление от 24.03.2009 N 14519/08), тогда как в отношении начисленных пеней решение (по неизвестным нам причинам) не обжаловалось.
В ситуации, когда головная организация и обособленное подразделение находятся в разных субъектах РФ, судебная практика также не пришла к единому мнению в отношении правомерности начисления пеней.
В одних решениях содержится вывод о том, что пени не начисляются, поскольку данный налог является федеральным и направление части средств в один муниципальный бюджет вместо другого свидетельствует лишь о нарушении порядка его уплаты, а не сроков (см. Постановления ФАС МО от 17.01.2011 N КА-А40/17435-10, от 08.10.2008 N КА-А40/8752-08).
Примечание. НДФЛ, в соответствии со ст. 13 НК РФ, является федеральным налогом и является обязательным к уплате на всей территории РФ.
В частности, ФАС СЗО в Постановлении от 02.08.2007 по делу N А56-12516/2006 подчеркнул, что пени в данной ситуации, в соответствии со ст. 75 НК РФ, могут быть начислены только налоговому агенту (которым в силу п. 7 ст. 226 НК РФ является именно головная организация), а не обособленному подразделению. Поскольку НДФЛ уплачен в бюджет по месту учета головной организации, основания для начисления пеней отсутствуют.
Позднее в Постановлениях от 03.12.2010 по делу N А05-3474/2010, от 02.11.2010 по делу N А56-11197/2010, от 19.10.2010 по делу N А56-81805/2009 ФАС СЗО высказал прямо противоположную точку зрения (см. также Постановления ФАС МО от 13.10.2009 N КА-А40/10725-09, ФАС ЦО от 13.02.2009 по делу N А64-2317/08-26).
Обращаем внимание, что приведенная арбитражная практика касается ситуаций, возникших до 1 января 2008 г. Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ в ст. 78 НК РФ были внесены изменения (которые применяются с 1 января 2008 г.), позволяющие проводить зачет не по уровням бюджетов, а по видам налогов.
Согласно п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (налоговому агенту) о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты суммы налога, а в силу п. 5 названной статьи - самостоятельно произвести зачет в счет погашения недоимки. При наличии переплаты и недоимки по НДФЛ в той же сумме в бюджетах разных субъектов Федерации налоговый орган начиная с названной даты должен провести зачет, а не начислять недоимку и пени. Такие выводы сделал ФАС СЗО в Постановлении от 04.03.2011 по делу N А56-43014/2010, признавая неправомерным начисление пеней по НДФЛ по налоговому периоду 2008 г. Тогда как начисление пеней за периоды 2006 и 2007 гг. кассационной инстанцией признано правомерным.
В этой связи считаем целесообразным напомнить о том, что в случае перечисления НДФЛ в бюджет не по месту учета подразделения, а по месту нахождения головной организации налоговый агент вправе внести уточнения в платежные поручения. Такая возможность предоставлена ему нормой, установленной п. 7 ст. 45 НК РФ (Письмо Минфина России от 07.02.2011 N 03-02-07/1-39).
Согласно указанному правилу налоговый агент может уточнить код ОКАТО, подав в налоговый орган по месту нахождения головной организации соответствующее заявление. При наличии такого заявления (и после проведения совместной сверки расчетов, если она проводится) налоговый орган принимает решение об уточнении платежа. При этом платеж уточняется на день фактической уплаты налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.
Примечание. Согласно п. 7 ст. 45 НК РФ налоговый агент вправе подать в налоговый орган заявление об уточнении кода ОКАТО в платежном поручении.
Кроме того, налоговый орган обязан осуществить пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Таким образом, обратившись в налоговую инспекцию с заявлением об уточнении в платежных поручениях на перечисление НДФЛ кода ОКАТО, налоговый агент, по всей видимости, сможет избавить себя не только от претензий контролеров, но и от дополнительных расходов на уплату пеней. Да и в суде это заявление может послужить дополнительным аргументом при обжаловании неправомерного начисления пеней. Например, в названном выше Постановлении ФАС УО от 22.12.2010 N Ф09-10219/10-С2 в удовлетворении требования налоговому агенту было отказано, так как факт его обращения в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа из-за допущенной ошибки при заполнении платежного поручения не был подтвержден.
Добавим, что налоговый орган едва ли произведет уточнение платежа, если обратиться к нему с таким заявлением по истечении трехлетнего срока с момента перечисления налога в бюджетную систему (такая необходимость может возникнуть в ситуации, когда ошибка в заполнении платежного поручения выявляется, например, по итогам выездной налоговой проверки). Несмотря на отсутствие в ст. 45 НК РФ специального срока, в течение которого налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа, контролеры, скорее всего, будут руководствоваться п. 7 ст. 78 НК РФ, устанавливающим период, в который налогоплательщик напрямую через налоговый орган может осуществить возврат (зачет) суммы переплаты налога. Об этом свидетельствуют разъяснения, данные Минфином России в Письме от 31.07.2008 N 03-02-07/1-324. А в Письме от 26.11.2008 N 03-02-07/1-478 финансисты для уточнения платежа за пределами трехлетнего срока рекомендовали налогоплательщикам обращаться сразу в суд, но при условии, что не прошло три года с момента, когда налоговый агент узнал или должен был узнать о допущенной ошибке в платежном поручении (п. 2 Определения КС РФ от 21.06.2001 N 173-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 17372/09).
Как отмечалось выше, помимо обязанности по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ налоговые агенты в силу ст. 230 НК РФ также обязаны вести учет доходов физических лиц по форме 1-НДФЛ, предоставлять им налоговые вычеты, а также представлять сведения по форме 2-НДФЛ в налоговый орган.
Поскольку в указанной норме говорится о том, что налоговый агент представляет сведения о доходах в налоговый орган по месту своего учета, возникает вопрос: имеется в виду только место учета самой организации или место учета как самой организации, так и ее обособленных подразделений?
Учитывая последние разъяснения чиновников финансового ведомства, в которых отмечается, что обязанность налоговых агентов представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать сумму налога (см. Письма от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295, от 16.08.2010 N 03-04-06/3-180, от 28.08.2009 N 03-04-06-01/224), можно сделать следующий вывод: обособленные подразделения организаций, не являясь налоговыми агентами, вправе исполнить обязанности налоговых агентов, возложенные законодательством о налогах и сборах на организацию.
Примечание. По мнению чиновников, обязанность налогового агента представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения по форме 2-НДФЛ корреспондирует с обязанностью по уплате налога.
Другими словами, такое подразделение вправе не только самостоятельно исчислять НДФЛ с доходов работников и перечислять его в бюджет по месту своего учета, но и представлять сведения о начисленных и удержанных суммах налога (Порядок заполнения справки 2-НДФЛ организацией, имеющей обособленные подразделения, разъяснен в Письмах ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2975, от 14.10.2010 N ШС-37-3/13344) в налоговый орган, в котором состоит на учете. Аналогичные разъяснения содержатся в Письмах ФНС России от 22.01.2009 N 3-5-04/038@, Минфина России от 03.12.2008 N 03-04-07-01/244.
В арбитражной практике есть решения, в которых суды признают неправомерными действия налоговых органов, привлекающих налоговых агентов к ответственности (предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ) за непредставление сведений по форме 2-НДФЛ о доходах работников обособленных подразделений по месту учета головной организации (см. Постановления ФАС ЗСО от 27.04.2009 N Ф04-2593/2009(5604-А70-26), ФАС ВСО от 12.02.2009 N А33-7606/08-Ф02-228/09).
При этом московские налоговики высказывают мнение о том, что сведения о доходах работников обособленных подразделений можно представлять как по месту учета организации, так и по месту учета обособленного подразделения (Письма от 01.07.2010 N 20-15/3/068888, от 21.01.2010 N 20-15/3/4619).
Обратите внимание! Если работник в течение налогового периода работал и в обособленном подразделении, и в головной организации, сведения о его доходах должны быть представлены соответственно и в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, и в налоговый орган по месту нахождения головной организации. Так считает Минфин России в Письме от 29.03.2010 N 03-04-06/55. Тогда как, по мнению ФНС России, сведения о доходах такого работника целесообразнее представлять в налоговый орган по месту учета головной организации (Письмо от 13.03.2008 N 04-1-05/0916@).
Когда обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс и не имеет расчетного счета, полагаем, не возникает вопроса о том, кто должен исполнить обязанности налогового агента - головная организация или подразделение. Безусловно, в такой ситуации эти обязанности возлагаются на головную организацию.
Отметим, что для надлежащего исполнения обязанности по представлению в налоговый орган справок по форме 2-НДФЛ (ст. 230 НК РФ) у руководителя обособленного подразделения должна быть доверенность на представление интересов головной организации по месту нахождения обособленного подразделения (поскольку налоговым агентом в силу п. 7 ст. 226 НК РФ в любом случае является головная организация). Об этом свидетельствуют разъяснения, приведенные в Письмах Минфина России от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2, ФНС России от 07.03.2007 N 23-3-04/238@.
В этой связи отметим, что представляемые в налоговый орган справки о доходах по форме 2-НДФЛ должны быть оформлены от имени юридического лица, а подписаны руководителем подразделения на основании доверенности на представление его интересов в налоговых органах. Заверяться такие справки также должны печатью подразделения (Приказ ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников").