Форма налоговой декларации, а также Формат и Порядок ее представления утверждены ФНС России по согласованию с Минфином России. Данные полномочия переданы ФНС России в соответствии с пп. "д" п. 29 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, который внес изменения в п. 7 ст. 80 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
Приказом N ММВ-7-3/730@ в налоговую декларацию добавлены новые строки, связанные с теми статьями НК РФ, которые были откорректированы еще в прошлом году, уточнен Порядок заполнения некоторых полей и введено совершенно новое Приложение к налоговой декларации "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы; расходы, учитываемые для целей налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков".
Кроме того, впервые был приведен Формат налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (Приложение N 2 к Приказу N ММВ-7-3/730@), который в 21 таблице описывает структуру и требования к файлам передаваемых в электронном виде в налоговые органы сведений с данными налоговой декларации по налогу на прибыль.
Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком или налоговым агентом в налоговый орган:
1) лично или через представителя;
2) направлена в виде почтового отправления с описью вложения.
В этих случаях она заполняется вручную либо распечатывается на принтере. Декларация по налогу на прибыль заполняется шариковой или перьевой ручкой черным, синим цветом. А с годовой отчетности за 2010 г. ее можно оформить, так же как и декларацию по НДС, фиолетовым цветом. Однако теперь не допускаются двусторонняя печать декларации и скрепление листов декларации, приводящее к порче бумаги (п. 2.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль - Приложение N 3 к Приказу N ММВ-7-3/730@; далее - Порядок).
Согласно п. 2.3 Порядка печать знаков должна быть выполнена шрифтом Courier New высотой не 12, а 16 - 18 пунктов;
3) передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Напомним, что в электронном виде должны отчитываться:
- налогоплательщики (в том числе вновь созданные), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек,
- налогоплательщики, которые в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесены к категории крупнейших.
В листе 02 налоговой декларации часть показателей, которые составляют налоговую базу текущего периода (строка 100) и налоговую базу, принимаемую для исчисления текущего налога на прибыль (строка 120), переместилась из строки 120 в строку 100:
Код строки |
До введения изменений |
После изменений |
100 |
Налоговая база (стр. 060 - |
Налоговая база (стр. 060 - |
110 |
Сумма убытка или части убытка, |
Сумма убытка или части убытка, |
120 |
Налоговая база для исчисления |
Налоговая база для исчисления |
Кроме того, в листе 02 добавилось несколько строк - 320, 330 и 340, где указываются суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащие уплате в I квартале следующего налогового периода. Новые строки заполняются в декларации за девять месяцев, используемые для расчета ежемесячных авансовых платежей, подлежащих к уплате в I квартале следующего налогового периода, и за 11 месяцев теми организациями, которые уплачивают авансовые платежи ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, при переходе их с начала следующего налогового периода на общий порядок уплаты налога согласно абз. 2 - 5 п. 2 ст. 286 НК РФ.
Данные новых строк листа 02 используются для расчета суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет в размере 1/3 суммы, указанной по той или иной строке. Результат отражается в соответствующих строках подраздела 1.2 разд. 1 декларации (120, 130, 140 и 220, 230, 240), который заполняют:
- те, кто исчисляет ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль на основании абз. 2 - 5 п. 2 ст. 286 НК РФ;
- налогоплательщики, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, при переходе их согласно абз. 2 - 5 п. 2 ст. 286 НК РФ с начала следующего налогового периода на общий порядок уплаты налога. Ранее в Порядке ссылка была на абз. 2 - 6 п. 2 ст. 286 НК РФ.
Состав выручки от реализации (строка 010 Приложения N 1) остался прежним. При этом доходы от реализации выделяются по тому или иному виду деятельности в случае, если для данного вида деятельности установлен иной порядок налогообложения, применяется другая ставка налога либо предусмотрен иной отличный от общего порядок учета полученных прибыли и убытка (ст. 316 НК РФ). О некоторых сложностях, связанных с отражением некоторых видов выручки, будет сказано ниже.
Изменения, введенные в Приложении N 1, коснулись выручки от реализации ценных бумаг профессиональных участников рынка ценных бумаг (строка 020) и внереализационных доходов (строка 040).
До внесения изменений по строке 021 следовало отражать сумму отклонения фактической выручки от реализации (выбытия) ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, от минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг. Теперь же трактовка строки совпадает с содержанием п. 5 ст. 280 НК РФ, где отражены особенности определения фактической цены и отклонений при реализации ценных бумаг: учитывается не только сумма отклонения фактической выручки от реализации (выбытия) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг, но и отклонения от расчетной стоимости инвестиционного пая, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах.
Аналогичные изменения внесены в содержание строки 022, которая заполняется в следующих случаях:
- при отклонении фактической цены сделки более чем на 20% в сторону понижения от расчетной цены (п. 6 ст. 280 НК РФ);
- при отклонении от расчетной стоимости пая;
- если фактическая цена сделки не соответствует сумме денежных средств, на которую выдается один инвестиционный пай и которая рассчитана по правилам доверительного управления паевым инвестиционным фондом.
В строке 022 отражалась сумма отклонения фактической выручки от реализации ценных бумаг, определяемая в соответствии с п. 6 ст. 280 и ст. 40 НК РФ.
В новой редакции в ней отражается сумма отклонения фактической выручки от реализации (выбытия) ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, ниже (минимальной) расчетной цены с учетом предельного отклонения цен, исчисляемая согласно п. 6 ст. 280 и ст. 40 НК РФ.
Обратите внимание на то, что строка 021 Приложения N 1 не заполняется, если фактическая (рыночная) цена реализации или иного выбытия ценных бумаг находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок с данной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки, или соответствует расчетной стоимости инвестиционного пая, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах.
Строка 022 не заполняется, если фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг удовлетворяет условиям, предусмотренным абз. 1, 5 - 7 п. 6 ст. 280 НК РФ.
Изменения по внереализационным доходам: к расшифровочным строкам добавлена строка 106, где отражаются доходы профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность, включая банки, полученные по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке (см. абз. 2 и 3 п. 5 ст. 304 НК РФ).
Обратите внимание на то, что часть внереализационных доходов, которые должны быть зафиксированы в налоговой декларации в составе доходов, отражается развернуто, часть - в составе общей суммы. Так, в случае получения материалов или иного имущества при ликвидации (частичной ликвидации) выводимых из эксплуатации основных средств, а также при их ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении информация отражается по строке 102 Приложения N 1 листа 02 декларации. На многих предприятиях, кроме основных средств, могут быть объекты, которые основными средствами согласно законодательству не признаются (например, объекты вычислительной техники стоимостью меньше лимита, установленного для основных средств, или объекты непроизводственной сферы, такие как теннисный корт или бассейн на обычном производственном предприятии).
Если на предприятии были получены товарно-материальные ценности от объектов, не признаваемых основными средствами, то указаний по заполнению налоговой декларации в Порядке вы не найдете. В связи с этим у предприятий есть два варианта отражения таких доходов:
1) отразить доходы по рыночной цене материалов в той же строке, где фиксируются внереализационные доходы по операциям с основными средствами, - строка 102;
2) отразить доходы в общей строке 100.
Возможен еще и третий вариант, в котором полученные таким образом материалы вообще не будут отражаться в налоговой декларации. Но он несет в себе риски, хотя перечень внереализационных доходов, представленный в ст. 250 НК РФ, и является закрытым.
Особенностям определения выручки от некоторых видов доходов (видов деятельности) в НК РФ посвящены ст. ст. 280, 284, 290 - 293 и др. По мнению автора, в принятой декларации (и в Порядке) не конкретизированы ситуации, порядок отражения которых в налоговой декларации вызывает немало затруднений. Например, по отражению доходов от реализации, когда расчеты производятся на условиях предоставления товарного кредита, или доходов по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, если при этом условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Следовательно, те организации, в деятельности которых имеются такие доходы, должны отражать выручку в тех строках налоговой декларации, которые, по их мнению, наиболее подходят в данной ситуации.
Пример 1. В сентябре 2010 г. ОАО предоставило ООО товарный кредит в виде 100 куб. м бетона марки М300 сроком на 90 дней стоимостью за 1 куб. м с доставкой 3360 руб. (в том числе НДС 360 руб.). Сумма сделки составила 336 000 руб.
По договору ООО обязуется вернуть бетон той же марки в размере 105 куб. м. Из них 100 куб. м - в счет погашения товарного кредита, 5 куб. м - в качестве платы за предоставленный кредит. Таким образом, процент за пользование кредитом составит 20,27% годовых (5 куб. м / 100 т x 365 дн. / 90 дн.).
Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02 (утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н) выданный товарный кредит отражается в бухгалтерском учете кредитора (ОАО) как финансовое вложение организации. Поэтому стоимость бетона, передаваемого из ООО в ОАО, должна быть установлена исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов (п. п. 8, 14 ПБУ 19/02). Поскольку кредитор подобные договоры не заключал, стоимость отпущенного бетона была определена в договоре товарного кредита по цене поставки завода-производителя. В результате бетон, ранее закупленный ОАО для своих нужд по цене 3000 руб., был передан заемщику по цене 3050 руб. за куб. м.
При отгрузке бетона происходит переход права собственности на товарно-материальные ценности. Эта операция облагается НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Следовательно, кредитор выписывает счет-фактуру, а заемщик имеет право на налоговый вычет.
При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль доходы, которые получены в счет погашения таких заимствований, и расходы в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа, согласно пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК РФ не учитываются. Поэтому показатели выручки по НДС (336 000 руб.) и по налогу на прибыль в III квартале будут различаться (0 руб.).
Обязанность уплаты налога на прибыль возникает только с суммы начисленных процентов (п. 6 ст. 250 НК РФ), которые признаются полученными на конец соответствующего отчетного периода, а в случае прекращения погашения долгового обязательства до истечения отчетного периода - на дату прекращения действия договора (п. 6 ст. 271 НК РФ) и на сумму торговой наценки, если таковая присутствует (в случае роста отпускной цены при возврате товарного кредита).
Проценты за пользование кредитом в III квартале 2010 г. были начислены в размере 5600 руб. (336 000 руб. x 20,27% / 365 дней x 30 дней), в IV квартале - 11 200 руб. (336 000 руб. x 20,27% / 365 дн. x 60 дн.). Всего: 16 800 руб. (5600 + 11 200). При возврате цена бетона возросла и дала кредитору дополнительный доход в размере 5000 руб. [100 т x (3050 руб. - 3000 руб.)]. В данном случае порядок признания доходов в налоговом учете по НДС будет совпадать с порядком, действующим в бухгалтерском учете и учете по налогу на прибыль. Однако при этом будут разницы в сумме, так как в налоговую базу по НДС в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 162 НК РФ включаются только те суммы, которые получены в виде процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период, за который производится расчет процента. Налоговая ставка составит 18/118 вне зависимости от формы уплаты процентов (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Ставка рефинансирования с 1 июня 2010 г. составляла 7,75%. Таким образом, сумма НДС с процентов за весь период по договору товарного кредита составит 1583 руб. [(336 000 руб. x (20,27% - 7,75%) / 365 дн. x 90 дн.) x 18/118].
В налоговую базу по налогу на прибыль (как и в бухучете) включаются все суммы начисленных по договору процентов, т.е. 16 800 руб.
В результате реализации бетона на условиях предоставления товарного кредита в Приложении N 1 к листу 02 налоговой декларации кредитора будут зафиксированы следующие суммы:
1) сумма выручки, определяемая ОАО на дату реализации (в III квартале 2010 г.) в размере торговой наценки - 5000 руб., будет отражена в налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев в строке 014 как выручка от реализации прочего имущества;
2) сумма процентов, начисленная за период от момента отгрузки до момента перехода права собственности на товары, которые будут отражены с момента перехода права собственности на товары до момента полного расчета по обязательствам. Таким образом, в составе внереализационных доходов по строке 100 за 9 месяцев появится сумма 5600 руб., в годовой отчетности - 11 200 руб.
Приложение N 2 с отчетности за 2010 г. выросло на одну страницу за счет следующих изменений:
1) строка 070 Приложения N 2 к листу 02, которую заполняют только профессиональные участники рынка ценных бумаг и где отражаются расходы, связанные с приобретением и реализацией реализованных (выбывших) ценных бумаг, дополнена строкой 071 "Сумма отклонения от максимальной (расчетной) цены".
По этой строке отражается сумма отклонения фактических затрат на приобретение ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, от цены сделок. Подробно эта тема рассмотрена ниже, в разделе, касающемся листа 05 декларации;
2) добавлена строка 206. Она также касается только профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность, включая банки. В этой строке отражается сумма убытка, полученного по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке (абз. 2 и 3 п. 5 ст. 304 НК РФ).
Большинству организаций-налогоплательщиков будут интересны разъяснения порядка заполнения строки 135. В соответствии с Порядком, если учетной политикой предусмотрено применение линейного метода начисления амортизации, сумма амортизации отражается в строках 131 по основным средствам и 132 по нематериальным активам. Если организация использует нелинейный метод, то сумма амортизации, начисленная этим методом, фиксируется по строке 133 с выделением суммы амортизации по нематериальным активам по строке 134.
Поскольку по объектам, относящимся к 8 - 10 амортизационным группам, сумма амортизации может быть начислена только линейным методом (строки 131 и 132), то в строке 135 должен быть указан нелинейный метод, т.е. проставлен код "2". Таким образом, нужно отразить метод амортизации только по тем объектам, где законодателем предоставлен выбор.
Пример 2. Организация применяет два метода начисления амортизации основных средств: нелинейный для объектов, входящих в группы 1 - 7, для всех остальных - линейный.
Сумма амортизации, начисленная линейным методом, составила 123 456 тыс. руб., нелинейным - 789 тыс. руб.
Установленный п. 1 ст. 259 НК РФ порядок выбора метода начисления амортизации применяется только к основным средствам. По нематериальным активам может быть выбран любой из двух методов. Организация выбрала нелинейный метод амортизации, расходы по которому нарастающим итогом составили 50 000 тыс. руб.
При заполнении налоговой декларации за 2010 г. данные по амортизационным отчислениям были отражены следующим образом:
Показатель |
Код строки |
Сумма, руб. |
Сумма амортизации за отчетный (налоговый) период, |
|
|
Линейным методом |
131 |
123 456 000 |
По НМА |
132 |
- |
Нелинейным методом (789 000 + 50 000 000) |
133 |
50 789 000 |
По НМА |
134 |
50 000 000 |
Метод амортизации, отраженный в учетной политике |
135 |
1 |
При заполнении строки 135 организация исходила из максимальной суммы амортизационных отчислений: поскольку амортизация по линейному методу превысила сумму по нелинейному, организация в данной строке зафиксировала цифру "1", означающую выбор линейного метода.
Примечание. Не исключено, что в следующем приказе ФНС России этот небольшой недостаток налоговой декларации будет исправлен.
Наряду с добавлением новых строк, комментариев, связанных с заполнением, а также появлением подробных рекомендаций по уже знакомым строкам стоит отметить, что в новом Порядке не упоминается о строках 300 - 302, где отражаются убытки, приравниваемые к внереализационным расходам, в которые, в частности, включаются: расходы, относящиеся к прошлым периодам вне зависимости от периода получения (обнаружения) подтверждающих эти расходы документов, составленных в предыдущих отчетных (налоговых) периодах (строка 301), и суммы безнадежных долгов (строка 302).
Действующий в настоящее время п. 2 ст. 265 НК РФ об убытках отчетного (налогового) периода в виде различного рода потерь (от простоев по внутрипроизводственным причинам, не компенсируемых виновниками, от простоев по внешним причинам, от стихийных бедствий, пожаров, аварий и др.), приравниваемых к вышеупомянутым внереализационным расходам, позволяет организациям и дальше продолжать отражать в строках 300 - 302 эти расходы без каких бы то ни было рисков.
В Приложении N 4 к листу 02 производится расчет суммы убытка или части убытка предыдущих налоговых периодов, уменьшающих налоговую базу текущего налогового периода. Итоговая сумма налоговой базы отражается по строке 140. Ранее она определялась как сумма показателей по строке 100 основного листа по расчету налога на прибыль (лист 02), строке 100 листов 05 и строке 530 листа 06, учитываемых в части, не использованной на погашение убытка. С 2010 г. в налоговой базе по этому Приложению не учитываются результаты по операциям с ценными бумагами (лист 05) и операциям негосударственных пенсионных фондов (лист 06).
Кроме того, начиная с 2011 г. сельхозпроизводители при формировании показателей по строкам 160 и 180 Приложения N 4 к листу 02 не смогут учитывать убытки, полученные в период налогообложения его доходов по ставке 0% (п. 1 ст. 283 НК РФ).
Те филиалы и (или) обособленные подразделения, на которые возложены обязанности по уплате налога на прибыль, уплачивают налог на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации по месту своего нахождения.
Основанием являются сведения о сумме авансовых платежей и налога на прибыль в эти бюджеты (ст. 19 НК РФ), которые и раскрываются в Приложении N 5 к листу 02: сначала в нем рассчитывается налоговая база в целом по организации; потом сумма из строки 120 листа 02 декларации отражается в строке 030 Приложения N 5 к листу 02, предназначенного для распределения авансовых платежей и налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения.
В новом Порядке законодатель уточняет: в случае если показатель по строке 120 листа 02 равен нулю, то соответственно по строкам 030 и 050 Приложения N 5 к листу 02 также указывается ноль ("0").
Изменился расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемых налоговым агентом (источником выплаты доходов): строки 050 - 053 и 060, которые являлись составными частями строки 040, где отражались суммы дивидендов, подлежащих распределению российским акционерам (российским организациям и физическим лицам, являющимся резидентами Российской Федерации), поменяли свою нумерацию. Теперь та же информация отражается в строках 041 - 044.
Самой привлекательной из названных строк является строка 042, по которой ставка налога на прибыль по дивидендам составляет 0%. Напомним, что согласно пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ установлено, что к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, налоговая ставка 0% по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, применяется только при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50%-ным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы дивидендов.
Пример 3. Организация владеет более чем 50%-ным вкладом в уставном капитале дочерней организации в течение более 365 дней. Дочерняя организация имеет два решения о начислении дивидендов за 2010 г.:
- по итогам деятельности за 9 месяцев 2010 г. Сумма дивидендов составила 9000 тыс. руб. и была выплачена в декабре 2010 г.;
- по итогам деятельности за IV квартал 2010 г. с выплатой дивидендов в 2011 г. Сумма дивидендов составляет 3000 тыс. руб.
При заполнении листа 03 налоговой декларации по налогу на прибыль дочерняя организация должна отразить дивиденды следующим образом:
Показатель |
Код |
Сумма, руб. |
Комментарий |
Дивиденды, подлежащие распределению |
040 |
12 000 000 |
|
В том числе суммы дивидендов, подлежащих |
041 |
9 000 000 |
Подпункт 2 |
суммы дивидендов, подлежащих |
042 |
3 000 000 |
Подпункт 1 |
Примечание. Ставка налога на прибыль 0%, в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, применяется к дивидендам с 1 января 2011 г. и распространяется на правоотношения по налогообложению налогом на прибыль организаций доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 г. и последующие периоды (см. п. 2 ст. 5 Закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ). Таким образом, применение нулевой ставки по налогу на прибыль к дивидендам, выплаченным в 2010 г., неправомерно.
Суммы дивидендов, которые ранее не учитывались при определении налоговой базы, определяемой в отношении доходов, полученных налоговым агентом в виде дивидендов, и которые были получены самим налоговым агентом после даты распределения дивидендов между акционерами (участниками) в предыдущем налоговом периоде, а также с начала текущего налогового периода до даты распределения дивидендов между акционерами (участниками), ранее отражались в строках 070 и 080 раздела А листа 03. Теперь они будут отражаться в одной строке 070 раздела А листа 03.
Помимо этого из суммы, указанной по строке 070, выделяется сумма дивидендов, полученная самим налоговым агентом, за исключением дивидендов, поименованных в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, налог с которых исчислен по ставке 0%. Она должна отражаться по строке 071.
Исчисленный в листе 03 налог на прибыль по срокам уплаты отражается в строке 040 в подразделе 1.3 разд. 1 декларации. При этом срок уплаты указывается исходя из даты удержания налога на прибыль согласно п. 4 ст. 287 НК РФ, в который Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ внесены изменения: с 1 января 2011 г. налог, удержанный налоговым агентом при выплате дохода, перечисляется в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты (ранее срок составлял 10 дней).
Поэтому в подразделе 1.3 по реквизиту "Срок уплаты" приведено несколько строк для отражения сумм налога по всем срокам уплаты в федеральный бюджет налога на прибыль, удержанного налоговым агентом при выплате дивидендов частично (в несколько этапов). Итоговая сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в указанные сроки, отражаемая по строкам 040, должна соответствовать показателю строки 120 раздела А листа 03 декларации.
В листе 04, где рассчитывается налог на прибыль с доходов, исчисляемый по ставкам, отличным от ставки, названной в п. 1 ст. 284 НК РФ, теперь предусмотрено отражение нового вида дохода под кодом "6". К нему относятся доходы в виде дивидендов (доходов от долевого участия в российских организациях), облагаемых по ставке налога на прибыль 9% (абз. 6 п. 2 ст. 282 НК РФ).
В результате по строке 010 должна быть отражена совокупная сумма доходов в виде "российских" дивидендов в случае, если покупателем по первой части РЕПО будет выступать Центральный банк РФ или управляющая компания паевого инвестиционного фонда, действующая в интересах этого фонда.
Изменился расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям, финансовые результаты которых учитываются в особом порядке (за исключением отраженных в Приложении N 3 к листу 02):
- по реквизиту "Вид операции" добавлен новый код "5", по которому отражается расчет налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, заключенным после 1 июля 2009 г., дата завершения которых наступает с 1 января 2010 г.
Данный показатель заполняют все профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе осуществляющие дилерскую деятельность, включая банки, осуществляющие операции с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, заключенными в вышеназванный период;
- добавлена строка 031, в которой отражается сумма отклонения фактических затрат на приобретение ценных бумаг от максимальной цены.
Эта строка не заполняется в случае, если фактическая (рыночная) цена приобретения ценных бумаг находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения конкретной сделки, либо соответствует расчетной стоимости инвестиционного пая, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах.
Такой же подход предусмотрен и для других аналогичных сделок с ценными бумагами (с кодами "02", "03", "05").
Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" кроме привычных бюджетных учреждений действуют казенные и автономные учреждения.
Казенные учреждения исполняют государственные функции, а бюджетные и автономные - выполняют работы (оказывают услуги) в интересах федерального органа государственной власти. К первым относятся воинские части, тюрьмы МВД, психиатрические учреждения и т.д., ко вторым - учреждения, действующие в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
Разница не только в названии или статусе учреждений, но и в способах доведения денежных средств (например, по смете или в виде субсидий), способах финансирования (за счет бюджета или по коммерческим договорам), возможности заключения крупных сделок, порядке ведения учета и отчетности и др.
В отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования не включаются:
- в 2010 г. - средства в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, и в виде субсидий автономным учреждениям, доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;
- с 1 января 2011 г. - средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований).
У последнего Приложения нет номера. Но, несмотря на это, его должны заполнить все организации, которые имеют полученные в отчетном (налоговом) периоде доходы, не подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Для удобства всем показателям по доходам присвоены коды с 510 по 600, по расходам - коды с 650 по 950. При отсутствии показателей по каким-либо кодам суммы в Приложении к налоговой декларации не фиксируются.
Перечисленные в новом Приложении доходы и расходы в большинстве случаев относятся к льготным категориям налогоплательщиков, перечень которых приведен в Приложении N 4 к Порядку.
Пример 4. В перечне расходов, поименованных в новом Приложении к налоговой декларации за 2010 г., организация выделила два вида расходов, которые были отражены в Приложении N 2 к листу 02 декларации в составе прямых расходов, связанных с производством и реализацией и отраженных в строке 010 Приложения. К ним относятся:
1) сумма амортизации, начисленная по двум объектам основных средств, используемым для работы в условиях агрессивной среды. В 2010 г. организация применила к их основной норме амортизации специальный коэффициент, который увеличил установленный показатель в 2 раза (пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Сумма амортизации по этим объектам составила 300 000 руб.;
2) суммы платежей (взносов) организации по договору добровольного страхования, заключенному в пользу своих работников со страховой организацией, имеющей лицензию на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации (п. 16 ст. 255 НК РФ).
Сумма по договору страхования составляет 7 000 000 руб. Для целей налогообложения в текущем периоде была взята сумма в размере 800 000 руб.
При формировании декларации по налогу на прибыль за 2010 г. организация заполнила Приложение к налоговой декларации, отразив в нем названные расходы:
Код вида дохода |
Сумма, руб. |
Код вида расхода |
Сумма, руб. |
- |
- |
670 |
300 000 |
- |
- |
810 |
800 000 |