Прежде всего определим, что представляет собой договор транспортной экспедиции и чем он отличается от других договоров.
По договору экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза. Причем он вовсе не обязан перевозить груз лично, а может лишь организовать перевозку. То есть экспедитор не обязательно должен быть и перевозчиком, он может нанять для перевозки третье лицо, действуя как от своего имени, так и от имени заказчика (Пункт 1 ст. 801 ГК РФ).
Однако не надо путать договор транспортной экспедиции с посредническим (договором поручения, комиссии или агентским договором) (Пункт 1 ст. 971, п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Ведь посредник, как правило, лишь берется найти для доверителя покупателя или продавца товаров и заключает с ним сделки, но сам услуги доверителю оказывает крайне редко.
В то же время нельзя приравнять договор транспортной экспедиции и к договору перевозки. Ведь предмет договора перевозки - исключительно доставка груза (Пункт 1 ст. 785 ГК РФ). А транспортная экспедиция подразумевает оказание услуг, связанных с перевозкой груза. А это не только доставка груза, но и другие услуги, необходимые для его доставки, в частности:
- оформление документов на груз;
- прохождение таможенных процедур;
- уплата таможенных пошлин и сборов;
- упаковка груза;
- погрузка и разгрузка;
- проверка количества и состояния товара после погрузки-разгрузки;
- хранение товаров;
- получение груза.
Именно поэтому транспортная экспедиция - самостоятельный вид договора, несмотря на его схожесть с другими. Он регулируется отдельной главой ГК РФ (Глава 41 ГК РФ). Дополнительно транспортно-экспедиционная деятельность регулируется отдельным Законом (Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"), предусматривающим, в частности, специальные документы, которые должен составлять экспедитор (Пункт 2 ст. 2, п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ):
- поручение экспедитору - "дополняет" договор, содержит условия выполнения услуг экспедитором;
- экспедиторская расписка - составляется при получении груза, подтверждает, что груз экспедитором получен для перевозки;
- складская расписка - составляется при получении груза на ответственное хранение.
Формы и Порядок оформления этих документов утверждены Минтрансом России (Пункт 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554; Приложения к Приказу Минтранса России от 11.02.2008 N 23).
Таким образом, договор транспортной экспедиции нельзя приравнять к какому-нибудь договору, он уникален.
Договоры транспортной экспедиции, по которым экспедитор только доставляет груз или только находит непосредственных перевозчиков, заключают редко. Гораздо чаще экспедитор оказывает заказчику дополнительные услуги, например производит погрузку, оформляет документы и т.п. И как раз в этом случае налоговики начинают трактовать такой договор так, как им удобно.
Международная экспедиция для экспедитора до и после 2011 г.
Так, при международных перевозках налоговики часто называли договор транспортной экспедиции посредническим. И на этом основании отказывали в применении ставки 0% (Пункт 1 ст. 156 НК РФ; Письма Минфина России от 12.05.2011 N 03-07-08/147, от 18.03.2011 N 03-07-08/74, от 18.03.2009 N 03-07-08/58; Письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139247).
С этого года в НК РФ прямо указано, что услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, облагаются НДС по ставке 0% (Подпункт 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Однако не все услуги, оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, облагаются по ставке 0%. Перечень этих услуг дан в НК РФ, и он закрытый. И только по ним экспедитор может применять ставку 0%. Кроме того, не забудьте собрать необходимый пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки (Статья 165 НК РФ).
Но учтите: контролирующие органы настаивают на том, что по нулевой ставке облагаются только услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции. И формально для этого есть повод, это следует из самой нормы НК РФ. Если экспедитор произвел погрузочно-разгрузочные работы по отдельному договору, то по ним нельзя применить ставку 0% (Письма Минфина России от 29.07.2011 N 03-07-08/244, от 13.05.2011 N 03-07-08/148). Иную точку зрения вам придется отстаивать в суде.
Что касается транспортно-экспедиторских услуг, которые вы оказывали до 01.01.2011, то здесь возможны проблемы. В ранее действовавшей редакции ст. 164 НК РФ прямого указания на то, что такие услуги облагаются НДС по ставке 0%, не было. Сам же договор международной экспедиции, как мы уже сказали, налоговики рассматривали как посреднический.
Но суды обычно поддерживали экспедиторов, указывая на то, что договор транспортной экспедиции - это самостоятельный вид договора и экспедиторские услуги, оказываемые в отношении экспортируемых товаров, облагаются НДС по ставке 0%, даже если они оказаны до 01.01.2011 (Постановления ФАС МО от 15.02.2008 N КА-А41/262-08, от 22.01.2008 N КА-А41/14327-07; Решение АС г. Москвы от 04.05.2008 по делу N А40-53580/07-104-296).
"Внутренняя" экспедиция для экспедитора
Когда речь идет о внутренних перевозках, контролеры, наоборот, утверждают, что экспедитор посредником быть не может. И настаивают на включении в налоговую базу по НДС всех денег, полученных от заказчиков, в том числе подлежащих перечислению третьим лицам - непосредственным исполнителям услуг, а не только части, составляющей вознаграждение экспедитора (Пункт 1 ст. 156 НК РФ).
Поэтому для того, чтобы не спорить с налоговиками по поводу налоговой базы по НДС, вместо договора транспортной экспедиции лучше заключить посреднический договор, если вы:
- оказываете экспедиторские услуги на территории РФ;
- все услуги для ваших заказчиков непосредственно выполняют третьи лица (вы сами ничего не перевозите, не грузите).
Тогда исчислять НДС, и без споров, вы будете только со своего вознаграждения. А счета-фактуры на стоимость перевозки и других сопутствующих услуг, полученные от непосредственных исполнителей, вы будете перевыставлять своим заказчикам (Пункты 3, 11, 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914; п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/85@).
Если же часть услуг вы оказываете сами, а для каких-то привлекаете третьих лиц - заключите отдельные договоры:
- транспортной экспедиции - на услуги, оказываемые вами;
- посреднический - на услуги, оказываемые третьими лицами.
Так вы избежите ненужных споров с контролирующими органами.
Если на все услуги уже заключен договор транспортной экспедиции, то в случае спора вам надо будет доказать, что по всем или каким-то отдельным услугам, оказываемым в рамках договора, вы выступаете как посредник, то есть:
- сами услуги не оказываете, а только находите лиц, которые это сделают, и получаете за это вознаграждение (оно должно быть указано в договоре);
- все затраты по этим услугам несет заказчик.
В этом случае в суде у вас есть шанс доказать, что вы должны исчислять НДС лишь с вознаграждения (Постановления ФАС СЗО от 22.10.2009 по делу N А56-55513/2008; ФАС ЦО от 03.09.2009 по делу N А54-1111/2008С18; Девятнадцатого ААС от 19.10.2010 по делу N А36-2127/2010; Двадцатого ААС от 26.03.2010 по делу N А54-3115/2009С4).
Экспедиция для заказчика
Если вы заказываете международную перевозку, облагаемую НДС по ставке 0%, то заявлять к вычету вам нечего, в выставленном счете-фактуре налог будет равен нулю.
По "внутренней" же экспедиции вы получите от экспедитора:
(или) единый счет-фактуру на всю стоимость оказанных услуг (Статьи 168, 169 НК РФ);
(или) перевыставленные счета-фактуры третьих лиц и счет-фактуру экспедитора на сумму его вознаграждения (Пункт 1 ст. 156, ст. 169 НК РФ; п. п. 3, 11, 24 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914; п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/85@).
С тем, что экспедитор вправе перевыставлять счета-фактуры по услугам, которые непосредственно оказаны третьим лицам, не спорит и Минфин (Письма Минфина России от 14.11.2006 N 03-04-09/20, от 30.03.2005 N 03-04-11/69).
* * *
Чтобы было меньше споров по транспортно-экспедиторским услугам, четче формулируйте условия договора. Тогда, даже если спор дойдет до суда, договор будет отличным доказательством вашей правоты. Ведь не стоит забывать, что дело не в названии договора, а в его сути.
Источник: "Главная книга" № 21 от 21.10.2011 г.
Автор: Е.А.Федорцова