Пути обхода налогового законодательства ищут не только отдельные налогоплательщики. У некоторых инспекторов - свои "серые" схемы. Об одних нам рассказали читатели, на другие жалуются посетители бухгалтерских форумов. Мы предупредим вас о возможном развитии событий, а также расскажем, как не попасть в подобные ситуации и как быть, если вы все-таки в них оказались.
Инспектор просит вас еще раз сдать вовремя представленную декларацию, убеждая, что это в ваших же интересах.
Цель 1. Продлить камералку еще на 3 месяца
В инспекции не успели в срок закончить камеральную проверку декларации с НДС к возмещению.
Инспектор просит сдать еще раз декларацию с теми же данными, но как уточненную (то есть то, что это уточненка, будет следовать только из номера корректировки на титульном листе). Таким образом он получит еще 3 месяца на ее проверку (Пункт 9.1 ст. 88 НК РФ). Соответственно, на 3 месяца откладывается и решение о возврате денег, и начисление процентов, если инспекция не вернет деньги в срок (Пункт 2 ст. 88 НК РФ). Объяснить, почему это в ваших интересах, инспектор может по-разному:
(или) "по-хорошему". Чиновник утверждает, что претензий к декларации нет, инспекция готова вернуть вам налог, просто нужно еще время на некие формальности, без выполнения которых в возврате денег, увы, придется отказать. К примеру, необходимо дождаться результатов встречных проверок - без них, дескать, внутренние правила запрещают инспекторам возвращать деньги, и без уточненки они все равно откажут по надуманному поводу;
(или) "по-плохому", угрожая за что-нибудь оштрафовать и предлагая "обменять" этот штраф на подачу вами уточненки.
Предсказать, выполнят ли свои обещания налоговики, сложно. Вероятность того, что инспекция откажет в возмещении НДС, даже если вы согласитесь на ее условия, остается всегда. Равно как и вероятность того, что налоговики не откажут по надуманной причине, если подавать уточненку вы не станете.
Ваши действия. Решать вам. В случае отказа возместить НДС на судебные разбирательства наверняка уйдет больше 3 месяцев. Между тем проценты за просрочку возврата денег весьма невелики, в отличие от судебных издержек. Так что соглашаться на подачу уточненки имеет смысл, если вы уверены, что придраться налоговикам не к чему, и вы готовы повременить с возвратом налога.
Если же у вас есть обстоятельства, которые инспекция может обнаружить за дополнительные 3 месяца проверки, расценить их как нарушения и собрать по ним доказательства, то соглашаться на подачу уточненки не надо. Ведь в суде легче оспорить необоснованный отказ, чем отказ по причине доказанных нарушений.
Цель 2. Оштрафовать за вовремя сданный отчет
Вы представили декларацию вовремя, но с ошибками в оформлении (что-то неправильно указали на титульном листе, забыли сдать какой-то лист декларации). Когда крайний срок сдачи этой декларации истек, инспектор объявил, что вашу декларацию нельзя считать сданной из-за ошибки в оформлении и поэтому вам необходимо сдать ее заново как первичную. Метод убеждения весьма действенный - обещание заблокировать счет за непредставление декларации (Пункт 3 ст. 76 НК РФ).
Ваши действия. Хотя блокировку счета из-за ошибок в декларации суды признают неправомерной (Постановления ФАС ВСО от 21.12.2005 N А33-12414/05-Ф02-6442/05-С1; ФАС СЗО от 28.10.2008 по делу N А05-4850/2008; ФАС ВВО от 22.02.2007 по делу N А82-4019/2006-99), это не тот случай, когда стоит обращаться в суд, - работающий счет важнее. Поэтому декларацию лучше представить.
Но не соглашайтесь на требование налоговиков сдать ее заново как первичную. Ведь она поступит к налоговикам с опозданием, и это даст инспекции повод оштрафовать вас за пропуск срока ее сдачи. Конечно, штраф можно будет оспорить в суде, представив доказательства того, что первоначально декларация была подана вовремя. Однако лучше до суда дело не доводить и подать декларацию как уточненную. Единственное неудобство в этом случае - ее камеральная проверка начнется заново (Пункт 9.1 ст. 88 НК РФ).
Цель 3. Скрыть потерю отчета инспектором
Инспектор сообщает вам об этом и просит сдать декларацию повторно как уточненную или даже как первичную.
Ваши действия. Несмотря на то что вы вправе проигнорировать просьбу налоговиков, лучше принести им декларацию. В ином случае данные из потерянного отчета не попадут в вашу карточку расчетов с бюджетом. Однако сдавать ее заново как первичную или как уточненную не нужно.
Отдайте налоговикам копию потерянной ими декларации:
(или) с отметкой налоговиков о приеме;
(или) с приложением почтовой квитанции, если вы сдавали ее по почте.
Справедливости ради скажем, что, когда налоговая теряет документы, она чаще просит принести их копии, а не сдавать еще раз.
Совет
Если ваша инспекция склонна терять декларации, переходите на "электронку". Ведь потерять электронную отчетность, сданную по ТКС, невозможно.
Из инспекции в компанию приходит конверт, а в нем ничего нет либо лежат чистые листы, какие-то непонятные документы, а может быть, даже поздравительная открытка. Пожав плечами и подумав что-нибудь вроде "совсем в налоговой перегрелись", вы отправляете странное послание в корзину.
А спустя некоторое время инспекция:
(или) блокирует счет и списывает с него деньги в связи с неисполнением требования об уплате налоговой задолженности;
(или) отказывает в возмещении НДС по декларации в связи с непредставлением документов, запрошенных для камеральной проверки;
(или) штрафует за непредставление документов по требованию, которое вы не получали;
(или) приглашает на рассмотрение материалов проверки, не вручив вам акт.
Нужно ли говорить, что ничего из этого вы не получали и поэтому не могли предпринять необходимые для защиты ваших интересов действия? Тем не менее у инспектора есть квитанция об отправке вам письма, а также уведомление о его вручении.
Ваши действия. Получив подозрительное письмо из инспекции, не выбрасывайте ни конверт, ни его содержимое. Дальше необходимо:
- зафиксировать отсутствие вложений в конверт или его реальное содержимое. Это может пригодиться для того, чтобы оспорить дальнейшие действия налоговой инспекции.
Составьте акт о вскрытии конверта и о его содержимом, но не в одиночку, а вместе со свидетелями. Составьте также письменный запрос в налоговую: выразите уверенность, что произошла ошибка и в конверт просто забыли вложить какой-то документ, и попросите объяснить, какой именно. Приведите все "реквизиты" отправления: его почтовый идентификатор (это номер, который Почта России присваивает всем заказным и ценным письмам и по которому можно отследить их путь (это можно сделать на сайте Почты России russianpost.ru в разделе "Отслеживание почтовых отправлений")), даты отправки и получения.
Запрос незамедлительно отправьте в инспекцию. Впоследствии это поможет подтвердить, что вы получили именно то, что получили.
Совет
Всю корреспонденцию от налоговиков лучше вскрывать в присутствии почтового работника и вместе с ним сверять соответствие вложений описи. В случае расхождений сотрудник почты должен составить акт по форме 51-в (Пункт 4.4 Порядка приема, доставки и вручения внутренней посылочной почты, утв. Приказом ФГУП "Почта России" от 24.01.2007 N 28-п). В суде он будет более веским доказательством, нежели акт, составленный работниками компании и свидетелями;
- попытаться выяснить, что должно было быть в конверте. Не исключено, что пустой конверт - не злой умысел, а просто ошибка. Для этого позвоните в инспекцию.
Ошибку в вашей декларации (в том числе и ту, которую при желании вы сможете оспорить в суде) налоговики нашли уже после того, как истек срок ее камеральной проверки. И теперь хотят пересчитать ваши налоги за один или несколько прошлых периодов без проведения выездной проверки.
Это может произойти в результате, например:
- проверки, проведенной в вашей инспекции вышестоящим УФНС, которое дало указание устранить "недоработки";
- выявления в текущей декларации длящейся ошибки (к примеру, вы изначально неправильно определили первоначальную стоимость объекта ОС и несколько лет неправильно считали амортизацию);
- безалаберности инспектора, у которого только сейчас дошли руки проверить вашу отчетность.
Разумеется, если налоговикам точно известна сумма выявленной ими "недоимки", то они, не исключено, просто спишут ее по инкассо, не проводя никакой проверки. Однако в некоторых случаях эту сумму инспектор сам рассчитать не может, поскольку не имеет необходимых данных (к примеру, если обнаружит, что фирма по каким-то причинам не восстановила НДС при переходе на спецрежим). Тогда он предлагает урегулировать вопрос "в мирном порядке": вы добровольно сдаете уточненку, доплатив налог и пени и тем самым избежав штрафа. В ином случае обещает выездную проверку, при которой доначисления будут больше.
Ваши действия. Прежде всего, оцените:
- само нарушение: велика ли вероятность отбиться от доначислений и штрафа путем досудебного обжалования или в суде;
- реальность угрозы:
- достойны ли нарушения выездной проверки, с которой инспектор не вправе вернуться без определенной суммы доначислений. Сколько сейчас требуют от инспекторов в вашем городе, вы можете узнать от знакомых вам коллег, недавно переживших выездную проверку;
- подпадаете ли вы под выездную проверку исходя из Критериев отбора (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).
Очевидно, не стоит идти на сделку с инспектором, если судебная практика в вашу пользу, а вероятность назначения выездной проверки исключительно из-за этого нарушения невелика. Если же, наоборот, арбитраж на стороне налоговиков и сумма требуемой ими недоимки значительна, то безопаснее ее погасить.
Инспектору нужно от вас что-то, что вы представлять или делать не обязаны. Чтобы добиться своего, он по надуманным причинам либо вовсе без объяснения причин отказывает вам в чем-то, что нужно от инспекции вам. О чем идет речь? К примеру, налоговики:
(или) отказываются выдавать вам справку о состоянии расчетов с бюджетом, справку о банковских счетах, пока вы:
- не сдадите налоговикам документы, представление которых необязательно, но они пригодились бы инспекции: прогнозы налоговых поступлений от вашей компании, объяснение низкой налоговой нагрузки, письменные обоснования убытка, больших вычетов по НДС, низких зарплат и т.п.;
- не уберете из декларации убыток или НДС к возмещению либо не представите новое штатное расписание с увеличенными зарплатами;
(или) отказываются выдавать вам выписку из ЕГРЮЛ или регистрировать ККТ, пока вы:
- не зарегистрируетесь по фактическому адресу или не принесете документы на адрес своей регистрации (договор аренды, например) и т.п.;
- не приведете директора с паспортом для проверки его "реальности";
(или) отказываются принимать бумажную отчетность, подтверждать получение отчетности (это может потребоваться для кредита или для участия в тендере) или разносить ваши платежи и данные деклараций, пока вы не перейдете на сдачу электронной отчетности по ТКС, причем иногда - только через названного инспектором оператора;
(или) отказываются принимать сдаваемую с опозданием бумажную отчетность, пока к ним не явится директор и не распишется в протоколе о наложении административного штрафа.
Тот факт, что инспекция обязана сделать что-то в силу закона в определенные сроки, налоговиков порой не останавливает. Ведь ответственности для них за невыполнение своих обязанностей на деле нет.
А в суд с обжалованием бездействия инспекции (за взысканием убытков и т.п.) обращаются единицы: большинству важнее спокойная жизнь и хорошие отношения с налоговой.
Ваши действия. Чтобы предотвратить такой шантаж, сведите личное общение с инспекцией к минимуму, в частности:
- все бумажные документы отправляйте почтой - это исключит необоснованные отказы их принять;
- переходите на электронную отчетность;
- общайтесь с налоговиками письменно - по почте или, когда это возможно, через спецоператора. Отказать в ответе на письменное обращение инспекторам сложнее, поскольку в этом случае есть доказательство того, что инспекция его получила. И они понимают, что их бездействие может быть обжаловано в суд или в УФНС, а также в прокуратуру (Статья 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"; ст. ст. 169, 286 УК РФ). Кстати, жалобами в региональное управление пренебрегать не стоит: ведь его сотрудникам тоже нужно выполнять план по найденным у подопечных инспекций нарушениям.
А в ответ на устный отказ вы можете потребовать у сотрудника инспекции, чтобы он составил письменный отказ и указал в нем дату, свои фамилию и должность. Иногда такого требования достаточно, чтобы он выполнил свою обязанность.
Инспекция:
(или) вызывает вас для "урегулирования налоговой задолженности", о которой вы и слыхом не слыхивали;
(или) приглашает на беседу "о налоговой нагрузке", "об уровне зарплат" и т.п.
Когда напуганный пристальным вниманием инспекции либо наличием непонятно откуда взявшихся налоговых долгов директор (или вы по его поручению) приходит в инспекцию, выясняется, что истинная причина вызова другая:
(или) инспектор требует от вас чего-то, что вы делать не должны (см. раздел "Налоговый" шантаж");
(или) инспектор пропустил срок направления вам документа, от которого зависит возможность взыскания налога, - требования об уплате задолженности. Теперь налоговики намерены предложить вам подписать уведомление о его вручении задним числом.
Чтобы вы не смогли отказаться от предложения, вас могут и попугать - к примеру, сообщат о якобы имеющемся заявлении вашего работника о том, что вы платите черную зарплату, либо пообещают блокировать счет до бесконечности по выдуманным причинам.
Ваши действия. Когда инспекция вызывает вас официально, прислав повестку, то в случае неявки она может и оштрафовать. А вот вызов по телефону можно и проигнорировать. Если же вам спокойнее знать, зачем вас вызывают в инспекцию, - идите. Однако пойти туда лучше с юристом. Выполнять ли озвученное на встрече требование налоговиков - решать вам с директором. Но имейте в виду, что если вы однажды пойдете на поводу у инспекции, то, скорее всего, придется и в будущем являться туда по первому требованию, составлять необязательные отчеты и подписывать все, что попросят, и задним числом.
Предупреждаем руководителя
Когда налоговая вызывает по странному поводу, лучше идти туда с юристом. Во-первых, настоящая причина вызова может оказаться вовсе не той, что указана в повестке. Во-вторых, инспекторы могут устроить "допрос с пристрастием", давить на психику, требуя подписать какие-то бумаги задним числом или сделать еще что-то не в пользу компании.
Для справки
Инспекция вправе вызывать представителей компании:
- для дачи пояснений по исполнению компанией налогового законодательства (Подпункт 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). За неявку инспекция может через суд оштрафовать проигнорировавшее вызов должностное лицо на сумму от 2000 до 4000 руб. (Часть 1 ст. 19.4 КоАП РФ);
- как свидетелей (Статья 90 НК РФ). Если лицо вызвано по делу о налоговом правонарушении, то за неявку предусмотрен штраф - 1000 руб. (Статья 128 НК РФ).
После того как истечет срок, указанный в требовании на уплату налога, у инспекторов есть 2 месяца, чтобы вынести решение о взыскании недоимки с расчетного счета (Пункт 3 ст. 46 НК РФ). Если инспекция не уложится в этот срок, то по НК РФ ей остается только идти за недоимкой в суд. Очевидно, это намного сложнее и дольше, чем просто списать требуемую сумму со счетов компании. Поэтому инспекции пытаются восстановить пропущенный срок на бесспорное списание. Делают они это, выставляя новое требование. Но, поскольку то же самое требование еще раз направить нельзя, налоговики присылают его как уточненное: к указанной в первоначальном требовании недоимке они добавляют сумму накапавших на нее с тех пор пеней. Или же под видом уточненного присылают "сводное", в котором собраны суммы из нескольких разных требований, а возможно, и уже просроченная к взысканию недоимка или пени на нее.
Прислать уточненное требование инспекция может и с другой целью - чтобы исправить свою ошибку в требовании первоначальном.
НК РФ действительно позволяет налоговикам выставлять требования-"уточненки". Однако совсем в других случаях - когда после направления первоначального требования налоговая обязанность налогоплательщика изменилась (Статья 71 НК РФ). Например, если задним числом изменился закон или если налогоплательщик представил уточненную декларацию (Постановления ФАС МО от 20.08.2007, 27.08.2007 N КА-А40/8251-07; ФАС ЗСО от 23.01.2007 N Ф04-9174/2006(30338-А03-31)).
Ваши действия. Получив такое требование, сразу же обжалуйте его в суде, попросив арбитраж заодно принять обеспечительные меры в виде запрета на блокировку счетов и списания с них спорной суммы (Статьи 90 - 92 АПК РФ). В заявлении укажите, что дополнительные пени на не погашенную в срок недоимку не приводят к изменению налоговой обязанности (Постановления ФАС МО от 20.10.2010 N КА-А40/12396-10; ФАС СЗО от 25.09.2009 по делу N А56-15834/2008), а значит, инспекция прислала не уточненное требование, а по сути повторное - по тому же налогу и за тот же период. А такие требования суды давно признают недействительными (Постановления ФАС ЗСО от 21.09.2009 N Ф04-5818/2009(20270-А45-15); ФАС МО от 29.07.2009 N КА-А40/7060-09).
Ошибку в первоначальном требовании суды также не считают основанием для направления уточненного требования (Постановление ФАС ЗСО от 27.04.2009 N Ф04-2431/2009(5223-А46-14)).
* * *
Есть мнение, что заставить инспекцию соблюдать закон можно только одним способом - обжаловать любое ее незаконное действие (бездействие) во всех возможных инстанциях - от УФНС до прокуратуры и суда, добиваться личной ответственности для инспекторов, взыскивать с налоговиков проценты, убытки, судебные расходы, компенсацию морального вреда (Постановление Семнадцатого ААС от 17.03.2011 N 17АП-13124/2010-АК)... Но на практике неуступчивую компанию вполне могут задушить необоснованными блокировками, проверками и взысканиями. Так что взаимоотношения с налоговой требуют от бухгалтера гибкости и терпения.
Примечание
Многие из рассмотренных дальше ситуаций могут возникнуть и при камеральных, и при выездных проверках. А когда дело будет касаться лишь какого-то одного вида проверок, мы оговорим это особо.
Фиктивные результаты встречных проверок
Инспекция снимает вычеты по НДС или расходы по налогу на прибыль из-за того, что ваш контрагент:
(или) не находится по юридическому адресу;
(или) не представил запрошенные для "встречки" документы;
(или) на допросе заявил, что не заключал сделок с вашей компанией.
Рассказываем руководителю
Если в компании в скором времени ожидается проверка, руководителю имеет смысл лично ознакомиться с нашей статьей, чтобы он был морально готов к уловкам налоговиков и заранее понимал, как лучше действовать.
Поэтому налоговики утверждают, что отраженных в вашем учете сделок с этим контрагентом у вас на самом деле не было, а значит, ваши вычеты и расходы - липовые. Но вы-то знаете, что и продавец, и товары были настоящими.
Ваши действия. Проведите свою "встречную проверку", поскольку липовыми могут оказаться доказательства инспекции. Не исключено, что фирма-поставщик жива-здорова и ее директор готов явиться в инспекцию, подтвердить реальность поставки и представить все подтверждающие ее документы. Однако никакого запроса не получал и с инспекторами не общался. Например, потому, что инспекция:
(или) направила запрос на адрес, по которому он не находится;
(или) направила запрос, но он его не получил. Между тем налоговики сочли его полученным на 7-й рабочий день (Пункт 4 ст. 93.1, п. 1 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ) и, не получив в установленный срок ответа, просто сделали вывод об отсутствии фирмы по этому адресу или о том, что она однодневка;
(или) не направляла запрос вовсе.
Подмена требования уведомлением
Инспекция запрашивает у вас документы, направив вам не требование по утвержденной ФНС форме (Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@), а уведомление (еще оно может называться сообщением, запросом). По содержанию это то же самое требование, только озаглавлено иначе.
Скорее всего, инспекции необходимо получить от вас какие-то документы, потребовать которые ей не позволяет закон, или расчеты, составление которых не предусмотрено НК РФ. Инспекторы это понимают и пытаются получить их, просто назвав требование иначе - авось бухгалтер не заметит.
Ваши действия. Не торопитесь сдавать бумаги. Сначала проверьте по НК РФ, обязаны ли вы их представлять.
И если сдавать такие документы вы не обязаны, то напечатанному в уведомлении предупреждению об ответственности грош цена. Не хотите - не сдавайте. Вряд ли налоговики попытаются оштрафовать вас, если вы просто проигнорируете их уведомление.
Подмена акта проверки или доказательств после ваших возражений
Изучив акт проверки и приложенные к нему материалы, вы обнаруживаете в них несоответствия, противоречия, нарушения процедуры получения доказательств и прочие нестыковки. К примеру, изложенные в акте факты противоречат представленным инспекцией доказательствам. Или из протокола допроса свидетеля видно, что его проводил инспектор, не включенный в группу проверки, да и было это задолго до ее начала.
Вы указываете на это в своих возражениях и на рассмотрении материалов проверки заявляете, что такой акт или такие доказательства не могут быть основанием для доначисления налогов и пеней и привлечения к ответственности (Пункт 4 ст. 101 НК РФ).
Тем не менее такое решение инспекция выносит. Вы его обжалуете, а в суде обнаруживаете, что все свои промахи в акте и доказательствах налоговики исправили задним числом (например, заменили листы в акте, на которых нет вашей подписи, заново допросили свидетелей). И "правильные" акт и материалы проверки принесли в суд - как будто они такими и были с самого начала.
Ваши действия. Представьте в суде свой экземпляр акта. Укажите, что его исправление после рассмотрения материалов проверки лишило вас возможности представить возражения на новый, измененный акт, который вам не вручили. Это нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, и оно является основанием для отмены судом решения по ее итогам (Пункт 14 ст. 101 НК РФ). Именно к такому выводу недавно пришел ФАС ЗСО, отметив, что процедуру рассмотрения материалов проверки инспекция использовала не для установления фактических обстоятельств дела и учета возражений фирмы, а для устранения нарушений, допущенных проверяющими в ходе проведения проверки (Постановление ФАС ЗСО от 21.01.2011 по делу N А45-4743/2010).
Совет
Упоминание обо всех промахах, допущенных в акте и приложенных к нему доказательствах, которые инспекторы теоретически могли бы исправить задним числом, лучше приберечь до суда, а на рассмотрении материалов проверки на них не указывать. Ведь налогоплательщик, не представивший возражения по акту проверки, вправе заявить эти доводы в судебном заседании (Пункт 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).
Подмена причин для доначислений после рассмотрения материалов проверки
После представления вами разгромных возражений на акт проверки инспекция не заменила акт или доказательства, а указала в решении такие правонарушения и их обстоятельства, которых не было в акте.
Ваши действия. Смело идите в суд. Указание в решении по итогам проверки не отраженных в акте правонарушений и их обстоятельств суды рассматривают как причину признать решение незаконным (Постановления ФАС ПО от 30.11.2010 по делу N А55-9792/2010; ФАС ЦО от 08.10.2010 по делу N А09-870/2010; ФАС УО от 19.04.2010 N Ф09-2458/10-С3; ФАС ВСО от 31.01.2008 N А19-7282/07-57-Ф02-9683/07; ФАС ДВО от 22.12.2008 N Ф03-5684/2008).
Подмена решения
В решении по итогам проверки инспекция допустила промахи, которые могут привести к признанию его незаконным (к примеру, оно подписано не тем должностным лицом инспекции, которое рассматривало материалы проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 4903/10), или в нем неверно квалифицировано правонарушение). На что вы и указали, оспаривая решение в арбитражном суде.
Однако суду инспекторы представили исправленное решение (в приведенном примере - добавили в него подпись того, кто рассматривал материалы проверки, переписали формулировки), просто заменив имевшийся у них экземпляр. Налоговики заявляют, что ваш экземпляр - черновой и был вручен вам по ошибке.
Ваши действия. Передайте суду заявление о фальсификации инспекцией доказательства (Пункт 1 ст. 161 АПК РФ) и настаивайте на том, что, раз правильное решение в течение 5 рабочих ( Пункт 6 ст. 6.1 НК РФ) дней с момента его вынесения не было вручено налогоплательщику, значит, оно недействительно (Пункт 9 ст. 101 НК РФ).
Подмена экспертизы отчетом специалиста
В ходе проверки инспекторы вправе проводить экспертизу (Пункт 1 ст. 95 НК РФ). Чаще всего это экспертиза почерковедческая. Инспекторы таким образом доказывают, что полученные вами счета-фактуры и "расходная" первичка подписаны вовсе не законными представителями ваших контрагентов, а некими неустановленными лицами. И на этом основании отказывают в вычетах и снимают налоговые расходы.
Процедура назначения и проведения экспертизы сложная. Инспекция обязана обеспечить участие в ней представителей проверяемого налогоплательщика, которые при этом обладают довольно широкими правами (Пункты 6, 7, 9 ст. 95 НК РФ): от отвода эксперта, которого выбрала инспекция, до постановки эксперту своих вопросов и требования повторной экспертизы.
Чтобы избежать этих сложностей, налоговики заменяют экспертизу другой предусмотренной НК РФ процедурой - привлечением специалиста (Пункт 1 ст. 96 НК РФ). Она не требует ни участия налогоплательщика, ни даже уведомления его о том, что к проверке привлечен специалист.
В результате о том, что подписи на представленных вами документах почерковед счел фальшивыми, вы узнаете только из акта проверки.
Ваши действия. Если в акте проверки фигурирует заключение специалиста, заявите в суде, что это недопустимое доказательство. Ведь экспертиза должна назначаться по правилам НК РФ и заключение может дать только эксперт. Специалист же никаких заключений не составляет. Он лишь помогает инспекторам в проведении конкретных действий, например в замерах помещений (Пункт 1 ст. 96, ст. 95 НК РФ).
Многие суды полученное таким образом доказательство несоответствия подписей расценивают как недопустимое и отменяют доначисления (Пункт 14 ст. 101 НК РФ; п. 3 ст. 64 АПК РФ; Постановления ФАС СЗО от 29.10.2009 по делу N А56-58081/2008; ФАС УО от 27.07.2009 N Ф09-5320/09-С3; ФАС ЗСО от 27.07.2009 N Ф04-4105/2009(10368-А03-49)).
Подмена допроса в инспекции допросом в правоохранительных органах
Изучая приложенные к акту материалы проверки, вы обнаруживаете протокол допроса свидетеля, который провели правоохранительные органы, причем, возможно, еще до начала проверки либо уже после ее окончания.
Дело в том, что налоговики, чтобы не утруждать себя при каждой проверке розыском, вызовом и допросом свидетеля, могут воспользоваться результатами его допроса, однажды проведенного сотрудниками ОВД.
Ваши действия. Заявите в суде, что такой протокол допроса не является допустимым доказательством. Чтобы добытые полицейскими сведения стали доказательством по делу о налоговом правонарушении, инспекция должна получить их заново, в ходе собственного допроса, проведенного:
- по правилам НК РФ (Статья 90 НК РФ);
- в рамках проводимой у вас налоговой проверки;
- с оформлением протокола по утвержденной ФНС форме (Приложение N 3 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@).
Без этого информация, полученная силовиками в ходе допроса, не может быть доказательством по делу о налоговом правонарушении (Постановления ФАС СЗО от 21.05.2009 по делу N А42-5547/2008; ФАС МО от 09.07.2010 N КА-А40/7116-10, от 30.06.2010 N КА-А40/6508-10, от 27.01.2010 N КА-А4041/15360-09, от 28.04.2009 N КА-А40/2372-09, от 05.06.2009 N КА-А40/3497-09; ФАС ВСО от 06.11.2008 N А19-4756/08-50-Ф02-5440/08).
Отложите этот довод до суда. В возражениях на акт проверки его упоминать не стоит, иначе налоговики назначат дополнительные мероприятия налогового контроля и допросят свидетеля до вынесения решения по итогам проверки (Пункт 6 ст. 101 НК РФ).
Инспектор предпочел честно объявить свои цели и предложил бухгалтеру и (или) руководству фирмы "взаимовыгодную" сделку.
Инспектор-"камеральщик" просит перенести вычеты по НДС или расходы на будущее
Проводящий камеральную проверку инспектор настоятельно просит подать уточненную декларацию и перенести на следующий период вычеты по НДС или расходы:
(или) которые он не успел проверить до окончания срока проверки (к примеру, при камералке декларации с НДС к возмещению не получил еще ответа по встречным проверкам);
(или) чтобы в декларации не было возмещения НДС или "налогового" убытка;
(или) чтобы доля вычетов НДС не превышала установленный налоговиками критический предел в 89% от суммы начисленного с налоговой базы налога за 12 месяцев (Пункт 3 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).
Ваши действия. Не стоит так делать, если речь идет о вычетах по НДС. Когда вы заявите их в декларации следующего периода, инспекторы могут сообщить вам, что вычет возможен только в том периоде, в котором получен счет-фактура (несмотря на то что ВАС РФ придерживается противоположной точки зрения (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 N 2217/10)). Да и Минфин России, который одно время был с переносом вычетов согласен (Письмо Минфина России от 01.10.2009 N 03-07-11/244), год назад передумал (Письмо Минфина России от 22.06.2010 N 03-07-08/186).
И вам все равно придется с инспекцией судиться. Конечно, многие бухгалтеры в такой ситуации предпочитают пойти на небольшую хитрость и стряпают подтверждение получения счета-фактуры в нужном периоде, отправляя самим себе от имени контрагента конверт. Но это возможно, только если контрагент находится в том же городе, что и вы.
План по доначислениям руками бухгалтера
Проводящий выездную проверку инспектор предлагает вам в обмен на обещание дальше не "копать":
(или) самостоятельно придумать какое-либо нарушение;
(или) "выбросить" счета-фактуры или "расходные" первичные документы на определенную сумму;
(или) нарисовать безнадежно "кривые" счета-фактуры и первичку и заменить ими правильные;
(или) показать те налоговые нарушения, о которых вы сами знаете.
Ваши действия.
Шаг 1. Сообщите о предложении инспектора директору, обрисуйте ему возможные пути развития ситуации и перспективы для каждого из них. Подчеркните, что обещание не "копать" дальше может быть выполнено, а может и нет. Также нужно принять во внимание:
- есть ли у вас действительно пока не обнаруженные инспектором нарушения и насколько они серьезны;
- сколько времени осталось до конца проверки.
Так, если у вас есть другие, пока не обнаруженные проверяющими нарушения, которые в суде не отстоять, а времени до конца проверки еще много, то можно документы на нужную сумму и "выбросить" (положить их в надежное место, конечно же).
Шаг 2. Если директор решил согласиться на условия инспектора и "выбросить" счета-фактуры и расходные документы, лучше выбрать самые надежные счета-фактуры и накладные. Если инспектор не будет соблюдать вашу с ним договоренность, вы сможете представить их в суде или приложить к апелляционной жалобе в УФНС (вот, мол, нашлись!) (Пункт 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5; Постановление ФАС СЗО от 20.04.2010 по делу N А26-7230/2008; Определение КС РФ от 12.07.2006 N 267-О).
Шаг 3. После проверки обсудите с руководителем, будете ли вы сами соблюдать договоренность или же заявите собственноручно "выкинутые" суммы в декларациях за следующие периоды (Пункт 1 ст. 54 НК РФ) либо представите их в суде, оспаривая решение по проведенной у вас проверке.
Инспектор предлагает поторговаться
Найдя несколько нарушений, проверяющий начинает торговаться: "Мы уберем из акта вот эти нарушения и снизим штрафы, а вот по этим нарушениям вы не станете спорить и все заплатите в бюджет".
Ваши действия. Возьмите паузу и проверьте:
- судебную практику по тем эпизодам, которые инспектор считает нарушениями и готов убрать из акта. Велика вероятность, что это вовсе не нарушения и вам не составило бы труда отбить их в суде без сделок с инспекцией;
- наличие смягчающих оснований для уменьшения штрафа. Не исключено, что эти штрафы и так бы снизили - либо сама инспекция на рассмотрении материалов проверки, либо впоследствии суд (Статья 112, п. 3 ст. 114 НК РФ).
Инспекторы боятся, что им не хватит отведенного на выездную проверку времени, и стремятся втихую обнаружить нарушения до вынесения решения о проведении проверки (Пункт 2 ст. 89 НК РФ). В ходе официальной части проверки остается только собрать доказательства уже обнаруженных нарушений.
Вы в этом, очевидно, не заинтересованы: чем больше у проверяющих времени для проверки, тем больше нарушений - настоящих или мнимых - они могут найти. Помешать инспекторам вы не можете, главное для вас - не помогать им.
Как проводят ВНП до ее начала
Специальные отделы предпроверочного анализа и мониторинга затем в инспекциях и созданы, чтобы "выездники":
(или) выходили на проверку уже подготовленными, обладая информацией о возможных нарушениях;
(или) не выходили вовсе, если анализ не обнаружит признаков нарушений.
Однако работать эти отделы могут только с уже имеющимися у налоговиков данными. Заниматься сбором документов и доказательств вне проверок инспекции не вправе. Но пытаются это делать:
- требуя у вас:
- пояснения или документы по декларациям за прошедшие периоды, несмотря на то что сроки камералок по ним давно вышли. Формальным предлогом может стать "приведение в порядок карточек расчетов с бюджетом" или даже явно незаконная "камеральная проверка" старой декларации;
- документы в рамках встречной проверки вашего контрагента. Однако, связавшись с контрагентом, вы обнаруживаете, что никакой проверки у него не проводится;
- требуя у вашего контрагента документы и пояснения. Сообщить вам об этом может сам контрагент;
- проводя допросы свидетелей или используя результаты допросов, проведенных в рамках проверок других налогоплательщиков;
- запрашивая у вашего банка информацию об операциях за прошлые годы;
- проводя осмотр помещений, проверку остатков на складе и вызывая на допрос свидетелей в рамках камеральной проверки ваших текущих деклараций.
Конечно, узнать о том, что инспекция пытается получить информацию о вас от третьих лиц, вы можете только от них самих. Например, многие банки сообщают клиентам о подобных запросах из налоговой.
Совет
Такие запросы - верный признак надвигающейся выездной проверки, а значит, и повод подготовиться к ней: провести внутренний налоговый аудит, подчистить все "хвосты", получить недостающие документы и, если нужно, подать уточненки и заплатить недоимку и пени.
Ваши действия. Если помешать банку или контрагенту представить информацию до начала проведения у вас выездной проверки вы не можете, то не давать инспекции свои документы и информацию по необоснованным запросам - в ваших силах.
По этой же причине не стоит представлять налоговикам избыточно запрашиваемые ими документы и по текущим декларациям. Сейчас все сданные налогоплательщиками бумаги в инспекциях сканируют и заносят в общую базу, воспользоваться информацией из которой может любая инспекция. Налоговики ею и воспользуются - в будущем, когда соберутся к вам на выездную проверку. С этой же точки зрения лучше не представлять для встречных проверок целиком книги покупок и продаж - зачастую инспекции достаточно выписки из них по конкретному контрагенту (многие бухгалтерские программы позволяют сформировать из книг такую выборку). Тем более что представление документов на встречную проверку не спасет вас от необходимости еще раз сдать их при камеральной или выездной проверке (Пункт 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Если же вы знаете, что за интересующие инспекцию "старые" периоды у вас все чисто и придраться проверяющим будет не к чему, то рассмотрите возможность представления инспекции запрошенных ею пояснений и документов. Сняв возникшие у налоговиков вопросы, вы тем самым получаете шанс избежать выездной проверки.
Заранее проведенные инспекцией "встречки", допросы свидетелей до начала проверки, а также использование в качестве доказательств информации, полученной при проверке других налогоплательщиков, могут впоследствии сыграть против налоговиков. Для вас это шанс оспорить основанные на них доначисления в суде (См., например, Постановление ФАС МО от 31.01.2011 N КА-А40/17644-10-П). Вместе с тем успех не гарантирован - иногда суды все же соглашаются принять во внимание доказательства налоговых нарушений, полученные до начала выездной проверки (Постановления Четвертого ААС от 05.10.2009 N 04АП-3550/09; ФАС МО от 21.06.2010 N КА-А40/4744-10).
Как продолжают ВНП после ее окончания
К концу срока выездной проверки инспекторы покинули ваш офис. Однако справку об окончании проверки (Пункты 8, 15 ст. 89 НК РФ) выдать "забыли". А по истечении 2 месяцев, отведенных налоговикам на составление акта (Пункт 1 ст. 100 НК РФ), вам вручают вовсе не акт, а решение о приостановлении проверки, датированное днем незадолго до истечения ее срока.
"Забывая" выдать справку, инспекторы оставляют себе простор для маневров на случай, если уже в ходе составления акта обнаружится, что им еще нужно время для проведения каких-то контрольных мероприятий или сбора доказательств. Налоговики пользуются тем, что в НК РФ не указано, с какого момента вступает в силу решение о приостановлении проверки - с момента его вынесения или с момента вручения проверяемому лицу для ознакомления.
Ваши действия. Чтобы не оказаться в такой ситуации, по истечении срока выездной проверки письменно потребуйте справку о ее окончании. Отнесите запрос в канцелярию инспекции и получите отметку о приеме на копии. Если ставить отметку в инспекции откажутся, отправьте запрос по почте письмом с описью вложения. Поскольку выдать налогоплательщику справку в последний день проверки - обязанность инспекции (Пункт 15 ст. 89 НК РФ), то, скорее всего, справка тут же найдется.
Если же вы уже оказались в такой ситуации, то заявите в суде, что:
- приостановления фактически не было;
- доказательства, собранные инспекцией за пределами срока проведения проверки, являются недопустимыми, поскольку собраны с нарушением закона (Статьи 64, 68 АПК РФ; п. 4 ст. 101 НК РФ; Постановление ФАС МО от 26.11.2009 N КА-А41/12491-09-П).
Для справки
Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (Пункт 8 ст. 89 НК РФ). Он не может превышать 2 месяцев (Пункт 6 ст. 89 НК РФ), однако может быть продлен решением руководителя УФНС или его заместителя до 4 месяцев, а в исключительных случаях - до 6 месяцев.
* * *
Ради "дружеских отношений" с инспекцией бухгалтеры зачастую предпочитают выполнять даже незаконные ее требования. Как видим, эта лояльность впоследствии может сыграть против компании: излишне представляемые документы помогут провести значительную часть выездной проверки до ее формального начала, инспекция откажет в вычетах, перенесенных на будущее по ее же просьбе, "выездники" не оценят помощь в "поиске" нарушений и доначислят больше, чем обещали, и т.д.
Но и общаться с налоговиками строго "по протоколу" без ущерба для фирмы не всегда получается.
Поэтому решать, пойти ли в том или ином случае навстречу инспекции, должен директор. Не берите решение этого вопроса на себя, ваше дело - лишь обрисовать руководителю возможные последствия разных вариантов действий.