С 1 января 2009 г. у граждан, получающих стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) на своих детей, появилась новая возможность налоговой оптимизации. Если раньше данная льгота предоставлялась в равных размерах и отцу, и матери ребенка (в 2008 году - 600 руб., с 1 января 2009 г. - 1000 руб. на каждого из детей), то теперь один из родителей получил возможность отказаться от вычета в пользу второго, который в этом случае приобретает право на его получение в двойном размере.
Напомним, что данная льгота предоставляется за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный налоговым агентом нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 280 тыс. руб. До 2009 года, если гражданин не работал и не имел доходов, подлежащих обложению НДФЛ, данная льгота оставалась для него нереализованной.
Попытаемся разобраться, каким родителям нововведение оказалось выгодным. Что касается увеличения с 1 января 2009 г. размера вычета, то здесь все понятно: граждане, которые работают и получают при этом доход не более 280 тыс. руб. в год, приобрели ежемесячно на каждого ребенка лишних 52 руб. (0,13 x [1000 - 600]), или примерно 1,7 руб. в день, что не может не радовать. Далеко не так однозначно обстоит дело с возможностью одному из родителей увеличить размер вычета за счет второго.
Прежде всего отметим, что если и отец, и мать работают и имеют доход меньше 280 тыс. руб. в год каждый, то никакого смысла отказываться от права на вычет одному в пользу другого нет. Общая сумма налоговых льгот на семью в этом случае не изменится. Если же доход отца либо матери превысит упомянутое ограничение, то такому гражданину выгоднее отказаться от вычета в пользу другого родителя, в результате чего реальные доходы семьи возрастут на 130 руб. на каждого ребенка начиная с месяца, когда доход более высокооплачиваемого родителя превысит 280 тыс. руб.
Неужели законодатели хотели улучшить материальное положение семей, в которых один из родителей имеет высокие доходы? По всей видимости, нет. Можно предположить, что цель данного нововведения была иной - материально поддержать те семьи, где один из родителей не работает (к этой же категории неработающих мы будем относить и тех граждан, которые хотя и имеют некоторый доход, однако он оказывается меньше суммы вычета на детей) и, соответственно, не получает стандартный вычет в связи с отсутствием дохода, подлежащего налогообложению. Возможно, при подготовке законопроекта предполагалось, что в семьях, где доход одного из родителей не превышает 280 тыс. руб. в год, а второй вообще не работает, последний сможет отказаться от своего нереализованного права на вычет, передав его супругу?
Однако Минфин России и Федеральная налоговая служба (ФНС) горой встали на пути такого толкования закона. Своими письмами они неоднократно разъясняли, что "отказаться от получения данного налогового вычета налогоплательщик может, только если он имеет на него право" (здесь и далее выделено мной. - М.В.), "если один из родителей не работает и не имеет иных доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13 процентов, то у него не имеется оснований для отказа от получения данного налогового вычета в пользу второго родителя".
В письме от 4 марта 2009 г. N 3-5-03/233@ ФНС идет еще дальше, делая вывод о том, что стандартный налоговый вычет предоставляется физическому лицу за каждый месяц налогового периода, в течение которого действует трудовой договор или договор гражданско-правового характера между налоговым агентом и работником, прекращение предоставления стандартного налогового вычета производится при расторжении трудового договора. В случае отказа одного из родителей в пользу другого по причине нахождения налогоплательщика в отпуске по уходу за ребенком или в отпуске без сохранения заработной платы налоговый агент вправе предоставить стандартный налоговый вычет в двойном размере другому родителю.
Тем самым право на стандартный налоговый вычет было связано даже не с фактом получения дохода, а с состоянием в трудовых либо гражданско-правовых договорных отношениях с налоговым агентом. Для такой точки зрения законных оснований еще меньше, чем для рассмотренной выше.
Итак, нами рассмотрено два возможных варианта выявления замысла законодателя при изменении им порядка предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛ на детей.
1. Целью рассматриваемой новеллы является улучшение материального положения семей, где один из родителей не работает, а второй имеет сравнительно небольшие доходы.
2. Цель заключается в предоставлении дополнительных налоговых льгот семьям, где оба родителя работают, при этом один из них имеет доход более 280 тыс. руб. в год.
Как следует из упоминавшихся писем ФНС и Минфина России, они склоняются ко второму варианту толкования и полностью исключают первый, т.е. правоприменительная практика пошла по пути предоставления льгот не тем лицам, которые в них наиболее нуждаются. При этом имелись все основания истолковать закон иным образом.
Налоговый кодекс Российской Федерации не называет получение дохода среди условий возникновения права на получение стандартного налогового вычета. Пункт 3 ст. 210 указывает, что если сумма вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, то налоговая база принимается равной нулю. Таким образом, речи о том, что право на налоговые вычеты полностью либо частично утрачивается, не идет.
Подобное толкование корреспондирует и с еще одной нормой той же статьи: о предоставлении налогового вычета в двойном размере единственному родителю. Это можно интерпретировать следующим образом. На каждого ребенка полагается вычет в размере 2000 руб. Если бремя содержания детей несут оба родителя, вычет делится между ними. Если же ребенка содержит один из них, то величина получаемого им вычета удваивается. Следовательно, если один из родителей не работает, логичным было бы предоставлять вычет в двойном размере тому родителю, который материально обеспечивает ребенка.
Таким образом, четких законных оснований для существующей позиции налоговых и финансовых органов по данному вопросу не имеется. Ничуть не менее "логичными" при подобном подходе могут стать следующие ограничения.
1. Запрет предоставлять одному из родителей вычет в двойном размере после того, как доход другого родителя достиг 280 тыс. руб. в год. Ведь если рассуждать по упомянутой схеме, то он утратил право на получение стандартного налогового вычета с соответствующего месяца, значит, не может передать это право супругу.
2. Наоборот, если доход родителя окажется меньше суммы вычета (вследствие работы на неполную ставку либо при наличии многих детей), предоставление второму родителю вычета не в двойном размере, а увеличение его одинарной величины лишь на сумму дохода первого родителя.
Почему же финансовые и налоговые органы не довели построенную ими правовую конструкцию до такого логического завершения (по крайней мере ежемесячное предоставление справки о размере дохода супруга, отказавшегося от вычета, пока не требуют)? По всей видимости, потому, что в этом случае рассматриваемая новелла была бы полностью лишена смысла (отказ от права на налоговый вычет в пользу супруга ни при каких условиях не менял бы общую величину налоговых льгот семьи). А может быть, еще и потому, что доходы чиновников Минфина России и ФНС, как правило, превышают 280 тыс. руб. в год.
В качестве последнего подтверждения абсурдности рассмотренной выше точки зрения налоговых и финансовых органов отметим, что к доходам, подлежащим налогообложению по ставке 13%, относятся, среди прочего, доходы от реализации любого имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу. Следовательно, достаточно неработающему родителю в течение года хотя бы раз продать какое-либо принадлежащее ему имущество (вне зависимости от его стоимости), как у него появляется право на получение стандартного налогового вычета. Правомерность отказа от стандартного налогового вычета в пользу другого родителя в такой ситуации подтверждается письмом Управления ФНС по г. Москве от 6 ноября 2009 г. N 20-14/3/116415. Отметим, что на возможность получения стандартного налогового вычета на детей, по мнению налоговых органов, не влияет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, полученной от такой продажи.
Рассмотрим теперь документооборот, связанный с предоставлением данной льготы. Сначала для общего случая вычета в одинарном размере. Закон предусматривает, что данная льгота предоставляется на основании заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на вычеты. Логичным выглядит предположение о необходимости предъявить свидетельство о рождении ребенка. Однако налоговые органы считают обязательным документально подтверждать факт нахождения ребенка на содержании налогоплательщика. Презумпция содержания ребенка родителями в силу ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации, по их мнению, отсутствует.
Автор сталкивался с ситуацией, когда мужчина, во второй семье которого проживала его дочь от первого брака, не смог доказать налоговым органам, что этот ребенок находится на его содержании. Инспекция Федеральной налоговой службы, а вслед за ней и работодатель требовали представить документальное доказательство содержания ребенка: исполнительный лист либо соглашение об уплате алиментов. Сделать этого налогоплательщик не мог, поскольку на дочь, оставшуюся после развода с ним, алименты не выплачивал. Восстановить нарушенное право удалось лишь через суд.
Интересно, что в отношении родителей, лишенных родительских прав, у налоговых органов сомнений в праве на стандартный налоговый вычет не возникает. При этом их не смущает, что в соответствии с ч. 1 ст. 71 Семейного кодекса Российской Федерации родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с таким ребенком, в том числе право на льготы, установленные для граждан, имеющих детей.
Еще сложнее ситуация в случае предоставления одному из родителей вычета в двойном размере. Налоговый кодекс Российской Федерации упоминает, что для этого требуется заявление другого родителя. Однако на практике бухгалтерия нередко требует и иные, не предусмотренные законом документы: справки с места работы другого родителя о неполучении им стандартного налогового вычета на детей, а также о доходах (по форме 2-НДФЛ). Отдельные авторы полагают, что обязательным является также ежемесячное представление последней справки. По счастью, с такой точкой зрения налоговые органы не согласны (о чем упоминалось выше).
Представляется, что единственно правильным решением было бы внесение в ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации изменений и дополнений, в соответствии с которыми возможность для подобного неоднозначного толкования была бы исключена. Для этого можно было бы слова "налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета" заменить на "налоговый вычет предоставляется в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления одного из родителей (приемных родителей) о неполучении им налогового вычета".
До внесения необходимых изменений и дополнений в законодательство следует применять п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.