Налоговая служба решила повысить эффективность работы своих сотрудников при доказывании получения необоснованной налоговой выгоды. Посмотрим, какие ориентиры, основанные на решениях Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановления Президиума ВАС РФ от 09.03.2010 N 15574/09, от 25.05.2010 N 15658/09, от 20.04.2010 N 18162/09, от 08.06.2010 N 17684/09, от 27.07.2010 N 505/10), дает ФНС инспекторам.
1. Недобросовестность контрагента сама по себе еще не означает получения организацией необоснованной налоговой выгоды. Нужно еще доказать, что организация знала об этой недобросовестности и целенаправленно хотела такую выгоду получить. А это можно сделать, доказав, что одновременно:
- у организации вообще не было конкретной хозяйственной операции. То есть представленные документы не подтверждают реальность этой операции;
- ее контрагент по этой операции не вел реальную деятельность. То есть надо доказать, что контрагент недобросовестный с налоговой точки зрения. Доказательствами этого могут служить, например, документы:
(или) подписанные от лица контрагента неустановленными лицами;
(или) исходящие от несуществующего (фиктивного) контрагента.
2. Сотрудники инспекций не должны строить свою позицию на основании взаимоисключающих доводов. Так, нельзя обосновывать фиктивность хозяйственной операции как таковой только на основе данных о недобросовестности контрагента (отсутствие по месту регистрации, представление нулевой налоговой отчетности и т.п.). Если при этом инспекция не учитывает обстоятельства, явно свидетельствующие о том, что такая операция все же была, - это ее ошибка.
3. ФНС обращает внимание на то, что инспекции часто просто перечисляют найденные нарушения, ссылаясь на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (Пункты 1, 5, 6, 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53). Делая так, они считают, что этого достаточно для того, чтобы доказать необоснованную налоговую выгоду. А это неправильно. Инспекции должны четко квалифицировать нарушения, а их выводы должны быть подтверждены доказательствами. Кроме того, они должны учитывать обоснованные возражения налогоплательщиков.
Итак, ФНС указала на ряд типичных ошибок своих сотрудников, публично их признав. Надеемся, что теперь юристы из налоговых инспекций будут тщательнее следить за тем, что написано в актах проверок. А сами инспекторы станут меньше придираться к тем, кто по незнанию купил товары, заказал работы или услуги у "неправильного" контрагента. Ведь если контрагент правильно оформил все документы, а организация не знала и не могла знать об их недостоверности, то инспекция не может отказать в вычете по НДС или в признании расходов по налогу на прибыль (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 N 15658/09).