Что следует считать датой получения налоговиками апелляционной жалобы на решение инспекторов, вынесенное по итогам проверки, если документ направлен в ИФНС заказным письмом с описью вложения?
Согласно ст. 137 Налогового кодекса каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия или бездействие их должностных лиц, если полагает, что таковыми были нарушены его права. При этом предусматривается, что налогоплательщик вправе как подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, так и обратиться с иском в суд (п. 1 ст. 138 НК). Более того, по общему правилу он может сделать это одновременно. Исключением являются случаи, когда досудебное обжалование носит обязательный характер. В частности, к таковым относится оспаривание решений, вынесенных инспекторами по итогам проверки.
Так или иначе, подать жалобу в вышестоящий налоговый орган (более высокому должностному чину) можно как на не вступившее в силу решение налоговиков, так и на уже действующее. При этом если говорить о непосредственно апелляционной жалобе на решения о привлечении к ответственности и об отказе в таковом, то таковая как раз должна подаваться до того, как оспариваемый акт обретет силу. Для этого нужно в течение 10 рабочих дней с момента получения решения на руки (или 16 дней с даты отправления его налоговиками заказным письмом) подготовить и направить жалобу (п. 2 ст. 139, п. 9 ст. 101 НК). Если уложиться в этот срок, то решение инспекторов начнет действовать лишь со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или частично. В противном случае его также можно будет оспорить в течение года с момента его вынесения, однако на сроки вступления данного вердикта в силу этот факт уже никак не повлияет.
Согласно п. 3 ст. 139 Налогового кодекса апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в инспекцию, вынесшую это решение. ИФНС же в свою очередь обязана в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. В течение месяца со дня ее получения и должно быть вынесено решение по апелляционной жалобе. Правда, руководителем налогового органа или его замом этот срок может быть продлен еще на 15 дней для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих коллег.
Вместе с тем Налоговый кодекс не разъясняет, когда именно жалоба может считаться полученной налоговиками, в том числе, если она отправлена по почте. Исходя из его положений право на существование имеют, по крайней мере, три варианта, с какой даты следует производить отсчет срока на вынесение решения вышестоящим налоговым органом:
- с даты отправки жалобы налогоплательщиком;
- с даты поступления жалобы в инспекцию, вынесшую обжалуемое решение;
- с даты поступления жалобы в вышестоящий налоговый орган.
Восполнить пробел постарался Минфин России в комментируемом Письме от 7 июля 2011 г. N 03-02-08/72. Правда, чиновники "залатали дыру" вовсе не в пользу налогоплательщиков. Проанализировав нормы НК, представители Минфина пришли к выводу, что течение месячного срока начинается со дня получения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом, который должен принять по ней решение. Таким образом, чиновники дали налоговикам дополнительное время, как говорится, "на подумать". Правда, особых аргументов в пользу именно данного варианта финансисты не привели.
Впрочем, в любом случае подача апелляционной жалобы автоматически приостанавливает исполнение обжалуемого решения инспекторов до вынесения решения вышестоящим органом. Так что торопиться в рассматриваемой ситуации организации особо некуда.
Кроме того, как посчитали судьи ФАС Московского округа в Постановлении от 27 мая 2010 г. N КА-А41/5186-10, даже если налоговики рассматривали жалобу более месяца, с какой бы даты ни отсчитывался данный срок, это еще не повод, чтобы считать досудебный порядок обжалования несоблюденным.