Правовое регулирование в сфере налогообложения и сборов на местном уровне в силу требований Конституции РФ (ч. 3 ст. 75) должно основываться на общих принципах налогообложения и сборов в Российской Федерации, установленных Налоговым кодексом РФ.
В ст. 15 НК РФ определен закрытый перечень местных налогов, действующих на территории РФ. Так, к местным налогам отнесены земельный и налог на имущество физических лиц.
Статьей 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" предусмотрено, что до введения в действие глав части второй Налогового кодекса о налогах и сборах, предусмотренных ст. ст. 12 - 15 части первой Налогового кодекса РФ, ссылки в части первой НК РФ приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ, т.е. до 1 января 2005 г.
В п. 4 ст. 12 НК РФ предусмотрены полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению местных налогов. Так, представительные органы муниципальных образований принимают нормативные правовые акты о местных налогах и сборах в соответствии с НК РФ; в принимаемых ими нормативных правовых актах определяются в порядке и пределах, установленных НК РФ, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты местных налогов, а также могут предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения. При этом представительные органы муниципальных образований не вправе расширять предоставленные им Кодексом полномочия.
На основании положений ст. 12 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о налоге, вводится в действие и прекращает действовать на территориях этих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
При налогообложении имущества физических лиц следует руководствоваться Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", вступившим в силу с 1 января 1992 г.
Особенность правового регулирования налога на имущество физических лиц заключается в том, что представительным органам местного самоуправления (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлены полномочия лишь по установлению конкретных размеров налоговых ставок и их дифференциации в установленных пределах, а также по установлению дополнительных налоговых льгот. Между тем порядок и сроки уплаты налога установлены Законом N 2003-1.
Согласно п. 1 ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Так, применение индивидуальными предпринимателями системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (гл. 26.1 НК РФ), упрощенной системы налогообложения (гл. 26.2 НК) или системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ) предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 346.1, п. 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
Особенности исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц разъяснены в Инструкции МНС России от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Инструкция МНС России N 54), изданной на основании ст. 4 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации").
Так, ст. 4 НК РФ (в ред. Закона N 154-ФЗ) было предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. МНС России, Минфин России, ГТК России, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Впоследствии Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" были внесены существенные изменения в п. 2 ст. 4 НК РФ, согласно которым федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России), и его территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
В связи с этим в настоящее время Инструкция N 54 применяется в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.
Закон N 2003-1 является единственным законодательным актом федерального уровня, регулирующим обложение конкретным видом налога, но не включенным в состав НК РФ.
В течение всего периода действия Закона N 2003-1 в него неоднократно вносились изменения, направленные на совершенствование налогообложения имущества физических лиц. К числу последних можно отнести изменения, внесенные Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ и Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования". Более подробно особенности внесенных указанными Федеральными законами изменений будут рассмотрены в комментариях к ст. ст. 2, 3 и 5 Закона N 2003-1.
Предполагается, что впоследствии налог на имущество физических лиц будет заменен местным налогом на недвижимость, принятым в рамках реформирования имущественного налогообложения в Российской Федерации.
10 июня 2004 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ уже принят в первом чтении проект федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым НК РФ должен быть дополнен главой "Местный налог на недвижимость".
Принятие этой главы позволит упростить процедуру исчисления и взимания налогов на имущество и земельные участки, а также установить в качестве налоговой базы единую стоимостную основу.
В 2010 г. Минфином России и Минэкономразвития России был разработан План реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации местного налога на недвижимость. Указанным Планом предусматривается подготовка поправок Правительством РФ к проекту федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не ранее IV квартала 2012 г.
Согласно ст. 1 Закона N 2003-1 плательщиками налога на имущество признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Для целей актов законодательства о налогах и сборах под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. При этом институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они применяются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Так, отношения, связанные с гражданством РФ, регулируются Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". В соответствии со ст. 3 данного Закона под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства, а лицом без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.
Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории России в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения, являются плательщиками налога на имущество физических лиц вне зависимости от их возраста, имущественного положения и иных критериев, а также независимо от того, эксплуатируется ли ими это имущество.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в собственности несовершеннолетних граждан, а также граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, обязанность по уплате налога исполняется их законными представителями.
На основании п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Так, согласно положениям Гражданского кодекса РФ законными представителями налогоплательщиков выступают:
- родители, усыновители, попечители - в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет (ст. ст. 26, 33);
- родители, усыновители, опекуны - в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (ст. ст. 28, 32);
- опекуны - в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности гражданам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 32);
- попечители - в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности гражданам, ограниченным судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 33).
Так, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в т.ч. исполняют обязанности по уплате налогов.
Порядок уплаты налога на имущество физических лиц несовершеннолетними налогоплательщиками разъяснен в Письме Минфина России от 10.09.2009 N 03-05-06-01/171.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Закон N 2003-1 связывает возникновение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц с моментом приобретения физическим лицом права собственности. В силу ст. 209 ГК РФ право собственности включает правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности на имущество возникает с момента его государственной регистрации. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с гл. 16 ГК РФ имущество, признаваемое объектом налогообложения, может находиться в общей собственности, т.е. собственности двух или нескольких лиц. При этом имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
В связи с этим п. п. 2 и 3 ст. 1 Закона N 2003-1 установлены особенности определения плательщиков налога на имущество в отношении имущества, находящегося в общей собственности.
Так, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц (физических лиц и организаций), налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.
До 1 января 2010 г. в отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, плательщиком налога могло быть определено одно из лиц, имеющих в совместной собственности имущество, по соглашению между ними. Между тем применение соглашения между собственниками объекта налогообложения о признании одного из них в качестве налогоплательщика приводило к проблемам администрирования налога на имущество физических лиц. В связи с этим Законом N 283-ФЗ внесены изменения в п. 3 ст. 1 Закона N 2003-1, исключившие возможность применения такого соглашения. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2010 г.
Таким образом, согласно Закону N 2003-1 обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Законом N 283-ФЗ внесены изменения в ст. 2 Закона N 2003-1, уточняющие перечень объектов налогообложения, а также предусматривающие в качестве самостоятельного объекта обложения налогом на имущество физических лиц долю в праве общей собственности на имущество. Указанная норма Закона N 283-ФЗ, вступившая в силу с 1 января 2010 г., распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Так, в соответствии со ст. 2 Закона N 2003-1 (в ред. Закона N 283-ФЗ) объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, а также доля в праве общей собственности на указанное имущество.
В ст. 16 Жилищного кодекса РФ определены виды жилых помещений:
- жилой дом - индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;
- квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;
- комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
До внесения изменений в Закон N 2003-1, предусмотренных Законом N 283-ФЗ, доля в праве общей собственности на имущество не была выделена в качестве самостоятельного объекта налогообложения, что приводило к неопределенности толкования норм Закона N 2003-1.
Примеры исчисления суммы налога на имущество физических лиц в отношении отдельных видов объектов налогообложения приведены в комментарии к ст. 5 Закона N 2003-1.
В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
В силу п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Вместе с тем в Законе N 2003-1 налоговая база не выделена в качестве самостоятельного элемента налогообложения.
Указанное обстоятельство нередко служило основанием для обжалования положений Закона N 2003-1 на предмет их конституционности.
Так, по мнению заявителей, налог не может считаться законно установленным, поскольку в Законе N 2003-1 не определен стоимостный показатель, используемый в качестве налоговой базы для исчисления налога на имущество физических лиц.
Между тем Конституционным Судом РФ в Определениях от 06.12.2001 N 258-О, от 21.12.2004 N 473-О, от 24.11.2005 N 493-О, от 24.02.2011 N 172-О-О, принятых по результатам рассмотрения жалоб на предмет соответствия Конституции РФ (ст. 57) отдельных положений Закона N 2003-1, сформулирован вывод о том, что в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В связи с этим в Определении от 06.12.2001 N 258-О КС РФ указал, что требование п. 1 ст. 17 НК РФ об установлении всех существенных элементов налогообложения является обязательным для всех налогов, которые устанавливаются и вводятся в действие после вступления в силу части первой Налогового кодекса, т.е. после 1 января 1999 г. Прежние же акты законодательства о налогах и сборах принимались в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Кроме того, в Определениях от 24.11.2005 N 493-О и от 24.02.2011 N 172-О-О КС РФ было отмечено, что для исчисления суммы налога на имущество физических лиц Законом N 2003-1 установлена конкретная стоимостная характеристика облагаемого имущества в виде его инвентаризационной стоимости, которая рассчитывается органами технической инвентаризации. Следовательно, такой элемент налога, как налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения), в Законе N 2003-1 определен. При этом то обстоятельство, что названный элемент налогообложения не обособлен от порядка исчисления налога, не является основанием для признания оспариваемых положений Закона N 2003-1 неконституционными.
Согласно п. 3 Инструкции N 54 инвентаризационной стоимостью имущества признается восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы, услуги; а под суммарной инвентаризационной стоимостью - сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Оценка строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, осуществляется в Порядке, утвержденном Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.04.1992 N 87 (далее - Порядок оценки).
В соответствии с Порядком оценки для целей налогообложения оценке не подлежат строящиеся строения, помещения и сооружения, самовольно возведенные, признанные непригодными для дальнейшей эксплуатации, бесхозяйные, а также назначение которых не определено. При этом инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже чем раз в пять лет.
Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.
Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом на уровень цен 1991 г. по индексам и коэффициентам, введенным Постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 N 94 и Письмами Госстроя СССР от 06.09.1990 N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 24.09.1990 N N 15-148/6 и 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем на уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга.
Для расчета указанных коэффициентов рекомендовано использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии.
При недостаточности в сборниках укрупненных показателей номенклатуры аналогов бюро технической инвентаризации разрабатывает их и представляет заказчику на утверждение.
Физический износ жилых зданий определяется по Правилам оценки физического износа жилых зданий (ВСН 53-86(р)).
Физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых известны, определяется по срокам службы.
Физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых неизвестны, определяется в соответствии с Рекомендациями по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения.
Инвентаризационная стоимость помещений, других площадей определенного функционального назначения рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости строения или сооружения, неотъемлемой частью которого они являются, по соотношению показателей (погонных метров, метров квадратных, метров кубических) помещения и объекта в целом.
Для квартир, гаражных боксов, других помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, устанавливается единый функциональный показатель - кубический метр.
Инвентаризационная стоимость приватизированных строений, помещений и сооружений в первый год начисления налога принимается равной их стоимости, определенной при приватизации.
Оценка строений, помещений и сооружений, инвентаризационная стоимость которых неизвестна, производится по сборникам норм для целей обязательного государственного страхования в ценах 1982 г. с учетом коэффициентов, введенных в 1987 г., и последующим пересчетом.
Таким образом, установление коэффициента, используемого для перерасчета восстановительной стоимости строений и сооружений на уровень цен года оценки, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации. Например, на основании Постановления Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1353-ПП "Об установлении коэффициента пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для целей налогообложения в 2010 году" в Москве коэффициент пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 2010 г. утвержден был в размере 42 к уровню цен на 1 января 1991 г.
Как показывает правоприменительная практика, ряд муниципальных образований в отношении имущества, не имеющего инвентаризационной оценки, в целях налогообложения утверждают усредненную стоимость таких объектов.
Например, Решением Горноуральского городского округа (Свердловская область) от 27.01.2010 N 25/13 установлена усредненная стоимость для налогообложения физических лиц, не прошедших регистрацию прав на недвижимое имущество и осуществление сделок с ним, находящихся в собственности физических лиц, в отношении строений на садовых участках и участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства (152 434 руб.); гаража-бокса в гаражно-эксплуатационном товариществе или отдельно стоящего гаража (41 861 руб.); отдельно стоящих хозяйственных построек (16 754 руб.); павильона (33 441 руб.); киоска (16 697 руб.) и объекта общественного питания (534 821 руб.).
Решением Тульской городской Думы от 27.10.2004 N 49/962 в целях наиболее полного поступления налога на имущество физических лиц была также утверждена усредненная стоимость гаражей, не имеющих инвентаризационной оценки, в размерах от 30 000 до 110 000 руб. в зависимости от вида гаража. Указанное Решение с 1 января 2011 г. признано утратившим силу (Решение Тульской городской Думы от 27.10.2010 N 8/188).
Согласно п. 1.2 Порядка оценки заказчиками работ по определению инвентаризационной стоимости объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований.
В соответствии с п. 1.3 Порядка оценки исполнителями работ по определению инвентаризационной стоимости объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые при необходимости привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации.
Определение инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующим законодательством (п. 1.4 Порядка оценки), и в порядке, описанном выше.
Таким образом, применение усредненной стоимости по жилым и нежилым строениям, помещениям и сооружениям, не имеющим инвентаризационной оценки, в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц не предусмотрено действующим законодательством РФ.
На основании ст. 3 Закона N 2003-1 ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в установленных Законом пределах. При этом представительным органам местного самоуправления (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право дифференцировать установленные Законом ставки в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения (жилое помещение или нежилое, используется для коммерческих или некоммерческих (личных) нужд).
Комментируемой статьей установлены следующие пределы налоговых ставок:
при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения до 300 тыс. руб. включительно ставка налога на имущество может быть установлена до 0,1% включительно;
при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 300 тыс. до 500 тыс. руб. (включительно) ставка налога устанавливается в пределах свыше 0,1 до 0,3% (включительно);
при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 500 тыс. руб. ставка налога устанавливается в пределах свыше 0,3 до 2% (включительно).
Указанные пределы стоимостных категорий имущества и соответствующих им ставок по налогу на имущество физических лиц были уточнены Законом N 283-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2010 г., поскольку ранее в правоприменительной практике возникала неопределенность по поводу необходимости включения верхних и нижних пределов налоговых ставок в ту или иную категорию.
В связи с принятием Закона N 283-ФЗ нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о налоге на имущество физических лиц должны были быть приведены в соответствие с федеральным законодательством в порядке, определенном ст. 5 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Таким образом, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о налоге на имущество физических лиц, предусматривающие вступление их в силу с 1-го числа очередного налогового периода по налогу, должны были быть приняты и официально опубликованы до 1 декабря текущего налогового периода.
Если нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления в части уточнения пределов стоимостных категорий имущества и соответствующих им ставок по налогу на имущество физических лиц не были приняты и официально опубликованы с соблюдением требований, определенных в ст. 5 НК РФ, а также принимая во внимание, что действовавшие в 2009 г. ставки налога более льготные по сравнению с установленными в 2010 г. на федеральном уровне, то до приведения таких нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством применяются нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налоге на имущество физических лиц, действовавшие в 2009 г. Указанная позиция была сформулирована Минфином России в Письме от 28.01.2010 N 03-05-04-01/04.
Законом N 283-ФЗ были также внесены изменения, уточняющие полномочия представительных органов местного самоуправления (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) по установлению и дифференциации ставок налога.
Так, с 1 января 2010 г. представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в силу п. 1 ст. 3 Закона N 2003-1 вправе устанавливать и дифференцировать ставки налога на имущество физических лиц только в зависимости от двух критериев: суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения (а не от их индивидуальной стоимости) и типа использования объекта налогообложения.
Указанный вывод также подтверждается судебной практикой, например в Определениях Верховного Суда РФ от 15.07.2009 N 88-В09-3 и от 11.02.2009 N 8-В08-9 было отмечено, что установление и дифференциация ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от стоимости отдельно взятого имущества противоречит требованиям Закона N 2003-1.
Между тем до 1 января 2010 г. допускалась дифференциация ставок налога на имущество физических лиц не только в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения и типа их использования, но и по иным критериям.
В частности, в Решении Верховного Суда РФ от 27.12.2001 N ГКПИ01-1816 приведен пример исчисления налога на имущество физических лиц в г. Санкт-Петербурге, где до 2005 г. ставки налога были дифференцированы в зависимости от стоимости имущества (индивидуальной).
Дифференциация ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения является исключительно правом соответствующего представительного органа местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления не должен в обязательном порядке устанавливать дифференциацию ставок налога по обоим критериям. Данный вывод подтверждается и судебной практикой, в частности Определением Воронежского областного суда от 27.05.2010 N 33-2794.
Кроме того, следует отметить, что на федеральном уровне Законом N 2003-1 установлены лишь предельные значения стоимостных категорий объектов налогообложения и соответствующих им ставок налога и представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) имеют право на дополнительную дифференциацию ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объектов налогообложения в пределах каждой из предусмотренных в Законе N 2003-1 категорий.
При этом поскольку в отношении объектов налогообложения, суммарная инвентаризационная стоимость которых превышает 500 000 руб., Законом N 2003-1 верхний стоимостный предел не установлен, при дифференциации представительными органами местного самоуправления (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) ставок налога на имущество физических лиц в отношении этих объектов главным условием является соблюдение установленных Законом N 2003-1 ограничений по ставке налога (2%).
Так, представительными органами местного самоуправления (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) ставки налога на имущество физических лиц могут быть дифференцированы в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения в следующем порядке (см. табл. 1).
Таблица 1
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов |
Ставка налога, % |
До 150 000 включительно |
0,05 |
Свыше 150 000 до 300 000 включительно |
0,1 процента |
Свыше 300 000 до 400 000 включительно |
0,2 |
Свыше 400 000 до 500 000 включительно |
0,3 |
Свыше 500 000 до 1 000 000 включительно |
0,5 |
Свыше 1 000 000 до 1 500 000 включительно |
0,8 |
Свыше 1 500 000 до 2 000 000 включительно |
1 |
Свыше 2 000 000 |
2 |
В качестве примера применения ставок налога на имущество физических лиц рассмотрим Закон г. Санкт-Петербурга от 11.11.2003 N 625-93 "Об отдельных вопросах налогообложения в Санкт-Петербурге".
Статьей 1 этого Закона с 1 января 2011 г. установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типов использования объектов налогообложения (см. табл. 2).
Таблица 2
Так, если гражданин имеет в собственности две квартиры, инвентаризационная стоимость каждой из них составляет по 270 тыс. руб., при этом одна из квартир расположена в г. Санкт-Петербурге, а другая - в г. Москве, то при исчислении суммы налога на имущество физических лиц, подлежащей уплате в бюджет г. Санкт-Петербурга, будет применена ставка налога 0,1% к инвентаризационной стоимости квартиры, расположенной в г. Санкт-Петербурге.
Если бы этот гражданин имел в собственности две квартиры, расположенные в г. Санкт-Петербурге, то при исчислении суммы налога на имущество для этого физического лица ставка налога составила бы 0,31% применительно к суммарной инвентаризационной стоимости двух квартир.
Как отмечалось выше, применение индивидуальными предпринимателями специальных налоговых режимов, установленных гл. 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ, предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 346.1, п. 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
Учитывая названные положения Налогового кодекса, в правоприменительной деятельности налоговых органов возник вопрос, касающийся необходимости включения стоимости имущества, используемого физическим лицом в предпринимательской деятельности, в налоговую базу по налогу на имущество физических лиц в отношении имущества, не используемого в предпринимательской деятельности.
По этому вопросу в Письме Минфина России от 13.10.2008 N 03-05-04-01/32 было разъяснено, что освобождение налогоплательщика от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в связи с применением специальных налоговых режимов не влечет исключение указанного имущества из состава объектов обложения данным налогом. Кроме того, Законом N 2003-1 не установлены особенности определения суммарной инвентаризационной стоимости имущества в зависимости от наличия или отсутствия у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
В связи с этим, если представительным органом местного самоуправления (законодательным (представительным) органом государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) ставки налога на имущество физических лиц дифференцированы не только в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, но и по типу использования имущества (жилое или нежилое помещение, для коммерческих или некоммерческих (личных) нужд), то суммарная инвентаризационная стоимость определяется отдельно по каждому типу использования имущества. В этом случае при определении ставки налога на имущество в отношении жилого помещения, принадлежащего физическому лицу, инвентаризационная стоимость нежилого помещения, принадлежащего этому же физическому лицу и используемого им в предпринимательской деятельности, не учитывается.
Так, ставки налога на имущество физических лиц дифференцированы в зависимости от типа использования имущества, в частности в г.г. Москве (Закон г. Москвы от 23.10.2002 N 47), Санкт-Петербурге (Закон г. Санкт-Петербурга от 11.11.2003 N 625-93), Ставрополе (Решение Ставропольской городской Думы от 11.11.2005 N 150), Перми (Решение Пермской городской Думы от 28.11.2006 N 303), Воронеже (Решение Воронежской городской Думы от 26.10.2005 N 165-II).
Например, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, переведенную на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, имеет в собственности квартиру (инвентаризационная стоимость 250 тыс. руб.) и нежилое помещение, используемое в предпринимательской деятельности (инвентаризационная стоимость 400 тыс. руб.).
В соответствии с Законом г. Москвы от 23.10.2002 N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц" ставки налога дифференцированы в зависимости от типа использования имущества (жилые и нежилые помещения) и в отношении жилых помещений, суммарная инвентаризационная стоимость которых не превышает 300 тыс. руб. включительно, ставка налога установлена в размере 0,1%.
Таким образом, в г. Москве при исчислении суммы налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащей гражданину квартиры будет применяться ставка налога, определенная в зависимости от инвентаризационной стоимости квартиры (250 тыс. руб.) без учета инвентаризационной стоимости нежилого помещения, т.е. 0,1%.
Если представительным органом местного самоуправления ставки налога на имущество физических лиц установлены вне зависимости от типа использования имущества (жилое или нежилое помещение, используется для коммерческих или некоммерческих (личных) нужд), то суммарная инвентаризационная стоимость определяется в целом по всем объектам. В этом случае инвентаризационная стоимость нежилого помещения, принадлежащего физическому лицу и используемого им в предпринимательской деятельности, учитывается при определении ставки налога на имущество в отношении жилого помещения, принадлежащего этому же физическому лицу, независимо от того, что у физического лица отсутствует обязанность по уплате налога в отношении данного нежилого помещения в связи с применением специальных налоговых режимов.
В частности, ставки налога на имущество физических лиц установлены вне зависимости от типа использования имущества в г.г. Петрозаводске (Решение Петрозаводского городского Совета от 02.10.2001 N XXIV/XIII-253), Краснодаре (п. 1 Решения городской Думы г. Краснодара от 24.11.2005 N 3), Анапе (Решение Совета города-курорта Анапы Краснодарского края от 25.10.2005 N 133).
Согласно Решению Петрозаводского городского Совета от 02.0.2001 N XXIV/XIII-253 ставки налога на имущество физических лиц установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества без дифференциации по типам его использования в следующих размерах:
- при суммарной инвентаризационной стоимости имущества до 300 тыс. руб. включительно - 0,1%;
- при суммарной инвентаризационной стоимости имущества свыше 300 тыс. до 500 тыс. руб. включительно - 0,3%;
- при суммарной инвентаризационной стоимости имущества свыше 500 тыс. руб. - 1,5%.
Возвращаясь к вышеописанному примеру, при исчислении суммы налога на имущество физических лиц в отношении квартиры, принадлежащей гражданину на праве собственности и расположенной в г. Петрозаводске, будет применяться ставка налога, соответствующая суммарной инвентаризационной стоимости квартиры (250 тыс. руб.) и нежилого помещения, принадлежащего этому же гражданину, расположенного в г. Петрозаводске и используемого им в предпринимательской деятельности (400 тыс. руб.), т.е. 1,5%.
Основанием же для освобождения индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, от обязанности по уплате налога на имущества физических лиц могут являться документы, подтверждающие фактическое использование имущества в предпринимательской деятельности в течение налогового периода (договоры с поставщиками, покупателями, арендаторами, платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществляемого вида предпринимательской деятельности, и т.п.).
В силу ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В частности, к предпринимательской деятельности относится не только сдача имущества в аренду, но и действия подготовительного характера, например: проведение ремонтных и строительных работ, поиск потенциальных арендаторов, что подтверждается сложившейся судебной практикой (например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16.12.2009 по делу N А70-4191/2009, Центрального округа от 31.08.2009 по делу N А64-6950/08, Восточно-Сибирского округа от 09.09.2009 по делу N А33-6383/09, Центрального округа от 15.08.2007 по делу N А36-2300/2006).
Таким образом, временное неиспользование имущества в предпринимательской деятельности в течение налогового периода, в частности отсутствие договоров аренды, ремонт помещения и т.п., а также использование имущества (его части) для управленческих нужд индивидуального предпринимателя само по себе не может рассматриваться как использование этого имущества в целях, отличных от предпринимательской деятельности.
Сроки представления документов, подтверждающих право индивидуального предпринимателя на освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, Законом N 2003-1 не определены. В связи с этим такие документы должны быть представлены в сроки, позволяющие налоговому органу исчислить сумму налога на имущество физических лиц и направить налогоплательщику налоговое уведомление об уплате налога в установленные Законом N 2003-1 сроки.