Как правило, если организация осуществляет коммерческую деятельность в течение четырех-пяти лет с момента ее регистрации в качестве юридического лица, то неизбежно скорое проведение такого контрольного мероприятия со стороны налоговых органов, как выездная налоговая проверка. При этом шансы проведения проверки достаточно велики и не зависят от каких-либо дополнительных критериев, которыми в соответствии с Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (с учетом изменений, внесенных Приказом ФНС России от 14 октября 2008 г. N ММ-3-2/467@) необходимо руководствоваться с целью оценки рисков по включению в группу налогоплательщиков, в отношении которых будет вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки.
Примечание. Кто на новенького?
В соответствии с Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ критериями для отбора компаний с целью проведения выездных налоговых проверок могут служить следующие условия:
1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли.
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Отражение в отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
4. Опережающий темп роста расходов над доходами.
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами - перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин.
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
10. Неоднократное снятие и постановка на учет в налоговых органах компании в связи с изменением места нахождения (другими словами, "миграция" между налоговыми органами).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности (по данным статистики).
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Оценив вероятность включения вашей организации в план-график выездных налоговых проверок, в первую очередь необходимо определиться с перечнем прав и обязанностей налогоплательщика, закрепленных действующим налоговым законодательством. Безусловно, начинать этот этап необходимо с изучения Налогового кодекса РФ. Напомним, что основные права и обязанности налогоплательщиков определены ст. ст. 21 - 23 НК РФ, в то время как общий перечень прав и обязанностей налоговиков закреплен ст. ст. 31 - 33 НК РФ. Однако вопрос осуществления такого контрольного мероприятия, как выездная налоговая проверка, также регулируется специальными нормами права, базовой из которых является ст. 89 НК РФ.
Стоит обратить особое внимание на возможность привлечения налоговым органом к выездной налоговой проверке представителей органов внутренних дел. Данное право закреплено ст. 36 НК РФ и п. 33 ст. 11 Закона от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции". При этом порядок взаимодействия указанных органов детализирован в Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок (Приложение N 1 к Приказу МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347).
Итак, составив представление о своих правах и обязанностях, а также о правах и обязанностях налогового органа, необходимо подготовить материально-техническую базу для "торжественного" приема представителей налоговой инспекции. Общей нормой, закрепленной в ст. 89 НК РФ, установлено, что местом проведения выездной проверки является территория налогоплательщика, но в случае если у компании отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки, то таковая может быть проведена по месту нахождения налогового органа. Для этого организация должна направить заявление с соответствующей просьбой в инспекцию. Исходя из этой нормы, необходимо определить, где именно вам будет удобно работать с налоговиками в ходе проверочного мероприятия. Однако перенос места проведения проверки из вашего помещения не ограничивает права налогового органа в доступе на территорию компании.
Примечание. Если у компании отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки, то она может быть проведена в помещении инспекции; с этой целью организация должна направить заявление с соответствующей просьбой в налоговую.
В случае если все-таки оснований для встречи с налоговиками на их территории недостаточно, то можно порекомендовать подготовить следующие условия для организации приема инспекторов:
1. По возможности выделить отдельное помещение или хотя бы отдельно стоящие рабочие места, не имеющие прямого сообщения с тем офисом, где располагается подразделение бухгалтерского и/или финансового учета (в целях исключения получения должностными лицами информации, не относящейся к объекту проверки).
2. Обеспечить наличие видеосъемки тех помещений, где будут располагаться должностные лица, представляющие налоговый орган, для предупреждения возможных нелегальных действий.
3. Предусмотреть, при необходимости, наличие средств для аудиозаписи диалогов с налоговиками - для фиксации всех требований, исходящих от инспекторов.
На следующем этапе подготовки к встрече с налоговиками стоит провести ряд организационных мероприятий:
1. Выполнить проверку бумажно-учетных регистров, которые, в зависимости от предмета выездной проверки, могут быть запрошены проверяющими органами (дела с документами по банковским операциям, книги по работе со счетами-фактурами, дела, в которых хранятся договоры с контрагентами), что позволит исключить возможность попадания к проверяющим сомнительных или неоднозначных документов.
2. Проверить содержание действующей в организации учетной политики на предмет ее соответствия фактическим принципам налогового учета, действующим в организации и положенным в основу тех или иных налоговых деклараций по различным видам налогов.
3. Назначить ответственное лицо, которое будет общаться с инспекторами в ходе проверки (как правило, им выступает главный бухгалтер); при необходимости можно оформить доверенность на такого представителя.
4. Проверить дело, в которое подшиты учредительные документы вашей организации и регистрационные документы, подтверждающие как правовой статус представителей вашей организации (документы о назначении генерального директора и главного бухгалтера), так и постановку вашей организации на учет в налоговых органах и фондах обязательного страхования.
5. Проверить наличие правоустанавливающих документов по контрагентам, с которыми ваша организация взаимодействует в процессе коммерческой деятельности, с целью подтверждения вашей добросовестности в качестве налогоплательщика в связи с разумной осмотрительностью при выборе партнеров.
И вот настал тот самый день, когда на пороге организации вы встречаете группу должностных лиц, уполномоченных представлять интересы налогового органа в ходе проведения выездной налоговой проверки. Не забудьте, что в целях подтверждения полномочий таких лиц вы имеете право запросить их удостоверения и переписать все необходимые данные о гостях.
Напоминаем, что сроки проведения выездной налоговой проверки определены ст. 89 НК РФ. В период присутствия налоговиков на территории вашей организации действуйте четко в соответствии с требованиями последних, если, конечно, требования находятся в рамках закона, а именно:
- представляйте информацию и документы, строго относящиеся к предмету проверки, в целях исключения искажения информации (в том числе в случае если запрошенные документы по сделке хранятся в деле, где находятся другие документы, то рекомендуем вам извлечь запрошенный пакет документов и передать представителю налоговых органов только таковой).
Примечание. Если документы, запрошенные инспекторами в ходе проверки, хранятся в деле, где находятся другие бумаги, то в целях исключения искажения информации рекомендуется передавать представителям налоговых органов только требуемые ими бумаги;
- помните, что вы имеете право присутствовать в ходе проведения налогового контроля, давать пояснения по фактам выявленных отклонений, заявлять возражения, а следовательно, для вашего представителя, который, как мы указывали выше, должен быть в единственном лице, необходимо предусмотреть в доверенности соответствующие полномочия;
- в случае выявления нарушений в действиях налогового органа не забывайте о своих возможностях: составить акт с привлечением нескольких свидетелей в подтверждение выявленных нарушений, включить видео- и аудиозапись, в случае если у вас возникнут подозрения о готовящихся правонарушениях;
- в случае привлечения в ходе проверки свидетелей проверьте правомочность действий налогового органа в соответствии с требованиями ст. 90 НК РФ, уделив отдельное внимание запрету на привлечение в качестве свидетелей некоторых категорий физических лиц.
Во время общения с налоговиками необходимо быть готовым к тому, что чиновники могут запросить объяснения по организации сотрудничества с некоторыми партнерами компании, которые находятся на специальном учете у налоговиков и относятся к группе лиц с высоким налоговым риском.
Результаты выездной налоговой проверки оформляются в соответствии с требованиями, определенными ст. ст. 100 - 101 НК РФ, и должны быть включены в соответствующий акт, выданный по установленной форме не позднее чем через два месяца с даты составления справки о проведении выездной налоговой проверки. Этот документ подписывается как представителем инспекции, так и компанией.
Обращаем ваше внимание, что в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, налогоплательщик имеет право заявить свои возражения в течение 15 дней с момента его получения. При этом можно приложить документы, надлежащим образом заверенные, подтверждающие вашу правовую позицию. Это важно в случае, если в период присутствия налоговиков на территории компании вы задокументировали нарушения, допущенные чиновниками.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение либо о привлечении налогоплательщика к ответственности, либо об отказе в привлечении (п. 7 ст. 101 НК РФ). Но даже если вынесено решение о привлечении к ответственности, отчаиваться, тем не менее, не стоит. Необходимо помнить о своем праве обжалования действий и/или бездействия инспекторов - как в вышестоящий орган (ст. 101.2 НК РФ), так и в арбитражный суд.
Таким образом, при наличии доказательств, подтверждающих позицию компании, в том числе подготовленных или полученных в ходе выездной налоговой проверки в вышеприведенном порядке, вы сможете защитить свои интересы и подтвердить личную добросовестность, пусть даже и прибегнув к такому способу самозащиты, как обращение в арбитражный суд.
Примечание. "А документы у вас есть?" - "Есть: усы, лапы, хвост - вот мои документы..."
Неоднократно как в практике арбитражных судов, которая в итоге была обобщена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", так и в отдельных разъяснениях ФНС, данных на частные запросы (см., например, Письма Минфина России от 16 апреля 2010 г. N 03-02-08/25, от 3 февраля 2010 г. N 03-02-07/1-38, от 10 апреля 2009 г. N 03-02-07/1-177), возникал вопрос о мерах, которые добросовестный налогоплательщик должен предпринять для подтверждения своей честной позиции при выборе партнеров по бизнесу.
Исходя из уже сложившейся практики к таким мерам относятся:
- получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- проверка факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц, например наличие выписки из ЕГРЮЛ со сроком выдачи не более чем за две недели до совершенной с таким контрагентом сделки;
- получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо проставлять свою подпись от имени контрагента. Например, для подтверждения полномочий генерального директора, действующего от имени юридического лица, к таким документам относятся: протокол собрания учредителей о назначении на должность генерального директора и приказ о вступлении в должность генерального директора;
- использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента, в целях подтверждения добросовестности такового, например представление информации в ИФНС о наличии сайта у этого партнера.
Хорошая импровизация - это тщательная репетиция
Для готовности к общению с налоговиками рекомендуется использовать вопросы, вытекающие из Приказа ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок", а именно: кто и как контактировал с уполномоченными должностными лицами компании-контрагента при обсуждении условий поставок (выполнении работ, оказании услуг, а также при подписании договоров), где фактически находится офис контрагента, а также местонахождение складских и/или производственных и/или торговых площадей (если осуществлялся по условиям договоров самовывоз товаров, результатов работ); как вы узнали о данной коммерческой организации (из рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров или других лиц, из сайта контрагента и т.п.); в случае существенного завышения стоимости товаров, работ, услуг по сравнению с аналогичными продуктами на этом рынке приготовиться дать пояснения о причинах выбора именно этого контрагента; как был организован документооборот с этой компанией, кто и кому передавал документы по сделкам.