Интернет-торговля обретает популярность не по дням, а по часам. Такой вариант товарооборота привлекателен не только для покупателей, но и для продавцов, поскольку затраты на "виртуальный" бизнес гораздо ниже, чем на реальный. А что при этом происходит с налогами?
Естественно, начиная новый бизнес, компании и предприниматели надеются получить хорошую прибыль. Поэтому с первых дней существования необходимо грамотно выстроить налоговую политику - определить максимально выгодную систему налогообложения, которая может применяться, грамотно отразить доходы и расходы на создание бизнеса и его функционирование. Интернет-магазин здесь не исключение, однако свои особенности все же имеет. Разберемся с каждым пунктом пошагово.
Одна из первых проблем, с которой столкнутся создатели виртуальной торговой площадки - выбор системы налогообложения. Вполне понятно, что наиболее привлекательным в данном случае выглядит "вмененный" спецрежим: и учет прост, и суммы уплачиваемых налогов ниже.
Казалось бы, виртуальный магазин так же, как и обычный, реализует товары "поштучно", то есть в розницу. А розничная торговля может быть переведена на ЕНВД при наличии на то решения местных властей (пп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК). Однако все не так просто.
Основная проблема состоит в том, что в определении розничной торговли, данном в ст. 346.27 Налогового кодекса, прямо указано, что реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети, в том числе через компьютерные сети, телемагазины и телефонную связь, розницей не признается. Такова бессменная позиция Минфина России по данному вопросу (Письма от 29 апреля 2008 г. N 03-11-05/105 и от 29 ноября 2007 г. N 03-11-05/277).
Таким образом, выбор налогоплательщика сужается, применять он может либо УСН, либо общий режим налогообложения. В отношении их запретов для интернет-магазинов не установлено.
Естественно, что создание интернет-магазина предполагает наличие виртуальной торговой площадки, а именно сайта, через который и будут осуществляться продажи. Поэтому следующим шагом налогоплательщика должно стать создание таковой.
Как это сделать - своими силами или с помощью специалистов - выбирать хозяйствующему субъекту. С налоговым учетом расходов на создание сайта все несколько иначе. Здесь права выбора организациям и индивидуальным предпринимателям не дано. Порядок учета определяется стоимостью виртуальной торговой площадки, сроком полезного использования и наличием исключительных прав на нее у налогоплательщика.
Общий режим. Для организаций, применяющих общий режим налогообложения, сайт, создание которого обошлось более 40 000 руб. и срок полезного использования которого составляет не менее 12 месяцев, является нематериальным активом. В свою очередь расходы на создание или приобретение НМА в налоговом учете в силу п. 1 ст. 256 Налогового кодекса списываются через амортизационные отчисления. Правда, следует отметить, что исключительные права на сайт для этого должны принадлежать самой организации.
На практике сайты-магазины, как правило, соответствуют всем приведенным условиям. Тем не менее отметим, что если стоимость НМА не превышает 40 000 руб., то учесть ее при налогообложении прибыли организация вправе единовременно на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса (Письмо ФНС России от 1 ноября 2011 г. N ЕД-4-3/18192).
Обратите внимание! Если сайт носит рекламный характер (на нем выложены информация о деятельности фирмы, ее контакты, адрес и т.д.), то расходы на создание сайта можно учесть на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса как рекламные (Письма от 29 января 2007 г. N 03-03-06/1/41, от 6 декабря 2006 г. N 03-03-04/2/254).
Если же не выполняются условия о сроке полезного использования или наличии исключительных прав, то речь и вовсе идет уже не о нематериальном активе. Вместе с тем однозначное определение сайта в действующих нормативных актах отсутствует. Таким образом, представляется, что расходы на его приобретение в рассматриваемом случае можно учесть при исчислении налога на прибыль на основании пп. 26 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса как расходы на приобретение программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем или как другие расходы, связанные с производством и реализацией, упомянутые в пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса.
При этом не следует забывать о п. 1 ст. 272 НК, которым установлен принцип равномерности признания доходов и расходов, учитывая СПИ данного актива, определяемого на основании договора. Если в последнем таковой не оговорен, то, по мнению Минфина России, хозяйствующий субъект в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли, и закрепить свой выбор в учетной политике организации (Письмо от 19 февраля 2009 г. N 03-03-06/2/25).
"Упрощенка". Лица, применяющие УСН с объектом обложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", на стоимость сайта как нематериального актива уменьшают налогооблагаемую базу (пп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК). Учесть подобные расходы налогоплательщики могут на момент принятия нематериального актива к учету (п. 3 ст. 346.16 НК). На протяжении налогового периода стоимость нематериальных активов признается равными долями на конец каждого квартала начиная с квартала, в котором объект был введен в эксплуатацию, и до конца календарного года (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК).
Напомним, что для целей УСН объекты признаются НМА на тех же основаниях, что и для целей налогообложения прибыли (п. 4 ст. 346.16 НК).
Расходы на создание сайтов, не являющихся нематериальным активом, организации-упрощенцы могут учесть для целей налогообложения в составе расходов на рекламу (пп. 20 п. 1 ст. 346.16). Такого мнения придерживается Минфин России в Письме от 28 июля 2009 г. N 03-11-06/2/136.
Еще одна неотъемлемая составляющая бизнеса по реализации товаров через интернет-магазины - доставка товаров. Для ее организации фирма может обзавестись собственной службой доставки либо обратиться к профессионалам в курьерскую службу.
Общий режим. При первом варианте развития событий расходы на оплату проезда курьеров к месту нахождения покупателя и обратно, а также их заработная плата включаются в состав расходов на оплату труда (п. п. 1 и 3 ст. 255 НК, ст. 168.1 ТК, Письмо Минфина России от 29 августа 2006 г. N 03-03-04/1/642).
Что касается затрат на покупку топлива для автомобилей, развозящих заказы, а также на их ремонт, то они отражаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК).
Если интернет-магазин собственную службу доставки не организует, а обращается к специализированной организации, то плата за ее услуги также относится к прочим расходам на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса.
Еще один вариант доставки - почтовые отправления. В этом случае оплату доставки товаров следует учитывать в составе прочих расходов на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса.
"Упрощенка". Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, также смогут уменьшить свои доходы на сумму перечисленных выше затрат. Основания для учета следующие:
- расходы на оплату проезда курьеров и их заработную плату (пп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 346.16, ст. 255 НК);
- расходы на ГСМ и ремонт автомобилей (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК);
- расходы на привлечение службы доставки (пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК, Письмо Минфина России от 12 января 2006 г. N 03-11-02/3);
- расходы на доставку товаров почтой (пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК).
После того как все организационные моменты учтены, интернет-магазин может начинать свою деятельность. Тут налогоплательщиков подстерегает еще одна особенность виртуальной торговли. Деньги, полученные за товар, также могут быть "виртуальными", а точнее - электронными.
Дело в том, что расчет за приобретенные в электронном магазине вещи нередко осуществляется с помощью электронных платежных систем, таких как Яндекс.Деньги или WebMoney. Особенность данного вида оплаты заключается в схеме расчетов. После того как покупатель выбирает понравившийся ему товар, он оплачивает его через свой электронный кошелек. Деньги поступают не напрямую на расчетный счет продавца, а сначала в его электронный кошелек. Одновременно с этим продавец получает сообщение об оплате, после чего отгружает товар. Перечисление денег из электронного кошелька на расчетный счет продавца, как правило, происходит не сразу, а с установленной периодичностью. При этом оператор платежной системы удерживает свое вознаграждение из переведенной им суммы.
Такой порядок поступления денег накладывает свои особенности. Так, продавец товаров должен отразить в налоговом учете всю сумму дохода, поступившего в его электронный кошелек от покупателя, включая вознаграждение оператора электронной платежной системы (п. 2 ст. 249 НК). Одновременно с этим сумму вознаграждения оператора следует включить в состав прочих расходов (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК).
Обращаем внимание, что при такой схеме расчетов с покупателями все документы, подтверждающие расчеты с оператором электронной платежной системы, интернет-магазин получит в электронном виде. Именно они будут являться документами, подтверждающими расходы на уплату вознаграждения. Проблем с использованием таких источников финансовое ведомство не видит (Письма Минфина России от 1 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/47, от 28 июля 2010 г. N 03-03-06/1/491).
Март 2012 г.