Индивидуальные предприниматели, оказывающие автотранспортные услуги, могут выбрать одну из двух систем налогообложения: ЕНВД и УСН на основе патента. Данное правило подтвердил Минфин России. В комментарии мы постараемся разобраться, какая система налогообложения бизнесмену выгоднее.
Запрос в финансовое министерство направил индивидуальный предприниматель, применяющий ЕНВД в отношении автотранспортных услуг (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Бизнесмен собирается ввести дополнительную единицу пассажирского транспорта и применять УСН на основе патента (пп. 38 п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ). Указанные подпункты Налогового кодекса РФ практически дублируют друг друга. Различий всего два:
- ЕНВД предназначен как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей, а патентная УСН - только для предпринимателей;
- при ЕНВД нельзя пользоваться более 20 транспортными средствами, тогда как при патентной УСН такое ограничение отсутствует.
Второе различие вряд ли станет существенным. Индивидуальные предприниматели, состоящие на УСН на основе патента, не имеют права привлекать более пяти наемных работников (п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ). Так что вряд ли бизнесмену потребуется 20 транспортных средств, даже если он сам будет одним из водителей.
Автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов - один из видов деятельности, подлежащий как "вмененке", так и патентной "упрощенке". Если региональные органы власти решили ввести оба спецрежима в отношении автотранспортных услуг, то индивидуальные предприниматели имеют право выбора, какой налоговый режим применять. Одновременно состоять и на ЕНВД, и на патентной УСН невозможно (пп. 3 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).
Так как индивидуальный предприниматель сталкивается с выбором налогового спецрежима, то ему лучше всего сразу определить, где он больше сэкономит на обязательных платежах в бюджет.
Для примера берем квартал, то есть налоговый период при ЕНВД (ст. 346.30 НК РФ). В отношении грузоперевозок физическим показателем является количество транспортных средств, а базовая доходность составляет 6000 руб. в месяц с одного грузовика. В отношении перевозок пассажиров физический показатель - это количество посадочных мест, каждому из которых назначена месячная базовая доходность в размере 1500 руб. (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Так что, например, обычный легковой автомобиль (4 посадочных места) имеет базовую доходность в размере 6000 руб. в месяц (1500 руб. x 4 места), а пассажирская "Газель", у которой 13 посадочных мест, - 19 500 руб. в месяц (1500 руб. x 13 мест).
Налоговая ставка составляет 15 процентов от величины вмененного дохода (ст. 346.31 НК РФ). В результате за налоговый период "вмененщик" обязан перечислить в бюджет следующие суммы единого налога (без учета коэффициентов-дефляторов К1 и К2):
- за один грузовик или одну "легковушку" - 2700 руб. (6000 руб/мес. x 3 мес. x 15%);
- за одну пассажирскую "Газель" - 8775 руб. (19 500 руб/мес. x 3 мес. x 15%).
Все это можно заведомо рассчитать в любых случаях, так как физические показатели, базовые доходности и налоговая ставка установлены для ЕНВД на федеральном уровне.
А вот размер налоговой нагрузки при патентной УСН зависит от региона. Известна лишь налоговая ставка - 6 процентов (п. 1 ст. 346.20 НК РФ) - такая же, как и у обычной "упрощенки" при выборе объекта налогообложения "доходы". Величина потенциально возможного дохода устанавливается органами власти субъектов Российской Федерации (п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ).
Существует особое правило в отношении видов деятельности, подлежащих как ЕНВД, так и патентной УСН. Размер потенциально возможного годового дохода "патентного" предпринимателя не может превышать величину "вмененной" базовой доходности в отношении соответствующего вида деятельности, умноженную на 30. Обратите внимание: физический показатель не имеет значения!
Рассчитаем стоимость патента за квартал исходя из вышеупомянутых условий с учетом тридцатикратной базовой доходности:
- за грузоперевозки (вне зависимости от количества грузовиков) - 2700 руб. (6000 руб. x 30 x (3 мес. : 12 мес.) x 6%);
- за перевозки пассажиров (вне зависимости от количества автомобилей или посадочных мест) - 675 руб. (1500 руб. x 30 x (3 мес. / 12 мес.) x 6%).
Видно, что даже при максимальной налоговой нагрузке (базовая доходность, умноженная в 30 раз) патентная УСН с точки зрения налоговой оптимизации выгоднее, чем ЕНВД. Причем "вмененный" налог мы рассчитали только за одно транспортное средство. При большем количестве транспортных средств патентная УСН была бы еще выгоднее, так как сумма ЕНВД возрастала бы, а стоимость патента оставалась бы неизменной.
Подводя итог, скажем, что любой предприниматель в зависимости от характера своей деятельности может заранее определить, какой налоговый режим ему выгоднее: ЕНВД или патентная УСН. Плюсом является тот факт, что в обоих случаях сумма, причитающаяся в бюджет, не зависит от фактических доходов предпринимателя. Но однозначного ответа на вопрос, при каком спецрежиме налоговая нагрузка меньше, не существует.