Согласно пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ плательщик НДФЛ может уменьшить налоговую базу на имущественные вычеты, в частности на фактически произведенные расходы:
- на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;
- на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;
- на погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории РФ, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Чтобы получить данный имущественный вычет, следует обратиться к работодателю, предварительно получив в налоговой инспекции подтверждение по установленной форме.
Более того, в п. 3 ст. 220 НК РФ указывается, что получить данный вычет можно только у одного налогового агента. При этом возникает вопрос, должен ли это быть один налоговый агент за весь налоговый период или в одно и то же время.
В Письме Минфина России от 28.06.2011 N 03-04-05/3-451 отмечено, что налогоплательщик вправе получить имущественный налоговый вычет только у налогового агента, являющегося работодателем данного налогоплательщика, а получение имущественного вычета до окончания налогового периода у других налоговых агентов Налоговым кодексом не предусмотрено.
Очевидно, что финансисты не имеют в виду, например, невозможности возобновления получения имущественного вычета у нового работодателя при смене работы до окончания налогового периода.
В связи с этим обратимся к Приказу ФНС России N САЭ-3-04/148@ (Приказ ФНС России от 07.12.2004 N САЭ-3-04/148@ "О создании информационного ресурса "Журнал регистрации уведомлений о подтверждении налоговым органом права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет и сообщений об отказе в подтверждении права на имущественный налоговый вычет"). Данным Приказом установлено, что если налогоплательщик в налоговом периоде не смог воспользоваться имущественным налоговым вычетом в полном объеме у налогового агента в связи с его ликвидацией (реорганизацией, переходом налогоплательщика на другую работу), то налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении нового (повторного) уведомления о подтверждении права на получение имущественного налогового вычета у другого налогового агента.
В этом случае в налоговую инспекцию с предыдущего места работы нужно представить Справку по форме 2-НДФЛ за текущий год, чтобы учесть сумму предоставленного там имущественного вычета, а также копию трудовой книжки.
Причем из Приказа ФНС России N САЭ-3-04/148@ следует, что в течение налогового периода число таких уведомлений может быть неограниченным.
Смысл разъяснения, данного Минфином России в Письме N 03-04-05/3-451, состоит в ином. Финансисты настаивают на том, что имущественный вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, до окончания налогового периода может быть предоставлен только работодателем в силу прямого указания Налогового кодекса.
К сведению. Согласно ст. 20 ТК РФ работодателем может быть физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).
Аналогичным образом Минфин высказывался и раньше. Так, в Письме от 19.04.2010 N 03-04-05/9-210 чиновники рассмотрели ситуацию, в которой пенсионер получал пенсию из негосударственного пенсионного фонда, которая облагалась НДФЛ по ставке 13%. Финансисты отметили: поскольку негосударственный пенсионный фонд не является работодателем для пенсионера - получателя сумм негосударственной пенсии, он не может предоставлять имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.
Они напомнили, что в этом случае такой налоговый вычет в соответствии с п. 2 ст. 220 НК РФ предоставляется при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода (см. также Письмо от 20.05.2008 N 03-04-06-01/146).
Получается, что, несмотря на неизбежность предоставления имущественного вычета любому налогоплательщику, имеющему доходы, облагаемые по ставке 13%, и получившему право на получение имущественного вычета, в одном случае он может получить этот вычет до окончания налогового периода, а в других - значительно позже. Это благодаря формальному указанию, что имущественный вычет может предоставить только работодатель, хотя налогом облагаются доходы, полученные и из других источников.
Такое противоречие принципам равного налогообложения, по нашему мнению, должно быть устранено внесением поправки в п. 3 ст. 220 НК РФ. Имущественный вычет следует разрешить предоставлять любому лицу, к которому обратится налогоплательщик, получающий у этого лица доходы, облагаемые по ставке 13%.