Для налогоплательщиков, применяющих УСН, сохраняется действующий порядок представления статистической отчетности (п. 4 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому им надлежит представить территориальному органу Росстата в субъекте РФ требуемые формы статистической отчетности. При оформлении соответствующих форм они должны придерживаться требований Положения об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620) и указаний по их заполнению.
"Упрощенцы" - организации в форме общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества должны представить годовой отчет своим учредителям, который подлежит утверждению на общем собрании общества (пп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
И все это необходимо осуществить в течение первых трех месяцев 2012 г.
Примечание. Организациям и индивидуальным предпринимателям по завершении 2011 г. необходимо отчитаться: как налогоплательщику - перед налоговыми органами, как страхователю - перед государственными внебюджетными фондами.
В этом месяце "упрощенцу" предстоит в обязательном порядке отчитаться по страховым взносам в ФСС РФ и представить информацию в налоговый орган, а также, возможно, по НДС и "статистике".
Статистическая отчетность
В первый рабочий день 2012 г. малым предприятиям, осуществляющим экономическую деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды необходимо представить территориальному органу Росстата в субъекте РФ форму N ПМ-пром "Сведения о производстве продукции малым предприятием за декабрь 2011 года" (утв. Постановлением Росстата от 28.07.2009 N 153).
Напомним, что к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, средняя численность работников за предшествующий календарный год у которых не превысила 100 человек включительно для малых предприятий. Среди малых предприятий при этом выделяются микропредприятия, средняя численность работников у которых - до 15 человек (пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
Малые предприятия же, осуществляющие оптовую, розничную торговлю (включая торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами, их узлами и принадлежностями, моторным топливом), также 10 января 2012 г. должны представить в органы Росстата форму N ПМ-торг "Сведения об обороте торговли малого предприятия за декабрь 2011 года" (утв. Приказом Росстата от 12.05.2010 N 185).
Завершается же первый календарный месяц года для "упрощенцев" опять же статистической отчетностью. По итогам года представить статистическую отчетность:
- по форме N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за январь - декабрь 2011 года" (утв. Приказом Росстата от 14.10.2009 N 226) надлежит малым предприятиям;
- по форме N МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия за 2011 года" (утв. Приказом Росстата от 15.08.2011 N 355) - микропредприятиям.
Форму N ПМ малые предприятия должны подать до 30 января 2012 г., форму N МП (микро) микропредприятия - до 6 февраля 2012 г., поскольку последние дни представления указанных форм соответственно приходятся на воскресенье 29 января и 5 февраля.
Примечание. Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации, согласно ст. 13.19 КоАП РФ, влечет наложение штрафа в размере от 3 до 5 тыс. руб.
Страховые взносы: отчетность в ФСС РФ
"Упрощенцы", осуществляющие выплаты физическим лицам в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, представляют отчетность по страховым взносам:
- на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд РФ и
- обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ -
по тем же правилам, что и другие плательщики-работодатели (п. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"). Поэтому организации и предприниматели представляют в территориальные отделения ПФР и ФСС РФ по месту своего учета:
- расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2011 г. (форма-4 ФСС, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 156н) и
- расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (форма РСВ-1 ПФР, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н).
Расчет по страховым взносам в ФСС РФ необходимо подать до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (пп. 2 п. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Следовательно, расчет по форме-4 ФСС за 2011 г. "упрощенцы"-работодатели должны представить не позднее 16 января 2011 г., поскольку 15 января приходится на выходной день воскресенье (п. 7 ст. 4 Закона N 212-ФЗ).
Расчет по форме-4 ФСС является сводной формой отчетности по всем расчетам страхователя с ФСС РФ. В ней отражаются сведения об уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование:
- на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также
данные о выплатах страхового обеспечения (пособий) работникам по каждому из указанных видов страхования.
Исчисление и уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы на травматизм) регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Страхователям согласно п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ надлежит ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять страховщику по месту их регистрации соответствующую отчетность.
В указанном Законе при этом не существует нормы о переносе срока в случае, если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем. Из дословного прочтения упомянутого положения п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ следует, что отчет в части страховых взносов на травматизм за 2011 г. страхователь должен представить не позднее 13 января 2012 г. включительно. Минздравсоцразвития России же посчитал в такой ситуации возможным руководствоваться общим положением гражданского законодательства, а именно ст. 193 ГК РФ. А этой нормой предусматривается, что, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (Письмо Минздравсоцразвития России от 16.09.2011 N 3346-19).
В разъяснениях рассматривался вопрос по сроку представления расчета по форме-4 ФСС за 9 месяцев 2011 г. Логично предположить, что чиновники не поменяют своей позиции и в части срока подачи рассматриваемого расчета за 2011 г. С учетом этого последним днем срока представления расчета по форме-4 ФСС за 2011 г. будет являться все же 16 января 2011 г.
Указанный расчет представляется на бумажном носителе либо по установленным форматам в электронном виде с электронной цифровой подписью. Сдавать отчетность в электронном виде обязаны страхователи, у которых за предшествующий год среднесписочная численность физических лиц, получающих вознаграждения, превысила 50 человек (п. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Остальные же страхователи представлять отчетность в электронном виде могут по желанию.
Технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной цифровой подписи утверждена Приказом ФСС РФ от 12.02.2010 N 19.
Отметим, что помощь в процессе сдачи отчетности страхователям может оказать интернет-портал ФСС РФ по адресу: http://fz122.fss.ru. С помощью специальной программы там можно заполнить рассматриваемую форму-4 ФСС и проверить правильность составления расчета.
Расчет 4-ФСС состоит:
- из титульного листа;
- разд. I "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и произведенным расходам";
- разд. II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения".
В разд. I предусмотрено заполнение семи таблиц: 1, 2, 3, 3.1, 4, 4.1 и 5, в разд. II - четырех: 6, 7, 8 и 9. При формировании рассматриваемого расчета за отчетные периоды 2011 г. (первый квартал, полугодие, девять месяцев (п. 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ)) плательщиками включались все таблицы, даже те, строки которых не заполнялись. По ним требовалось проставить прочерки, поскольку отсутствовали какие-либо показатели (п. 2 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС) (утв. указанным Приказом Минздравсоцразвития России N 156н)).
На момент подписания номера существовал проект приказа Минздравсоцразвития России, согласно которому предполагалось внести изменения в упомянутый Порядок. В частности, обязательными для представления всеми плательщиками-работодателями будут:
- титульный лист;
- таблицы 1 "Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и 3 "Расчет базы для начисления страховых взносов" разд. I, а также
- таблицы 6 "База для начисления страховых взносов" и 7 "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" разд. II.
Остальные таблицы расчета плательщик может не заполнять и не представлять, если по ним отсутствуют показатели. Страхователи, конечно, вправе представить расчет со всеми таблицами. Работники фонда, скорее всего, не станут отказывать им в приеме. Но потребовать, чтобы по строкам незаполняемых таблиц были проставлены прочерки, они вполне могут. Других же изменений в Порядке заполнения расчета 4-ФСС нет.
Напомним лишь о заполнении поля "Шифр страхователя" на титульном листе расчета. Шифр страхователя состоит из трех значений, указываемых через дробь (Письмо ФСС РФ от 01.04.2011 N 14-03-11/04-2866). В первых трех ячейках надлежит указать шифр, определяющий категорию плательщика страховых взносов в соответствии с Приложением N 1 к Порядку заполнения расчета по форме-4 ФСС. В следующих двух ячейках приводится код согласно Приложению N 2 к Порядку заполнения расчета. Упрощенцы в них указывают код 01. В последние две ячейки заносится код из Приложения N 3 к Порядку. Поскольку в этом Приложении выделены только бюджетные и казенные учреждения (код 01), то упрощенцам остается указывать в них 00.
Налогообложение
В срок не позднее 20 января 2012 г. все "упрощенцы" должны представить в ИФНС России по месту регистрации сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (п. 3 ст. 80 НК РФ). Данные сведения представляются налогоплательщиками по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@.
Указанные сведения необходимы налоговикам для определения способа подачи налоговых деклараций в течение календарного года организациями и индивидуальными предпринимателями.
Напомним, что налогоплательщикам, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысила 100 человек, надлежит подавать налоговые декларации только в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ).
Организации и индивидуальные предприниматели вправе использовать упрощенную систему налогообложения, если средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Средняя же численность работников определяется как совокупность:
- среднесписочной численности работников;
- средней численности внешних совместителей;
- средней численности работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера
(п. 80 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утв. Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278).
Поскольку среднесписочная численность включается в состав средней численности, то "упрощенцами" автоматически соблюдается ограничение по среднесписочной численности работников. И, казалось бы, они могут не представлять указанные сведения. Однако налоговики такие сведения от них все же ожидают (Письмо УФНС России по г. Москве от 05.05.2011 N 16-15/044301@).
Минфин России же в Письме от 20.07.2009 N 03-02-07/2-124 подчеркнул, что обязанность представлять сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год установлена для всех налогоплательщиков.
За непредставление сведений о среднесписочной численности работников "упрощенец" может быть привлечен к налоговой и административной ответственности. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, согласно п. 1 ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
За непредставление в установленный срок в налоговые органы документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ налагается административный штраф: на должностных лиц - в размере от 300 до 500 руб., на индивидуальных предпринимателей - от 100 до 300 руб.
Поскольку у "упрощенцев" среднесписочная численность работников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек, то они вправе представлять все налоговые декларации (расчеты) на бумажном носителе (абз. 1 п. 3 ст. 80 НК РФ). В электронном виде налоговые декларации ими могут представляться по желанию.
Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате:
- организации - налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций;
- индивидуальных предпринимателей - налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности)).
"Упрощенцы" не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ:
- при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также
- при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом.
Но некоторым пользователям УСН все же придется представить налоговую декларацию по НДС за IV квартал 2011 г. Это касается "упрощенцев", которые признаются налоговыми агентами по этому налогу, поскольку они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).
Так, в частности, "упрощенцы" признаются налоговыми агентами по НДС (ст. 161 НК РФ):
- при аренде помещения, если оно является федеральной или муниципальной собственностью либо собственностью субъектов РФ;
- покупке товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;
- реализации на территории РФ конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда.
Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н.
При исполнении обязанности налогового агента организациями и индивидуальными предпринимателями, не являющимися плательщиками НДС в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения, заполняются титульный лист и разд. 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента" декларации. При отсутствии показателей для заполнения разд. 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика" декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки (абз. 11 п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утв. указанным Приказом Минфина России N 104н, далее - Порядок N 104н).
Если "упрощенцем" в IV квартале 2011 г. выставлялись покупателю счета-фактуры с выделенными суммами НДС (а нередко покупатели об этом их просят), то у него также возникает обязанность по представлению в инспекцию ФНС России налоговой декларации по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ). В этом случае "упрощенцем" представляются титульный лист и разд. 1 декларации. Раздел 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2 - 4 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации" при этом не заполняется и не представляется (абз. 8 п. 3 Порядка N 104н).
Декларацию по НДС указанным "упрощенцам" надлежит представить в срок не позднее 20 января 2012 г.
Отметим, что налоговые агенты, по мнению судей, не могут быть привлечены к ответственности за непредставление декларации по ст. 119 НК РФ. Для них данное правонарушение влечет ответственность по ст. 126 НК РФ (Постановления ФАС Уральского округа от 25.06.2008 N Ф09-4562/08-С2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.05.2007 N А78-7944/06-С2-8/439-Ф02-2657/07, ФАС Уральского округа от 01.06.2006 N Ф09-4546/06-С7).
За непредставление декларации по НДС неплательщики этого налога не могут быть привлечены к ответственности по ст. 119 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 4544/07).
Следовательно, за непредставление "упрощенцем" в обоих случаях налоговой декларации по НДС на него могут быть наложены штрафные санкции в размере 200 руб. Также возможно и административное наказание по упомянутому п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Во втором месяце обязательным для "упрощенца" является отчет по страховым взносам и персонифицированному учету в ПФР и представление деклараций налоговикам.
Налогообложение
Наличие у "упрощенцев" - как организаций, так и индивидуальных предпринимателей транспортных средств и земельных участков, признаваемых объектами обложения по транспортному и земельному налогам соответственно, обязывает их исчислять и уплачивать указанные налоги в соответствии с гл. 28 и 31 НК РФ, поскольку иные налоги уплачиваются ими в соответствии с законодательством о налогах и сборах (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ).
Декларацию по транспортному налогу по истечении налогового периода (календарный год) представляют в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщики-организации (п. 1 ст. 363.1 НК РФ), декларацию же по земельному налогу надлежит направить в налоговый орган как организациям, так и индивидуальным предпринимателям (по земельным участкам, используемым в предпринимательской деятельности) (п. 1 ст. 398 НК РФ).
Формы налоговых деклараций утверждены:
- по транспортному налогу - Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н (на момент подписания номера);
- земельному налогу - Приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95н.
Последний же день представления указанных налоговых деклараций за 2011 г. приходится на 1 февраля 2012 г. (п. 3 ст. 363.1, п. 3 ст. 398 НК РФ).
С особенностями заполнения налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам можно ознакомиться в статьях текущего номера "ПБУ": "Отчитываемся по транспортному налогу" и "Декларируем земельный налог".
Отчетность в ПФР
- работодателей
Как было сказано выше, страхователи-работодатели представляют расчет РСВ-1 ПФР в территориальные отделения ПФР. И осуществить это им необходимо не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (пп. 1 п. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Следовательно, расчет РСВ-1 ПФР за 2011 г. "упрощенцам"-работодателям надлежит представить не позднее 15 февраля 2012 г.
Расчет по форме РСВ-1 ПФР является единой формой отчетности по пенсионным взносам, а также взносам на обязательное медицинское страхование. В нем отражаются:
- сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах обоих видов, а также их расчет;
- расчет страховых взносов по пониженному тарифу в отношении отдельных работников, в том числе основания для применения пониженного страхового тарифа;
- подтверждение возможности применения пониженных тарифов в отношении отдельных работодателей;
- сведения о состоянии задолженности (переплаты) по пенсионным взносам, образовавшейся по состоянию на конец 2009 г.
Полный состав рассматриваемого расчета включает титульный лист и пять разделов (всего шесть листов). Титульный лист, разд. 1 и 2 заполняются всеми страхователями-работодателями.
Разделы 3 и 4 предназначены для страхователей, которые применяют пониженные тарифы по взносам в соответствии со ст. ст. 57 и 58 Закона N 212-ФЗ.
Начиная с отчетности за I квартал 2011 г. плательщиками УСН, которые вправе применять пониженные тарифы взносов на основании пп. 8 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, заполняется таблица 4.4.
Чуть ранее, с отчетности за 2010 г., организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий (ИТ-компании) (среди них вполне могут быть и "упрощенцы"), предложено было заполнять введенную таблицу 4.3.
Таблицы же 4.1 и 4.2 были предусмотрены в первоначальном варианте формы РСВ-1 ПФР. Первая из названных таблиц заполняется страхователями, осуществляющими выплаты застрахованным лицам, - инвалидами I, II или III группы, вторая же:
- общественными организациями инвалидов;
- организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и если среднесписочная численность инвалидов у них составляет не менее 50%, а доля их зарплаты в фонде оплаты труда равна не менее 25%.
Указанные организации вполне могут применять упрощенную систему налогообложения (пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Раздел 5 оформляется, если по состоянию на 31 декабря 2009 г. у организации имелась недоимка (переплата) по пенсионным взносам.
Форма рассматриваемого расчета утверждена Минздравсоцразвития России. Законодатель поручал ведомству разработать и порядок ее заполнения (пп. 1 п. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Однако пока существует лишь Рекомендуемый порядок заполнения Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, разработанный ПФР. Он размещен на сайте Пенсионного фонда РФ в разделе "Работодателям" - "Уплата страховых взносов и представление отчетности" - "Отчетность и порядок ее представления" - "Для работодателей".
К сожалению, внесенные Приказами Минздравсоцразвития России от 20.12.2010 N 1135н, от 31.01.2011 N 54н дополнения не нашли должного отражения в Рекомендуемом порядке.
Страхователи-работодатели должны подписывать и представлять рассматриваемый расчет в полном объеме. Если какие-либо разделы (таблицы) не заполняются, то в соответствующих графах проставляются прочерки. Данное требование не изменилось и при составлении расчета РСВ-1 ПФР за 2011 г.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Формы отчетных документов по персонифицированному учету и Инструкция по их заполнению утверждены Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п. При подготовке сведений следует не забывать про Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н).
Индивидуальные сведения за IV квартал 2011 г. представляются по следующим формам:
- сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (форма СЗВ-6-1);
- реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-6-2);
- опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР (форма АДВ-6-3);
- опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР (форма АДВ-6-2).
Форма СЗВ-6-1 персональная. Заполняется она на тех сотрудников, у которых в отчетном периоде необходимо указать:
- отпуск без сохранения содержания;
- получение пособия по временной нетрудоспособности;
- работу застрахованного лица с необходимостью заполнения реквизитов "территориальные условия труда (код)", "особые условия труда (код)", "исчисление страхового стажа", "условия для досрочного назначения трудовой пенсии".
Форма СЗВ-6-2 списочная. Оформляют ее на остальных сотрудников, то есть на тех, у которых перечисленные выше события в четвертом квартале не происходили. При этом реестр не может содержать больше 200 строк.
Форма АДВ-6-3 формируется для пачек, заполненных по форме СЗВ-6-1.
При заполнении форм СЗВ-6-1 и СЗВ-6-2 показываются данные о начисленных и уплаченных страховых взносах за октябрь, ноябрь и декабрь 2011 г. Уплаченные страховые взносы показываются без разделения на суммы платежей текущего отчетного периода и доплат за предыдущие отчетные периоды. При этом формирование отдельных пачек документов, в которых указаны платежи текущего периода и суммы погашения задолженности за предыдущие периоды, не требуется (Письмо ПФР от 18.05.2011 N 08-26/5304).
При обработке сведений персонифицированного учета пенсионщики отслеживают, чтобы суммы уплаченных взносов (отдельно на страховую, отдельно на накопительную часть трудовой пенсии) были меньше или равны величине начисленных взносов (соответственно) нарастающим итогом, без учета категории застрахованного лица (Письмо ПФР от 18 мая 2011 г. N 08-26/5304).
С 1 января 2011 г. пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника за два предыдущих календарных года. Причем учитываться должны в том числе доходы, полученные за эти 2 года у других работодателей (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). Следовательно, без справок о доходах с прошлых мест работы (которые имеются не у всех застрахованных лиц) пособие работник получит в меньшем размере, поскольку у страхователя не будет всех исходных данных для его правильного начисления.
Обратиться с запросом (форма приведена в Приложении N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 N 21н) за такой информацией работодатель может в ПФР (п. 7.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). Но в Пенсионном фонде РФ имеется информация только о начисленных и уплаченных предыдущим работодателем страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, с каких же сумм выплат они начислялись - нет. Вводимая форма СЗВ-6-3 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица" как раз и призвана устранить этот пробел.
На каждое застрахованное лицо надлежит отдельно оформлять форму СЗВ-6-3 и отражать в ней ежемесячные:
- суммы выплат и иных вознаграждений, которые начислены данному физическому лицу за соответствующий календарный год;
- из них - суммы выплат, на которые начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Все денежные значения в форме указываются в рублях и копейках. И обязательно должна быть заполнена итоговая строка с общими цифрами за год.
В Инструкции по заполнению СЗВ-6-3 сказано, что отметить в форме необходимо только один тип договора, по которому начислялись вознаграждения, - либо трудовой, либо гражданско-правовой. Но ведь не исключена вероятность, что работнику начисления осуществлялись и по трудовому договору, и по гражданско-правовому. Разъяснений в указаниях по этому случаю, к сожалению, не существует.
За отчетные периоды до 31 декабря 2000 г. страхователями в ПФР представлялась форма СЗВ-1. В случае если в течение отчетного периода застрахованное лицо работало в организации и в качестве наемного работника, и с ним был заключен договор гражданско-правового характера или авторский договор, то на это лицо предлагалось представить две формы СЗВ-1: одну - как о наемном работнике, другую - как о лице, с которым заключили договор гражданско-правового характера (п. 39 Инструкции). Вполне возможно, что и на этот раз страхователю понадобится заполнять именно два документа. Ведь выплаты по гражданско-правовым договорам страховыми взносами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не облагаются (пп. 2 п. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Соответственно, при расчете пособий они не должны учитываться (п. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
Хотя по логике во второй графе таблицы формы СЗВ-6-3 напрашивается приведение сумм выплат, на которые начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Рассматриваемые сведения СЗВ-6-3 представляются страхователями один раз в год, в отчетный период за календарный год (п. 73 Инструкции). Сопровождаются они формой АДВ-6-4 "Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица".
Конечно, введение новых форм не решит вопрос с расчетом пособий в 2012 г. для работников, которые трудятся в организации менее двух лет. А вот в будущем году у страхователей появится возможность правильно определять размеры пособий по информации Пенсионного фонда РФ.
- предпринимателей
Индивидуальные предприниматели, которые привлекают наемный труд, помимо страховых взносов с выплат работникам обязаны уплачивать также взносы за себя (п. 5 ст. 14 Закона N 212-ФЗ). В отношении таких взносов предприниматели подают расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-2 ПФР, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 895н).
Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ). Как видим, норма по сроку представления расчета РСВ-2 ПФР осталась в первоначальной редакции. И из дословного ее прочтения следует, что рассматриваемый расчет за 2011 г. индивидуальным предпринимателям необходимо подать в территориальное отделение ПФР не позднее 29 февраля 2011 г. Похоже, что законодатель, внося изменения в ст. 15 Закона N 212-ФЗ по срокам представления расчетов в ПФР и ФСС РФ страхователями-работодателями, где предлог "до" заменен на слова "не позднее" (пп. "б" п. 5 ст. 1 Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ), несколько позабыл, что аналогичное построение нормы существует и в ст. 16 Закона N 212-ФЗ.
Расчет РСВ-2 ПФР состоит из титульного листа, разд. 1 "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам", разд. 2 "Данные для расчета сумм начисленных страховых взносов", разд. 3 "Сведения о состоянии задолженности (переплаты) на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся по состоянию на 31 декабря 2009 года".
"Упрощенцами" - индивидуальными предпринимателями заполняется титульный лист, разд. 1 и таблица 2.1 "Периоды осуществления индивидуальной трудовой деятельности" разд. 2. Раздел 3 заполняется при наличии задолженности по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа, образовавшейся на 31 декабря 2009 г. включительно.
На сайте Пенсионного фонда РФ в разделе "Работодателям" - "Уплата страховых взносов и представление отчетности" - "Отчетность и Порядок ее представления" - "Для предпринимателей" помещен Рекомендуемый порядок заполнения Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Декабрь 2011 г.