Плательщиками налога на прибыль, кроме российских организаций, являются иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ (Пункт 1 ст. 246 НК РФ). И если ваша организация выплатила доход иностранной компании, не имеющей постоянного представительства в РФ, вполне вероятно, что ей придется выступить в роли налогового агента (Пункт 1 ст. 24, п. п. 2, 2.1 ст. 275, п. 4 ст. 286 НК РФ). Причем независимо от применяемого режима налогообложения. То есть вам нужно будет удержать с дохода иностранного контрагента и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на прибыль.
Внимание! Даже если ваша организация применяет специальные налоговые режимы (УСНО, ЕСХН, ЕНВД), она может стать агентом иностранной организации по налогу на прибыль (Пункты 2, 3 ст. 275, п. п. 4, 5 ст. 286, ст. 310, п. 4 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11 НК РФ).
А станете вы налоговым агентом или нет, зависит от вида выплаченного дохода.
Примечание
Физические лица, в том числе предприниматели, не являются агентами по налогу на прибыль при выплате доходов иностранным организациям (Пункт 4 ст. 286, п. 1 ст. 310 НК РФ; Письмо Минфина России от 17.06.2008 N 03-08-13).
Для удобства мы показали их в таблице.
Вид дохода |
Максимальная |
Дивиденды |
15 |
Доходы от распределения прибыли или имущества организаций, |
20 |
Проценты по долговым обязательствам любого вида |
20 |
Доходы от использования в РФ прав на объекты |
20 |
Отметим, что, по мнению Минфина, российским налогом на прибыль такие |
|
Доходы от реализации акций (долей) российских организаций, |
20 |
Доходы от продажи недвижимого имущества, находящегося |
20 |
Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества |
20 |
Доходы от предоставления в аренду или субаренду морских или |
10 |
Доходы от международных перевозок, если пункт назначения или |
10 |
Экспедиторские услуги не относятся к перевозкам, поэтому доходы от них |
|
Штрафы и пени за нарушение договорных обязательств |
20 |
--------------------------------
<*> Международными договорами (соглашениями об избежании двойного налогообложения) могут быть установлены пониженные ставки налога на прибыль или может предусматриваться вообще освобождение конкретных доходов от налогообложения на территории РФ (Статья 7 НК РФ).
Кроме того, в НК РФ сказано, что налогом на прибыль также облагаются "иные аналогичные доходы" (Подпункт 10 п. 1 ст. 309 НК РФ). Однако что следует понимать под этим, в Кодексе не разъясняется. Можно выделить три позиции, сформировавшиеся в правоприменительной практике по этому вопросу.
Позиция 1. Это любые доходы, полученные от источников в РФ, не связанные с деятельностью постоянного представительства иностранной организации и не относящиеся к доходам от продажи имущества, имущественных прав, выполнения работ, оказания услуг на территории РФ (Пункт 2 ст. 309 НК РФ; п. 1.1 разд. II Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утв. Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 (далее - Методические рекомендации)). Этот подход позволяет контролирующим органам относить к доходам, аналогичным перечисленным в п. 1 ст. 309 НК РФ:
- выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхования (Письма Минфина России от 11.08.2011 N 03-03-06/3/6, от 25.06.2010 N 03-03-06/1/431);
- доходы от операций с любыми финансовыми инструментами срочных сделок (Письма Минфина России от 26.08.2011 N 03-03-06/2/133, от 07.07.2011 N 03-08-05, от 16.03.2011 N 03-08-05);
- бонусы, выплаченные иностранному покупателю за покупку определенного количества товаров (Письмо Минфина России от 11.08.2009 N 03-08-05);
- доходы, полученные иностранцем по договору доверительного управления, в котором российская организация является доверительным управляющим, а иностранная организация - учредителем или выгодоприобретателем (Пункт 6 ст. 309 НК РФ; Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-03-06/1/642).
Позиция 2. Это доходы, не связанные с обычной предпринимательской деятельностью иностранной компании (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.07.2008 N 3770/08). То есть аналогичные доходы - это "пассивные" доходы, получаемые от вложений капитала и не зависящие от каждодневной деятельности. В то же время в перечне п. 1 ст. 309 НК РФ упомянуты такие доходы, как доходы от международных перевозок, которые "пассивными" не назовешь.
Позиция 3. Это доходы, аналогичные прямо названным в п. 1 ст. 309 НК РФ (Письмо УМНС России по г. Москве от 05.06.2002 N 26-12/25907; Постановление ФАС МО от 01.02.2006, 25.01.2006 N КА-А41/12791-05). Например, проценты за пользование чужими деньгами по ст. 395 ГК РФ аналогичны штрафам и пени за нарушение договорных обязательств.
Как видим, вариантов несколько. Но в любом случае, если вы сомневаетесь, относятся ли доходы, которые вы будете выплачивать иностранному контрагенту, к доходам, облагаемым у источника выплаты (налогового агента), загляните еще и в п. 2 ст. 309 НК РФ, в котором названы доходы иностранцев, с которых российские организации налог не удерживают.
К доходам иностранцев, не облагаемым российским налогом на прибыль у источника выплаты - российской организации, относятся доходы (Пункт 2 ст. 309 НК РФ):
- от продажи имущества (кроме недвижимости, находящейся на территории РФ, и акций российских компаний, более 50% активов которых состоит из такой недвижимости);
- от продажи имущественных прав;
- от выполнения работ (оказания услуг) на территории РФ.
При этом указанные операции не должны приводить к образованию постоянного представительства иностранного контрагента в РФ.
Основываясь на такой формулировке НК, налоговые инспекторы зачастую считают, что если деятельность привела к образованию постоянного представительства, но иностранец на налоговый учет в России не встал, то вы обязаны выступить в роли налогового агента. Однако это не так. Вам не нужно самостоятельно выяснять, привела ли деятельность вашего иностранного контрагента к образованию постоянного представительства или нет и встал ли иностранец на учет. Поскольку если постоянное представительство образовано, то иностранная организация признается самостоятельным плательщиком российского налога на прибыль независимо от того, встала она на налоговый учет или нет. А значит, вы не являетесь налоговым агентом. Если же постоянного представительства нет, то вы не являетесь налоговым агентом в силу п. 2 ст. 309 НК РФ и никаких документов, подтверждающих статус иностранца, вы не обязаны представлять (Пункт 7.1 разд. II Методических рекомендаций; п. 3 ст. 306, п. п. 5, 6, 8 ст. 307 НК РФ; Постановления ФАС ДВО от 18.05.2009 N Ф03-1968/2009; ФАС МО от 09.03.2007, 15.03.2007 N КА-А40/1507-07-П).
Кстати, если иностранная компания выполняет для вас работы (оказывает услуги) или продает вам товары за границей, то выплаты ей не признаются доходами от источников в РФ и налог на прибыль с них удерживать не нужно (Пункт 1 ст. 246, п. 1 ст. 309 НК РФ; Письма Минфина России от 24.11.2010 N 03-08-05, от 31.03.2010 N 03-08-05, от 01.10.2008 N 03-08-05; Письма УФНС России по г. Москве от 09.02.2011 N 16-15/011766@, от 03.12.2010 N 16-15/127254@, от 12.11.2010 N 16-15/118318@).
Вам не придется удерживать и перечислять в бюджет налог, если доход, который вы выплачиваете иностранному контрагенту (Пункт 2 ст. 310 НК РФ):
(или) относится к постоянному представительству иностранца и у вас есть нотариально заверенная копия свидетельства о постановке иностранной организации на учет в налоговых органах (Утверждено Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124; пп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ).
Копия должна быть заверена не ранее чем в году, предшествующем году выплаты дохода. Например, чтобы не удерживать налог с доходов, выплачиваемых в 2011 г., нужна копия свидетельства, заверенная в 2010 г. или 2011 г. (Письмо Минфина России от 29.04.2009 N 03-08-05/1);
(или) освобожден от налогообложения в РФ международным договором (соглашением) и у вас есть подтверждение того, что иностранная компания имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым заключен международный договор (об этом подтверждении мы еще поговорим ниже) (Подпункт 4 п. 2 ст. 310, п. 1 ст. 312 НК РФ);
(или) выплачивается иностранному организатору, маркетинговому партнеру, официальной вещательной компании XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи (Подпункты 5, 6 п. 2 ст. 310 НК РФ; п. 6 ст. 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ; ст. ст. 3, 3.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ). Эта льгота действует в отношении доходов, выплачиваемых до 1 января 2017 г.
Как мы уже упомянули, международным договором, заключенным с государством, на территории которого находится ваш иностранный контрагент, могут быть предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль или освобождение от налогообложения в РФ. Но для того чтобы воспользоваться международной льготой, нужно, чтобы к моменту выплаты дохода иностранная организация представила вам документ, подтверждающий ее постоянное местонахождение в таком государстве, заверенный компетентным органом (Статья 7, пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 310, п. 1 ст. 312 НК РФ).
Компетентный орган - это орган, который назван таковым в соответствующем международном соглашении. Как правило, такими органами соглашения называют министров финансов и руководителей налоговых органов (их уполномоченных представителей). Документы, выданные другими органами и организациями, для целей налогообложения резидентство иностранца не подтверждают (Пункт 1 ст. 312 НК РФ; п. 5.3 разд. II Методических рекомендаций; Письмо Минфина России от 25.06.2010 N 03-03-06/1/431; Письма УФНС России по г. Москве от 17.03.2010 N 16-12/027377, от 19.05.2009 N 16-15/049833, от 21.04.2009 N 16-15/038742; Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 9999/10).
Учтите, если подтверждение составлено на иностранном языке, то вам потребуется его перевод на русский язык (Пункт 1 ст. 312 НК РФ).
Кроме того, налоговый инспектор может предъявить дополнительные требования к документу, подтверждающему резидентство иностранного контрагента, в частности потребовать, чтобы:
(или) документ был легализован (засвидетельствована подлинность подписи, печати и штампа в дипломатическом представительстве или консульстве РФ в государстве, органами которого документ выдан) (Пункт 5.3 разд. II Методических рекомендаций; Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 N 990/05; Письмо УФНС России по г. Москве от 16.08.2006 N 20-12/72977);
(или) на документе был проставлен апостиль, если документ исходит от органов государства, присоединившегося к Гаагской конвенции (отменяющей требование легализации иностранных официальных документов) (Заключена в Гааге 05.10.1961, вступила в силу для России 31.05.1992). Но здесь нужно учитывать вот что.
Во-первых, с некоторыми государствами достигнута договоренность о принятии документов без проставления апостиля или консульской легализации. Перечень таких государств приведен в отдельных Письмах Минфина (Письма Минфина России от 17.06.2010 N 03-08-13, от 09.10.2008 N 03-08-05/2; Письмо ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988; Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2010 N 16-15/133937@).
Для справки
Перечень международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения, действующих на 1 января 2011 г., приведен в Письме Минфина России от 23.03.2011 N 03-08-05 и размещен на сайте ФНС России nalog.ru в разделе "Международное сотрудничество".
Во-вторых, Минфин рекомендовал принимать неапостилированные документы, указывая на то, что иностранные государства поступают именно так (Письма Минфина России от 01.07.2009 N 03-08-13, от 05.10.2004 N 03-08-07). Поэтому если документ исполнен на официальном бланке компетентных органов иностранных государств и подписан официальными уполномоченными лицами, то апостиль и легализация ему не нужны.
Мы решили уточнить позицию Минфина по этому вопросу на сегодняшний момент.
Из авторитетных источников
Плужникова Светлана Викторовна, заместитель начальника отдела международного налогообложения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
"На сегодняшний день данный вопрос до конца не урегулирован. Есть договоренность только с несколькими странами - это Республика Белоруссия, Украина, Республика Молдова, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Республика Армения, Азербайджанская Республика, Соединенные Штаты Америки, Республика Кипр, Словацкая Республика, Федеративная Республика Германия.
Подтверждения постоянного местопребывания (резидентства), выданные уполномоченными органами вышеуказанных стран, принимаются без апостилирования.
Ответственной за обмен информацией в рамках межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения является ФНС России. И мы надеемся, что работа по этому вопросу будет вестись и дальше".
Если ваш иностранный контрагент является резидентом государства, с которым у России нет договоренностей, для снижения налоговых рисков лучше получить апостиль. Даже если он будет проставлен после выплаты дохода (Постановления ФАС МО от 30.07.2009 N КА-А40/6945-09; ФАС ДВО от 25.07.2008 N Ф03-А59/08-2/2798);
(или) в документе был указан конкретный период, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. Если же он не указан, контролирующие органы считают, что резидентство подтверждено на календарный год, в котором выдан документ (Пункт 5.3 разд. II Методических рекомендаций; Письма Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-06/2/87, от 21.07.2009 N 03-08-05, от 01.04.2009 N 03-08-05, от 09.10.2008 N 03-08-05/1, от 21.08.2008 N 03-08-05/1, от 16.05.2008 N 03-08-05, от 12.03.2008 N 03-08-05, от 04.06.2007 N 03-08-05; Письмо УФНС России по г. Москве от 12.12.2006 N 20-12/109629). Кстати, суды этот довод, как правило, не принимают во внимание (Постановления ФАС ЗСО от 17.05.2011 по делу N А27-10300/2010; ФАС МО от 07.04.2011 N КА-А41/2465-11, от 05.03.2011 N КА-А40/977-11). Например, в одном из Постановлений суд счел резидентство иностранной организации в 2007 г. установленным на основании подтверждения, датированного 07.02.2006, и подтверждения о сохранности статуса в 2009 г. (Постановление ФАС МО от 07.04.2011 N КА-А41/2465-11).
Если с дохода, который вы собираетесь выплатить иностранцу, нужно исчислить и удержать российский налог на прибыль, вам нужно правильно определить налоговую базу и своевременно перечислить налог в бюджет.
Определяем налоговую базу
В большинстве случаев налоговая база - это сумма выплачиваемого дохода. Поэтому исчислить налог просто: нужно сумму дохода умножить на соответствующую ставку (Пункт 3 ст. 247, п. 1 ст. 274, п. 3 ст. 275, п. п. 1, 4 ст. 286 НК РФ).
Но есть и операции, налоговая база по которым определяется как доходы за вычетом понесенных расходов (Пункт 1 ст. 310 НК РФ):
- продажа недвижимого имущества, находящегося в РФ, или акций российских предприятий, активы которых на 50% состоят из такой недвижимости (Пункт 4 ст. 309 НК РФ). Расходы на приобретение недвижимости или акций определяются в порядке, установленном ст. ст. 268 и 280 НК РФ;
- предоставление имущества в лизинг (Подпункт 7 п. 1 ст. 309 НК РФ). В расходах лизингодателя учитывается стоимость предмета лизинга;
- распределение организацией в пользу иностранного участника имущества, в частности, при ликвидации организации или выходе иностранца из ООО. Доход облагается налогом только в той части, которая превышает вклад, внесенный иностранным участником в уставный капитал (Подпункт 1 п. 2 ст. 43, пп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ; Письма Минфина России от 01.11.2010 N 03-08-05, от 03.08.2010 N 03-03-06/1/519; Письмо УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 N 20-12/101953).
Такие расходы учитываются, только если к дате выплаты доходов у вас есть документы, их подтверждающие (в частности, договор купли-продажи объекта недвижимости, платежные документы и т.д. (Письмо Минфина России от 19.04.2011 N 03-08-05)).
Расходы исчисляются в той же валюте, в которой выплачивается доход (при необходимости пересчитываются по официальному курсу (кросс-курсу) ЦБ РФ на дату их осуществления) (Пункт 5 ст. 309 НК РФ).
Удерживаем и уплачиваем налог
Налог, подлежащий удержанию, исчисляется в той валюте, в которой вы будете выплачивать доход. А вот перечислить его в бюджет нужно в рублях по курсу ЦБ РФ на дату перечисления. Причем сделать это нужно не позднее следующего рабочего дня после дня выплаты иностранцу дохода (Пункт 5 ст. 45, п. п. 2, 4 ст. 287, п. 1 ст. 310 НК РФ).
Проблема может возникнуть, если доход выплачен в натуральной форме или ваше обязательство перед иностранцем прекращено неденежным способом, например зачетом встречного требования.
НК РФ обязывает и в такой ситуации перечислить налог в бюджет, уменьшив соответствующим образом неденежный доход иностранной компании (Пункт 3 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ). Но как это сделать? Ведь даже если мы, например, поставим иностранцу меньше товаров, чем должны по бартерному контракту, денег у нас от этого не появится.
Теоретически можно сослаться на то, что налог удерживается только из денег, выплачиваемых иностранцу (Подпункт 1 п. 3 ст. 24 НК РФ). Да и ВАС РФ разъяснял, что оштрафовать агента за неперечисление налога (Статья 123 НК РФ) можно, только если он имел возможность удержать соответствующую сумму из выплачиваемых иностранцу денег. А значит, достаточно письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог (Подпункт 2 п. 3 ст. 24 НК РФ).
Но эти аргументы могут и не сработать. И налоговые органы, и суд исходят из того, что раз обязанность установлена, то ее нужно исполнять. Так, недавно суд признал правомерным взыскание штрафа по ст. 123 НК РФ с организации, не перечислившей налог с дохода иностранца по той причине, что обязательство по выплате ему процентов было новировано в вексель (Постановление ФАС ВВО от 18.08.2010 по делу N А28-20189/2009).
Избежать подобных проблем помогут так называемые налоговые оговорки в договорах. Все, что нужно сделать, - это написать, что цена договора увеличивается на сумму налогов, подлежащих уплате за иностранную организацию на территории РФ. Тогда вы будете четко знать, сколько должны иностранцу, а сколько - государству.
Выплатив иностранной организации доход, вам еще нужно будет отчитаться перед налоговой инспекцией, представив налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (Утвержден Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@; п. 4 ст. 310 НК РФ). Если вы выплатили доход:
- в I квартале, то расчет нужно представить не позднее 28 апреля и потом уже за год;
- во II квартале - не позднее 28 июля и потом уже за год;
- в III квартале - не позднее 28 октября и потом уже за год;
- в IV квартале - только один раз, не позднее 28 марта следующего года (годовой расчет).
Налоговый расчет составляется отдельно в отношении каждого отчетного и налогового периода, в котором выплачивались доходы иностранным организациям, и нарастающим итогом с начала года не составляется (Письмо ФНС России от 20.11.2009 N 3-2-14/20; Письмо УФНС России по г. Москве от 27.06.2008 N 20-12/060969).
Например, если вы перечислили иностранцу доход в июне, то не позднее 28 июля вы должны были представить налоговый расчет за II квартал. Если в III квартале никаких выплат не будет, то представлять отчет за III квартал не нужно. И дальше расчет нужно будет подать только за год.
Если доходы не облагаются российским налогом на прибыль, то не возникает налогоплательщика, а значит, и нет налогового агента (Статья 24 НК РФ). Следовательно, представлять расчет в ситуации, когда вы выплачиваете иностранной компании доходы, с которых не удерживаете налог, потому что доходы освобождены от налогообложения в РФ, не нужно. Согласны с этим и суды (Постановления ФАС ЗСО от 20.08.2010 по делу N А27-25154/2009; ФАС ПО от 12.03.2009 по делу N А72-5266/2008).
Однако контролирующие органы считают иначе и требуют представлять расчет при любых выплатах дохода иностранной организации (Инструкция по заполнению формы Налогового расчета, утв. Приказом МНС России от 03.06.2002 N БГ-3-23/275; Письмо Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-06/1/334; Письма УФНС России по г. Москве от 12.11.2010 N 16-15/118318@, от 27.07.2006 N 18-11/1/66229). При этом они предлагают в разд. 1 налогового расчета заполнять графы 1 - 7 (графы 8 - 12 не заполняются), в разд. 2 - графы 1 - 8 (графы 9 - 13 не заполняются) (Письмо УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064111).
Внимание! За непредставление налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов или представление его позже установленного срока может быть взыскан штраф в размере 200 руб. (Пункт 1 ст. 126 НК РФ).
Однозначно подавать расчет не нужно в отношении доходов, которые не относятся к полученным от источника в РФ (например, по услугам, оказанным вне территории РФ, перевозкам исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ).
* * *
Если вы несвоевременно перечислите в бюджет налог за иностранца, вас могут оштрафовать по ст. 123 НК РФ. Штраф составит 20% от суммы налога, подлежащего перечислению. А вот взыскать с вас недоимку, то есть потребовать уплатить налог за счет средств налогового агента, инспекторы не вправе (Постановления Президиума ВАС РФ от 06.04.2010 N 14977/09; ФАС МО от 21.02.2011 N КА-А40/393-11, от 16.04.2009 N КА-А40/1191-09-2; ФАС ВСО от 26.11.2009 по делу N А78-733/2009; ФАС ПО от 29.12.2010 по делу N А49-8215/2009).
Вместе с тем имейте в виду, что недавно был обнародован проект постановления Пленума ВАС РФ по части первой НК РФ (с ним можно ознакомиться на сайте ВАС РФ arbitr.ru). И в нем ВАС РФ предлагает, чтобы в такой ситуации налоговые органы заявляли к налоговым агентам иски о возмещении убытков.