Плательщиками земельного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, которые являются объектом налогообложения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Объектом же налогообложения согласно п. 1 ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база земельных участков определяется в отношении каждого земельного участка как кадастровая его стоимость. При этом она берется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно (индивидуальные предприниматели в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности) на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена Приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95н. Декларация состоит из титульного листа, разд. 1 "Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика" и разд. 2 "Расчет налоговой базы и суммы земельного налога".
При наличии у налогоплательщика нескольких объектов налогообложения, находящихся на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), на каждый объект налогообложения (долю земельного участка, расположенного в границах муниципального образования (городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), долю в праве на земельный участок) заполняется отдельный лист разд. 2 декларации, в том числе на каждую долю в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Декларация заполняется в отношении сумм земельного налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) ОКАТО муниципального образования. При этом в декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы земельного налога, коды ОКАТО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу.
- разд. 2
Заполнение декларации начинается с разд. 2. Он, как было сказано выше, заполняется отдельно по каждому земельному участку (доле земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), доле в праве на земельный участок), принадлежащему на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Обратим внимание на заполнение отдельных строк раздела.
По строке 030 указывается код категории земель, определяемый в соответствии с Приложением N 3 к Порядку заполнения налоговой декларации по земельному налогу (утв. упомянутым Приказом Минфина России N 95н, далее - Порядок).
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента:
- 2 - в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки;
- 4 - в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, -
вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (п. 15 ст. 396 НК РФ). Значение 1 или 2, соответствующее сроку строительства объекта недвижимости, приводится по строке 040: 1 - если строительство ведется не более трех лет, 2 - при продолжительности строительства свыше трех лет.
По строке 050 указывается кадастровая стоимость (доля кадастровой стоимости) земельного участка. В отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), доля кадастровой стоимости земельного участка пропорциональна доле земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга).
Доля налогоплательщика в праве на земельный участок (в виде правильной простой дроби) заносится по строке 060. Заполняется эта строка:
- в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой и совместной собственности, а также
- в случае если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором перешло право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, либо если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступали несколько лиц.
Льготы по земельному налогу предоставляются на федеральном уровне и могут быть предусмотрены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (далее - нормативный акт).
В НК РФ установлены льготы в виде не облагаемой налогом суммы (п. 5 ст. 391 НК РФ) и освобождения от налогообложения (ст. 395 НК РФ).
Нормативными актами могут быть предусмотрены льготы (п. 2 ст. 387 НК РФ) в виде:
- не облагаемой налогом суммы;
- уменьшения исчисленной суммы налога;
- не облагаемой площади земельного участка;
- освобождения от налогообложения;
- снижения налоговой ставки.
В Приложении N 4 к Порядку приведены Коды приведенных видов налоговых льгот.
Коды возможных видов льгот указываются по строкам 070, 090, 110, 130, 150, 240 и 260.
Не облагаемая налогом сумма, уменьшающая величину налоговой базы, в соответствии с нормативным актом либо НК РФ, указывается по строке 080 или 100 соответственно.
Если размер не облагаемой налогом суммы, указанной по строке 080 либо по строке 100, или суммы значений показателей, указанных по строкам 080 и 100, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю и в ячейках строки 190 ставятся прочерки (пп. 11 п. 5.2 Порядка).
Доля необлагаемой площади земельного участка в общей площади земельного участка (в виде правильной простой дроби) при наличии такой льготы приводится по строке 120.
Напомним, что числовые значения показателей в декларации указываются слева направо. В последних незаполненных ячейках ставится прочерк. Десятичное число заполняется по формату: 1 ячейка - для целой части и 4 ячейки - для дробной части. Правильная простая дробь отражается по формату: 10 ячеек - для целой части и 10 ячеек - для дробной части (п. 2.9 Порядка).
По льготе в виде освобождения от налогообложения введен коэффициент К1. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц. Его значение приводится по строке 180 в десятичных дробях с точностью до десятитысячных долей.
В предыдущей же строке 170 необходимо указать количество полных месяцев использования налогоплательщиком налоговой льготы. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц.
В случае если в течение всего налогового периода у налогоплательщика не возникало право на налоговую льготу, то по строке 170 проставляются прочерки ("--"), а по строке 180 заносится "1,0--" (пп. 19 п. 5.2 Порядка).
Сумма налоговой льготы в виде освобождения от налогообложения по нормативному акту или НК РФ, определяемая с учетом приведенного выше коэффициента К1, отражается по строке 140 или строке 160 соответственно.
Налоговая база, определяемая как кадастровая стоимость (доля кадастровой стоимости) земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, рассчитывается как разность (пп. 20 п. 5.2 Порядка N 95н):
- значений по строкам 050 и 080 и (или) 100 ((стр. 050 - стр. 080), (стр. 050 - стр. 100) или (стр. 050 - (стр. 080 + стр. 100))) - при льготе в виде не облагаемой налогом суммы в соответствии с нормативным актом и (или) НК РФ;
- значений по строкам 050 и 140 или 160 ((стр. 050 - стр. 140) или (стр. 050 - стр. 160)) - при льготе в виде освобождения от налогообложения в соответствии с нормативным актом или НК РФ;
- значения по строке 050 и произведения (с округлением до целых единиц) значений по строкам 050, 120 и 180 (стр. 050 - (стр. 050 x стр. 120 x (1 - стр. 180))) - при льготе в отношении доли необлагаемой площади земельного участка;
- произведения (с округлением до целых единиц) значений по строкам 050 и 060 и значений по строкам 080 и (или) 100, (120 x 180), 140, 160, то есть ((стр. 050 x стр. 060) - стр. 080), или ((стр. 050 x стр. 060) - стр. 100), или ((стр. 050 x стр. 060) - (стр. 080 + стр. 100)), или ((стр. 050 x стр. 060) - стр. 140), или ((стр. 050 x стр. 060) - стр. 160), или ((стр. 050 x стр. 060) - ((стр. 050 x стр. 060) x (стр. 120 x (1 - стр. 180)))) - в случае заполнения разд. 2 в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой, общей совместной собственности, а также в случае если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступали несколько лиц.
Полученное значение заносится по строке 190.
Налоговая ставка, установленная нормативным актом и применяемая налогоплательщиком в отношении данного земельного участка, указывается по строке 200.
Количество полных месяцев владения земельным участком в течение налогового периода приводится по строке 210. При этом если возникновение (прекращение) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав (п. 7 ст. 396 НК РФ, пп. 22 п. 5.2 Порядка).
Для исчисления земельного налога в случае правообладания земельным участком в течение неполного налогового периода используется коэффициент К2. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, указанных по строке 210, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Его значение приводится в десятичных дробях с точностью до десятитысячных долей по строке 220.
В случае если земельный участок использовался в течение всего налогового периода, то по строке 210 заносится "12", а по строке 220 - "1,0--".
Сумма исчисленного земельного налога за налоговый период рассчитывается как частное от деления произведения налоговой базы (строка 190), налоговой ставки (строка 200) и коэффициента К2 (строка 220) на 100. Сумма земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисляется как:
- удвоенное частное от деления произведения строк 190, 200 и 220 на 100, если по строке 040 внесено "1", либо
- учетверенное частное от деления произведения строк 190, 200 и 220 на 100 при указании по строке 040 "2".
Полученное значение земельного налога приводится по строке 230.
Сумма налоговой льготы в виде уменьшения исчисленной суммы земельного налога в соответствии с нормативным актом указывается по строке 250.
При установлении налоговой льготы, уменьшающей исчисленную сумму земельного налога в процентах, сумма налоговой льготы рассчитывается как частное от деления произведения значения по строке 230 и процента, на который уменьшается исчисленная сумма земельного налога, на 100.
Например, исчисленная сумма земельного налога уменьшается на 40%. В этом случае по строке 250 указывается значение, определяемое из выражения ((стр. 230 x 40) : 100).
Сумма налоговой льготы в виде снижения налоговой ставки в соответствии с нормативным актом приводится по строке 270. Сумма налоговой льготы в этом случае исчисляется как произведение значения, указанного по строке 190, и разницы значений полной ставки налога (НС) и пониженной ставки налога (НСпон.), то есть (стр. 190 x (НС - НСпон.) : 100).
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, определяется как разность значений строки 230 и совокупности строк 250 и 270, то есть (стр. 230 - (стр. 250 + стр. 270)). Полученное значение отражается по строке 280.
Налогоплательщики исчисляют по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода суммы авансовых платежей по налогу как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ). Совокупность всех авансовых платежей по земельному налогу, подлежащая уплате в бюджет за все отчетные периоды (первый, второй и третий кварталы), приводится по строке 290;
- разд. 1
Заполнив разд. 2, можно приступить к оформлению разд. 1 декларации. Этот раздел заполняется по всем земельным участкам, находящимся в пределах соответствующих муниципальных образований (долям земельных участков, находящихся в границах соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), долям в праве на земельный участок).
По строке 030 отражается сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения земельного участка (доли земельного участка) по соответствующим кодам КБК и ОКАТО.
Напомним, что по земельному налогу в 2011 г. Классификацией доходов бюджетов (Приложение N 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н) установлено восемь КБК: 182 1 06 06011 03 1000 110, 182 1 06 061 04 1000 110, 182 1 06 06013 05 1000 110, 182 1 06 06013 10 1000 110, 182 1 06 06021 03 1000 110, 182 1 06 06022 04 1000 110, 182 1 06 06023 05 1000 110 и 182 1 06 06023 10 1000 110.
Код ОКАТО муниципального образования приводится в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (утв. Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413).
Значение по строке 030 с соответствующими КБК и ОКАТО определяется как разница между исчисленными суммами земельного налога, подлежащими уплате в бюджет, приведенными по строке 280 всех представленных разд. 2 с соответствующими кодами бюджетной классификации и ОКАТО, и суммами авансовых платежей по земельному налогу, подлежащими уплате в бюджет в течение налогового периода, занесенными по строке 290 все тех же разд. 2.
Если полученное значение отрицательно, то по строке 030 ставится прочерк. В этом случае подсчитанное значение без знака "-" указывается как сумма земельного налога, исчисленная к уменьшению по итогам налогового периода, по строке 040.
Порядок заполнения титульного листа декларации не отличается от порядка заполнения этого листа других деклараций. Отметим, что в ячейках:
- поля "Налоговый период (код)" указывается "34";
- показателя "по месту нахождения (учета) (код)" приводится код, соответствующий месту представления декларации в налоговый орган.
Данный код берется из Приложения N 1 к Порядку. Для большинства налогоплательщиков таковым будет код 270.
Пример. Промышленной организацией 20 июля 2011 г. получено свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок. Участок находится на территории муниципального образования (в границах населенного пункта), представительные органы власти которого приняли нормативный правовой акт о введении земельного налога. Его кадастровая стоимость - 18 000 000 руб. В отношении земель, занимаемых в этом муниципальном образовании организациями производственного назначения, налоговая ставка установлена в размере 1,4%.
Для всех организаций промышленности органом данного муниципального образования утверждены налоговые льготы в виде не облагаемой налогом суммы в размере 3 000 000 руб., а также уменьшения исчисленной суммы налога в размере 25%.
При заполнении разд. 2 налоговой декларации организация отражает следующую информацию.
В специально отведенном поле указывается кадастровый номер земельного участка, по строке 010 - КБК - 182 1 06 06023 10 1000 110, код ОКАТО муниципального образования, где расположен участок, приводится по строке 020.
Код категории земель в пределах населенных пунктов, отнесенных к производственным территориальным зонам, - 003002000090 - заносится по строке 030.
В поле строки 040 ставится прочерк, поскольку земельный участок не предназначен для осуществления на нем жилищного строительства.
Кадастровая стоимость участка - 18 000 000 руб. - отражается по строке 050.
Поскольку организации земельный участок предоставлен полностью, а не в доле с другим налогоплательщиком, то в каждой ячейке строки 060 ставятся прочерки.
Организация по участку имеет льготу в виде не облагаемой налогом суммы, установленной нормативным актом муниципального образования. Поэтому она указывает по строке 070 код налоговой льготы - 3022100, а по строке 080 - сумму льготы - 3 000 000 руб.
Так как налоговых льгот в виде не облагаемой налогом суммы по НК РФ, необлагаемой площади земельного участка и освобождения его от налогообложения нет, то в ячейках строк 090 - 160 проставляются прочерки.
Отсутствие льготы в виде освобождения от налогообложения приводит к прочерку в строке 170, а это, в свою очередь, обязывает занести в строку 180 "1,0".
У организации имеется льгота в виде не облагаемой налогом суммы, которая установлена органом муниципального образования. Поэтому по строке 190 ею в качестве величины налоговой базы приводится 15 000 000 руб. (18 000 000 - 3 000 000).
Установленная нормативным актом муниципального образования налоговая ставка в процентах - 1,4 - указывается по строке 200.
Земельный участок предоставлен организации 20 июля 2011 г. Следовательно, в этом году он использовался 5 месяцев. Поэтому по строке 210 проставляется 5. Исходя из этого, величина коэффициента К2 составит 0,4167 (5 мес. : 12 мес.), и она заносится по строке 220.
Сумма исчисленного налога - 87 507 руб. (15 000 000 руб. x 1,4 x 0,4167 : 100) - отражается по строке 230.
Еще одна налоговая льгота в виде уменьшения исчисленной суммы налога на 25% установлена представительным органом муниципального образования. Ее код - 3022200 - приводится по строке 240, сумма же льготы - 21 877 руб. (87 507 руб. x 25 : 100) - вписывается по строке 250.
Отсутствие льготы в виде снижения налоговой ставки позволяет организации проставить в ячейках строк 260 и 270 прочерки.
Поскольку у организации есть льгота, уменьшающая исчисленную сумму налога, то и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, определяется как разность значений строк 230 и 250. Искомая величина - 65 630 руб. (87 507 - 21 877) - заносится по строке 280.
Сумма авансовых платежей по земельному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ).
Одновременно с формой налоговой декларации по земельному налогу и Порядком ее заполнения упомянутым Приказом Минфина России N 95н были утверждены форма налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Порядок его заполнения (Приложения 3 и 4 к Приказу). Алгоритм расчета авансового платежа расписан в Порядке заполнения налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу. И он аналогичен расчету по земельному налогу.
Земельный участок предоставлен организации 20 июля. Поэтому авансовые платежи по земельному налогу в первом и втором кварталах не исчислялись. В третьем квартале организации следует уплачивать авансовый платеж по земельному налогу начиная с 1-го числа месяца возникновения права на земельный участок (Письмо Минфина России от 08.09.2006 N 03-06-01-02/36), то есть с 1 августа. Следовательно, при расчете указанного платежа используется коэффициент К2, равный 0,6667 (2 мес. : 3 мес.).
Исходя из этого, сумма авансового платежа по земельному налогу за третий квартал - 26 251 руб. (1/4 x ((18 000 000 руб. - 3 000 000 руб.) x 1,4 x 0,6667 : 100 - (18 000 000 руб. - 3 000 000 руб.) x 1,4 x 0,6667 : 100 x 25%)). Она указывается по строке 290.
После того как заполнен разд. 2, организация формирует показатели разд. 1 декларации. В поле, отведенном для наименования соглашения о разделе продукции, ставятся прочерки. По строке 010 указывается КБК - 182 1 06 06023 10 1000 110, а по строке 020 - код ОКАТО.
Разница между суммой земельного налога, указанной по строкам 280 и 290 разд. 2, - 39 379 руб. (65 630 - 26 251) - указывается по строке 030. Поскольку данная величина получилась положительной, то в ячейках строки 040 проставляются прочерки.
Если у налогоплательщика имеются несколько земельных участков, расположенных в одном муниципальном образовании, с одним кодом ОКАТО и налог относится к одному КБК, то в разд. 1 заполняется один блок строк 010 - 040.
В этом случае по строке 030 указывается разница между суммами земельного налога, указанными по строке 280 всех заполненных разд. 2, и суммами авансовых платежей по земельному налогу, приведенными по строке 290 этих же разделов.
При наличии же участков, расположенных в одном муниципальном образовании с разными кодами ОКАТО, или же при отнесении исчисляемого налога по этим участкам к разным КБК налогоплательщику необходимо будет заполнить соответствующее число блоков строк 010 - 040 разд. 1.
Значение, вносимое по строке 030 каждого блока этого раздела, будет определяться по одному из приведенных выше вариантов в зависимости от количества участков, имеющих одинаковые коды КБК и ОКАТО.
Выше указывалось, что в ст. 395 НК РФ приведен перечень плательщиков земельного налога, которые полностью освобождаются от уплаты земельного налога. При этом представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, в том числе в виде полного освобождения от уплаты земельного налога отдельным категориям налогоплательщиков. Так, например, Законом г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" освобождены от уплаты земельного налога учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из федерального бюджета, бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов, в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта. Исходя из этого плательщики земельного налога, перечисленные в указанной ст. 395 НК РФ или в нормативном акте муниципального образования, не уплачивают земельный налог за 2011 г.
Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате, по мнению Президиума ВАС РФ, не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством РФ о налогах и сборах (п. 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, доведен Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).
Следовательно, указанным налогоплательщикам надлежит представить декларацию по рассматриваемому налогу за этот год. В такой ситуации по строке 170 разд. 2 налоговой декларации ими заносится "12", а по строке 180 - "0,0-". И это, в свою очередь, приводит к тому, что по строкам 230, 280 и 290 указывается "0--...".
Не исключена вероятность приобретения организацией земельного участка во второй половине декабря 2011 г. Поскольку участок находился у нее в собственности в указанном году, она признается плательщиком земельного налога.
Как было сказано выше, в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено данной статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Налогоплательщик, у которого возникло право после 15-го числа месяца, должен уплатить налог с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок (упомянутое Письмо Минфина России N 03-06-01-02/36, руководство налоговой службы рекомендовало нижестоящим налоговым органам руководствоваться указанным разъяснением (Письмо ФНС России от 09.11.2006 N ММ-6-21/1088@)). Таким образом, в указанной ситуации у организации отсутствует необходимость исчисления земельного налога за декабрь 2011 г. И первым месяцем, за который организация должна будет исчислить земельный налог, является январь 2012 г., а он относится уже к другому налоговому периоду.
Несмотря на то что фактически за декабрь 2011 г. организация не должна исчислять земельный налог, обязанность по представлению налоговой декларации за этот год у организации все же возникает. В этом случае по строке 210 раздела приводится "0-", по строке 220 - "0,--", по строкам 230, 280 и 290 - "0--...".
Налоговая декларация по земельному налогу представляется в налоговый орган на бумажном носителе или в электронном виде. Возможно представление декларации на бумажном носителе с приложением съемного носителя (магнитного диска, дискеты и т.п.), содержащего данные в электронном виде установленного формата.
Декларация может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения. При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
В электронном виде декларация может быть представлена по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утв. Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169). При этом ФНС России утверждены Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (Приказ от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@).
При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки (п. 4 ст. 80 НК РФ).
Источник уплаты земельного налога (авансовых платежей по налогу) в бухгалтерском учете четко не установлен. Согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) организация вправе самостоятельно определить квалификацию расхода в виде суммы начисленного земельного налога. Данное положение следует закрепить в учетной политике организации.
Сумма земельного налога (авансовых платежей по налогу), начисленного по принадлежащему организации земельному участку, может учитываться либо в составе расходов по обычным видам деятельности, либо в составе прочих расходов (п. п. 5, 11 ПБУ 10/99).
При наличии в учетной политике положения, что сумма земельного налога признается расходом по обычным видам деятельности, исчисленная сумма налога отражается по дебету счета учета затрат на производство (счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы") или по дебету счета 44 "Расходы на продажу" (у торговой организации) в корреспонденции с кредитом счета 68, субсчет "Расчеты по земельному налогу" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н):
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 68, субсчет "Расчеты по земельному налогу",
- начислен земельный налог.
Если же учетной политикой организации предусмотрено, что земельный налог учитывается в составе прочих расходов, то начисленная сумма земельного налога (сумма авансовых платежей) отражается проводкой:
Дебет 91-2 "Прочие расходы" Кредит 68, субсчет "Расчеты по земельному налогу",
- начислен земельный налог.
Уплата земельного налога (авансового платежа по налогу) сопровождается обычной проводкой:
Дебет 68, субсчет "Расчеты по земельному налогу", Кредит 51 "Расчетные счета"
- перечислены денежные средства в счет земельного налога.
При расчете налога на прибыль сумма земельного налога учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией в силу нормы пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Если организация применяет метод начисления, сумма налога (авансового платежа по налогу) включается ею в расходы в момент начисления - в последний день налогового (отчетного) периода (пп. 1 п. 7 ст. 272, п. 1 ст. 318 НК РФ).
При применении же кассового метода сумма налога показывается в расходах только после перечисления ее в бюджет (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).
Организация, применяющая "упрощенку" с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", сумму земельного налога (авансового платежа по налогу) вправе включить в состав расходов (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти платежи уменьшают налоговую базу в день перечисления их в бюджет (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Начисленная, но не уплаченная сумма земельного налога при расчете облагаемой базы не учитывается.