Начиная с отчетности за 2010 год, организации обязаны использовать новую форму налоговой декларации по налогу на прибыль. Она была утверждена Приказом ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения". В статье рассмотрены основные нововведения, на которые следует обратить внимание при заполнении декларации.
Форма налоговой декларации по прибыли, а также формат и Порядок ее представления утверждены не Министерством финансов, как все остальные декларации, а Федеральной налоговой службой РФ по согласованию с Минфином России. Данные полномочия были переданы ФНС России на основании пп. "д" п. 29 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, который внес изменения в п. 7 ст. 80 Налогового кодекса РФ.
Федеральной налоговой службой были добавлены новые строки, связанные с теми статьями Налогового кодекса РФ, которые были откорректированы еще в прошлом году, уточнен порядок заполнения некоторых полей и введено совершенно новое Приложение к налоговой декларации под названием "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы; расходы, учитываемые для целей налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков".
Кроме этого, впервые был изложен Формат налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (см. Приложение N 2 к Приказу), который в 21-й таблице описывает структуру и требования к файлам, передаваемым в электронном виде в налоговые органы сведений с данными налоговой декларации по налогу на прибыль.
Как и раньше, налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (или налоговым агентом) в налоговый орган тремя способами:
1) передана в налоговый орган лично главным бухгалтером (руководителем) организации или через представителя,
2) направлена в налоговую службу в виде почтового отправления с описью вложения;
В таких случаях она заполняется на готовом бланке вручную или распечатывается на принтере. При этом может быть использована шариковая или перьевая ручка черного или синего цвета. А с годовой отчетности за 2010 год ее можно оформить так же, как декларацию по НДС, фиолетовым цветом. Однако теперь не допускается двусторонняя печать декларации и скрепление листов декларации, приводящее к порче бумаги (п. 2.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль, Приложение N 3 к Приказу ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ (далее - Порядок)).
Согласно п. 2.3 Порядка печать знаков должна быть выполнена шрифтом Courier New высотой не 12, а 16 - 18 пунктов;
3) передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Напомним, что в электронном виде обязаны отчитываться:
- организации-налогоплательщики (в том числе вновь созданные), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
- налогоплательщики, которые в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесены к категории крупнейших.
В листе 02 часть показателей, которые составляют налоговую базу текущего периода (строка 100) и налоговую базу, принимаемую для исчисления текущего налога на прибыль (строка 120), переместилась из строки 120 в строку 100.
Данные по строке 100:
раньше = стр. 060 - стр. 070 - стр. 080 - стр. 090,
теперь = стр. 060 - стр. 070 - стр. 080 - стр. 090 + стр. 100 листа 05 + стр. 530 листа 06.
Данные по строке 120:
раньше = стр. 100 - стр. 110 + стр. 100 листа 05 + стр. 530 листа 06,
теперь = стр. 100 - стр. 110.
Помимо этого в самом конце листа 02 налоговой декларации добавлено несколько новых строк - 320, 330 и 340, предназначенных для исчисления сумм ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в первом квартале следующего налогового периода. Новые строки заполняются в декларации за девять месяцев и используются для расчета ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в первом квартале следующего налогового периода, а также за одиннадцать месяцев теми организациями, которые уплачивают авансовые платежи ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли при переходе их с начала следующего налогового периода на общий порядок уплаты налога (абз. 2 - 5 п. 2 ст. 286 НК РФ).
Данные новых строк листа 02 используются для расчета суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет в размере одной трети суммы, указываемых в соответствующих строчках подраздела 1.2 Разд. 1 налоговой декларации по налогу на прибыль (строки 120, 130, 140 и 220, 230, 240), который заполняют:
- те, кто исчисляет ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в соответствии с абз. 2 - 5 п. 2 ст. 286 НК РФ;
- налогоплательщики, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, при переходе их согласно абз. 2 - 5 п. 2 ст. 286 НК РФ с начала следующего налогового периода на общий порядок уплаты налога. При этом ранее в Порядке ссылка давалась на п. 2 - 6 ст. 286 НК РФ.
Состав выручки от реализации (строка 010 Приложения N 1) остался прежним.
Изменения, внесенные в Приложение N 1, коснулись выручки от реализации ценных бумаг профессиональных участников рынка ценных бумаг (строки 021 - 022) и внереализационных доходов (строка 040).
До внесения изменений по строке 021 следовало отражать сумму отклонения фактической выручки от реализации (выбытия) ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, от минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг. Теперь трактовка строки совпадает с содержанием п. 5 ст. 280 НК РФ, где отражены особенности определения фактической цены и отклонений при реализации ценных бумаг: учитывается не только сумма отклонения фактической выручки от реализации (выбытия) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг, но и отклонения от расчетной стоимости инвестиционного пая, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах.
Аналогичные изменения произошли в содержании строки 022, которая заполняется в следующих случаях:
- при отклонении фактической цены сделки более чем на 20 процентов в сторону понижения от расчетной цены (п. 6 ст. 280 НК РФ),
- при отклонении от расчетной стоимости пая,
- если фактическая цена сделки не соответствует сумме денежных средств, на которую выдается один инвестиционный пай и которая определена в соответствии с правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом.
Новым Порядком по строке 022 декларации зафиксирован критерий отклонения фактической выручки от реализации ценных бумаг, определяемой в соответствии с п. 6 ст. 280 и ст. 40 НК РФ: сумма отклонения рассчитывается как разница между фактической выручкой от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, и минимальной расчетной ценой с учетом предельного отклонения цен, определяемой в соответствии с п. 6 ст. 280 и ст. 40 НК РФ.
Обращаем ваше внимание на то, что строка 021 Приложения N 1 не заполняется, если фактическая (рыночная) цена реализации или иного выбытия ценных бумаг находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки, или соответствует расчетной стоимости инвестиционного пая, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах.
Строка 022 не заполняется, если фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг удовлетворяет условиям, предусмотренным абз. 1, 5, 6 и 7 п. 6 ст. 280 НК РФ.
К расшифровочным строкам внереализационных доходов (строка 100) добавлена еще одна строка под номером 106, где отражаются доходы профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность, включая банки, полученные по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке (см. абз. 2 - 3 п. 5 ст. 304 НК РФ).
Комментируя изменения Приложения N 1, хотелось бы остановиться на некоторых видах доходов, которые так и не нашли отражения в новой декларации и Порядке. Хотя на практике они часто встречаются и их отражение у многих вызывает затруднения.
На многих предприятиях, кроме основных средств, эксплуатируются объекты, которые основными средствами в соответствии с налоговым законодательством не признаются. Например, объекты вычислительной техники стоимостью меньше лимита, установленного для основных средств, или объекты непроизводственной сферы, такие, как теннисный корт или бассейн на обычном производственном предприятии. Они, как и объекты основных средств, ремонтируются, модернизируются и ликвидируются, в результате чего могут быть получены материалы, запчасти.
В случае получения материалов или иного имущества при ликвидации (частичной ликвидации) выводимых из эксплуатации основных средств, а также при их ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении информация отражается по строке 102 Приложения N 1 листа 02 декларации. В отношении неосновных средств в Порядке ничего не говорится, а в Приложении N 1 отдельная строчка не выделяется.
Таким образом, у предприятий-налогоплательщиков есть два варианта отражения таких доходов:
1) отразить доходы по рыночной цене материалов в той же строке, где отражаются внереализационные доходы по операциям с основными средствами (строка 102),
2) отразить доходы в общей строке 100.
И в первом, и во втором случаях налоговая вряд ли будет возражать, так как с этих сумм будет заплачен налог.
Возможен еще и третий вариант, в котором полученные таким образом материалы вообще не будут отражаться в налоговой декларации. Но он несет риски, хотя перечень внереализационных доходов, представленный в ст. 250 Налогового кодекса, и является закрытым.
Такая же неопределенность в отражении показателей в налоговой декларации есть и в отношении отдельных видов выручки.
Как известно, доходы от реализации выделяются по тому или иному виду деятельности в случае, если для данного вида деятельности предусмотрен иной порядок налогообложения, применяется иная ставка налога или предусмотрен иной, отличный от общего порядок учета полученной прибыли и убытка (ст. 316 НК РФ).
Особенностям определения некоторых видов доходов (видов деятельности) в Налоговом кодексе РФ посвящены целые статьи, в частности, 280, 284, 290 - 292, 293.
Из-за того что добавления новых строк в налоговой отчетности по желанию налогоплательщика не предусмотрено, те организации, в деятельности которых имеются такие доходы, могут отражать выручку только в тех строках налоговой декларации, которые, по их мнению, больше всего подходят в той или иной ситуации.
Пример 1. В марте 2011 г. ОАО предоставило дружественному ООО товарный кредит в виде 100 куб. м бетона марки М305 сроком на 90 дней стоимостью за 1 куб. м с доставкой 3360 руб. (с учетом НДС). Таким образом, сумма сделки составила 336 000 руб.
Согласно договору ООО вернет бетон той же марки объемом 105 куб. м. Из них 5 кубометров будут считаться платой за предоставленный кредит. Таким образом, процент за пользование кредитом составит 20,27% годовых (5 куб. / 100 т x 365 дн. / 90 дн.).
При отгрузке бетона происходит переход права собственности на товарно-материальные ценности. Поэтому кредитор выписывает счет-фактуру (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), и заемщик, таким образом, имеет право на налоговый вычет.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы, которые получены в счет погашения таких заимствований, и расходы в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа, согласно пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК РФ, не учитываются. Поэтому показатели выручки от реализации товаров по НДС (336 000 руб.) и по налогу на прибыль (0 руб.) в первом квартале 2011 г. будут различаться.
Обязанность уплаты налога на прибыль возникнет только с суммы начисленных процентов (п. 6 ст. 250 НК РФ), которые признаются полученными на конец соответствующего отчетного периода, а в случае прекращения погашения долгового обязательства до истечения отчетного периода - на дату прекращения действия договора (п. 6 ст. 271 НК РФ) и на сумму торговой наценки, если таковая присутствует (в случае роста отпускной цены при возврате товарного кредита).
Проценты за пользование кредитом в I-м квартале были начислены в размере 5600 руб. (336 000 руб. x 20,27% / 365 дней x 30 дней).
Во втором квартале проценты по договору составят 11 200 руб. (336 000 руб. x 20,27% / 365 дней x 60 дней). Всего заемщик должен будет переплатить 16 800 руб. (5600 руб. + 11 200 руб.).
Предположим, что при возврате цена бетона возросла и дала кредитору дополнительный доход в размере 5000 руб. [100 т x (3050 руб. - 3000 руб.)]. В данном случае порядок признания доходов в налоговом учете по НДС будет совпадать с порядком, действующим в бухгалтерском учете и учете по налогу на прибыль. Однако при этом будут разницы в размере налоговой базы, так как в налоговую базу по НДС в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 162 НК РФ включаются только те суммы, которые получены в виде процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в периоде, за который производится расчет процента.
Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ налоговая ставка в данном случае составит 18/118 вне зависимости от формы уплаты процентов.
Ставка рефинансирования составляет 7,75%. Таким образом, сумма НДС с процентов за весь период по договору товарного кредита составит: 1583 руб. [(336 000 руб. x 7,75% / 365 дн. x 90 дн.) x 18/118].
В налоговую базу по налогу на прибыль (как и в бухучете) будут включены все суммы начисленных по договору процентов, т.е. 16 800 руб.
В результате реализации бетона на условиях предоставления товарного кредита в Приложении N 1 к листу 02 налоговой декларации кредитора (ОАО) будут отражены следующие суммы:
1) сумма выручки, определяемая ОАО на дату реализации (в I-м квартале 2011 года) в размере торговой наценки - 5000 руб. Она будет отражена в налоговой декларации по налогу на прибыль в строке 014 Приложения N 1 как выручка от реализации прочего имущества, а не в строке 010, как думают некоторые неопытные бухгалтеры. Это связано с тем, что изначально бетон приобретался для целей основной деятельности, а не для перепродажи;
2) сумма процентов, начисленных за период от момента отгрузки до момента перехода права собственности на товары, которые будут отражены с момента перехода права собственности на товары до момента полного расчета по обязательствам. Таким образом, в составе внереализационных доходов по строке 100 за первый квартал появится сумма 5600 руб., в отчетности за полугодие - 11 200 руб.
В налоговой декларации заемщика (ООО) в Приложении N 2 к листу 02 будут отражены:
в первом квартале 2011 г.:
- расходы в виде бетона, использованного по прямому назначению на исполнение строительно-монтажных работ (по строке 010);
- внереализационные расходы в виде процентов за кредит по специальному расчету в соответствии с ограничениями, установленными в ст. 269 НК РФ (по строке 201);
в первом полугодии - внереализационные расходы в виде процентов за кредит по специальному расчету в соответствии с ограничениями по ст. 269 НК РФ (по строке 201).
Приложение N 2 к листу 02 увеличилось на одну страничку за счет следующих изменений:
1) Строка 071 под названием "Сумма отклонений (ценных бумаг) от максимальной цены" дополнила строку 070, которую заполняют профессиональные участники рынка ценных бумаг и где отражаются расходы, связанные с приобретением и реализацией реализованных (выбывших) ценных бумаг.
По новой строке будет отражаться сумма отклонения фактических затрат на приобретение ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, от цены сделок. Подробно эта тема рассмотрена ниже, в разделе, касающемся листа 05 декларации.
2) Добавлена строка под номером 206. Она также касается только профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность, включая банки. В этой строке теперь будет отражаться сумма убытка, полученного по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке (абз. 2 - 3 п. 5 ст. 304 НК РФ).
Строки по амортизации основных средств и нематериальных активов не поменялись, но были даны свежие комментарии по порядку заполнения строки 135.
В соответствии с Порядком, если учетной политикой организации предусмотрено применение линейного метода, то соответствующая сумма амортизации отражается в строке 131 по основным средствам и 132 по нематериальным активам. Если организация использует нелинейный метод, то сумма амортизации, начисленная этим методом, отражается по строке 133 с выделением суммы амортизации по нематериальным активам по строке 134.
Поскольку по объектам, относящимся к восьмой - десятой амортизационным группам, сумма амортизации может быть начислена только линейным методом (строки 131 и 132), в строке 135 должен быть указан нелинейный метод, т.е. проставлен код "2". Таким образом, законодатель просит указать метод амортизации только по тем объектам, по которым законодателем предоставлен выбор.
Пример 2. Брендовая торговая организация применяет два метода начисления амортизации основных средств: нелинейный - для объектов, входящих в группы с первой по седьмую, для группы с восьмой по десятую - линейный.
Сумма амортизации, начисленная линейным методом, за рассматриваемый период составила 123 тыс. руб., нелинейным - 789 тыс. руб.
Установленный п. 1 ст. 259 НК РФ порядок выбора метода начисления амортизации относится только к основным средствам. По нематериальным активам может быть выбран любой из двух методов. Поэтому для них организация выбрала линейный метод амортизации, расходы по которому нарастающим итогом составили 666 тыс. руб.
При заполнении Приложения N 2 к листу 02 налоговой декларации данные по амортизационным отчислениям были отражены следующим образом:
Показатели |
Код строки |
Сумма |
Сумма амортизации за отчетный (налоговый) период, |
|
|
Линейным методом (123 000 + 666 000) |
131 |
789 000 |
В том числе по НМА |
132 |
666 000 |
Нелинейным методом |
133 |
789 000 |
В том числе по НМА |
134 |
- |
Метод амортизации, отраженный в учетной политике |
135 |
? |
При заполнении строки 135 организация может выбрать любой код из двух, представленных законодателем, так как сумма амортизации одинаковая, а выбор методов сделан на законных основаниях.
В связи с отсутствием возможности определить, какой метод будет считаться правильным, вряд ли налоговая служба сможет предъявить претензии.
Наряду с добавлением новых строк комментариев, связанных с заполнением, а также появлением подробных и не очень подробных рекомендаций по уже знакомым налогоплательщикам строчкам стоит отметить, что в новом Порядке не упоминается о строках 300 - 302, где отражаются убытки, приравниваемые к внереализационным расходам, к которым, в частности, относятся: расходы, относящиеся к прошлым периодам вне зависимости от периода получения (обнаружения) подтверждающих эти расходы документов, составленных в предыдущих отчетных (налоговых) периодах (строка 301), и суммы безнадежных долгов (строка 302).
Действующий в настоящее время п. 2 ст. 265 НК РФ об убытках отчетного (налогового) периода в виде различного рода потерь (потерь от простоев по внутрипроизводственным причинам, не компенсируемых виновниками, потерь от простоев по внешним причинам, от стихийных бедствий, пожаров, аварий и др.), приравниваемых к вышеупомянутым внереализационным расходам, позволяет организациям и дальше продолжать отражать в строках 300 - 302 эти расходы без каких бы то ни было рисков.
В Приложении N 4 к листу 02 производится расчет суммы убытка или части убытка предыдущих налоговых периодов, уменьшающих налоговую базу текущего налогового периода. Итоговая сумма налоговой базы отражается по строке 140. Ранее она определялась как сумма показателей по строке 100 основного листа по расчету налога на прибыль (N 02), строке 100 листа 05 и строке 530 листа 06, учитываемых в части, не использованной на погашение убытка. С 2010 г. в налоговой базе по этому Приложению больше не будут учитываться результаты по операциям с ценными бумагами (лист 05) и операциям негосударственных пенсионных фондов (лист 06).
Новости для сельхозпроизводителей: начиная с 2011 г. при формировании показателей по строкам 160 и 180 Приложения N 4 к листу 02 они не смогут учитывать убытки, полученные в период налогообложения его доходов по ставке 0 процентов (п. 1 ст. 283 НК РФ).
Как известно, филиалы и (или) обособленные подразделения, на которые возложены обязанности по уплате налога на прибыль, уплачивают налог на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации по месту своего нахождения.
Основанием являются сведения о сумме авансовых платежей и налога на прибыль в эти бюджеты (ст. 19 НК РФ), которые раскрываются в Приложении N 5 к листу 02: сначала в листе 02 налоговой декларации рассчитывается налоговая база в целом по организации; потом сумма из строки 120 листа 02 декларации отражается в строке 030 Приложения N 5 к листу 02, которое предназначено для распределения авансовых платежей и налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения.
В новом Порядке законодатель уточняет: в случае если показатель по строке 120 листа 02 равен нулю, то, соответственно, по строкам 030 и 050 Приложения N 5 к листу 02 также указывается ноль ("0").
Изменился расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемых налоговым агентом (источником выплаты доходов): строки 050 - 053 и 060, которые являлись составными частями строки 040, где отражались суммы дивидендов, подлежащих распределению российским акционерам (российским организациям и физическим лицам, являющимся резидентами Российской Федерации), поменяли свою нумерацию. Теперь та же информация отражается в строках 041 - 044.
Самой привлекательной из перечисленных выше строчек является 042: по ней ставка налога на прибыль по дивидендам составляет 0%. Напомним, что в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ установлено, что к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, налоговая ставка 0 процентов по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, применяется только при одновременном выполнении следующих условий:
- на день принятия решения о выплате дивидендов такой вклад (доля) составляет не менее 50 процентов в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарные расписки дают право на получение дивидендов в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов;
- на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация непрерывно владеет на праве собственности таким вкладом (долей) или такими депозитарными расписками в течение не менее 365 календарных дней.
Пример 3. Организация владеет более чем 50-процентным вкладом в уставном капитале дочерней организации в течение более 365 дней. Дочерняя организация имеет два решения о начислении дивидендов за 2010 г.:
- по итогам деятельности за 9 месяцев 2010 г. Сумма дивидендов составила 9000 тыс. руб. и была выплачена в декабре 2010 г.;
- по итогам деятельности за IV квартал 2010 г. с выплатой дивидендов в 2011 г. Сумма дивидендов составляет 3000 тыс. руб.
При заполнении листа 03 налоговой декларации по налогу на прибыль дочерняя организация должна отразить дивиденды следующим образом:
Показатели |
Код строки |
Сумма |
Дивиденды, подлежащие распределению российским |
|
|
суммы дивидендов, подлежащих распределению |
|
|
суммы дивидендов, подлежащих распределению |
|
|
Примечание: ставка налога на прибыль 0 процентов в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ применяется к дивидендам с 01.01.2011 и распространяется на правоотношения по налогообложению налогом на прибыль организаций доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 г. и последующие периоды (см. п. 2 ст. 5 Закона N 368-ФЗ, положения п. 3 ст. 284 Кодекса (в ред. Закона N 368-ФЗ)). Таким образом, применение нулевой ставки по налогу на прибыль правомерно лишь к дивидендам, выплачиваемым в 2011 г.
Суммы дивидендов, которые ранее не учитывались при определении налоговой базы, определяемой в отношении доходов, полученных налоговым агентом в виде дивидендов, и которые были получены самим налоговым агентом после даты распределения дивидендов между акционерами (участниками) в предыдущем налоговом периоде, а также с начала текущего налогового периода до даты распределения дивидендов между акционерами (участниками), ранее отражались в строках 070 и 080 листа 03. Теперь они будут отражаться в одной строке 070 разд. А листа 03.
Помимо этого из суммы, указанной по строке 070, выделяется сумма дивидендов, полученная самим налоговым агентом, за исключением дивидендов, указанных в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, налог с которых исчислен по ставке 0 процентов. Она должна отражаться по строке 071.
Исчисленный в листе 03 налог на прибыль по срокам уплаты отражается в строке 040 подраздела 1.3 разд. 1 декларации. При этом срок уплаты указывается исходя из даты удержания налога на прибыль согласно п. 4 ст. 287 НК РФ, в который Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ внесены изменения: с 01.01.2011 налог, удержанный налоговым агентом, осуществившим выплату при выплате дохода, перечисляется в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты (ранее срок составлял 10 дней).
Поэтому в подразделе 1.3 по реквизиту "Срок уплаты" указываются несколько строк для отражения сумм налога по всем срокам уплаты в федеральный бюджет налога на прибыль, удержанного налоговым агентом при выплате дивидендов частично (в несколько этапов). Итоговая сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в указанные сроки, отражаемая по строкам 040, должна соответствовать показателю строки 120 разд. А листа 03 декларации.
В листе 04, где рассчитывается налог на прибыль с доходов, исчисляемый по ставкам, отличным от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ, теперь предусмотрено отражение нового вида дохода под кодом "6". К нему относятся доходы в виде дивидендов (доходов от долевого участия в российских организациях), облагаемых по ставке налога на прибыль 9 процентов (абз. 6 п. 2 ст. 282 НК РФ).
В результате по строке 010 должна быть отражена совокупная сумма доходов в виде "российских" дивидендов в случае, если покупателем по первой части РЕПО будет выступать Центральный банк Российской Федерации или управляющая компания паевого инвестиционного фонда, действующая в интересах этого фонда.
Изменился расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям, финансовые результаты которых учитываются в особом порядке (за исключением отраженных в Приложении N 3 к листу 02):
- по реквизиту "Вид дохода" добавлен новый код "5", под которым отражается расчет налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, заключенным после 01.07.2009, дата завершения которых наступает с 01.01.2010. Этот показатель заполняют все профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе осуществляющие дилерскую деятельность, включая банки, у которых есть операции с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, заключенными в вышеуказанный период;
- добавлена строка 031, в которой отражается сумма отклонения фактических затрат на приобретение ценных бумаг от максимальной цены.
Эта строка не заполняется в случае, если фактическая (рыночная) цена приобретения ценных бумаг находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки, либо соответствует расчетной стоимости инвестиционного пая, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах.
Подобный подход предусмотрен и для других аналогичных сделок с ценными бумагами (с кодами "02", "03", "05").
Кроме того, в связи с изменением законодательства исчезли некоторые привычные понятия. Например, при реализации ценных бумаг, обращающихся или не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, цена приобретения реализованных ценных бумаг теперь не может быть учтена по методу ЛИФО (п. 9 ст. 280 НК РФ).
В 2010 г. был введен в действие Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", согласно которому часть привычных бюджетных учреждений была преобразована в казенные и автономные.
Казенные учреждения исполняют государственные функции, а бюджетные и автономные выполняют работы (оказывают услуги) в интересах федерального органа государственной власти. К первым относятся воинские части, тюрьмы МВД, психиатрические учреждения и т.д. Ко вторым - учреждения, действующие в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
Разница не только в названии или статусе учреждений, но и в способах доведения денежных средств (например, по смете или в виде субсидий), способах финансирования (например, за счет бюджета или по коммерческим договорам), возможности заключения крупных сделок, порядке ведения учета и отчетности и др.
В отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, не включаются:
- в 2010 г. - средства в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, и в виде субсидий автономным учреждениям, доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;
- с 01.01.2011 - средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований).
Последнее Приложение хотя и не имеет номера, его будут заполнять все организации, которые получили в отчетном (налоговом) периоде доходы, не подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль, или произвели перечисленные в Приложении N 4 к Порядку расходы.
Для удобства всем показателям по доходам присвоены коды с 510 по 600, по расходам - коды с 650 по 950. При отсутствии показателей по каким-либо кодам суммы в данном Приложении к налоговой декларации не фиксируются.
Пример 4. В первом квартале 2011 г. организация - сельскохозяйственный товаропроизводитель получила в собственность внутрихозяйственный водопровод, построенный за счет средств бюджета. Стоимость водопровода составляет 45 000 тыс. руб. Этот вид поступлений, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитывается при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.
В этом же периоде организация понесла расходы в виде платежей (взносов) организации по договору добровольного страхования, заключенного в пользу своих работников со страховыми организациями, имеющей лицензию на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации (п. 16 ст. 255 НК РФ). Сумма расходов, учтенная для целей налогообложения в текущем периоде, составила 800 тыс. руб.
При формировании декларации по налогу на прибыль за первый квартал 2011 г. организация заполнила новое Приложение к налоговой декларации, отразив в нем вышеперечисленные суммы:
Код вида дохода |
Сумма (руб.) |
Код вида расхода |
Сумма (руб.) |
510 |
45 000 000 |
810 |
800 000 |
- |
- |
- |
- |