Комментарий к Письмам Минфина России от 30.11.2011 N 03-04-05/5-968 «Об условиях предоставления права получения стандартного вычета на ребенка»
и от 08.12.2011 N 03-04-05/8-1014 «Об определении размера стандартного вычета в зависимости от очередности рождения детей»
В ноябре 2011 г. была выпущена целая "коллекция" писем Минфина России и ФНС России, посвященных передаче стандартного налогового вычета по НДФЛ на ребенка между его родителями или иными лицами, имеющими отношение к этому вычету.
Практически одновременно вышли поправки к ст. 218 НК РФ, которая регулирует в том числе упомянутую процедуру. Изменения вступили в силу в разные сроки, а поскольку часть из них введена задним числом, то у некоторых бухгалтеров могут возникнуть проблемы с перерасчетами по НДФЛ за 2011 г. в отношении "детских" налоговых вычетов, в том числе перераспределенных между родителями.
Посмотрим, насколько сохранилась актуальность ноябрьских разъяснений чиновников в отношении распределения налоговых вычетов на ребенка между его родителями для новой редакции гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.
При определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов на своих детей. Порядок предоставления "детских" вычетов регулируется пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ.
Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (комментарий к документу опубликован в "720 часов", N 1, 2012) в ст. 218 НК РФ внесены поправки.
В частности, изменились размеры "детских" вычетов и состав их получателей, причем эти поправки введены задним числом. Они вступили в силу с даты опубликования Закона N 330-ФЗ (22 ноября 2011 г.) и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Согласно новой редакции пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ вычеты на ребенка предоставляются за каждый месяц налогового периода родителю, супруге (супругу) родителя, усыновителю, опекуну, попечителю, приемному родителю, супругу (супруге) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
|
Размер вычета |
|
в период |
|
|
Первый ребенок |
1000 руб. |
1400 руб. |
Второй ребенок |
1000 руб. |
1400 руб. |
Третий и каждый последующий ребенок |
3000 руб. |
3000 руб. |
Ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет |
3000 руб. |
3000 руб. |
Ребенок - учащийся очной формы обучения, |
3000 руб. |
3000 руб. |
Прежней редакцией пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ было установлено, что вычеты предоставляются независимо от количества детей на каждого ребенка:
- налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;
- налогоплательщикам, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя.
Налоговый вычет производился на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Сумма вычета удваивалась в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет являлся ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.
Как видим, в старой формулировке перечня получателей "детского" вычета говорилось, что на (полном) обеспечении дети находятся только у родителей. Это условие не предъявлялось для получения "детского" вычета опекунами, попечителями, приемными родителями. Ведь указанные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, согласно Семейному кодексу РФ, Федеральному закону от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и т.д., могут предполагать договорную основу, включая выплату вознаграждения приемным родителям, государственную поддержку опекунов и попечителей.
Поэтому обобщение в новой редакции рассматриваемой нормы получателей "детских" вычетов (включая опекунов, попечителей, приемных родителей) по признаку нахождения детей у них на (полном) обеспечении, на наш взгляд, не совсем корректно.
По новым правилам в числе лиц, причастных к "детским" вычетам, прямо упомянуты усыновители.
Термины, упомянутые в старом и новом перечнях получателей налоговых вычетов на детей, в НК РФ не расшифровываются. Поэтому для целей налогообложения следует обращаться к Семейному кодексу РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Порядок усыновления (удочерения) детей регулируется гл. 19 СК РФ и конкретизирован Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 N 275. Эта процедура производится в судебном порядке. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники - по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Проще говоря, усыновленные дети в своих правах (например, в правах на наследство) приравниваются к родным.
Несмотря на близость гражданских прав биологических родителей и усыновителей ребенка, для целей НДФЛ супруг (супруга) усыновителя в обновленном перечне получателей "детского" вычета пока не значится.
По сравнению с прежней редакцией пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ предельный размер дохода родителя, при котором предоставляются "детские" вычеты, в новой редакции указанной статьи не изменился и составляет 280 000 руб.
Также сохранилась норма, согласно которой все стандартные вычеты применяются к налоговой базе, облагаемой по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).
В связи с введенным в ст. 218 НК РФ различием сумм стандартного вычета в зависимости не только от состояния здоровья, но и от очередности рождения ребенка Минфин России выпустил Письма от 08.12.2011 N 03-04-05/8-1014 (для 2012 г.), от 23.12.2011 N 03-04-06/8-357 (для 2011 г.).
В них разъяснено, что при определении размера "детского" вычета учитывается общее количество детей, то есть первый ребенок - это наиболее старший по возрасту ребенок, вне зависимости от того, предоставляется на него вычет или нет. Очередность детей определяется в хронологическом порядке по дате рождения независимо от их возраста.
На практическом примере в Письме N 03-04-05/8-1014 эти тезисы раскрыты следующим образом.
С 1 января 2012 г.:
- первому ребенку в возрасте 25 лет вычет не предоставляется;
- на второго ребенка в возрасте 15 лет вычет составляет 1400 руб.;
- на третьего ребенка в возрасте 12 лет - 3000 руб.
Пока объем официальных разъяснений к новым правилам подсчета детей для целей предоставления "детского" вычета невелик.
В частности, требует разъяснений проблема учета при определении порядкового номера ребенка предыдущих детей, которые умерли. Чиновники предлагают простейший хронологический порядок определения порядкового номера детей ("раз-два-три") вне зависимости от наличия (отсутствия) у их родителей права на детский вычет для участвующих в подсчете взрослых детей. Поэтому представляется, что аналогичный подход будет и к включению в очередность умерших детей для целей увеличения размера "детского" вычета, предусмотренного Законом N 330-ФЗ.
В частности, такой же подход используется при назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком (п. 54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н). В случае смерти предыдущего ребенка представляется свидетельство о смерти и его копия.
Впрочем, аналогичная проблема с подсчетом детей с учетом умерших для целей выдачи материнского капитала пока законодательно полностью не решена (в отношении детей, которые умерли позднее чем на первой неделе жизни), и ее правоприменение определяется только судебной практикой (Определение Свердловского областного суда от 10.02.2011 по делу N 33-1728/2011).
В Письме от 23.12.2011 N 03-04-08/8-230 Минфин России дает бухгалтерам рекомендации по перерасчету налоговых обязательств по НДФЛ за 2011 г. в связи с изменениями, введенными в ст. 218 НК РФ задним числом.
Налоговый агент обязан учесть новые размеры "детских" вычетов при исчислении суммы НДФЛ нарастающим итогом с начала года применительно к доходам, облагаемым по ставке 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего года суммы налога. При этом начиная с месяца, в котором доход превысил 280 000 руб., налоговый вычет, предусмотренный пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, не применяется.
Если по окончании года у работника образовалась переплата, то она является излишне удержанной налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммой налога, которая подлежит возврату на основании заявления работника в порядке, установленном п. 1 ст. 231 НК РФ.
Напомним, что новая редакция п. 1 ст. 231 НК РФ, существенно конкретизированная по сравнению с его старой редакцией, действует с 1 января 2011 г.
С этой даты налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Заметим, что наличие такого уведомления не является обязательным условием для подачи налогоплательщиком заявления о возврате излишне удержанного налога. Налогоплательщик вправе подать такое заявление в любые сроки и в том случае, если он сам обнаружит факт излишнего удержания.
Обратите внимание: в нормах о возврате налоговым агентом излишне удержанного НДФЛ не конкретизируется, что налогоплательщик непременно является работником данного налогового агента. НДФЛ может у него удерживаться и по другим основаниям.
Возврат налоговому агенту суммы налога из бюджета осуществляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
Непосредственно в п. 1 ст. 231 НК РФ содержится перечень документов, прилагаемых налоговым агентом к заявлению в инспекцию о возврате из бюджета излишне удержанной и перечисленной суммы НДФЛ: выписка из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период; документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога.
Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении. Возврат этой суммы путем выдачи наличных из кассы организации данной нормой не предусмотрен.
Возможность зачесть суммы излишне удержанного налога, подлежащего возврату налогоплательщику по его заявлению, в счет будущих удержаний с него НДФЛ (с выплатой полностью начисленной суммы дохода) в новой редакции ст. 231 НК РФ тоже не оговаривается. Иными словами, НДФЛ должен быть исчислен, удержан и возвращен на банковский счет налогоплательщика.
Возврат налога налоговым агентом производится в течение трех месяцев со дня получения им соответствующего заявления налогоплательщика. На не возвращенную в срок сумму налога начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования Банка России, действующей в дни нарушения срока возврата.
Возврат переплаченного налога налоговой инспекцией налоговому агенту производится в счет предстоящих платежей в бюджет НДФЛ как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам.
Если налоговый агент не вернет переплату налогоплательщику в течение трех месяцев со дня получения им соответствующего заявления налогоплательщика, то на эту сумму начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования Банка России, действующей в дни нарушения срока возврата.
Если налоговый агент не может "удержать с бюджета" сумму НДФЛ, подлежащую возврату налогоплательщику, по причине недостаточности для этого начисленных в бюджет платежей по НДФЛ (повторяем: начисленных и по другим налогоплательщикам), то налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.
Помимо возврата налоговым агентом переплаченного НДФЛ по заявлению налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 231 НК РФ, в новой редакции ст. 218 НК РФ (п. 4) сохранилась прежняя формулировка о том, что в случае если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено этой статьей, то по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных ст. 218 НК РФ.
Напомним, что налогоплательщики-граждане должны начиная с налогового периода 2011 г. подавать в инспекцию декларацию 3-НДФЛ по новой форме, утвержденной Приказом ФНС России от 10.11.2011 N ММВ-7-3/760@. Кроме того, с 6 января 2012 г. обновлена форма сведений о доходах физических лиц - справка по форме 2-НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@).
Если налоговый агент не произвел необходимый перерасчет удержанных с граждан в 2011 г. сумм НДФЛ в связи с изменением правил для "детских" вычетов, то эти лица могут вернуть сумму своей переплаты налога в 2012 г., предоставив в налоговую инспекцию по месту жительства (п. п. 1, 2 ст. 229 НК РФ) не позднее 30 апреля 2012 г. следующие документы:
- заявление;
- декларацию 3-НДФЛ;
- справку от налогового агента (агентов) по форме 2-НДФЛ.
В принципе порядок возврата налогоплательщику налоговым агентом излишне удержанного у него НДФЛ, установленный ст. 231 НК РФ, не препятствует подобным расчетам между указанными лицами за прошедшие отчетные периоды (календарные годы) с учетом сроков исковой давности. Однако в Письме Минфина России от 06.10.2011 N 03-04-06/4-252, в котором рассмотрена ситуация с возвратом задолженности налогового агента за позапрошлый год, налоговому агенту предлагается предварительно убедиться, что налогоплательщик-заявитель еще не получал свою переплату в налоговом органе самостоятельно. Для этого нужно попросить заявителя помимо заявления на возврат переплаты представить еще и подтверждение налоговой инспекции о неосуществлении ею возврата вышеуказанных сумм данному лицу. Сведения о доходах физического лица, которому налоговым агентом был произведен перерасчет НДФЛ за предшествующие налоговые периоды в связи с уточнением его налоговых обязательств, оформляются в виде новой справки по форме 2-НДФЛ.
Старой редакцией пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ было предусмотрено, что налоговый вычет на ребенка может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе от получения налогового вычета одного из родителей (приемных родителей).
Данная формулировка в обновленной редакции названной статьи не изменилась, про усыновителей ребенка в ней по-прежнему ничего не сказано.
Таким образом, разъяснения официальных органов по поводу передачи между родителями "детского" вычета, относящиеся к старой редакции этой статьи, в основной своей части сохраняют силу.
Следовательно, по-прежнему факт наличия зарегистрированного брака между родителями, на обеспечении которых находится ребенок, для получения "детского" налогового вычета, а значит, и для его распределения между родителями значения не имеет (Письмо Минфина России от 30.05.2011 N 03-04-06/1-125).
Иногда чиновники пытаются поставить под сомнение право на "детский" вычет разведенного родителя, если он выплачивает алименты недостаточного размера (Письмо Минфина России от 21.05.2009 N 03-04-06-01/117). Правда, авторы Письма не уточняют, какой размер алиментов, по их мнению, является достаточным.
По мнению судей, факт уплаты одним из родителей алиментов в установленном ст. 81 СК РФ размере свидетельствует о том, что он исполняет обязанность по содержанию ребенка. У налогоплательщика-родителя, уплачивающего алименты, в любом случае возникает право на применение "детского" стандартного вычета в однократном размере (Постановление ФАС Московского округа от 05.09.2011 N КА-А40/9381-11 по делу N А40-53180/10-129-288).
В новой редакции п. 3 ст. 218 НК РФ сохранена последовательность обращения за предоставлением стандартных налоговых вычетов по НДФЛ, включая вычеты на ребенка.
Сначала следует обратиться к одному из налоговых агентов, выплачивающих доходы, облагаемые по ставке 13%. А если он не предоставлял стандартных вычетов или предоставлял их в меньшем размере, чем предусмотрено ст. 218 НК РФ, то, как мы говорили выше, по окончании налогового периода на основании налоговой декларации (по форме 3-НДФЛ) и документов, подтверждающих право на такие вычеты, перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов производит налоговая инспекция (п. 4 ст. 218 НК РФ).
Чиновники из года в год последовательно придерживаются позиции, согласно которой отказаться от получения "детского" налогового вычета в пользу другого родителя налогоплательщик может, только если он имеет на него право. Это право ограничено рядом условий, в частности:
- ребенок должен находиться на обеспечении налогоплательщика;
- у налогоплательщика должен быть доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13% (вычет предоставляется при размере такого дохода, не превышающем установленной величины в сумме 280 000 руб.).
На это было указано в Письмах Минфина России от 30.11.2011 N 03-04-05/5-968, от 21.11.2011 N 03-04-05/5-313 и ФНС России от 03.11.2011 N ЕД-3-3/3636.
Если один из родителей не работает и не имеет иных доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13%, либо получает доход, не подлежащий налогообложению (в качестве примера можно привести не облагаемое НДФЛ государственное пособие на детей), то у него отсутствуют основания для отказа от получения данного налогового вычета в пользу второго родителя. Ведь права на вычет в отсутствие дохода, из которого нужно вычитать, у такого родителя нет, поэтому ему нечего передавать другому родителю.
Некоторые специалисты считают, что подобные утверждения небесспорны. Право на "детский" налоговый вычет, переданное одним родителем другому, связано с наличием облагаемого НДФЛ дохода именно у получающего двойной "детский" вычет родителя, на обеспечении которого находится ребенок. В отсутствие дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13%, второй родитель не теряет права на вычет - он просто не может его реализовать. Следовательно, в таком случае следует применить положения п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.
Судебная практика по данному вопросу пока не сформирована.
Следует иметь в виду, что согласно ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
В официальных разъяснениях, а также в рекомендациях налоговых инспекций на местах зачастую содержатся противоречивые указания о порядке передачи между родителями "детского" вычета по НДФЛ.
Дело в том, что этот порядок законодательно до сих пор не определен, о чем прямо говорится в Письме ФНС России от 01.09.2009 N 3-5-04/1358@. В нем второму ("передающему") родителю предлагается подать заявление об отказе от "детского" вычета своему налоговому агенту, если в предыдущем налоговом периоде этот агент предоставлял родителю такие вычеты. А копию такого заявления нужно представить налоговому агенту первого родителя, которому передается право на вычет. Кроме того, в этом Письме налоговики подтверждают, что организация не несет ответственности за действия родителя в случае предоставления им недостоверных данных в целях получения стандартного налогового вычета на ребенка в двойном размере.
В Письме N ЕД-3-3/3636 ФНС России предлагает иной, простейший пакет документов для оформления передачи "детского" вычета между родителями.
Первый родитель должен подать заявление своему налоговому агенту о предоставлении удвоенного вычета и указать, что второй родитель от использования "своего" налогового вычета отказался. А второй родитель должен подать этому же налоговому агенту заявление об отказе от получения "детского" вычета с указанием своих персональных данных (Ф.И.О., адреса места жительства (постоянного проживания), ИНН (при наличии)), а также реквизитов свидетельства о рождении ребенка, в отношении которого этот родитель отказывается от получения вычета.
Однако в других официальных письмах поднимается вопрос о документальном подтверждении "передающим" родителем факта наличия у него права на налоговую льготу, передаваемую им "получающему" родителю.
Так, в Письме от 30.07.2009 N 03-04-06-01/199 Минфин России рекомендует подтвердить соблюдение "передающим" родителем предельного размера дохода, дающего право на вычет (280 000 руб.), справкой о доходах (2-НДФЛ), выданной его налоговым агентом.
Критиковать подобные рекомендации затруднительно, поскольку передачу "детского" вычета родителем, у которого, скажем, закончилось право на его получение из-за достижения предельного размера дохода (280 000 руб.), другому родителю с меньшим суммарным доходом можно расценить как незаконную схему налоговой оптимизации. Да и сам факт наличия у "передающего" родителя права на "детский" вычет (то есть наличие у него дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13%) из двух заявлений обоих родителей налоговому агенту "получающего" второй вычет родителя (как это предлагается в Письме ФНС России N ЕД-3-3/3636) тоже явно не следует.
Хотя с документальным подтверждением налоговому агенту "получающего" родителя права "передающего" родителя на передаваемый им вычет могут возникнуть сложности. Такие документы придется подавать либо ежемесячно, либо по окончании налогового периода с перспективой перерасчета налоговых обязательств "получающего" родителя по НДФЛ за прошлые месяцы. Подобный перерасчет при совмещении его с перерасчетом за 2011 г. в связи с изменением размеров детских вычетов - не из легких.
УФНС России по г. Москве в Письме от 22.07.2009 N 20-15/3/075382@ рекомендует к заявлению первого родителя о предоставлении ему двойного вычета прикладывать свидетельство о рождении ребенка, а также документ, подтверждающий проживание ребенка совместно с родителем. Кроме того, московские налоговики считают, что необходим документ, подтверждающий неполучение стандартных налоговых вычетов на детей по месту работы второго родителя. В документе должна быть отражена информация о наличии у этого родителя дохода, облагаемого по налоговой ставке 13%, и о непревышении размером данного дохода установленной величины - 280 000 руб. Заверять в нотариальном порядке заявление об отказе одного из родителей от получения налогового вычета закон не требует.
Заметим, что судебная практика по спорам о процедуре документального оформления передачи "детского" вычета между родителями тоже пока отсутствует.
Март 2012 г.