Традиционно подходит срок сдачи налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за I полугодие 2010 г. - 28 июля 2010 г. Напомним, что начиная с отчетности за 2009 г. налоговая декларация представляется по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н, с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России от 16.12.2009 N 135н.
Рассмотрим состав и порядок представления налоговой декларации за I полугодие 2010 г.
По итогам работы за I полугодие 2010 г. налоговая декларация по налогу на прибыль представляется в следующем объеме:
титульный лист (лист 01);
разд. 1 (подраздел 1.1);
лист 02 "Расчет налога на прибыль организаций";
Приложения N N 1 и 2 к листу 02 налоговой декларации.
В поле "Налоговый (отчетный) период (код)" титульного листа налоговой декларации за I квартал 2010 г. организации, которые уплачивают налог ежеквартально (как с внесением, так и без внесения ежемесячных авансовых платежей), указывают код 31, налогоплательщики, исчисляющие налог ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, - код 40.
Если налогоплательщик имеет доходы, расходы, убытки или средства, подлежащие отражению в подразделах, листах и приложениях, осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом или в его состав входят обособленные подразделения, то представляются соответствующие подразделы, листы и Приложения (подраздел 1.3 разд. 1, Приложения N N 3 и 5 к листу 02, листы 03, 04, 05, 06, 07).
Приложение N 4 к листу 02 за I полугодие 2010 г. может не представляться.
Основным листом налоговой декларации является лист 02, в котором налогоплательщики определяют налоговую базу и сумму налога на прибыль, которую следует уплатить по итогам налогового периода. Данный лист заполняется после того, как составлены все необходимые Приложения.
Следует обратить внимание на заполнение ряда строк.
Строка 104, по которой организации отражают стоимость излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, выявленных в результате инвентаризации.
Данный внереализационный доход предусмотрен п. 20 ст. 250 НК РФ.
Строка 105, по которой показывается сумма восстановленных расходов на капитальные вложения в соответствии с абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ (так называемая амортизационная премия).
С 2009 г. налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере:
не более 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно);
а также не более 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ (абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ).
В случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых были применены положения абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ (об "амортизационной" премии), суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль. Данное правило применяется к основным средствам, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2008 г.
Письмом ФНС России от 27.03.2009 N ШС-22-3/232@ разъяснено, что под восстановлением сумм амортизационной премии следует понимать увеличение налогоплательщиками размера налоговой базы по налогу на прибыль в периоде реализации объектов основных средств путем включения учтенной ранее суммы амортизационной премии в составе внереализационных доходов. При этом восстановленная сумма амортизационной премии в составе расходов ни в периоде восстановления, ни в последующих периодах, в том числе через амортизационные начисления, учету не подлежит. Аналогичная позиция изложена и в Письме ФНС России от 10.06.2009 N ШС-22-3/461@.
При определении размера материальных расходов следует принимать во внимание, что с 2010 г. в новой редакции изложен и абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ, согласно которому стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. п. 13 и 20 ч. 2 ст. 250 НК РФ.
Указанная поправка позволяет налогоплательщикам начиная с текущего года учитывать в расходах в случаях использования в производстве или при реализации стоимость данных материально-производственных запасов и прочего имущества в полном объеме, а не только в размере суммы налога, как это было ранее.
Данная норма применима в отношении имущества, оприходованного в соответствии с п. п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ, начиная с 2010 г.
Начиная с отчетности за 2009 г. в строках 042 и 043 налогоплательщики теперь показывают не расходы на НИОКР (которые теперь отражаются в строках 052 и 053), а расходы на капитальные вложения в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, т.е. расходы по примененной "амортизационной" премии, в том числе:
по строке 042 - в размере не более 10%;
по строке 043 - в размере не более 30%.
Ранее такие расходы в общей сумме налогоплательщики отражали по строке 044.
Нередко организации, осуществляя дооборудование объектов основных средств, в период реконструкции (модернизации) не выводят оборудование из эксплуатации. Здесь правомерен вопрос о том, в какой момент следует учесть в расходах по налогу на прибыль суммы соответствующей "амортизационной" премии: в месяце, следующем за месяцем ввода оборудования в эксплуатацию после его реконструкции, или в месяце завершения работ, т.е. в месяце изменения первоначальной стоимости оборудования.
Расходы в размере не более 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) суммы расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, на основании п. 3 ст. 272 НК РФ признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с гл. 25 НК РФ приходится дата изменения первоначальной стоимости основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.
С учетом установленных гл. 25 НК РФ общих правил начала и прекращения начисления амортизации амортизация по объекту основных средств, который не выводился из эксплуатации в период реконструкции, начисляется исходя из измененной первоначальной стоимости данного объекта начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата изменения его первоначальной стоимости.
Датой изменения первоначальной стоимости объекта основных средств является дата окончания работ по реконструкции объекта, подтвержденная документом, оформленным в соответствии с требованиями п. 1 ст. 252 НК РФ. Таким документом может являться акт по форме N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств", утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. Такие разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 04.12.2009 N 03-03-06/1/788.
Возникает ли у налогоплательщика право на применение амортизационной премии, если имущество получено по договору мены?
В Письме Минфина России от 30.03.2010 N 03-03-06/2/61 разъяснено, что единственным ограничением, установленным НК РФ в отношении использования налогоплательщиком права на амортизационную премию, является невозможность применения данного порядка в отношении безвозмездно полученного имущества.
Согласно положениям ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
К договору мены применяются, соответственно, правила о купле-продаже, если это не противоречит правилам гл. 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Учитывая изложенное, а также то, что к правоотношениям, возникшим в связи с заключением договора мены, применяются правила о купле-продаже, а, следовательно, имущество, полученное по указанному договору, не является безвозмездно полученным, финансовое ведомство считает, что право единовременного учета в расходах до 10 (30)% первоначальной стоимости основных средств распространяется на основные средства, полученные по договору мены.
Сведения о расходах на НИОКР, в том числе не давшие положительного результата, отражаются по строкам 052 и 053 соответственно.
Расходы на НИОКР по Перечню, установленному Правительством Российской Федерации, отражаются по новой строке 054. Из них по строке 055 также выделяются расходы, не давшие положительного результата.
Здесь следует обратить внимание на то, что с 2009 г. расходы налогоплательщика на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) по Перечню, установленному Правительством Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, и включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5. Данный Перечень был утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988.
Сумма амортизации, начисленная за отчетный (налоговый) период, отражается более подробно, в зависимости от метода начисления амортизации, применяемого налогоплательщиком.
Амортизация, начисленная линейным методом, отражается по строке 131 Приложения N 2 с выделением начисленной амортизации по нематериальным активам по строке 132.
Амортизация, начисленная нелинейным методом, отражается по строке 133 Приложения N 2 с выделением начисленной амортизации по нематериальным активам по строке 134.
Метод начисления амортизации, отраженный в учетной политике, указывается организациями по строке 135 с одним из следующих кодов:
код 1 - для линейного метода;
код 2 - для нелинейного метода.
Напомним, что метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с п. 3 ст. 259 НК РФ) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. Установленные методы начисления амортизации применяются ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения. Следует также учитывать, что налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).
По строке 201 отражаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком. Заполняя данную строку, следует учитывать особенности признания процентов по долговым обязательствам в расходах в 2010 г.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ действие абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ приостановлено с 1 января по 30 июня 2010 г. включительно в отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г.
Для таких кредитов (займов), если они возникли (т.е. фактически получены) до 1 ноября 2009 г., предельная величина процентов, признаваемых расходом в налоговом учете (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной:
ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 2 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях;
15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
В отношении иных долговых обязательств (т.е. возникших начиная с 1 ноября 2009 г.) приостановление абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ не действует, а, следовательно, действуют положения НК РФ, согласно которым норматив равен:
ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях;
15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Если долговое обязательство содержит условие об изменении процентной ставки (либо предусматривает потенциальную возможность такого изменения), в том числе в период части срока действия долгового обязательства, то предельная величина процентов, признаваемая расходом, рассчитывается по ставке Банка России, действующей на дату признания расходов в виде процентов.
Нормативы признания начисленных процентов в расходах применяются к долговым обязательствам независимо от даты их оформления.
Порядок признания расходов в виде процентов в налоговом учете был разъяснен Письмом Минфина России от 21.05.2009 N 03-03-05/91, доведенным до налоговых органов Письмом ФНС России от 10.06.2009 N ШС-17-3/110@.
Таким образом, сумма расходов в виде начисленных по долговому обязательству процентов признается для целей налогообложения прибыли на дату окончания соответствующего отчетного периода. По долговым обязательствам в рублях, по которым не установлена фиксированная процентная ставка, в качестве показателя для определения предельного размера процентов применяется ставка рефинансирования, действующая на конец соответствующего отчетного периода (при отсутствии сопоставимых долговых обязательств или по выбору самого налогоплательщика).
Здесь следует обратить внимание на то, что с 1 января 2010 г. внесены изменения в п. 6 ст. 271 НК РФ (порядок признания доходов) и п. 8 ст. 272 НК РФ (порядок признания расходов) по долговым обязательствам. В частности, в абз. 1 п. 8 ст. 272 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях гл. 25 НК РФ расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.
Согласно данным изменениям с 2010 г. при нормировании размера процентов должна использоваться ставка Банка России, действующая на конец каждого месяца, т.е. нормированию по соответствующей ставке Банка России подлежат суммы процентов, начисленных за месяц.
Так, при определении предельной величины процентов, например за I квартал 2010 г., необходимо принимать ставки рефинансирования Банка России, действовавшие на конец, соответственно, января, февраля и марта (Письмо ФНС России от 09.03.2010 N ШС-22-3/170@).
Для расчета в указанном Письме ФНС России представлен пример расчета процентов (в частности, за III квартал 2009 г.).
Пример. В III квартале 2009 г. организация имела долговое обязательство в размере 10 000 000 руб. с уплатой процентов в размере 18% годовых.
Сумма признанных для налогообложения процентов в целях исчисления налога на прибыль за период 9 месяцев 2009 г. составит всего 428 219,17 руб., в том числе:
за июль - 127 397,26 руб. (10 000 000 руб. x 10% x 1,5 : 365 дней x 31 день);
за август - сумму фактических расходов 152 876,71 руб., поскольку расчетная величина норматива составит 169 863,01 руб. (10 000 000 руб. x 10% x 2 : 365 дней x 31 день);
за сентябрь - сумму фактических расходов 147 945,20 руб., поскольку расчетная величина норматива составит 164 383,56 руб. (10 000 000 руб. x 10% x 2 : 365 дней x 30 дней),
где 10% - ставка Банка России, установленная Указанием Банка России от 29.09.2009 N 2299-У и действовавшая в период с 30 сентября 2009 г. по 30 октября 2009 г.
Напомним, что в 2010 г. (по состоянию на 19 апреля 2010 г.) действовали следующие значения ставки рефинансирования Банка России:
с 28 декабря 2009 г. - 8,75%;
с 24 февраля 2010 г. - 8,5%;
с 29 марта 2010 г. - 8,25%.
Начисляя проценты по долговым обязательствам и учитывая их в целях налогообложения, следует обратить внимание на Постановление Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 N 11200/09, в котором отмечено, что расходы по процентам исходя из требований ст. ст. 265, 269, 272, 328 НК РФ должны относиться к тем налоговым периодам, в которых у общества возникает обязательство по их уплате.
Минфин России в ряде Писем (в частности, в Письме от 08.04.2010 N 03-03-06/1/238) отметил следующее.
Пункт 6 ст. 271 и п. 8 ст. 272 НК РФ предусматривают, что по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход (расход) признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.
На основании п. 1 ст. 328 НК РФ сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую в соответствии с положениями ст. ст. 271 - 273 НК РФ.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 328 НК РФ налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде, в виде процентов в соответствии с условиями договора исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений названного пункта. Налогоплательщик в аналитическом учете на основании справок ответственного лица, которому поручено ведение учета доходов (расходов) по долговым обязательствам, обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму процентов, причитающуюся к получению (выплате) на конец месяца.
В связи с изложенными нормами НК РФ проценты по всем видам заимствования признаются в составе внереализационных доходов (расходов) равномерно в течение всего срока действия договора займа вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов на конец каждого месяца пользования предоставленными (полученными) денежными средствами.
Каким образом следует рассчитывать удельный вес среднесписочной численности работников и по данным какого учета (бухгалтерского или налогового) определяется остаточная стоимость амортизируемого имущества для расчета доли прибыли, приходящейся на данные обособленные подразделения в соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ, для целей исчисления налога на прибыль?
В Письме Минфина России от 25.09.2009 N 03-03-06/2/181 отмечено, что НК РФ не определен порядок расчета среднесписочной численности работников.
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Таким образом, при исчислении доли прибыли в целях ст. 288 НК РФ следует пользоваться методикой расчета среднесписочной численности работников, изложенной в Указаниях по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников", утвержденных Приказом Росстата от 18.08.2008 N 193 (ред. от 30.10.2009).
Что касается порядка определения остаточной стоимости амортизируемого имущества в целях ст. 288 НК РФ, необходимо учитывать следующее.
Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2009 г., п. 2 ст. 288 НК РФ дополнен новым абзацем, согласно которому для целей ст. 288 НК РФ организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом в составе амортизационных групп, вправе определить остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета.
Учитывая изложенное, налогоплательщики, применяющие линейный метод амортизации, исчисляют остаточную стоимость объектов амортизируемого имущества в целях ст. 288 НК РФ по правилам налогового учета.
Те налогоплательщики, которые используют нелинейный метод амортизации, с 1 января 2009 г. вправе по своему выбору определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным как бухгалтерского, так и налогового учета.
Каков порядок расчета удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для исчисления доли налога на прибыль по обособленному подразделению, если ни на балансе самой организации, ни на балансе обособленного подразделения не числятся основные средства, поскольку все используемые основные средства арендованы у третьих лиц?
В случае если ни на балансе самой организации, ни на балансе обособленного подразделения не числятся основные средства, то доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, рассчитывается по формуле, установленной ст. 288 НК РФ, с учетом того, что показатель удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения будет равен нулю, а в формуле будет участвовать лишь показатель удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда), - Письмо Минфина России от 29.05.2009 N 03-03-06/1/356.
Как представляются налоговые декларации при закрытии обособленного подразделения, через которое производилась уплата данного налога в бюджет субъекта Российской Федерации?
Напомним, что согласно абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, вправе исчислять суммы налога, подлежащего уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации, и уплату налога на прибыль производить через одно из этих обособленных подразделений.
Причем налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации (т.е. ответственное обособленное подразделение). При этом он уведомляет о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.
Здесь следует обратить внимание на то, что с 2009 г. уведомления представляются также в случаях, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.
Если налогоплательщик принимает решение о прекращении деятельности (закрытии) ответственного обособленного подразделения в одном из субъектов Российской Федерации, то он одновременно выбирает другое ответственное обособленное подразделение, расположенное на территории этого же субъекта Российской Федерации, через которое будет осуществлять уплату налога в соответствующий бюджет. При этом налогоплательщик должен исполнить возложенную на него НК РФ обязанность об уведомлении налоговых органов о произведенном им выборе ответственного обособленного подразделения.
Поскольку ответственное обособленное подразделение производит уплату налога за группу обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации, его закрытие в течение налогового периода не ведет к прекращению уплаты налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации. Уплата налога на прибыль по ненаступившим срокам уплаты должна быть продолжена по месту нахождения вновь выбранного ответственного обособленного подразделения с учетом исчисленных ранее авансовых платежей.
Налоговый орган по месту нахождения закрытого ответственного обособленного подразделения передает документы в части, относящейся к уплате налога на прибыль организаций, в налоговый орган по месту нахождения нового ответственного обособленного подразделения.
После закрытия ответственного обособленного подразделения последующие налоговые декларации за отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в налоговый орган по месту нахождения нового ответственного обособленного подразделения. При этом указываются КПП налогоплательщика и код ОКАТО муниципального образования по месту нахождения нового ответственного обособленного подразделения.
Таким образом, в налоговом органе по месту нахождения нового ответственного обособленного подразделения открывается карточка "Расчеты с бюджетом", в которой отражается сальдо расчетов по налогу на прибыль организаций по группе обособленных подразделений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, с указанием КПП налогоплательщика и кода ОКАТО муниципального образования по месту нахождения нового ответственного обособленного подразделения.
Уточненные налоговые декларации за те налоговые периоды, когда уплата налога осуществлялась через закрытое ответственное обособленное подразделение, а также уточненные налоговые декларации по обособленным подразделениям, действовавшим на дату перехода налогоплательщика на централизованный порядок уплаты налога в бюджет субъекта Российской Федерации, представляются в налоговый орган по месту нахождения нового ответственного обособленного подразделения с указанием тех же значений ОКАТО и КПП налогоплательщика, которые были указаны в первичных налоговых декларациях. Сведения о начисленных (уменьшенных) суммах налогов отражаются в карточке "Расчеты с бюджетом", открытой в соответствии с указанным порядком.
В расчетных документах на перечисление налога указываются значения КПП налогоплательщика и кода ОКАТО муниципального образования по месту нахождения нового ответственного обособленного подразделения.
По обособленным подразделениям, закрытым до перехода на уплату налога в централизованном порядке, уточненные налоговые декларации представляются в соответствии с п. 2.8 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в налоговый орган по месту нахождения организации (по организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, - в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика).
При одновременном закрытии всех обособленных подразделений на территории субъекта Российской Федерации, включая ответственное обособленное подразделение, уточненные налоговые декларации и налоговые декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются согласно п. 2.8 указанного Порядка.
Такие разъяснения доведены Письмом ФНС России от 30.12.2009 N ШС-22-3/990@.
Следует обратить внимание на дополнение, которое внесено Приказом Минфина России N 135н в п. 5.8 указанного Порядка, касающееся определения суммы ранее начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период.
Ранее установлено, что по строкам 210 - 230 указываются суммы начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период. В частности, организациями, уплачивающими ежемесячные авансовые платежи не позднее 28-го числа каждого месяца с последующими расчетами в налоговых декларациях за соответствующий отчетный период, - суммы исчисленных авансовых платежей согласно налоговой декларации за предыдущий отчетный период данного налогового периода и суммы ежемесячных авансовых платежей, причитавшихся к уплате 28-го числа каждого месяца последнего квартала отчетного периода; организациями, уплачивающими ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, - суммы исчисленных авансовых платежей согласно налоговой декларации за предыдущий отчетный период; организациями, уплачивающими авансовые платежи только по итогам отчетного периода, - суммы исчисленных авансовых платежей согласно налоговой декларации за предыдущий отчетный период.
Приказом Минфина России N 135н данный пункт дополнен еще одним абзацем, а именно налогоплательщики должны учитывать и суммы авансовых платежей, доначисленных (уменьшенных) по камеральной налоговой проверке налоговой декларации за предыдущий отчетный период, результаты которой учтены налогоплательщиком в налоговой декларации за последующий отчетный (налоговый) период.
Таким образом, положение, ранее фактически применявшееся на практике, закреплено в указанном Порядке.
Приказом Минфина России N 135н лист 03 налоговой декларации приведен в соответствие с порядком исчисления и уплаты налога с доходов в виде дивидендов согласно ст. 275 НК РФ, действующим с 2008 г.
Напомним, что сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов, исчисляется налоговым агентом по следующей формуле (п. 2 ст. 275 НК РФ):
Н = К x Сн(д - Д),
где Н - сумма налога, подлежащего удержанию;
К - отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика - получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению налоговым агентом;
Сн - соответствующая налоговая ставка, установленная пп. 1 и 2 п. 3 ст. 284 или п. 4 ст. 224 НК РФ;
д - общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех налогоплательщиков - получателей дивидендов;
Д - общая сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде (за исключением дивидендов, указанных в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) к моменту распределения дивидендов в пользу налогоплательщиков - получателей дивидендов, при условии, если данные суммы дивидендов ранее не учитывались при определении налоговой базы, определяемой в отношении доходов, полученных налоговым агентом в виде дивидендов.
В случае если значение Н составляет отрицательную величину, то обязанности по уплате налога не возникает и возмещение из бюджета не производится.
Здесь следует обратить внимание на то, что согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ, показатель "д" с 2010 г. учитывает общую сумму дивидендов в отношении всех получателей, а не только в отношении налогоплательщиков - получателей дивидендов.
К ранее не учитываемым доходам в виде дивидендов, в частности, относились дивиденды по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, дивиденды, выплачиваемые по акциям, составляющим имущество паевых инвестиционных фондов. Таким образом, с 2010 г. в показатель "д" включается общая сумма дивидендов в пользу всех их получателей, которые налогоплательщиками не являются, в том числе паевых инвестиционных фондов и комитетов по управлению имуществом.
Напомним, что до 1 января 2010 г. в показатель "д" дивиденды таких организаций не включались, поскольку они не являлись плательщиками налога на прибыль или НДФЛ (Письмо Минфина России от 06.02.2008 N 03-03-06/1/82).
Также с 2010 г. ст. 275 НК РФ дополнена п. 2.1, в соответствии с которым при получении доходов в виде дивидендов по имуществу, переданному в доверительное управление, получателем таких доходов признается учредитель (учредители) доверительного управления (выгодоприобретатель). При получении таких доходов в случае, если доверительным управляющим является российская организация, а учредителем (учредителями) доверительного управления (выгодоприобретателем) - иностранное лицо, доверительный управляющий признается налоговым агентом в отношении доходов в виде дивидендов, по которым у источника выплаты дивидендов налоговым агентом не был удержан налог или налог был удержан в сумме меньшей, чем сумма налога, исчисленная с доходов в виде дивидендов для указанной иностранной организации.