Налоговая декларация, будучи одним из элементов обеспечительного механизма исполнения обязанности, закрепленной в ст. 57 Конституции РФ, представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. п. 1 и 6 ст. 80 НК РФ).
В Определении Конституционного Суда РФ от 17.06.2008 N 499-О-О указано, что обязанность представлять налоговую декларацию по тому или иному налогу обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом налоге, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога. Налогоплательщик, даже если предпринимательская деятельность им не ведется и, соответственно, прибыль не извлекается, по мнению высших судей, должен представить в налоговый орган соответствующие документы.
Кстати, организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут представлять единую (упрощенную) декларацию. Для этого необходимо, чтобы у налогоплательщиков одновременно выполнялись следующие условия (п. 2 ст. 80 НК РФ):
Казалось бы, выполнить эти условия достаточно просто. Но, как показывает практика, и тут имеются свои "подводные камни".
Одним из условий, как было сказано выше, является отсутствие движения денег по расчетному счету и в кассе. При неведении организацией предпринимательской деятельности она не осуществляет расчеты с партнерами по бизнесу - не ждет поступлений от покупателей и сама никому не платит. Но всегда существует риск, что какой-либо из контрагентов перечислит денежные средства организации, пусть даже и по ошибке. А это означает отсутствие полного прекращения движения денежных средств по расчетному счету и кассе.
Вполне возможно, что по итогам прошлого года налогоплательщиком были начислены к уплате суммы налогов. При отсутствии денежных средств их может уплатить, к примеру, руководитель организации за счет средств, предоставленных учредителями. Ведь обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, в частности, со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (пп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ).
Финансисты считают, что законодательством РФ о налогах и сборах и банковским законодательством Российской Федерации не предусмотрена уплата организациями обязательных платежей, в том числе налогов, в наличной форме (Письма Минфина России от 18.11.2011 N 03-02-07/1-396, от 28.06.2010 N 03-02-07/1-296). В Письме от 16.12.2009 N 03-02-07/2-207 минфиновцы уточнили, что наличные денежные средства в уплату налоговых платежей принимаются кредитными организациями только от физических лиц. Представитель же организации, действуя от ее имени и за ее счет, не вправе уплачивать налоги наличными денежными средствами.
Арбитражные суды такой способ уплаты налогов признают правомерным при выполнении налогоплательщиком определенных условий. Так, судьи ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 11.06.2009 N А32-16433/2008-3/278 указали, что на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств. Важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.
Поскольку:
суд посчитал, что организация исполнила обязанность по уплате налога.
Как видим, для подтверждения исполнения обязанности организации по уплате налогов наличными ей понадобится документ, подтверждающий выдачу представителю налогоплательщика денежных средств. А это означает совершение операции по их движению по кассе.
При приостановлении организацией своей деятельности за ней как налогоплательщиком и страхователем сохраняется обязанность по представлению отчетности в налоговый орган и территориальные отделения ПФР и ФСС РФ. В этой ситуации в организации должен быть хотя бы один работник (обычно руководитель), имеющий право подписывать отчетность, которую ему же необходимо составить. Если последовать предписаниям ТК РФ, то данному специалисту надлежит выплачивать заработную плату (ст. ст. 56, 133 ТК РФ). Такая выплата однозначно приведет к нарушению условия о движении денежных средств либо по кассе, если зарплата выдается наличными, либо по расчетному счету - при ее перечислении на счет сотрудника.
Возможно, что организация и не будет выплачивать заработную плату, но начисление ее уже произведено. В этом случае за страхователем сохраняется обязанность по исчислению и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Обязанность по уплате страховых взносов по аналогии с законодательством РФ о налогах и сборах считается исполненной плательщиком страховых взносов, в частности, со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) (пп. 3 п. 5 ст. 18 Закона N 212-ФЗ).
Указанная норма в большей степени относится к физическим лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями, но осуществляют выплаты и вознаграждения физическим лицам.
Могут попытаться воспользоваться указанной нормой и организации - уплатить начисленные суммы страховых взносов наличными через Сбербанк, оформив при этом платежный документ от имени физического лица - представителя организации. В этом случае, как и с уплатой налогов наличными, все заканчивается движением денежных средств по кассе.
Отметим, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, он обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (ст. 236 ТК РФ).
В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (абз. 2 ст. 142 ТК РФ).
Невыплата заработной платы сотруднику по причине отсутствия денег признается нарушением трудового законодательства, за которое установлена административная ответственность (ст. 5.27 КоАП РФ):
Еще одной причиной нарушения условия об отсутствии движения денег могут стать действия банка. Практически во всех договорах банковского счета предусматривается возможность списания банком с расчетного счета организации комиссии за его ведение, по некоторым договорам предусмотрено начисление процентов на остаток по счету. И та, и другая операция приводят к изменению суммы на расчетном счете, то есть происходит движение денежных средств.
Можно, конечно, попытаться обосновать отсутствие операции у организации. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять на открытый клиенту счет денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм, а также проводить другие операции по счету (п. 1 ст. 845 ГК РФ). При этом плата за услуги банка может взиматься по истечении каждого месяца из средств клиента на счете. То есть для оплаты услуг по договору банковского счета не требуется совершения клиентом банка каких-либо специальных действий. Их совершает сама кредитная организация. Самостоятельное списание банком платы, по сути, не подразумевает фактического осуществления операции организацией. Если последовать этому, то условие о неосуществлении операций, в результате которых происходит движение денег по счету, не нарушается.
Конечно, такой довод несколько притянут. Налоговики однозначно посчитают, что здесь есть движение денежных средств. Как отнесутся к такому аргументу судьи - неизвестно, арбитражной практики по такому вопросу с таким доводом налогоплательщика на сегодняшний день не существует.
Как видим, выполнить условие по отсутствию движения денежных средств по счету в банке и кассе действительно довольно сложно. Но это возможно:
Причем все это должно выполняться в совокупности.
Но выполнение всех перечисленных условий не гарантирует организации отсутствия движения денежных средств. Желательно по окончании отчетного (налогового) периода убедиться, что такого движения не было по расчетному счету, ведь, как было сказано выше, имеется риск поступления на расчетный счет денежных средств по ошибке.
Невыполнение условия по недвижению денежных средств на расчетных счетах и в кассе организации по любым причинам:
по мнению чиновников, автоматически лишает организацию права на подачу единой (упрощенной) декларации. В этом случае при отсутствии объектов обложения одним или несколькими налогами следует подавать нулевые налоговые декларации по каждому из них (Письмо Минфина России от 24.12.2009 N 03-02-07/1-561).
Законодательством РФ о налогах и сборах установлено восемь федеральных налогов, три региональных и два местных (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). Юридическое лицо не представляет декларации по трем федеральным налогам и сборам (НДФЛ, сборам за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и госпошлине) и одному местному (налогу на имущество физических лиц). Таким образом, организация может быть обязана представить декларации по 9 налогам.
Налоговая декларация представляется по итогам налогового периода.
Налоговый период календарный месяц установлен по трем налогам:
Плательщики акцизов обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, в которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 22 НК РФ (п. 5 ст. 204 НК РФ).
Перечень операций, признаваемых объектом обложения по акцизам, приведен в п. 1 ст. 182 НК РФ. Осуществление хотя бы одной из перечисленных операций обязывает организацию представить декларацию по акцизам.
При невыполнении же перечисленных в п. 1 ст. 182 НК РФ операций (что соответствует отсутствию объекта обложения) обязанности у организации по представлению декларации по акцизам не возникает.
Организация является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, если она признается пользователем недр в соответствии с законодательством РФ (ст. 334 НК РФ).
Объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются (п. 1 ст. 336 НК РФ):
Обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых (п. 1 ст. 345 НК РФ). Следовательно, отсутствие фактической добычи полезных ископаемых (объекта обложения) не ведет к необходимости подачи налоговой декларации по рассматриваемому налогу.
Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ).
Объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес перечислены в п. 1 ст. 366 НК РФ. При этом каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки (месту нахождения пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы) (п. 2 ст. 366 НК РФ).
Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения (п. 2 ст. 370 НК РФ).
При отсутствии объекта обложения по налогу на игорный бизнес обязанность по представлению налоговой декларации не возникает.
Организация является плательщиком водного налога, если она осуществляет специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 НК РФ (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).
Объектами обложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):
Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения (п. 1 ст. 333.15 НК РФ). Отсутствие объекта обложения по водному налогу не ведет к необходимости подачи налоговой декларации по этому налогу.
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).
Организации - плательщики транспортного налога по истечении налогового периода (календарного года (п. 1 ст. 360 НК РФ)) представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу (ст. 363.1 НК РФ). Если же на организацию не зарегистрировано ни одно из перечисленных транспортных средств, то она не обязана представлять налоговую декларацию по транспортному налогу.
Организации являются плательщиками земельного налога, если они обладают земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 388 НК РФ).
Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог, являются объектом обложения по этому налогу (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Налогоплательщики-организации в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, по истечении налогового периода (календарного года (п. 1 ст. 393 НК РФ)) представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу (п. 1 ст. 398 НК РФ). Отсутствие же у организации земельных участков, принадлежащих ей на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, позволяет налогоплательщику не представлять налоговую декларацию по земельному налогу.
Организации признаются плательщиками налога на имущество организаций, если они имеют имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ (ст. 373 НК РФ).
Для российских организаций объектами обложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество, в том числе имущество:
учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) по истечении (п. 1 ст. 386 НК РФ):
При отсутствии же объектов основных средств на балансе у организации она вправе не представлять в налоговую инспекцию налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию по налогу на имущество.
Организации в силу п. 1 ст. 143 НК РФ являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Объектом обложения по НДС признаются следующие операции (п. 1 ст. 146 НК РФ):
Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом - кварталом (ст. 163, п. 5 ст. 174 НК РФ).
Российские организации, согласно п. 1 ст. 246 НК РФ, являются плательщиками налога на прибыль организаций.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях гл. 25 НК РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ).
К доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ). Доходы от реализации и внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. ст. 249 и 250 НК РФ соответственно с учетом положений гл. 25 НК РФ.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 289 НК РФ, соответствующие налоговые декларации по истечении каждого отчетного (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ)) и налогового (календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ)) периода (п. 1 ст. 289 НК РФ).
Как видим, при отсутствии объекта обложения по акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на игорный бизнес, водному налогу, транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество организаций обязанности представлять соответствующую налоговую декларацию в налоговую инспекцию у организации не возникает.
Налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль организация обязана представить в налоговую инспекцию независимо от того, есть ли у нее соответствующий объект налогообложения или же он отсутствует. Это подтверждает и Минфин России в Письме от 24.12.2009 N 03-02-07/1-561. При этом чиновники уточнили, что гл. 21 и 25 НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщиков-организаций от представления в налоговые органы налоговых деклараций в случаях, когда организации не осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг).
На то, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате по НДС и налогу на прибыль само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах, указано в п. 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).
Следовательно, при неосуществлении операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах организации в банках (в кассе организации), и отсутствии объектов налогообложения по НДС и налогу на прибыль организация вправе представить по этим налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.
Единая (упрощенная) декларация подается в налоговую инспекцию по местонахождению организации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, девятью месяцами, календарным годом (абз. 4 п. 2 ст. 80 НК РФ). Следовательно, периодичность подачи единой (упрощенной) декларации - поквартальная.
Формы (электронные форматы) налоговой отчетности, а также порядок их представления с сентября 2010 г. утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ). До принятия новых нормативных правовых документов действуют прежние правила оформления налоговой отчетности (п. 14 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования").
В настоящее время при оформлении единой (упрощенной) декларации используется форма, утвержденная Приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н. Этим же Приказом утвержден и Порядок ее заполнения.
Единая (упрощенная) декларация включает в себя два листа. На первом листе указываются:
В таблице первого листа приводятся названия налогов, по которым в течение квартала организации признавались налогоплательщиками, но объекты налогообложения по этим налогам не возникали. Наименования налогов заносятся в очередности, соответствующей нумерации глав части второй НК РФ по этим налогам: вначале НДС (гл. 21 НК РФ), а затем налог на прибыль (гл. 25 НК РФ).
По приводимым в единой (упрощенной) декларации налогам отражаются:
По НДС, у которого налоговый период - квартал, указывается код 3, в графе 4 - номер квартала.
По налогу на прибыль (налоговый период - календарный год) в графе 3 приводится код отчетного периода: 3 - если сведения подаются за I квартал, 6 - при подаче сведений за первое полугодие, 9 - если сведения подаются за девять месяцев, 0 - при подаче сведений за год. Номер квартала (графа 4) в этом случае не указывается.
При подтверждении достоверности и полноты сведений декларации руководителем организации указывается его фамилия, имя и отчество полностью. Руководитель ставит подпись и заверяет декларацию печатью организации.
Если же декларацию подписывает представитель организации, то, кроме фамилии, имени и отчества, необходимо указать наименование документа, подтверждающего его полномочия. Если доверенность на представление выдана другой организации, то декларацию подписывает ее руководитель. Его подпись должна быть заверена печатью этой компании.
Страницу 002 единой декларации организации не заполняют. Сведения о себе должны представить только граждане-налогоплательщики, не зарегистрированные в качестве предпринимателей.
Отчетность заполняется шариковой или перьевой ручкой черного либо синего цвета. Допускается распечатка декларации, заполненной в машинописном виде.
При исправлении ошибок зачеркивается неправильная запись и вписывается правильная. При этом каждое исправление надлежит заверить подписью руководителя (представителя) и печатью организации.
Как и обычную, единую (упрощенную) декларацию организации могут представить в инспекцию позже установленного срока - 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом. Это приведет к наложению штрафных санкций.
Минфиновцы в свое время пояснили, что ст. 119 НК РФ установлена ответственность налогоплательщика по конкретному налогу за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок соответствующей налоговой декларации по налогу в налоговый орган по месту учета. Налоговая санкция за такое налоговое правонарушение установлена в виде штрафов, выраженных в величине, кратной сумме налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, с учетом установленного для ее представления срока. При этом минимальный размер штрафа за указанное налоговое правонарушение установлен в отношении указанного налогоплательщика по конкретному налогу.
Отсюда чиновники сделали вывод, что ст. 119 НК РФ не содержит оснований для привлечения лица, признаваемого налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющего операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющего по этим налогам объектов налогообложения, за нарушение установленного п. 2 ст. 80 НК РФ срока представления единой (упрощенной) налоговой декларации.
Пунктом 1 ст. 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ. Указанная ответственность может применяться и в случае, когда единая (упрощенная) налоговая декларация представлена в налоговый орган с нарушением установленного срока (Письмо Минфина России от 03.07.2008 N 03-02-07/2-118).
Приведенные разъяснения финансового ведомства были направлены для сведения и использования в работе налоговых органов Письмом ФНС России от 21.07.2008 N ШТ-6-2/515.
Отметим, что судьи ФАС Дальневосточного округа с предложением финансистов не согласились. Они признали неправомерным привлечение налогоплательщика, представившего единую (упрощенную) налоговую декларацию за 2008 г. 30 января 2009 г. вместо установленного срока - 20 января, к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб. за несвоевременное представление налоговой декларации.
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 13.10.2009 N Ф03-5355/2009 они указали, что п. 1 ст. 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, тогда как ответственность за непредставление налоговой декларации предусмотрена ст. 119 НК РФ.
Поскольку ответственность за непредставление налоговой декларации предусмотрена специальной нормой, налоговый орган не вправе был привлекать налогоплательщика к ответственности по статье, предусматривающей другое налоговое правонарушение, а именно непредставление документов и иных сведений.
Организации, использующие упрощенную систему налогообложения, тоже имеют право представлять единую (упрощенную) декларацию при выполнении вышеприведенных условий.
Объектом обложения у "упрощенцев" могут быть доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).
Доходы при этом исчисляются как совокупность (п. 1 ст. 346.15 НК РФ):
Перечень же расходов, которые могут быть учтены при этом специальном режиме налогообложения, приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Следовательно, ни доходов, ни расходов у "упрощенца" за отчетный (налоговый) период не должно быть.
Не должно быть у него и движения денежных средств по расчетному счету и кассе.
"Упрощенцы"-организации по истечении налогового периода (календарный год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ)) представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего нахождения (п. 1 ст. 346.23 НК РФ). В то же время гл. 26.2 НК РФ не предусмотрено представление налоговых деклараций по указанному налогу за отчетные периоды.
Исходя из этого, фискалы пояснили, что по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, организации, не осуществляющие операций, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации), и не имеющие по этому налогу объекта налогообложения, представляют единую (упрощенную) налоговую декларацию только за налоговый период - календарный год (Письмо ФНС России от 08.08.2011 N АС-4-3/1284@).
Смысл представлять упрощенную декларацию есть, если она заменяет собой отчетность по нескольким налогам. Применение упрощенной системы налогообложения организациями, как известно, предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Они не признаются плательщиками НДС за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ. Иные налоги уплачиваются организациями в соответствии с законодательством о налогах и сборах (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Следовательно, при отсутствии объектов налогообложения в единую декларацию будут внесены сведения лишь по "упрощенке".
Решив представить рассматриваемую декларацию, "упрощенец" все-таки подвергает себя определенному риску. Не исключена вероятность, что со временем выяснятся обстоятельства, при которых единую декларацию он не вправе был подавать. Налоговики в этом случае потребуют представить декларацию по УСН. Срок же для ее подачи уже пройдет. И тогда организации не избежать штрафных санкций по ст. 119 НК РФ. При нулевой декларации это 1000 руб.
Таким образом, если "упрощенец" не ведет предпринимательскую деятельность, то, на наш взгляд, целесообразно представить в налоговые органы обычную нулевую декларацию по УСН, которую подать необходимо не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).
Аналогия прослеживается и при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
А вот при использовании системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности подать единую (упрощенную) декларацию организации, скорее всего, не удастся.
Налоговые декларации по ЕНВД по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ). Налоговым же периодом по единому налогу признается квартал (ст. 346.30 НК РФ).
По мнению контролирующих органов, налоговые декларации плательщикам ЕНВД надлежит подавать даже за те налоговые периоды, когда фактически деятельность, переведенная на уплату этого налога, не осуществлялась (была приостановлена) (Письмо Минфина России от 14.09.2009 N 03-11-06/3/233).
В такой ситуации "вмененщик", на взгляд финансистов, обязан уплачивать налог и подавать обычную декларацию по ЕНВД вплоть до снятия его с налогового учета в качестве плательщика этого налога (Письма Минфина России от 23.04.2012 N 03-11-11/135, от 14.09.2009 N 03-11-06/3/233). Обосновывают они это тем, что приостановление деятельности не освобождает налогоплательщика от уплаты налога, а сумма налога не зависит от размера фактически полученного дохода.
Налоговое законодательство, по суждению чиновников, не предусматривает для плательщиков ЕНВД представления нулевых деклараций (Письма Минфина России от 12.05.2012 N 03-11-11/155, от 06.03.2012 N 03-11-11/69, ФНС России от 10.10.2011 N ЕД-4-3/16690@).
Одно время фискалы высказывали противоположное суждение. Так, в Письме ФНС России от 27.08.2009 N ШС-22-3/669@ разъяснялось, что процесс осуществления вмененной деятельности не всегда предполагает наличие дохода как такового, в частности наличие физических показателей базовой доходности. Например, данная ситуация возможна при болезни работника, с которым заключен трудовой договор, просрочке поставки товара, аварийной ситуации, ремонте магазина и т.д. В связи с этим за такие налоговые периоды могла представляться нулевая налоговая декларация. О возможности представления нулевой декларации плательщиками ЕНВД сказано и в Письме ФНС России от 07.06.2011 N ЕД-4-3/9023.
Финансисты отреагировали на первое из указанных Писем налоговиков довольно быстро. Повторив в Письме Минфина России от 22.09.2009 N 03-11-11/188 еще раз изложенные выше тезисы, чиновники констатировали, что отсутствие в налоговом периоде физических показателей, используемых для исчисления единого налога, означает прекращение предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и возникновение обязанности снятия с учета в качестве налогоплательщика в установленном п. 3 ст. 346.28 НК РФ порядке. До момента же снятия с учета в качестве налогоплательщика сумма ЕНВД исчисляется по соответствующему виду предпринимательской деятельности исходя из имеющихся физических показателей и базовой доходности в месяц.
В дальнейшем налоговая служба склонилась к мнению финансового ведомства по данному вопросу и отозвала разъяснения, приведенные в Письме N ЕД-4-3/9023 (Письмо ФНС России от 10.10.2011 N ЕД-4-3/16690@).
Как видим, чиновники настоятельно рекомендуют при неосуществлении вида деятельности, переведенного на уплату ЕНВД (отсутствии величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности), рассчитывать сумму единого налога на вмененный доход исходя из вмененного дохода, а не фактически полученного. До снятия с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД субъекту предлагается:
Следование же этому означает, что организация, не осуществляющая предпринимательской деятельности, не может воспользоваться правом использования при составлении отчетности формы единой (упрощенной) декларации.
Сентябрь 2012 г.