После 1 января 2012 г. в налоговом законодательстве появилось много нового, в том числе новый вид налоговых проверок.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (далее - Закон N 227-ФЗ) внес новый разд. V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании" в часть первую НК РФ.
25 статей уточняют перечень взаимозависимых лиц. Именно "уточняют", потому что понятие "взаимозависимые лица" далеко не новое, оно было установлено ст. 20 НК РФ.
Статья 20 НК РФ продолжает действовать, но применяется исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с гл. 25 НК РФ до 1 января 2012 г. (п. 6 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).
Кстати, и ст. 40 НК РФ начиная с 1 января 2012 г. применяется исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с гл. 25 до 1 января 2012 г. (п. 6 ст. 4 Закона N 227-ФЗ). В остальном действует порядок, определенный ст. ст. 105.3 - 105.13 НК РФ. И если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица (ст. 105.3 НК РФ).
Налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, в случае если цена, фактически примененная в указанной сделке, не соответствует рыночной цене.
Для целей НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.
Как и ранее, взаимозависимыми признаются лица, если особые отношения между ними могут оказывать влияние:
- на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или)
- экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.
Необходимое уточнение: теперь для признания факта взаимной зависимости учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.
Причем влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами.
Статья 105.1 НК РФ прямо указывает, какие лица признаются взаимозависимыми, и по сравнению со ст. 20 НК РФ перечень существенно расширен.
И по-прежнему суд может признать лица взаимозависимыми по основаниям иным, не указанным в таблице, если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и результаты сделок, ими совершаемых.
Взаимозависимые лица
По ст. 20 НК РФ |
По ст. 105.1 НК РФ |
Одна организация |
Организации в случае, если одна организация |
Одно физическое лицо |
Физическое лицо и организация в случае, если |
Лица состоят |
Организации в случае, если одно и то же лицо |
|
Организация и лицо (в том числе физическое лицо |
|
Организации, единоличные исполнительные органы |
|
Организации, в которых более 50% от состава |
|
Организация и лицо, осуществляющее полномочия ее |
|
Организации, в которых полномочия единоличного |
|
Организации и (или) физические лица в случае, |
|
Физические лица в случае, если одно физическое |
|
Физическое лицо, его супруг (супруга), родители |
Еще одно новшество: организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по другим основаниям. Разумеется, при наличии соответствующих оснований, т.е. если отношения между ними могут оказывать влияние на результаты сделок.
Не могут быть признаны взаимозависимыми лица в следующих случаях:
- если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных, подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения;
- прямое и (или) косвенное участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми (могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям).
Вышесказанного и сказанного в НК РФ, в принципе, достаточно, чтобы можно было проанализировать степень взаимозависимости совершаемых сделок и снизить налоговые риски.
В порядке, предусмотренном гл. 14.5 "Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами" НК РФ, осуществляются проверки в отношении налога на прибыль, НДФЛ (применительно к индивидуальным предпринимателям, нотариусам, адвокатам), НДС (если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся плательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей плательщика НДС).
Корректировка соответствующих налоговых баз производится при выявлении занижения сумм указанных налогов. Также установлены способы определения доходов (прибыли, выручки) в сделках между взаимозависимыми лицами.
Контролируемые сделки - это новое понятие, которым обозначаются сделки между взаимозависимыми лицами.
Однако не все.
Во-первых, контролируемой может быть признана сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация.
Во-вторых, она признается таковой при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств.
Обстоятельство N 1: сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб. (за 2012 г. - 3 млрд руб., за 2013 г. - 2 млрд руб.) (п. 3 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).
Обстоятельство N 2: одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ в особых случаях (если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.).
Обстоятельство N 3: хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, работающим на ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности). При этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы. Данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн руб.
Обстоятельство N 4: если хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% (п. 5.1 ст. 284 НК РФ), при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам (если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.).
Наконец, обстоятельство N 5, которое будет применяться с 1 января 2014 г. (п. 4 ст. 4 Закона N 227-ФЗ): если хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ), налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны (если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.).
По требованию налогового органа суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, указанным в ст. 105.14 НК РФ.
К сделкам между взаимозависимыми лицами приравнивается, в частности, совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных ниже).
Такая совокупность приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами без учета наличия третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок. Необходимым условием для признания является то, что третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:
- не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
- не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом (применяется для сделок с плательщиками ЕСХН или ЕНВД с 1 января 2014 г., п. 2 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).
К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются также сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли. При условии, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:
- нефть;
- товары, выработанные из нефти;
- черные и цветные металлы;
- минеральные удобрения;
- драгоценные металлы;
- драгоценные камни.
Наконец, сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином России, также приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами.
Две последние группы сделок признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн руб.
Не могут быть признаны контролируемыми сделки:
- сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков. Исключения - сделки, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения НДПИ в особых случаях;
- сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
- указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
- указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
- указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
- указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
- отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми (пп. 2 - 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
Если налогоплательщик осуществляет контролируемые сделки, он обязан уведомлять налоговые органы о совершенных им в календарном году контролируемых сделках (ст. 105.16 НК РФ). Срок представления уведомления - не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Допускается представление уточненных уведомлений при обнаружении неполноты сведений, неточностей либо ошибок.
Однако это правило, сформулированное в ст. 105.16 НК РФ, до 1 января 2014 г. применяется в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает в 2012 г. 100 млн руб., в 2013 г. - 80 млн руб. (п. 7 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).
То есть в 2012 г. не надо подавать уведомления о контролируемых сделках за 2011 г.
Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде должны быть утверждены ФНС России по согласованию с Минфином России.
Надо будет указывать:
- календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;
- предметы сделок;
- сведения об участниках сделок:
- полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика - если организация состоит на учете в налоговых органах РФ;
- фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его ИНН;
- фамилию, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
- сумму полученных доходов и (или) сумму произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.
За неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком уведомления, содержащего недостоверные сведения, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).
Также предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, - штраф в размере 40% неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).
Впрочем, за налоговые периоды 2012 - 2013 гг. данные налоговые санкции не применяются, за налоговые периоды 2014 - 2016 гг. - будут применяться в размере 20% от неуплаченной суммы налога, с 2017 г. - в полном объеме (п. 9 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).
Май 2012 г.