Порядок и сроки уплаты госпошлины, ее размеры установлены гл. 25.3 НК РФ. При этом ст. 333.40 НК РФ определено, что в некоторых случаях излишне уплаченный сбор подлежит возврату. Рассмотрим на конкретных примерах условия, при которых плательщик госпошлины имеет право вернуть потраченные денежные средства.
Между организацией (покупателем) и индивидуальным предпринимателем (продавцом) заключен договор на поставку продукции (пиломатериала) на условиях 50%-ной предварительной оплаты. Организация указанное обязательство исполнила, перечислив на расчетный счет предпринимателя денежные средства в сумме 250 000 руб. Однако в связи с пожаром на складе готовой продукции отгрузка пиломатериала продавцом не произведена. Кроме того, предприниматель отказался в добровольном порядке возвратить авансовый платеж, который организация решила взыскать через суд. В связи с намерением обратиться в арбитражный суд ею была уплачена государственная пошлина в сумме 8000 руб. Однако исковое заявление подано не было, так как спор с предпринимателем был урегулирован в досудебном порядке: аванс в полном объеме возвращен.
Поскольку судебного разбирательства не последовало, несостоявшийся покупатель обратился в налоговый орган по месту нахождения арбитражного суда с заявлением о возврате госпошлины с приложением только подлинника платежного поручения. Налоговая инспекция, рассмотрев указанные документы, отказала в осуществлении зачета (возврата). Данное решение мотивировано отсутствием приложенных к заявлению судебных актов, заверенных гербовой печатью суда и подписью судьи (судей), об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной госпошлины. Правомерен ли отказ налогового органа в возврате излишне уплаченной госпошлины?
В силу ст. ст. 333.16, 333.17 НК РФ госпошлина - это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые имеют соответствующие полномочия, за совершением в отношении данных лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ плательщики уплачивают госпошлину при обращении в Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной).
Пунктом 3 ст. 333.18 НК РФ установлено, что госпошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. При этом факт уплаты госпошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Положениями пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо взысканных налогов. С данным правом корреспондирует обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или взысканных сумм налогов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (п. 1 ст. 32 НК РФ).
Согласно п. п. 6, 7 ст. 78 НК РФ возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы налога может быть произведен по его письменному заявлению в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, а при наличии недоимки по налогам и сборам или задолженности по пеням, начисленным по тому же бюджету, только после зачета указанной суммы в счет погашения задолженности.
Вместе с тем в соответствии с п. 14 ст. 78 НК РФ положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм госпошлины применяются с учетом особенностей, установленных гл. 25.3 НК РФ.
Основания и порядок возврата государственной пошлины определены ст. 333.40 НК РФ. В соответствии с пп. 4 п. 1 указанной статьи названный сбор подлежит возврату частично или полностью в случае отказа уплативших его лиц от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Пунктом 3 ст. 333.40 НК РФ установлено, что заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком сбора в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. При этом к заявлению должны быть приложены:
Из данной правовой нормы следует, что основанием для возврата госпошлины в случае отсутствия судебного акта об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины, является справка о наличии указанных обстоятельств.
В соответствии с п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 при отказе плательщика госпошлины от подачи искового заявления, иного заявления, жалобы арбитражный суд выдает по его просьбе справку о том, что исковое заявление, иное заявление, жалоба в суд не поступали. При этом указанная справка не подлежит обязательному заверению гербовой печатью суда. К такому выводу пришли арбитры в Постановлении ФАС ВСО от 18.11.2009 N А33-2934/2009.
Из-за того что организацией госпошлина уплачена в связи с обращением в арбитражный суд, для ее возврата следует руководствоваться перечнем документов, предусмотренным в абз. 6 п. 3 ст. 333.40 НК РФ. Как указывалось выше, для возврата названной госпошлины представления оригиналов (копий) платежных документов недостаточно. Обязательным условием осуществления возврата рассматриваемого сбора в данном случае является приложение к заявлению соответствующих документов из суда, подтверждающих наличие оснований для возврата из бюджета уплаченной госпошлины. Данные документы, в частности справка о том, что организация с исковым заявлением в арбитражный суд не обращалась, к заявлению приложены не были.
При таких обстоятельствах решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) принято налоговым органом правомерно, с учетом норм законодательства о налогах и сборах.
Между тем вынесение контролерами указанного решения не препятствует повторному обращению организации в налоговый орган для возврата излишне уплаченной госпошлины. С целью реализации данного права необходимо получить в арбитражном суде документы, подтверждающие наличие обстоятельств для возврата госпошлины, и приложить их к соответствующему заявлению. При этом в заявлении нужно указать, что подлинные платежные документы направлялись в налоговый орган ранее.
Данная позиция согласуется с мнением Минфина России, изложенным в Письме от 30.12.2011 N 03-05-06-03/101.
Организация обратилась в Департамент торговли и услуг г. Москвы за получением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции сроком на 5 лет. За выдачу лицензии в соответствии с требованиями пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ налогоплательщик уплатил госпошлину в размере 200 000 руб. Департамент принял решение об отказе в выдаче лицензии по причине нарушения организацией требований ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ (Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). В связи с тем что государственная услуга по выдаче лицензии не оказана, а юридически значимое действие не совершено, организация обратилась в департамент с просьбой вернуть государственную пошлину, на что получила отказ со ссылкой на отсутствие в ст. 333.40 НК РФ оснований для ее возврата. Имеет ли право налогоплательщик на возврат уплаченной госпошлины в сумме 200 000 руб.?
Федеральным законом N 171-ФЗ установлены правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в РФ.
В п. 2 ст. 1 указанного Закона закреплено положение о том, что розничная продажа алкогольной продукции является одним из видов деятельности, на осуществление которых выдается лицензия.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесены: осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции, выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, а также аннулированных лицензий.
В целях реализации названного Закона Постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 N 59-ПП утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" (далее - Регламент), в соответствии с которым полномочия по выдаче лицензий осуществляются Департаментом торговли и услуг г. Москвы.
В п. 2.7 Регламента приведен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги. В частности, для получения лицензии представляется копия документа об уплате государственной пошлины (п. 2.7.1.6). Аналогичное условие получения лицензии содержится в пп. 4 п. 1 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
В силу п. 2.27 Регламента за предоставление государственной услуги в соответствии с п. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ взимается государственная пошлина. Согласно указанной правовой норме госпошлина за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается в размере 40 000 руб. за каждый год срока ее действия. Порядок и сроки уплаты госпошлины за совершение уполномоченными органами юридически значимых действий определены ст. 333.18 НК РФ.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением указанных в пп. 1 - 5.2 данного пункта, госпошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
Согласно п. 5 ст. 333.18 НК РФ перечень и формы документов, необходимых для совершения юридически значимых действий, предусмотренных пп. 6 п. 1 указанной статьи, а также порядок их представления устанавливаются федеральными законами.
Статьей 19 Федерального закона N 171-ФЗ определен порядок выдачи лицензий. Согласно п. 17 данной статьи лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный организацией, но не более чем на пять лет. Следовательно, при предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции сроком на пять лет госпошлина должна быть уплачена в размере 200 000 руб. единовременно, до подачи заявления в лицензирующий орган.
Пунктами 3.1.3, 3.4 Регламента определено, что в рамках срока, установленного для процедуры обработки документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги, проводится внеплановая выездная проверка, целью которой является подтверждение соответствия сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах на выдачу лицензии, требованиям, установленным положениями ст. ст. 2, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ. Нарушение соискателем лицензии указанных положений Закона является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги (п. 2.21 Регламента).
Статьей 333.40 НК РФ определены основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины, уплаченной за совершение юридически значимых действий.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная госпошлина подлежит частичному возврату в случае, если соискателем лицензии на розничную продажу алкогольной продукции указанный сбор внесен в бюджет в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК РФ. В рассматриваемом случае организацией госпошлина рассчитана правильно, излишней уплаты не установлено.
Кроме того, согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ госпошлина подлежит возврату частично или полностью только в случае отказа лиц, ее уплативших, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное юридически значимое действие. Статья 333.40 НК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть произведен возврат или зачет рассматриваемого сбора. Такого основания, как возврат госпошлины в случае отказа в выдаче лицензии, не предусмотрено.
Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм госпошлины производится в порядке, установленном гл. 12 НК РФ. Следовательно, в случае отказа уполномоченного органа соискателю лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в ее предоставлении возврат или зачет госпошлины не производится.
Данные выводы согласуются с позицией финансового ведомства (см. Письма от 10.10.2012 N 03-05-05-03/21, от 01.06.2012 N 03-05-05-03/10, от 24.05.2011 N 03-05-05-03/18, от 28.07.2010 N 03-05-04-03/85), а также арбитражных судов (см. Постановления ФАС УО от 07.06.2012 N Ф09-3369/12, ФАС СКО от 31.01.2012 N А63-4954/2011, ФАС МО от 19.09.2011 N А40-152447/10-106-1051).
Ноябрь 2012 г.