В некоторых ситуациях НДС, принятый к вычету, необходимо восстановить. Это означает, что сумму налога нужно доначислить к уплате в бюджет, сделав в учете сторнировочную запись:
Дебет 68 Кредит 19
- восстановлен НДС.
Налоговый кодекс требует восстановить НДС (если фирма ранее приняла этот налог к вычету), когда товары (работы, услуги):
- применяются в производстве продукции, не подлежащей обложению налогом на добавленную стоимость (перечень товаров, которые не подлежат обложению НДС, дан в ст. 149 НК РФ);
- используются для реализации за пределами территории России;
- приобретены фирмой, освобожденной от уплаты НДС, или же фирмой, работающей на ЕНВД или упрощенной системе налогообложения;
- используются для операций, не признаваемых объектом налогообложения (такие операции перечислены в п. 2 ст. 146 НК РФ).
Кроме того, если фирма передает то или иное имущество в уставный капитал, то НДС, ранее принятый к вычету по нему, также необходимо восстановить.
Восстанавливают НДС в том квартале, в котором купленные ценности переданы или начинают использоваться для перечисленных операций.
Восстановленные суммы НДС должны быть учтены в составе прочих расходов фирмы.
По товарам и материалам налог восстанавливают в полном размере. По основным средствам и нематериальным активам - в сумме, пропорциональной их остаточной стоимости (без учета переоценки).
Обратите внимание: НДС не нужно восстанавливать при переходе на единый сельскохозяйственный налог. Но если фирма переходит на ЕНВД или на упрощенную систему налогообложения, то НДС следует восстановить в том квартале, который предшествует переходу.
Пример. В сентябре ООО "Пассив" приобрело компьютер стоимостью 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.). В этом же месяце "Пассив" оплатил компьютер и ввел его в эксплуатацию. Срок службы компьютера - три года. "Входной" НДС по компьютеру фирма приняла к вычету.
В сентябре "Пассив" оплатил и оприходовал канцтовары на сумму 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Сумму НДС по канцтоварам фирма также приняла к вычету. Однако к концу декабря канцтовары оставались на складе фирмы. С 1 января следующего года "Пассив" перешел на упрощенную систему налогообложения. Бухгалтер "Пассива" должен сделать такие проводки:
в III квартале
Дебет 08 Кредит 60
- 30 000 руб. - оприходован компьютер;
Дебет 19 Кредит 60
- 5400 руб. - учтен НДС по компьютеру;
Дебет 60 Кредит 51
- 35 400 руб. - оплачен компьютер;
Дебет 01 Кредит 08
- 30 000 руб. - компьютер введен в эксплуатацию;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 5400 руб. - принят к вычету НДС по компьютеру;
Дебет 10 Кредит 60
- 10 000 руб. - оприходованы канцтовары;
Дебет 19 Кредит 60
- 1800 руб. - учтен НДС по канцтоварам;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 1800 руб. - НДС по канцтоварам принят к вычету;
Дебет 60 Кредит 51
- 11 800 руб. - оплачены канцтовары;
в IV квартале
Дебет 20 (26, 44) Кредит 02
- 2500 руб. (30 000 руб. : 3 года : 12 мес. x 3 мес.) - начислена амортизация по компьютеру в октябре - декабре;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 1800 руб. - восстановлен НДС по канцтоварам;
Дебет 91-2 Кредит 19
- 1800 руб. - НДС по канцтоварам учтен в прочих расходах;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 4950 руб. - ((30 000 руб. - 2500 руб.) x 18%) - восстановлен НДС, приходящийся на остаточную стоимость компьютера;
Дебет 91-2 Кредит 19
- 4950 руб. - НДС по компьютеру учтен в прочих расходах.