Планирование сокращения штата.
При планировании сокращения необходимо планировать расходы, связанные с увольнением работников.
Расходы, связанные с увольнением работников, могут составить до 5 окладов в соответствии с трудовым законодательством. В соответствии с ТК РФ работодатель должен уведомить об увольнении работника за 2 месяца, при этом работник имеет право на получение компенсации до 3 месяцев в случае нетрудоустройства.
Также нельзя забывать о компенсации за неиспользованный отпуск.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:
с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подп. 2 "д" п. 1 ст. 9);
с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.
Такие же положения относились и к единому социальному налогу, что отмечалось в письме Минфина России от 11 марта 2009 г. N 03-04-06-01/54. Так, финансовое ведомство отмечает, что выходное пособие в размере среднего месячного заработка, выплачиваемое в соответствии со ст. 178 ТК РФ, не облагается ЕСН. Такие выплаты являются компенсационными и связаны с увольнением работника.
Таким образом, при планировании затрат на сокращение, пенсионные взносы нужно поступать следующим образом.
Виды выплат/ |
2 месяца, |
Выплаты, |
Компенсация |
Выплаты, |
Пенсионные |
+ |
- |
+ |
- |
Выход на пенсию.
Следует отметить, что в Федеральном законе от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) данные выплаты не указываются в качестве необлагаемых.
Вместе с тем по ЕСН была сформирована иная практика. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 27 ноября 2009 г. N КА-А40/11847-09 по делу N А40-4794/09-126-15 суд пришел к выводу, что единовременные выплаты при выходе на пенсию экономически необоснованны, а значит, они не уменьшают облагаемую базу по налогу на прибыль. В связи с этим данные суммы не облагаются ЕСН (п. 3 ст. 236 НК РФ).
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17 декабря 2009 г. по делу N А46-9365/2009, Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 1 октября 2007 г. N Ф04-6886/2007(38804-А27-25) по делу N А27-1550/2007-6.
Расчет резервов.
Многие предприятия пользуются правом формировать различные резервы будущих расходов. Это делается с целью распределить их равномерно в течение года. Не секрет, что, например, расходы на оплату отпусков резко возрастают в летнее время, но существенно уменьшаются в другие месяцы. Чтобы избежать подобных перепадов и их влияния на налогообложение, можно воспользоваться положениями Налогового кодекса, которые позволяют это делать. Сходная ситуация с ежегодными вознаграждениями за выслугу лет и по итогам работы за год, которые вообще, как правило, выплачиваются раз в год.
Согласно п. 1 ст. 324.1 НК РФ налогоплательщик, который решит равномерно в течение года отражать расходы на оплату отпусков, отражает в учетной политике для целей налогообложения ряд важных моментов, связанных с этой процедурой.
Налогоплательщик предполагает, какова в предстоящем году будет сумма расходов на оплату отпусков. Соответственно этому предположению он рассчитывает процент отчислений в резерв: находит отношение указанной суммы к общей величине расходов на оплату труда. Причем общая величина расходов на оплату труда включает в себя и предполагаемую сумму отпускных (письмо Минфина России от 8 сентября 2008 г. N 03-03-06/1/511).
Важно помнить, что в порядок расчета данных резервов внесены изменения, которые следует учесть с 2010 г. Дело в том, что в предполагаемую величину расходов на оплату отпусков включается не только собственно сумма, которая выдается работникам на руки, но и налоги, которые организация с этих сумм выплачивает в бюджет. При расчете резерва на 2010 г. надо будет учесть сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование с этих расходов, а дополнительно еще и сумму взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На конец налогового периода, т.е. календарного года, необходимо провести инвентаризацию того, как резерв на оплату отпусков использован (п. 3 ст. 324.1 НК РФ). Если какая-то часть резерва осталась недоиспользованной, то она включается в состав налоговой базы текущего налогового периода и учитывается в составе внереализационных доходов.
Пример.
Компания "Ромашка" запланировала на 2010 г. фонд оплаты труда в размере 100 млн. руб., в том числе отпускных - 20 млн. руб. Учетной политикой предусмотрено в этом году формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков. В январе ФОТ составил 4 млн. руб., отпускных выплачено в размере 3,5 млн. руб.
Страховых взносов на указанный ФОТ необходимо начислить в размере 27 млн. руб. (учтены ставки, предусмотренные для страховых взносов в 2010 г. в п. 1 ст. 57 Закона о страховых взносах общей суммой 26%; ставку взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний примем равной 1%). Страховые взносы, начисленные на резерв отпускных, равны 5,4 млн. руб. (20 млн. руб. x 27%).
Найдем отношение для ежемесячных отчислений в резервный фонд. Оно равно 0,2 ((20 млн. руб. + 5,4 млн. руб.) / (100 млн. руб. + 27 млн. руб.)).
Таким образом, отчисление в резервный фонд на предстоящую оплату отпусков составит 0,8 млн. руб. (4 млн. руб. x 0,2). Именно эта сумма будет учтена в расходах в январе.
Надо иметь в виду, что согласно подп. 2 "д" п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах не подлежат обложению страховыми взносами выплаты работнику за неиспользованный отпуск.
В целом необходимо отметить, что планирование фонда оплаты труда и зарплатных налогов является многоаспектным вопросом. При планировании зарплатных налогов необходимо, прежде всего, ориентироваться на фонд оплаты труда, его увеличение или уменьшение в планируемом году, а также на изменения законодательства в части изменения зарплатных налогов. Особое внимание следует уделять вопросам налогообложения в отдельных случаях, таких как сокращение штата, формирование резервов, выплаты в связи с уходом на пенсию и другие.