Комментарий к статье 17 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования": Внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам
По сравнению с действовавшим до 31 декабря 2009 г. порядком внесения изменений в налоговую декларацию по ЕСН установленный Законом N 212-ФЗ порядок не изменился, нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие складывающиеся при этом правоотношения, были перенесены в него практически дословно.
В настоящее время изменились только органы, теперь это ФСС РФ и ФОМС РФ.
На основании ч. 1 ст. 17 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном данной статьей.
Согласно ч. 2 ст. 17 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, не считается представленным с нарушением срока.
На основании ч. 3 ст. 17 Закона N 212-ФЗ, если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов до истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, он считается поданным в день подачи уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Исходя из ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ, если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случаях:
1) представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени;
2) представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.
Как указано в ч. 5 ст. 17 Закона N 212-ФЗ, уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов по форме, действовавшей в расчетный период, за который вносятся соответствующие изменения.
Ранее (до 31 декабря 2009 г.) в случае если организация и ее филиалы, имеющие отдельные расчетные счета и самостоятельные балансы, состояли на налоговом учете в одном налоговом органе и по представленным в налоговый орган декларациям (расчетам) по ЕСН по головной организации числится недоимка, а по ее филиалам - переплата по ЕСН, то было возможно уменьшение сумм ЕСН в карточке лицевого счета головной организации и доначисление сумм налога в карточках лицевых счетов ее филиалов посредством подачи уточненных деклараций (расчетов). То есть налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации (расчеты) как по головной организации, так и по филиалам, частично исполняющим обязанности налогоплательщика (письмо УМНС РФ по г. Москве от 02.09.2004 N 11-14/56728). В настоящее время официальной позиции контролирующих органов нет, но возможно, что в аналогичной ситуации плательщикам страховых взносов следует поступать указанным образом.