Переход на упрощенную систему налогообложения хоть и носит добровольный характер, однако не может быть осуществлен ранее чем с начала следующего налогового периода. Исключение сделано лишь для вновь созданных организаций (новоиспеченных ИП) и плательщиков ЕНВД, которые посреди года утратили право на применение "вмененки". Проблема в том, что налоговики на местах прекрасно понимают: с точки зрения наполнения казны, конечно же, более выгодно "экс-вмененщика" до наступления нового года "помучить" в рамках общего режима налогообложения...
В силу обязательности применения такого спецрежима, как "вмененка", нюансы перехода на УСН для плательщиков ЕНВД на первый взгляд совсем неактуальны. Однако при всей своей безальтернативности "вмененка" имеет массу ограничений по категории хозяйствующих субъектов, которые могут ее применять. Кроме того, на уплату ЕНВД те или иные виды деятельности переводятся по решению местных властей. Соответственно, их же волей "вмененка" может быть и отменена. Тем самым шансов слететь со спецрежима предостаточно и более вероятно, что подобный казус произойдет в середине года. Вот здесь-то гораздо выгоднее "экс-вмененщику" было бы перейти именно на "упрощенку", нежели на общий режим налогообложения. Но, к сожалению, право выбора в данном случае есть далеко не всегда.
Согласно п. 2.3 ст. 346.26 Налогового кодекса плательщик ЕНВД, который по итогам налогового периода не отвечает требованиям пп. 1, 2 п. 2.2 ст. 346.26 Кодекса, считается утратившим право на применение "вмененного" режима с начала того квартала, в котором допущено несоответствие. Причем в силу прямого указания данной нормы подобный казус означает автоматический переход именно на общий режим налогообложения без каких-либо альтернатив. И хотя при этом традиционные налоги налогоплательщик должен будет исчислять и уплачивать так же, как если бы организация или индивидуальный предприниматель были только что зарегистрированы, в целом вновь созданными признаваться они не могут. А значит, доступ на УСН для них откроется лишь с начала следующего года, поскольку именно год является налоговым периодом как в общей системе налогообложения, так и на УСН.
Напомним, что согласно Налоговому кодексу фирмы и предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, могут подать соответствующее заявление в инспекцию в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего тому, начиная с которого будет применяться спецрежим (п. 1 ст. 346.13 НК). Вновь созданные компании или только зарегистрировавшиеся коммерсанты могут подать заявление о переходе на УСН в течение пяти дней с момента постановки на налоговый учет и с той же даты применять выбранный спецрежим (абз. 1 п. 2 ст. 346.13 НК). Однако в рассматриваемой ситуации, как уже указывалось, данное правило неприменимо.
Впрочем, есть и еще одна категория налогоплательщиков, которая вправе перейти на УСН и с середины года. Причем речь идет как раз о бывших "вмененщиках", но не о всех.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса перейти на УСН с начала того месяца, в котором прекращена обязанность по уплате ЕНВД, вправе те организации и предприниматели, которые выпали из "вмененных" рядов до окончания текущего календарного года в соответствии с нормативными правовыми актами местных властей. Однако проблема заключается в том, что налоговики и налогоплательщики нередко расходятся в толковании данной нормы относительно того, какие изменения законодательства в данном случае актуальны.
Стоит отметить, что до 1 января 2008 г. в абз. 2 п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса речь шла лишь о законодательстве субъектов РФ. Однако и тогда специалисты Минфина России разъясняли, что данная норма распространяется и на нормативные правовые акты представительных органов муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, лишающие налогоплательщиков права применять "вмененку" (Письмо Минфина России от 10 мая 2006 г. N 03-11-04/2/100). Другое дело, что при этом чиновники, как правило, подразумевают изменения местного законодательства, в соответствии с которыми вид деятельности, осуществляемый фирмой (предпринимателем), более не подпадает под уплату ЕНВД. Вместе с тем судьи нередко смотрят на эту проблему не столь узко.
В Постановлении от 23 января 2008 г. по делу N А09-6259/07-12 судьи ФАС Центрального округа рассмотрели следующую ситуацию. Итак, некий предприниматель на основании лицензии и распоряжения администрации занимался перевозкой пассажиров на городском коммерческом маршруте и уплачивал ЕНВД. Правда, такая возможность была предоставлена ему лишь до проведения в установленном порядке конкурса на право заключения договора на выполнение перевозок по указанному маршруту. К сожалению, победителем в состоявшемся впоследствии тендере был признан другой коммерсант. Однако прежний перевозчик нашел неплохой выход из сложившейся ситуации: свои транспортные средства он сдал в аренду все тому же предпринимателю, выигравшему конкурс. Сам же ПБОЮЛ направил в инспекцию заявление о переходе на "упрощенку".
Поскольку заявление было подано бизнесменом не в установленные для этого сроки, а именно в феврале, налоговики в применении УСН ему отказали. При этом исключение, предусмотренное в абз. 2 п. 2 ст. 346.13 Кодекса, в данном случае показалось им несостоятельным. Как посчитали ревизоры, данная норма распространяется только на те ситуации, когда фирмы перестают быть плательщиками ЕНВД, поскольку осуществляемый ими вид деятельности местными властями исключен из перечня "вмененных".
Однако судьи указали, что именно в связи с проведенным администрацией города конкурсом предприниматель утратил право осуществлять пассажирские перевозки, а вместе с ним и возможность уплачивать ЕНВД. А значит, все основания для того, чтобы воспользоваться особым порядком перехода на УСН, предусмотренным п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса, у него имелись.
Также внимания заслуживает недавнее Постановление ФАС Уральского округа от 6 апреля 2011 г. N Ф09-1756/11-С3. В данном случае судьи посчитали оправданным применение абз. 2 п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса, если имело место внесение изменений непосредственно во "вмененную" главу Налогового кодекса. Но обо всем по порядку.
На сегодняшний день в целях применения "вмененки" под розничной торговлей понимается торговля (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. Ранее же, до 1 января 2006 г., розничной торговлей в целях применения "вмененки" считались торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет.
Согласно же п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса по договору розничной купли-продажи продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Таким образом, лишь с 1 января 2006 г. главным критерием для разграничения розничной торговли и оптовых продаж (которые не переводятся на ЕНВД) стало дальнейшее использование покупателем приобретенных товаров.
В связи с этим, когда в августе 2006 г. предприниматель стал реализовывать товары юрлицам и ИП по договорам поставки (для использования, связанного с предпринимательской деятельностью), понимая, что утратил право на "вмененку", он подал заявление в ИФНС и перешел на УСН. Однако налоговики посчитали, что применять "упрощенку" коммерсант был вправе только со следующего налогового периода, то есть с 2007 г. Утрата права на спецрежим, по их мнению, в данном случае была связана не с изменением местного законодательства, а с началом ведения предпринимателем нового вида деятельности.
Вместе с тем судьи с данными доводами не согласились и расценили корректировку понятия розничной торговли в Налоговом кодексе как достаточное основание для применения особого порядка перехода на УСН, закрепленного в абз. 2 п. 2 ст. 346.13 Кодекса.