Выездная проверка в отличие от камеральной часто является "приятной" неожиданностью, ведь налоговики заранее о ней не предупреждают. Выездные проверки плательщиков, применяющих спецрежимы, имеют свои особенности. К чему нужно быть готовым бухгалтеру компании, применяющей "упрощенку" или уплачивающей единый налог на вмененный доход? Об этом читайте в нашем материале.
По общему правилу выездные проверки проводятся на территории налогоплательщика. На практике часто случается так, что налогоплательщик не имеет возможности предоставить группе инспекторов помещение для проведения выездной проверки. В этом случае проверка проводится по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). Основанием для этого обычно служит письменное заявление налогоплательщика. Однако и без такого заявления специалисты налогового органа могут провести проверку в помещении инспекции, выехав к налогоплательщику, например, только для проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) или не посетив его вовсе. Это нарушает процедуру выездной проверки. Но если такое нарушение не привело к принятию налоговым органом незаконного решения по результатам проверки, то оспорить действия инспекторов по этому основанию вряд ли получится. А вот если, не проведя мероприятия налогового контроля на территории налогоплательщика, ревизоры упустили что-то важное, можно смело обращаться в суд. Так, ФАС Московского округа Постановлением от 20.08.2010 N КА-А40/8830-10 отменил решение налогового органа, вынесенное по результатам выездной проверки, поскольку вследствие упрощенной процедуры проверки (без выезда к налогоплательщику) проверяющие сделали ошибочные выводы, послужившие основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
Напомним, что выездная налоговая проверка начинается со дня вынесения решения о ее проведении и продолжается в течение двух месяцев (п. п. 6 и 8 ст. 89 НК РФ). Чтобы ознакомить директора компании с решением, проверяющие могут сами прибыть по месту нахождения юридического лица или вызвать представителя компании в инспекцию. В ходе проверки налоговики могут проводить различные мероприятия налогового контроля (п. п. 12 - 14 ст. 89 и ст. ст. 90 - 97 НК РФ). Как правило, одновременно с решением о проведении выездной проверки вручается и требование о представлении документов (ст. 93 НК РФ). Ревизоры могут также провести осмотр помещений, их замеры (при участии специалистов БТИ), опросить должностных лиц налогоплательщика и т.д.
Налогоплательщик обязан выполнять требования налоговых инспекторов при проведении выездной проверки и не должен какими-либо действиями препятствовать их законной деятельности при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ). В частности, необходимо обеспечить инспекторам доступ ко всем документам, которые связаны с исчислением и уплатой налогов, в том числе и к подлинникам (Письма Минфина России от 11.05.2010 N 03-02-07/1-228 и от 25.03.2009 N 03-02-08-20).
Компаниям необходимо учитывать, что сбор данных заканчивается в последний день срока проверки. Проверяющие должны составить и выдать налогоплательщику справку о проведенной проверке и покинуть его территорию (п. 15 ст. 89 НК РФ), а если проверка проводилась на территории налогового органа - возвратить компании все ранее представленные подлинники документов. С этого момента начинаются систематизация и обработка полученных в ходе проверки данных для составления акта выездной налоговой проверки. Налогоплательщик не обязан выполнять требования налоговиков о представлении документов, полученные после составления справки о проведенной проверке.
Первое, что проверят ревизоры, - это обоснованность применения специального налогового режима. Ведь, если удастся выявить, например, нарушение установленных НК РФ ограничений для применения спецрежима, это будет чревато для компании серьезными последствиями: налоговики начислят налоги по общему режиму да плюс еще насчитают пени и предъявят штрафы. И даже возможность вернуть ранее перечисленные платежи по ЕНВД или "упрощенке" как излишне уплаченные вряд ли компенсирует компании такие потери.
Нормами НК РФ установлены запреты и ограничения при применении УСН. Так, запрещено применять УСН банкам, страховщикам, пенсионным и инвестиционным фондам, ломбардам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, частнопрактикующим нотариусам, иностранным организациям и др. (п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Понятно, что эти статусы не могут быть утрачены с целью перехода на УСН. С другой стороны, ограничения, например, по численности персонала, остаточной стоимости основных средств, участию других организаций и некоторые другие в принципе могут быть соблюдены компанией, намеренной применять "упрощенку".
Для целей уплаты ЕНВД также должны соблюдаться ограничения по численности работников и участию других организаций (пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). Кроме того, на ЕНВД не переводятся индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную "упрощенку", учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общепита, если эти услуги оказываются самими учреждениями и необходимы для их функционирования, и др. (пп. 3 - 5 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).
При несоблюдении ограничений, установленных пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, "вмененщик" утрачивает право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД и переходит на общий режим налогообложения с начала квартала, в котором допущены такие нарушения.
На некоторых ограничениях для применения спецрежимов мы остановимся чуть подробнее.
Численность персонала
Одним из общих ограничений для ЕНВД и "упрощенки" является численность персонала - она не должна превышать 100 человек. Однако понятие численности и соответственно ее расчет для этих спецрежимов разные. У субъектов малого бизнеса, применяющих УСН, отслеживается средняя численность, а у плательщиков ЕНВД - среднесписочная численность работников.
В Письме ФНС России от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@ указано, что среднесписочная численность работников по состоянию на установленную дату определяется налогоплательщиком в соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников", утвержденными Приказом Росстата от 13.10.2008 N 258 (в ред. от 23.10.2009 N 234).
А Минфин России рекомендовал для определения средней и среднесписочной численности работников руководствоваться Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278, которым утверждены Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения (далее - Указания), в частности формы N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" (см. Письмо Минфина России от 21.07.2008 N 03-02-07/1-297).
Согласно Указаниям в расчет средней численности работников включается среднесписочная численность работников, средняя численность внешних совместителей и средняя численность работников, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера (п. 80). При этом работники, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, учитываются при расчете численности как целые единицы в течение всего периода действия договора, совместители - пропорционально отработанному времени.
Методика расчета среднесписочной численности работников приведена в п. п. 81 - 84 Указаний. Среднесписочная численность работников определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Чтобы рассчитать среднесписочную численность за месяц, необходимо просуммировать списочную численность работников за каждый календарный день месяца, включая выходные и нерабочие праздничные дни, и разделить полученную сумму на число календарных дней в этом месяце.
Среднесписочная численность работников за период, превышающий месяц, определяется так: рассчитывается среднесписочная численность за каждый месяц периода, а затем сумма полученных значений делится на количество месяцев в периоде.
Численность работников списочного состава за выходной или нерабочий праздничный день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. Если подряд следуют два выходных или нерабочих праздничных дня и более, в расчет берется списочная численность за рабочий день, предшествовавший выходным или праздникам.
Численность работников, в том числе среднесписочная численность, округляется до целых единиц и в отчетности показывается в целых единицах (пп. 84.4 Указаний).
Пример. ООО "Север" применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. В компании установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье). По состоянию на 1 мая 2011 г. в компании работали 95 человек, из них 90 человек работали по трудовым договорам (в том числе двое внешних совместителей), а с пятью были заключены гражданско-правовые договоры. Один сотрудник уволился 10 мая, а два новых сотрудника были приняты на работу по трудовому договору с 20 и с 25 мая. В течение мая один работник был направлен в служебную командировку по России, пять работников находились в ежегодных оплачиваемых отпусках, а двое - на больничном.
В списочную численность работников за май 2011 г. ООО "Север" включит всех сотрудников, за исключением внешних совместителей и работавших по гражданско-правовым договорам. Работники, находившиеся в ежегодных отпусках, командировках и на больничном листе, учитываются в списочном составе за каждый календарный день отпуска (командировки, болезни) как целые единицы.
Таким образом, среднесписочная численность работников ООО "Север" за май 2011 г. составила 88 человек [(88 x 10) + (87 x 9) + (88 x 5) + (89 x 7) = 2726 : 31 = 87,935 = 88].
Аналогичным образом рассчитываются показатели численности по внешним совместителям и работающим по гражданско-правовым договорам. Как видим, понятие средней численности работников шире, чем понятие среднесписочной численности, а значит, ограничение численности в отношении компаний, применяющих УСН, более жесткое, чем для "вмененщиков".
Инспекторы проверят соблюдение ограничения численности, изучая трудовые и гражданско-правовые договоры, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости и ведомости на выплату заработной платы, расходные кассовые ордера и другие документы, свидетельствующие о выплате доходов физическим лицам по каким-либо основаниям.
Кстати, применять УСН может компания, среднесписочная численность работников которой превышает 100 человек на дату подачи заявления, если это нарушение будет устранено до 1 января года, с которого предполагается применение "упрощенки". Такое мнение высказал Минфин России в Письмах от 01.12.2009 N 03-11-06/2/254 и от 25.11.2009 N 03-11-06/2/248. Конечно, при проведении выездной проверки такой компании повышенное внимание инспекторов к вопросу соблюдения численности персонала обеспечено.
Участие других компаний
У компаний на "упрощенке" и "вмененке" доля участия других организаций не должна превышать 25%. Исключение составляют компании, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, и организации потребительской кооперации. Для компаний, применяющих УСН, с 1 января 2011 г. установлены и другие исключения из этого правила, касающиеся, в частности, хозяйственных обществ, созданных научными и образовательными учреждениями для внедрения и практического применения результатов интеллектуальной деятельности.
И здесь Минфин России занимает такую же позицию, как с ограничением по численности.
То есть, если по состоянию на 30 ноября доля участия другой организации в уставном капитале компании превышает 25%, но к 1 января эта доля будет снижена до допустимого размера, компания вправе с 1 января перейти на УСН (Письмо Минфина России от 29.01.2010 N 03-11-06/2/10).
Проверяется соблюдение данного ограничения путем изучения документов, связанных с куплей-продажей долей в уставном капитале, решений общих собраний акционеров, а также по сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц. Ведь внесенные в учредительные документы изменения приобретают силу с момента их государственной регистрации. И, если изменения в учредительные документы, после которых доля участия в компании других организаций составит менее 25%, будут внесены, а заявление о государственной регистрации таких изменений подано не будет, компания не сможет применять спецрежим. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 04.10.2010 по делу N А05-20122/2009 (Определением ВАС РФ от 04.02.2011 N ВАС-12/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).
Есть обособленное подразделение? Ничего страшного!
Другое важное ограничение: компания, применяющая УСН, не должна иметь филиалы и (или) представительства (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Соответственно сведения о них содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (пп. "н" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Поэтому для проверки соблюдения данного ограничения инспекторы в первую очередь обратятся к учредительным документам компании и сведениям, содержащимся в госреестре. А также могут проанализировать наличие счетов в банках в других регионах, трудовые договоры с работниками, не проживающими в месте регистрации компании, и пр. Но если компанией создано обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, то это не влияет на правомерность применения УСН (Письма Минфина России от 16.05.2011 N 03-11-06/2/76, от 10.12.2010 N 03-11-06/2/186 и др., УФНС по г. Москве от 20.10.2010 N 16-15/110055).
Не велика ли остаточная стоимость?
Немаловажным является и ограничение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, которая у "упрощенцев" не должна превышать 100 млн руб. (пп. 16 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Определяется остаточная стоимость ОС и НМА по правилам бухгалтерского учета. Если компания совмещает "упрощенку" с ЕНВД, то стоимость ОС и НМА рассчитывается в целом по организации (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). При определении остаточной стоимости учитываются только ОС и НМА, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ. Имущество, которое не признается амортизируемым, для целей определения остаточной стоимости ОС и НМА, позволяющей применять "упрощенку", не учитывается. Например, не учитывается стоимость земельного участка, поскольку земля не подлежит амортизации в силу прямого указания (п. 2 ст. 256 НК РФ). Также не учитывается имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений (приобретенное за счет целевых средств) и используемое в некоммерческой деятельности (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ, Письмо Минфина России от 26.11.2009 N 03-11-06/2/251).
Следите за доходами!
Компании, применяющей УСН, необходимо не допускать превышения величины предельного размера доходов. В период с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. эта величина составляет 60 млн руб. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы превысили 60 млн руб., начиная с квартала, в котором допущено такое нарушение, компания должна перейти на общий режим налогообложения (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ). Кстати, нужно учитывать, что само по себе неоднократное в течение ряда налоговых периодов приближение выручки компании к пороговым значениям насторожит инспекторов и будет поводом для углубленного изучения вопросов аффилированности компании, заключения посреднических договоров и пр. Проверять соблюдение лимита доходов ревизоры будут на основании книг учета доходов и расходов, выписок по расчетным счетам, кассовым документам и материалам о деятельности налогоплательщика, истребованным у контрагентов компании.
При проверке правильности исчисления и уплаты ЕНВД инспекторы также уделят повышенное внимание компаниям, допустившим неоднократное приближение к предельным значениям показателей, установленных ст. 346.26 НК РФ, в частности площадей торговых залов и залов обслуживания посетителей (их площадь по каждому магазину или объекту общепита не должна превышать 150 кв. м), количества автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг (их не должно быть более 20), и т.д.
Напомним, что при применении ЕНВД реальные показатели финансово-хозяйственной деятельности не отслеживаются, поскольку расчет налоговых обязательств производится на основании вмененного дохода, определяемого исходя из базовой доходности, количества единиц физического показателя и установленных коэффициентов К1 и К2. "Вмененщики" ведут только учет физических показателей, необходимых для исчисления суммы ЕНВД за налоговый период. Исключение составляют случаи ведения раздельного учета при совмещении налоговых режимов, когда налогоплательщику приходится фактически вести учет доходов и расходов по деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, чтобы обосновать неотражение таких доходов и расходов в налоговой отчетности и регистрах учета по деятельности, в отношении которой применяются иные режимы налогообложения.
Компании, применяющие "упрощенку", ведут налоговый учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - книга учета), форма которой утверждена Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н. Книга учета может вестись как на бумажном носителе, так и в электронном виде. И в том и в другом случае книга учета за налоговый период должна быть заверена печатью и подписью должностного лица налогового органа. В инспекцию для этого, конечно же, книга учета представляется на бумаге, с пронумерованными страницами, прошитая и скрепленная подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печатью организации (индивидуального предпринимателя - при наличии у него печати). Книгу учета, которую хозяйствующий субъект предполагает вести на бумажном носителе, нужно заверить в инспекции до начала ее ведения, а книгу учета, которая в течение налогового периода велась в электронном виде, - не позднее срока, установленного для представления соответствующей налоговой декларации за этот период (п. 1.5 Порядка заполнения книги учета).
Кстати, вопрос о необходимости заверения книги учета налоговым органом является спорным. Согласно позиции Минфина России в целях обеспечения достоверности книги и с учетом того, что плательщики налога по УСН не ведут бухучет и не представляют бухгалтерскую отчетность, они обязаны представлять книгу в территориальный налоговый орган для заверения (Письмо от 16.06.2009 N 03-11-11/110).
По мнению ВАС РФ, требование об обязательном заверении книги учета не противоречит положениям ст. 346.24 НК РФ (Определение от 22.12.2009 N ВАС-13965/09 и Решение от 11.09.2009 N 9513/09).
А ФНС России в Письме от 03.02.2010 N ШС-22-3/84@ отмечает, что НК РФ не устанавливает ни сроки, ни порядок представления книг в налоговый орган. В связи с этим налоговые органы не вправе требовать обязательного представления книги учета для заверения, она заверяется только по просьбе налогоплательщика. Однако в Письме от 02.02.2011 N КЕ-4-3/1459 фискалы указали, что отсутствие показателей финансово-хозяйственной деятельности у организации, представившей книгу учета в налоговый орган для заверения, не является основанием для отказа в заверении книги. В этом же Письме ФНС России указывает, что ст. 120 НК РФ устанавливает налоговую ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, в частности за отсутствие регистров налогового учета. Значит, позиция налоговиков такова, что книгу учета для заверения в налоговый орган плательщик вправе не представлять, но за это его оштрафуют? Напомним, что возможность привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 120 НК РФ за отсутствие регистров налогового учета или неправильное отражение в них информации появилась у фискалов после внесения в указанную статью соответствующих изменений п. 45 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
Исходя из изложенного книгу учета лучше представить для заверения в налоговый орган в установленном порядке. Ведь, если инспекторы откажутся признать ведение компанией налогового учета, ссылаясь на отсутствие заверенной ими книги, это может повлечь и более серьезные последствия, чем привлечение компании к ответственности по ст. 120 НК РФ. Так, у компании, совмещающей УСН и ЕНВД, могут возникнуть проблемы с подтверждением факта ведения раздельного учета, а это может повлечь дополнительное начисление налога по УСН, если, допустим, ревизоры не признают обоснованность отнесения расходов на "упрощенку" (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.02.2011 N А56-22594/2010). Возможно, в суде удастся доказать свою правоту, но к чему создавать себе проблемы?
Данные книги учета инспекторы сверят с первичными документами и налоговыми декларациями, проанализируют полноту учета доходов и расходов, проверят наличие среди контрагентов компании фирм-однодневок и взаимозависимых лиц и истребуют у контрагентов информацию о сделках с компанией в порядке, установленном ст. 93.1 НК РФ.
Между прочим, не только контролирующие органы, но и суды, рассматривая налоговые споры, придают большое значение ведению хозяйствующим субъектом налогового учета и его достоверности. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 01.03.2011 по делу N А78-3971/2010 указал, что предприниматель представил в суд первичные документы, отраженные в которых суммы отсутствуют в книгах учета доходов и расходов. Эти документы предпринимателем не представлялись ни инспекторам при проведении выездной налоговой проверки, ни при обжаловании решения инспекции в вышестоящий налоговый орган. Исправления в книгу учета не вносились. Также предпринимателем не представлялись и не были отражены в учете уточненные налоговые декларации. В связи с этим суд не счел возможным принять представленные документы в обоснование расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. А высшие арбитры не нашли оснований для пересмотра данного дела в порядке надзора (Определение Президиума ВАС РФ от 28.04.2011 N ВАС-5260/11).
У компаний, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, инспекторы проверят соответствие расходов, учтенных при определении налоговой базы, перечню расходов, приведенному в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Указанный перечень является закрытым. И, по мнению контролирующих органов, не подлежит расширенному толкованию, то есть расходы, не поименованные в нем прямо, или расходы, которые не могут быть однозначно отнесены к какой-либо его позиции, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитываются (см., например, Письма Минфина России от 01.02.2011 N 03-11-11/22 и от 28.01.2011 N 03-11-06/2/09, УФНС России по г. Москве от 21.01.2011 N 16-15/005285@ и от 17.11.2010 N 16-15/120859 и др.).
Все расходы должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252, абз. 1 п. 2 ст. 346.16 НК РФ). К некоторым видам расходов предъявляются специальные требования (абз. 2 п. 2 и п. п. 3 и 4 ст. 346.16 НК РФ). Проконтролируют ревизоры и правильность учета при определении налоговой базы по УСН убытков, полученных в прошлых налоговых периодах. Если компания уплачивает ЕНВД или применяет "упрощенку" с объектом налогообложения "доходы", то уж обязательно проверят обоснованность и правильность уменьшения налога на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму пособий по временной нетрудоспособности.
Сейчас во многих регионах введены пониженные ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Пониженная ставка может быть установлена как для всех "упрощенцев", так и для отдельных категорий налогоплательщиков. Так, единую ставку по УСН 5% независимо от категории налогоплательщиков устанавливает Закон Липецкой области от 24.12.2008 N 233-ОЗ. А Законом Московской области от 12.02.2009 N 9/2009-ОЗ установлена налоговая ставка в размере 10% для отдельных категорий налогоплательщиков, осуществляющих один из 29 видов экономической деятельности согласно Приложению к данному Закону, определяемых в соответствии с ОКВЭД.
При этом региональным законом могут быть установлены какие-либо критерии для отнесения налогоплательщика к льготной категории, например доля выручки от "льготного" вида деятельности в общей выручке компании. Поэтому в задачу инспектора также входит проверка права на применение пониженной ставки налога по УСН. Если компанией применяется пониженная ставка, а условия для ее применения не соблюдены, ревизоры дополнительно начислят налог по обычной ставке - 15%.